Тематически этот фильм Джона Форда продолжает дискурс 'Поисков'. Опять в центре повествования двое несколько экзальтированных мужчин, которые сталкиваются со страшной реальностью взаимного существования индейцев и переселенцев. Пытаясь спасти из плена женщин и детей, наши герои попадают в ситуации, когда благопристойное внешне общество оказывается более, чем недружелюбным. Женщины, прожившие вместе с индейцами оказываются порицаемыми и действительно, в среде команчей к ним было более корректным отношение. Да и самим индейцам приходилось непросто - атмосфера бесправия и произвольных повешений была показана достаточно ярко.
Так что же перед нами: история фрагмента жизни двух мужчин или погружение в мир Дикого Запада? На мой взгляд, все же введение персонажей и знакомство с ними, тут не более, чем повод. Джон Форд фиксировал внимание на самых острых вопросах американской истории, достаточно смело обнажая неблаговидные умалчивания. Наверное, резкий обличительный запал 'нерассказанной истории' несколько оттеняет зрительскую привлекательность фильма. Поэтому фильм береь свое не как целостное произведение, а как эффектная коллекция исторических характерных зарисовок. К тому же, исполняющий второстепенную роль Ричард Уидмарк тут очень точно попадает в образ, противопоставляя несколько заторможенному герою Джеймса Стюарта, истинно 'янский', маскулинный нерв.
По тропе «Искателей» в сторону «Сержанта Ратлиджа»
Ещё раз Джон Форд в своём творчестве обращается к теме, ранее затронутой им в 'Искателях' (1956) - теме плена белого человека индейцами и многолетнего нахождения пленника в индейском племени. На мой взгляд, интерпретация данной фабулы, сделанная в 1961-м году, ничуть не хуже тех же 'Искателей', а 'Два всадника' - очень сильный фильм как в фильмографии Д. Форда, так и сама по себе мощная картина.
МакКейб, шериф небольшого городка на Диком Западе (в его роли великий и звёздный Джеймс Стюарт) - человек крайне предприимчивый, ловкий и практичный. Он поставил себя в городке так, что лучше просто и некуда - ему подносят холодное пиво, когда он лежит в своём кресле, закинув ноги на перила террасы, подают зажжённую сигару... Все заведения городка 'отстёгивают' шерифу 10% доходов, а умная и привлекательная хозяйка салуна Белль Арагон (Анелли Хэйз) предлагает МакКейбу вместо 10 процентов все 50 - прозрачный намёк на женитьбу. И даже военные заинтересованы в помощи МакКейба - за шерифом специально прислан целый отряд кавалеристов во главе с лейтенантом Джимом Гэри (прекрасная роль Ричарда Уидмарка). Недолго думая, шериф, дабы избавиться хотя бы на время от назойливого внимания Белль Арагон, соглашается поехать с Гэри в расположение форта правительственных войск.
В форте собралась толпа простого люда - у всех у них индейцы в разное время угнали в плен малолетних детей. Имя МакКейба - человека, умеющего вести диалог с индейцами, да и просто способного творить чудеса - у всех у них вызывало трепет, люди едва ли не молились на него. 'Только МакКейб сможет нам помочь' - таково было всеобщее мнение. Именно поэтому командир местной кавалерийской части майор Фрэзер (Джон МакИнтайр) и послал за МакКейбом.
Разговор Фрэзера и МакКейба принёс сплошное разочарование обеим сторонам: майор не понравился новоявленному шерифу, так как за столь опасное дело, как вызволение пленников, не мог предложить ничего сверх армейского жалования, а практичность МакКейба и его умение считать деньги, в свою очередь, вызвало отвращение у Фрэзера. После отказа МакКейба взяться за дело майор отдал приказ лейтенанту Гэри осуществить то же самое - то есть, освободить из плена индейцев белых детей. Тем временем, МакКейб, переговорив лично со многими из тех, у кого индейцы угнали детей, получил обещания о солидных гонорарах в случае возврата их чад, и переменил своё решение! Таким образом, в опаснейший поход поехали двое - МакКейб и Гэри. Очевидно, именно отсюда происходит название картины Д. Форда - 'Два всадника' (в другом переводе - 'Двое ехали вместе').
Они не просто ехали вместе. Это был поход двух героических личностей - прямолинейного, благородного и самоотверженного лейтенанта, и старающегося просчитать каждый свой шаг, но при этом по-своему не менее благородного шерифа. Нельзя сказать, что между двумя друзьями всё шло безоблачно - своей цели, в результате, они добились разными путями. Но не спешите делать выводы по ходу картины и досмотрите всё до конца. Вы увидите много интересного и неожиданного.
Например, блистательного актёра Вуди Строуда в несколько шокирующей для его поклонников роли одного из вождей индейцев по имени Каменный Бык. Или, наоборот, весьма типичную ипостась Гэнри Брэндона, в очередной раз воплотившего на экране верховного вождя племени команчей. Знакомого толстячка Энди Дивайна в роли сержанта. Наконец, очаровательную Линду Кристал, сыгравшую одну из индейских пленниц - ключевую роль, давшую картине Д. Форда новое направление.
Да, вся концовка фильма проходит под знаком темы 'расовая нетерпимость' - это выглядит по-настоящему сильно и во многом перекликается с предыдущим фильмом автора 'Сержант Ратлидж'. Почему один человек считает себя выше другого, только лишь исходя из цвета кожи? Откуда в этом человеке столько высокомерия и превосходства? Может быть, это всего лишь вопрос воспитания? Я думаю, 'Два всадника' - кинопроизведение классика вестерна - поможет каждому что-то лично для себя понять, отвечая на все эти вопросы.