'Вишнёвый сад' по-американски (но интереснее, чем у Чехова)
Ох, редко я ставлю высший балл фильмам или сериалам... Но сейчас как раз такой случай! Первые два сезона отличные, жду третий.
По-моему, тут нечего улучшать. Всё гармонично и замечательно. И что самое удивительное, тут фактически нет какой-то стержневой истории, на которую далее сценаристы нанизывают 'мясо'. Есть просто ряд центральных и ряд второстепенных персонажей, у каждого из которых есть какая-то своя история. И эти истории вовсе не обязаны (как думают многие сценаристы) быть какими-то головокружительными и неожиданными. Нет, дело не в этих историях как таковых, а в том замечательном венке, в который они сплетаются. (Можно даже сказать, в ажурной диадеме.) А в целом мы видим картину того, как старая американская аристократия (потомки англосаксонских поселенцев, ставившие себя выше новых 'понаехавших') оттесняется на задний план новым классом - капиталистами, не имеющих длинной родословной, но имеющих капитал. Уходит одна эпоха, приходит другая (отсюда и ассоциации с 'Вишнёвым садом').
При этом я, кажется, впервые увидел в американском кино (по крайней мере, таком - коммерчески успешном) тему борьбы рабочих за свои права. Да-да, та самая тема, которая была так популярна в советские годы (тут уже можно вспомнить, например, 'Угрюм-реку'). Наконец американский кинобизнес осознал и отразил, что капитализм - это не только капиталисты, но и пролетариат. Что ж, любопытненько...
Далее выделю плюсы, которые мне особенно запомнились.
Несмотря на возрастной рейтинг 18+, этот сериал вполне можно смотреть с детьми, лет эдак от 12-ти. Постельные сцены нечасты и показаны намёками, как в старом добром советском кино, один раз за 2 сезона мелькает женская грудь. В целом никакой пошлости. По нынешним временам это диковинная редкость!
Картинка очень красивая. Великолепие костюмов и декораций. На большом экране в формате высокой чёткости смотреть очень приятно - глаз радуется.
Создатели сериала - и это опять-таки редкость - не пытаются выжимать слезу из зрителя, применять эмоциональные качели. Никаких жестоких сцен и форсированного трагизма. Сериал нисколько 'не грузит', после него неизменно остаётся приятное послевкусие. Он именно развлекает, в самом хорошем смысле этого слова, то есть позволяет приятно и интересно провести время.
НА ЗАМЕТКУ РОССИЙСКИМ СЦЕНАРИСТАМ: мне понравилось, как создатели сериала обращаются с непростыми эпизодами из американской истории (классовое и половое неравенство, расизм и т.п.). Они вовсе не посыпают головы современных американцев пеплом, просто показывают - да, было так. И сам собой делается вывод, что сейчас стало гораздо лучше. А кто молодец? Да все мы (американцы, то есть) молодцы, что прошли такой большой и сложный путь! Виват, Америка! Да, именно такой пафос (который местами всё-таки сквозит чересчур сильно). В нашем кино я просто не знаю таких примеров. Как показать какие-то тяжёлые, отталкивающие моменты нашей истории - так это охотников полно. Но вот сделать какие-то жизнеутверждающие выводы - так нет, у нас так не принято. В итоге после российских фильмов и сериалов на историческую тематику постоянно остаётся неприятное, горькое послевкусие. А тут нет...
Второй сезон слишком однотипен с первым, вау-эффекта больше нет. Поэтому всё больше чётче замечаем, что богатые в этом сериале ведут себя как дети, а прислуга им подыгрывает.
В первом нам было интересно наблюдать то, что в США когда-то было настоящее что-то английское: наряды, экипажи, дома и т.п. От этого всего до сих пор остались постройки в том же Нью-Йорке.
Второй сезон уже слишком типичный и однотипный. Думается, что к первому готовились очень долго и продуманно. А второй уже штопали второпях, хотя наряды дам всё ещё красивы.
Уникальной темой второго сезона стало то, что мы узнали, что среди прислуги есть тот, кто когда-то был среди богачей, но потом был вынужден смириться с новой для себя должностью. И, наоборот, среди прислуги была та, которая теперь стала дамой высшего общества.
В остальном всё та же мыльная опера, но в ней всё работает как швейцарские часы... или японские - всё выверено и точно. Люди влюбляются, кто-то женится, люди расстаются, люди хотят стать кем-то в обществе, кто-то достигает чего-то, а кто-то, увы, умирает, только-только обретя счастье. Попутно мы смотрим на технические, архитектурные и прочие инновационные свершения тех лет. Смотрим на оперный театр и новый мост. В конце прошлого сезона видели первую интерпретацию подсвеченных электричеством домов. Опять же затрагиваем тему расизма в США, отправляясь в южный штат, где всё ещё крепки старые предрассудки рабовладельчества. Отдельной темой идёт борьба рабочих за свои права, в частности за 8-часовой рабочий день - знаменитая профсоюзная деятельность в США, ставшая со временем одной из самых мощных внегосударственных систем, хотя и не менее коррумпированной, как и прочее.
Позолоченный век... век, где много позолоты, но что под ней? Ржавчина или что позловонней?
Разница между английскими и американскими традициями.
1880-ые, Нью-Йорк. США уже прошли через изнурительную гражданскую войну и отменили рабство, постепенно все пережитки рабовладельчества искореняются (кроме неявного расизма, хотя на севере он менее явный). Изначальные поселенцы Америки (населявшие эти земли ещё до революции или войны за независимость от Англии), имеющие европейские корни, часто английские, всё ещё владеют каким-то состоянием и влиянием, но век новых инноваций вроде развития железных дорог дарят американцам новых влиятельных личностей, которые имеют быстро нажитые огромные деньги, но не имеют благородного происхождения, зато хотят влиться в круг так называемых влиятельных. Влиятельным же нужны деньги, но они не очень хотят пересекаться с неблагородными.
В итоге имеем кучу Аббатств Даунтон, можно сказать, на одной улице почти. Есть те, кто воспитан практически в викторианском стиле и не принимает в свой круг новых богачей без благородного имени. Есть те, кто очень хочет влиться в такое сообщество и косит под него. Есть даже афроамериканка, которая хочет урвать своё в новом мире. Есть и прочие. У нас есть все от самых низов вроде кухарок и прислуги до властелинов-пластилинов нового мира.
Век прошлый по-английски столкнулся с веком новым по-новоамерикански. На самом деле между ними нет разницы. И там, и там лгут, обманывают, воруют, скрывают под благородством много всякой всячины, желают славы и денег, хорошей партии. Под позолотой этого (нашего настоящего) мира тоже не ромашки и одуванчики цветут и пахнут вовсе не розами. Об этом фильм.
Как немного почитал, сериал очень долго готовили. Это не продукт нескольких недель или даже нескольких месяцев. Это что-то большее и куда лучше прочего ширпотреба сериального американского.
Еще когда сериал 'Аббатство Даунтон' приближался к своему завершению, были разговоры о том, что его создатель Джулиан Феллоуз планирует создать приквел о молодых годах Роберта Кроули и его (будущей) супруги Коры. Поклонники не могли не заинтересоваться. Но в итоге было решено снять нечто новое, о новых героях, перенося действие в Америку. Не сразу (только после выхода второго сезона) я пришла к Позолоченному веку. И это был на удивление интересный сериал!
1880е годы. Нью-Йорк. Благодаря стремительному экономическому развитию страны после завершения Гражданской войны, самые богатые семейства американского общества буквально купались в роскоши, устраивали грандиозные приемы, а также боролись за то, чтобы попасть в круг избранной элиты. В это время юная девушка Мэриан Брук, вынужденная покинуть Пенсивальнию после банкротства и смерти отца, переезжает к своим тетушкам, которые принадлежат к одному из уважаемых семейств Нью-Йорка ван Райн. Напротив их дома в роскошном особняке проживают Расселлы, сколотившие баснословное богатство на железных дорогах. Мать семейства, Берта Расселл готова на все, чтобы попасть в высшее общество Нью-Йорка, которые высокомерно смотрят на таких нуворишей, как Расселлы.
Конечно же, когда выпускается сериал, позиционирующий себя как спин-офф, то ему не избежать сравнений с оригиналом. Но самой главное помнить то, что хоть их и создал один и тот же человек, но каждый проект принадлежит не только к разным временных эпохам, но и к разным странам и культурам. Все-таки Европа и особенно Англия - это тысячелетняя история, вековые традиции и уклад, который не менялся долгие годы. Тогда как Америка - это страна возможностей, новизны, развития, где каждый может добиться успеха, богатства и процветания. И это осознание станет ключом к пониманию происходящего на экране. Мы видим как герои сериала хотят достичь чего-то, стать кем-то большим чем они есть сейчас, и если в Англии такое казалось бы странным и даже в чем-то неуместным, в Америке середины-конца XIX века - все кажется возможным.
Если в Аббатстве в центре сюжета было семейство вымышленное (несомненно имеющее несколько реальных прототипов), то в Позолоченном веке у персонажей вполне угадываемые прототипы, и к тому же, реально существовавшие личности также принимают в действии самое активное участие. Сериал можно еще назвать и в чем-то историческим - ведь мы можем увидеть и понять, как жили представители высшего американского общество, поразиться их роскоши, величественными особняками, пышными приемами, пестрыми дамскими нарядами, шляпками, перчатками, зонтиками... Также в сюжет включают знаковые события того времени, как открытие тех мест, которые тогда казались чем-то невозможным и невероятным (как проведение электричества, открытие Бруклинского моста и театра Метрополитен). Видим также и знаменитые баталии между представителями (даже представительницами) высшего света, которые борются за право быть принятыми в так называемый клуб избранных, а затем и возглавить этот самый клуб - также основанные на реальных событиях.
Актерский состав также не может не подвергнуться сравнению с Аббатством - и тут кстати Позолоченный век несколько проигрывает. В том плане, что не все персонажи столь же яркие и запоминающиеся. Ведь если в Аббатстве уже с первой серии запоминаешь имена не только господ, но и некоторых слуг, то здесь требуется больше времени. Я бы сказала, это из-за слишком стремительного темпа повествования: порой действие так быстро несется вперед, что не успеваешь попросту запомнить всех персонажей сериала. Либо не на каждом так тщательно сконцентрировано внимание. Однако, можно сказать, что ко второму сезону эту проблему исправили - когда героям выделяется достаточно времени для развития, то и наблюдать за ними стало не только понятнее, но и в разы интереснее.
Хоть не всем дается достаточно времени, но все же многие герои сериала достаточно интересные, с яркими характерами. Дом ван Райнов, который состоит из авторитарной, гордой и справедливой Агнес (Кристин Барански) и ее доброй и чуткой сестры Ады (Синтия Никсон), которые принимают у себя свою племянницу Мэриан (Луиза Джейкобсон), что уже полностью меняет их спокойную и размеренную жизнь. Ведь Мэриан молодая и свободолюбивая, жаждущая открывать новый мир, знакомиться с новыми людьми, сделать что-то новое. И это часто не нравится тетушке Агнес, которая не привыкла когда ей перечат, не одобряет новых знакомых и некоторые занятия племянницы. Ада же, хоть часто и поддерживает старшую сестру, но куда мягче и деликатнее решает проблемы, помогая Мэриан освоиться в новом городе, найти новый путь и свое счастье. Мэриан же начинает новую жизнь и попадает в самую гущу противостояния старого и нового миров, порой совершает ошибки, но остается невероятно доброй и сострадательной девушкой, у которой впереди еще столько всего.
Напротив их дома (как бы противоположность старого мира) живут сказочно богатые Расселы - железнодорожный магнат, барон-разбойник Джордж Расселл (Морган Спектор), его деятельная и влиятельная жена Берта (Кэрри Кун) с детьми Ларри (Гарри Ричардсон), который мечтает добиться успеха самосоятельно, без помощи отца, и Глэдис (Таисса Фармига), которая мечтает вырваться из-под надзора предприимчивой матери, у которой явно большие планы на дочь. Впечатление они производят ошеломляющее: Джордж - добившийся всего сам, крепко держит свою империю под контролем, управляет многочисленными предприятиями и тысячами рабочих, оставаясь при этом примерным семьянином, который безумно любит супругу и детей. Его жена - решительная, расчетливая, высокомерная Берта же на протяжении обоих сезонов впечатление производила двоякое. Пытаясь попасть в высшее общество она использует любые средства (даже самые сомнительные), вызывает одновременно и восхищение, и сочувствие, и раздражение. Понимая, кто был ее историческим прототипом (и что именно произошло в конце второго сезона), я с некоторой тревогой жду того, какой она будет в третьем сезоне...
Довольно яркой героиней была и Пегги Скотт (Дене Бентон) - молодая журналистка из афроамериканского общества (хоть и обеспеченного, но подчеркивающего расовое неравенство, возникшее как раз во время Позолоченного века), ставшая подругой для Мэриан, которая также мечтает достичь успеха, даже несмотря на протест ее консервативных родителей.
Позолоченный век - сериал, который ко второму сезону становится самостоятельным произведением с живой историей, увлекательными персонажами, собственным колоритом и большими планами для развития. Третьего сезона я буду ждать с большим предвкушением.
Порой отвлекаюсь от сути и просто внимательно вглядываюсь в кадр. HBO в этом фильме создали параллельную вселенную из красивых вещей. Костюмы: уверен, сами жители конца 19-го века позавидовали бы таким костюмам. Огромное число разных шляпок и шляп, манерно сделанных, с перьями, брошью, подвязками, интерьерно-показной подсветкой в которой играет дополнительную роль драгоценный свет камней. Платья с корсетами, бантами, шнуровкой, в атласной переливке. Разные модели мужских смокингов. Тщательно проработанные уличные сцены погружают вас в эпоху Нью-Йорка конца 19-го века.
Залы подобны Эрмитажным (по ходу картины, управляющий из дома напротив сравнивает интерьер посещённого украдкой дома с Версалем). Ненавязчивые крупные планы резной мебели, канделябров, хрустальных люстр, интерьерных скульптур. Авторы сериала напитывают картину 'аристократическим благочестием' этикета, обращая внимание на десятки мелочей, включая отличие сервировки на английский и американский манер.
Особый жанр сарказма в лице хозяйки дома. Многие помнят короля сарказма - Анатолия Папанова (крылатые фразы: шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты; тебя посадют, а ты не воруй …) и родилась его королева - Кристин Барански. Благодаря авторской подаче, каждое её эффектное появление в приглушённом свете предвкушает ваше саркастическое ожидание в улыбке, последующее высказывание вызывает лёгкий смешок не переходя черту к жанру комедии.
Резюмируя - картину можно с удовольствием смотреть даже забыв про сюжет (тоже замечательный!).
Джулиан Феллоуз, видимо, думает, что раскрыл секрет успешного сериала - просто покажи жизнь аристократов и их слуг. Найди наивную леди, которой обязательно разобьют сердце. Ещё подыщи девочку-аристократку, которую тиранит мама и отвергает ее женихов. Введи дворецкого и несколько завистливых слуг. Пропиши парочку конфликтов на почве того, кто кого аристократичнее. И облеки героев в красивые платья и шикарные интерьеры. Вуаля. Только вот всё это уже где-то было и подано настолько пресно, что с первой серии 1-го сезона уже точно знаешь, чем закончится история каждого героя сезоне так в 6-м.
Ощущение плохо слепленного кино и пародии на Аббатство Даунтон не покидает весь сезон. Только в Аббатстве был очень классный каст и оригинальные сценарные линии, здесь же - вымученные попытки сделать картину по 'успешному' образцу.
Главная героиня (которая ищет любовь) внешне мила, но глубоко не раскрыта, впрочем как и остальные герои. В них нет внутреннего конфликта, какой-то внутренней истории и объёмности чувств, поэтому воспринимаются они исключительно как актёры и не вызывают доверия.
(Хотя старая консерваторша, которая всегда рубит правду-матку, заставляет восхититься своей прямолинейностью и взглядом на мир без розовых очков).
По итогу смотреть стоит только из-за погружения в красивый исторический мир и атмосферы. Хотя к истории тоже вопросы.
Понятно, что в картине не стоит искать полного соответствия исторической правде, но то, как показана жизнь темнокожих аристократов - даже для меня перебор. В тех же сказочных 'Бриджертонах' мы понимаем, что на экране - вымысел. Здесь же сценаристы упорно талдычат, что богатые темнокожие, играющие на фортепиано в пышных платьях - это норма того времени. А в следующей серии показывают, что темнокожим нельзя голосовать, появляться в общественных местах и участвовать в политических партиях. Сплошные вопросы.
Я не то, чтобы пожалела о просмотре, но сериал настолько пресный, что через день забываешь имя главной героини, а сценарные ходы следующего сезона можешь разрисовать на салфетке.
Сериал явно строился как длинный и масштабный проект и остается надежда, что сценаристы смогут предложить что-то интересное в следующем сезоне. Хотя после такого первого не факт, что буду смотреть.
Этот фильм прекрасен тем, что чуть ли ни каждый диалог можно растащить на цитаты.
- Деньги не самое важное.
- Деньги самое важное, когда их нет.
Очень атмосферное и точно бьющее в одну цель кино. Его часто пытаются сравнить с Аббатством Дуантон. Но кроме исторической хронологии эти сериалы не имеют ничего общего. Аббатство лелеет традицию, упивается ее красотой и утонченностью. Позолоченный век это фильм о новом, молодом, о конфликте старого и нового. 'Они вас и не любят, потому что вы новое, а они уже прошлое.'
С исторической точки зрения это тоже очень сильный фильм. Первые кадры, когда повозки едут по какому-то лесу сопровождаются титрами Cental Park - это сейчас центр Нью-Йорка, начало его самого дорогого и престижного района Манхеттена. Конечно, для того чтобы лучше почувствовать этот фильм лучше побывать в этом городе и на его улицах. Именно тогда очень хорошо чувствуешь какой путь прошли американцы за 150 лет.
Но это кино не только о Америке. Оно о том, что часто так ценимая традиция это уже только чванство и бессмысленное высокомерие. Как бы некоторые не цеплялись за конфедерацию, домострой, прелести старых побед и героический поражений, время все равно берет свое.
Здесь конечно потрясающие костюмы, великолепные декорации. Они выстроены таким образом, что глядя на главную героиню невольно представляешь как бы она похорошела разлохматив свою строгую, вычурную прическу.
Актуальный эскапизм или нарядный сериал о переменах
1880-е. Светский Нью-Йорк. Джулиан Феллоуз. О, да.
Новая историческая драма создателя «Аббатства Даунтон», так же, как и его главное детище, поначалу подкупает тем, ради чего в первую очередь и смотрят подобные шоу: декорациями и костюмами. Причудливые шляпки утром и играющие при свете свечей шелка вечером, искусные фарфоровые чашки на званых обедах и сверкающий хрусталь на балах, и независимо от времени суток всегда набитые произведениями искусства богатые особняки. Но чем больше любуешься формой, тем сильнее наслаждаешься содержанием.
Термин «позолоченный век» обозначает «эпоху беспрецедентно интенсивного экономического роста США», когда в страну хлынули новые деньги, «заработанные на строительстве железных дорог, шахтах и финансовом рынке». Мир тогда изменился бесповоротно, и Феллоуз, взяв за основу противостояние старых и новых денег, изящно преподносит конфликт на примере светских приверженцев традиционного уклада, где людей из категории «сделал себя сам» пока признавать отказываются. Кто ж знал, что вскоре именно они станут достоянием Америки и современной культуры вообще!
Проводником между традиционалистами и новоявленными выскочками становится осиротевшая дочь генерала-южанина — по совместительству младшая дочь Мэрил Стрип, — которая думала, что интересы ее нью-йоркских тётушек ограничиваются лишь осуждением американской манеры сервировать стол (в старых домах признавался исключительно британский вариант). Но, как и все у Фэллоуза, оказывается гораздо глубже.
Достойно, сдержанно, со вкусом.
Для кого?
Для тех, кто желает погрузиться в эпоху «неудержимого роста благосостояния молодой нации».
«Позолоченный век» неприятно ругать. Красиво же. И потом, вроде все на уровне. Милые люди со своими репликами. Сильная независимая амбициозная чернокожая девушка в героях. Социальный конфликт. Господа-слуги. Отцы-дети. Старые-новые слои общества. Немножко про быт и нравы, немножко про историческую среду, штрихпунктиром высосанная из пальца любовная драма..
Но ничего этого недостаточно для хорошего кино. Вроде как попытались сготовить блюдо по даунтоновскому рецепту, но там не хватило специй, тут уверенности в себе, а главный ингредиент вообще заменили вкусовыми добавками. Тот самый, который главный в каждом блюде, в Эбби он был, пусть наивный, неуклюжий, сказочный, но дух, любовь и сердце к предмету. Здесь же просто постановка. Не за что зацепиться, все катится и катится гладко и плоско как написано.
Хуже всего, совершенно невыразительные герои. Раньше мы знали всех по именам и лицам, были в курсе каждой судьбы, не только истории, но и личности, здесь.. нет, мне все же кто-то нравился.. мучительно пытаюсь вспомнить.. возможно, мистер Маккалистер с его любопытной двойственной позицией и смешным характерным смехом. Но что я о нем знаю после всего сезона? Ничтожно мало. Скорее просто удачно сыгранная второстепенная роль, чуть блеснувшая на фоне всех остальных.
Что у «Века» хорошего? Ненапряжность и спокойствие. Можно включить и расслабиться, не ожидая внезапностей. Даже если на экране размолвка влюблённых, светская ссора или драматический жизненный поворот, все будут говорить вежливые слова, желать друг другу хорошего дня и стараться поступить правильно.
Но это на любителя, а из самых больших плюсов - работа художников и костюмеров. Платья и интерьеры шикарные. Особенно платья. Можно смотреть только на них.
Скажу честно, я ожидал от режиссера большего. Аббатство Даунтон стало для меня одним из самых просматриваемых серийных фильмов в 2010-е годы. Он был для меня тем же, чем был Гарри Поттер и Властелин колец.
Персонажи были прекрасны. Все запомнились и все полюбились. Что Лорд Грэнтем, Кора и Леди Вайолетт( Мэгги Смит играла профессора Макгонагалл, в том же Гарри Поттере). Мишель Докери сыграла в свое время своенравную внучку СМерти в Санта Хрякусе. И кстати, довольно неплохо. Плоский мир также мне запомнился. Терри Прачетт не менее талантлив, чем Джоанна Роулинг
Но что больше всего мне понравилось, это сериал про английскую знать. Замечу, что ранее я не разбирался в вопросах наследования титула и имения. Однако, этот сериал стал для меня ценным приобретением. Красивая природа и добродетельные персонажи.
Могу сказать, что другие молодые актеры ранее мне неизвестные, тоже не подкачали. Это радует глаз и душу.
Позолоченный век - это больше плагиат на предыдущую работу. И если Хоббит все три части можно было смотреть с воодушевлением. Хотя автор повторял многие свои ходы. Дракон смог превзойти все мои ожидания.
В чем я согласен с другими авторами рецензий. Позолоченный Век не имеет ни одного хорошего персонажа. Ясное дело, что есть конфликты. Но они искусственные. Агнес Ван Райн напомнила Леди Розамунд, сестру Лорда Грэнтема, которая с недоверием относиться ко всем. Не то что это плохо. Однако, персонаж получился пресным и неинтересным.
Берта Рассел - жена нового магната. Скажу честно, если Агнес можно простить холодность к другим. То поведение Берты мне непонятно. Женщина постоянно ходит с холодным лицом и не улыбается.
Что касается Мэриэн, то абсолютно пустой персонаж получился. Дочка Мэрил Стрип не унаследовала талант матери, увы.
В общем, история скучная и безынтересная. Не говоря уже об этом яром феминизме, национальных стереотипах и повторения идей.