Привет, дорогой читатель! Перед тем, как читать сиё полотно, задумайся, когда ты хочешь оценить откровенно провальную картину, какие эпитеты лезут в голову? Тягомотная ахинея? Нужно хуже. Жалкая бесталанная посредственность? Ещё хуже. Отвратительная пошлятина? «Проклятие монахини Роуз» — это хуже всего этого вместе взятого. Это квинтэссенция бреда, возведённая в тысячную степень. Но давай все-таки по порядку.
Дивным воскресным вечером, в разгар карантина и самоизоляции, молодой, пышущий жаром организм не заставить сидеть дома без дела, ведь так хочется на что-нибудь сходить, как в старые добрые времена. И хочется забыть про очевидное — ничего стоящего в прокат не выпускают с апреля, и очевидно раньше 2021 не выпустят, хоть убейся. Утешаешь себя мыслью, что пусть это будет не лучший фильм, но и требований высоких не предъявляешь. Не допускайте моих ошибок, не тратьте зря ваши время и деньги.
В этой рецензии будет мало про сам фильм, если это творение можно так назвать. Давай сразу разберёмся с этой неизбежной частью и пойдём дальше.
На первых минутах картина знакомит нас с главной героиней и ее семейством. У отца психоз на фоне военных флешбэков, он вскакивает из-за стола и зарубает всех присутствующих топором. Всех, кроме дочурки. Дочурка отправляется в монастырь, ведь «там лучше, чем в детдоме», где выясняется, что психические отклонения передались ей по наследству, и по прошествии 10 лет психоз начинается уже у неё самой. Ни в коем случае не подумайте, что это спойлер — всё это вы увидите в течение первых 10 минут фильма, а самое страшное, это написано в описании!
Мы полтора часа наблюдаем, как днём Роуз ведёт абсолютно лишённые смысла диалоги с безликими, вообще никак не раскрытыми второстепенными персонажами — другими монахинями и монахами. Настолько лишённые, что искать упавшую салфетку под кресло в кинотеатре мне было интереснее, чем за ними следить, а давал я им не один шанс, по началу тщательно пытаясь объективно вникнуть. Ночью же ей снятся кошмары, приводящие к конвульсиями в реальном мире. И всё. Точка. Полтора часа одна бессмысленная сцена конвульсий сменяет другую бессмысленную сцену диалогов в одной и той же локации — монастыре. Ах да, ещё она что-то рисовала в блокноте весь фильм, но что именно и к чему — нам так и не раскрыли, увы.
С течением месяцев психоз достигает терминальной стадии и Роуз, следуя заветам отца, «сталкивается с демонической сущностью во всей красе», а коллеги по цеху, привязав ее к кровати, и решают лечить бедняжку молитвами, изгоняющими дьявола, обильно окропляя святой водой.
Этот фильм пресен, как вода «Святой источник». Вызывает эмоций меньше, чем самая запущенная депрессия. Он разрывает зрителя своей никчёмностью. Он настолько плох, что его вообще едва ли можно обсуждать в контексте «оценки фильма». Его рука не поднимается назвать плохим фильмом, потому что она не поднимается назвать его фильмом.
В картине ты увидишь ноль скримеров, ноль интриги, ноль контекста, ноль неожиданных поворотов сюжета, ноль напряжения, ноль юмора, разве что очень забавную актерскую игру. Мы с моими спутниками в этом путешествии в посредственность сошлись на мнении, что это чем-то напоминает школьный утренник, где школьник позвал одноклассников ради забавы экранизировать свои больные фантазии на камеру мобильного телефона.
Напрашивается очевидный вопрос: тогда ради чего вообще его смотреть, тем более, идти для этого в кино? Пожалуй, смысл есть только у оголтелого фаната фильмов, посмотревшего вообще всё когда-либо отснятое, начиная с чёрно-белых фильмов без звука и заканчивая любительскими короткометражками, и жаждущего посмотреть хоть что-то ещё для полноты картины.
Интересна тема экзорцизма — обрати внимание на отечественную телевизионную поделку «Прокурорская проверка», серии «Бесогон» и «Бесогон 2»: там тот ещё треш, но там, как часто бывает с российским продуктом, хотя бы настолько плохо, что иногда даже смешно, а с Роуз вышло настолько плохо, что тошнит и хочется плакать? Нет, хотелось бы хотя бы так, но скорее похоже на белую комнату с ярким светом, в которую тебя в смирительной рубашке посадили на полтора часа. В полной тишине. И тебе безнадежно скучно. Донельзя.
Знаешь, что по тематике экзорцизма не выходит у меня из головы после просмотра «Проклятия монахини Роуз»? Знаменитый мемный отрывок из «Очень страшное кино 2»
- Ну нафиг…
- Отец!
- Ну ты видел? Видел?!
Вполне возможно, отец увидел этот фильм.
Это полный провал, достойный учебника отвратительности, заслуживающий первого места в рейтинге безапелляционной бездарности и безвкусицы.
Общее впечатление: Демоны — одна из интересных и излюбленных тем у режиссеров фильмов ужасов. Если и берется эта тема, то как правило сразу же в голове возникает одержимость. Так оно и есть.
Отец семейства, вернувшись с войны вроде бы начинает спокойную жизнь, но прошлое не дает ему покоя и он обезумев от навязчивых мыслей, жестоко убивает семью, а после совершает самоубийство. Чудом удается спастись только старшей дочери Роуз, которая пытаясь забыть весь этот ужас отправляют жить в монастырь. Девушка проводит несколько лет в монастыре, готовая дать невозвратный обет монахини, Роуз сталкивается с ужасом из прошлого. Демоническая сущность, которая свела с ума ее отца теперь хочет расправится с ней. Все ли так просто с телом и разумом Роуз? Где же реальность? И сможет ли она одержать победу над дьявольской сущностью?
Зачастую религия и мистика, словно 2 неразлучницы идут рука об руку. «The Dawn» (именно так в оригинале звучит название фильма) ужасы с мистическим уклоном и видно невооруженным взглядом, что помимо экзорцизма, режиссер наверняка воодушевился — «Ужасом Амитивилля», этакий легкий поклон в сторону леденящей истории. Но это кино построено на атмосфере и звуках. Мне очень интересно, кто подбирал музыкальное сопровождение для картины, на КП стоит прочерк в строке композитор. Действительно круто сделано. А звуковые эффекты — пугающие стуки, ворчание, гул, громыхание становится основной и неотъемлемой частью ужастика. Фильм бюджетный, но видно что создатели картины старались, это похвально. Особенно радует, как кропотливо отнеслись они к деталям, декорациям, костюмам.
Тревожная история уместилась в 90 минут, порою фильм играет со зрителем, пытаясь запутать своим повествованием, сложно понять сходу где стирается граница реальность, но к финалу проясняется многое. Сможет ли этот фильм напугать? Скорее своей атмосферой и идеей, ведь в концовке спрятана вся соль, как оказалось, после фильма зрителя знакомят с пару фактами, от которых жутковато.
Я считаю себя большим поклонником жанра ужасов и стараюсь не пропускать ни одной стоящей премьеры в этом жанре. Но как вы можете понять по событиям, которые всем нам прекрасно известны, сейчас очень непросто выбраться в кино на что-то действительно стоящее. Переносы третьей части «Заклятия» и нового «Хэллоуина» меня изрядно расстроили, но вот стало известно, что в прокате окажется «Проклятие монахини Роуз», перспективный хоррор с глубокой мифологией, и вполне логично, что мне не захотелось пропускать его мимо своего внимания.
Пролог фильма отсылает нас в 1922 год. В семье вернувшегося с Первой мировой войны Уильяма не все в порядке. Мужчина не может избавиться от призраков прошлого. Каждый раз, когда он закрывает глаза, то мысленно переносится на фронт и это окончательно добивает его рассудок. Однажды Уильям не выдерживает, начиная крошить все, что есть в доме и не щадя никого. Сбежать из ловушки, созданной ее собственным отцом, смогла только маленькая дочь Уильяма – Роуз…
Спустя некоторое время после тех жутких событий, Роуз оказалась в тихом, спокойном католическом приюте Сэйнт Джонс, где ей оказали поддержку и приютили до тех пор, пока это необходимо. Прошли годы, Роуз стала взрослой женщиной, но из приюта она дальше ни ногой, ведь теперь это ее дом, ей просто некуда идти. Но вот однажды с Роуз начинают происходить странные вещи. В нее будто кто-то вселился и если не провести вовремя обряд экзорцизма, то быть большой беде. И даже стены дома Господнего ее не спасут.
В общем-то фильм получился довольно страшный. Я, как фанат жанра, не скажу, что он прям становится на одну ступень с «Изгоняющим дьявола», но одновременно с этим он гораздо лучше, чем его сиквелы, а также всякие «Нерожденные» и тому подобные вторичные хорроры. Видно, что режиссер попытался обойти шаблоны и раскрыть в рамках истории что-то новое. Порадовало, что он объединил в своей истории как католицизм, так и языческие верования индейцев. Получилось довольно неожиданно и эффектно.
Также отмечу, что в фильме немало скримеров, но они использованы таким образом, чтобы каждый раз пугать. Ну может быть я то со своим опытом пугался здесь отнюдь не каждого скрипа, но мои друзья, которые также смотрели «Проклятие монахини Роуз» не раз вскрикивали. А это уже само по себе говорит о том, что фильм ужасов получился по крайней мере хорошим аттракционом.
Мой итог: «Проклятие монахини Роуз» вышло в сезон, когда мировой кинематограф находится в полном коллапсе. Может быть фильм и не станет большим рывком как для жанра, так и сферы кино в целом, но он вызывает интерес, пугает и неплохо развлекает. Как по мне, то большего от создателей этих ужасов ждать не стоит. Миссия выполнена.
У нас все так привыкли носиться с Джеймсом Ваном и его хоррорами, что будто перестали замечать других интересных режиссеров. Нет, я не спорю, что создатель «Пилы» и «Астрала» оставил заметный след в хорроре, за что я ему очень благодарна, и тем не менее иногда стоит оглядываться по сторонам и замечать, скажем, такие фильмы, как «Проклятие монахини Роуз». Может быть это и независимый фильм, но это даже лучше, потому что продюсеры не стояли над душой у режиссера Брэндона Слэгли и он смог снять фильм так, как считал нужным. Вышло эффектно.
Если говорить в целом о сюжете, то он знакомит нас с девушкой Роуз. В далеком прошлом, когда она была еще совсем ребенком, ее отец сошел с ума и начал убивать близких ему людей. К счастью, Роуз удалось сбежать, но ее жизнь кардинально изменилась. Малышка оказалась в приюте, где ее воспитали, и теперь она больше не собирается жить мирской жизнью. Но кто бы мог подумать, что самые большие кошмары для Роуз еще впереди.
Вдруг в один не самый прекрасный день Роуз начинает ощущать присутствие кого-то незримого. Некая потусторонняя сущность пытается завладеть ее телом, и это не может не пугать девушку. Здесь нужно действовать, причем немедленно. Но традиционные методы экзорцизма на сей раз могут не сработать, и это становится большим испытанием как для самой Роуз, чье тело и дух находятся на грани из-за истощения, а также для всех, кто пытается спасти ее от ужасной участи. Скажу честно, мне было действительно жутко за всем этим наблюдать!
На первый взгляд «Проклятие монахини Роуз» может показаться очередным типичным хоррором про бесов, но я скажу больше – Брэндон Слэгли снял необычный фильм, в котором нашлось место и драме, и потустороннему, и психологизму. До поры, до времени нам остается только гадать, а что же именно произошло с Роуз? Вполне может быть, что это и не сверхъестественная сущность ее мучает, а собственные давнишние переживания.
Также режиссер уделяет особое внимание пост-травматическому стрессу. Отец героини в прошлом ветеран войны. Как раз из-за этого с ним произошла беда и он не смог справиться с переживаниями и взялся за оружие. В общем-то для хоррора это довольно необычно. Было круто увидеть в таком фильме серьезные рассуждения, которые обычно нам показывают в «оскаровских» драмах. Так что это еще одна причина для того, чтобы оценить фильм Брэндона Слэгли по достоинству. Настоящей вишенкой на торте становится определенное и, как по мне, то совершенно неожиданное родство «Проклятия монахини Роуз» с «Ужасом Амитивилля». В общем, вы все сами увидите, не буду портить вам впечатление лишними рассказами.
Думаю, что любители хоррора должны посмотреть «Проклятие монахини Роуз» по любому. Мало того, что фильм реально стоящий, так еще и многогранный. В нем переплелось сразу несколько интересных смысловых составляющих, которые сделали историю разносторонней и увлекательной. Ну и страшной конечно же! Как без этого.
Одержимость демонами является одним из наибольших страхов человечества за всю его цивилизованную историю. Причем совершенно неважно, какую религию вы считаете единственно правильной и верной. Когда в тело человека вселяется нечто необъяснимое и пугающее, сановники действуют согласно давно установленным правилам, которые отличаются друг от друга в соответствии с уникальными религиозными веяниями, однако благодаря массовому кинематографу, наиболее популярным способом изгнания бесов стал именно христианский. Если же углубиться в вопрос чуть сильнее, то во главе борьбы с Преисподней выступают католические священники, о которых было снято немало в действительности стоящих картин наподобие того же 'Изгоняющего дьявола'. Но чем больше нам демонстрируют прилежный экзорцизм по всем канонам жанра и церкви, тем меньше он способен удивлять, а потому режиссерам приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы привлечь ко своим работам внимание. Нечто подобное попытался сделать и Брэндон Слэгли, когда в компании со сценаристом Эллиотом Дивенеем принялся за работу над лентой 'Проклятие монахини Роуз'. Постаравшись расширить грани традиционного фильма про экзорцизм неожиданными драматическими дополнениями, Слэгли и Дивеней проделали довольно неплохую работу, однако и безгрешным их работу также никак не получится назвать.
Что же касается непосредственно сюжета фильма, то он переносит нас в далекий 1922 год, а именно в Пенсильванию, США. Мучаясь от постоянно накатывающих на него воспоминаний о боях Первой Мировой Войны, ветеран Уильям (Джонатан Беннетт) никак не может прийти в себя и это напрямую сказывается на его семействе. Уильям постоянно возвращается в прошлое, раз за разом переживая кошмары войны, и это серьезно тревожит его супругу и детей. И однажды Уильям более не в силах сдерживать напор своей критически поврежденной психики, начиная планомерно изничтожать всех, кто обитает вместе с ним в доме. Спастись от разъяренного ветерана практически невозможно, его рука тверда, а намерения неумолимы, и все же Роуз (Тейлор Груббс), дочери обезумевшего убийцы, чудом удается сбежать на улицу, что в конце концов и спасает ее от верной погибели. Казалось бы, девочка испытала настоящий ужас и теперь ее жизнь должна наладиться, но на самом деле эта история только начинается. Оказавшись в расположении монастыря, Роуз уже было смирилась, что он станет ее домом навсегда и ей здесь ничто не угрожает, как вдруг происходит неожиданное. Повзрослевшая, прошедшая непростой путь Роуз (Деванни Пинн) внезапно оказывается под влиянием таинственной силы, которая буквально выворачивает ее сознание и тело наизнанку. И чем больше времени Роуз страдает, тем сильнее убеждается ее окружение в том, что это отнюдь не просто какое-то психическое расстройство, а нечто сверхъестественное, с коим необходимо бороться методами традиционного христианского экзорцизма. Но в некоторых случаях необходимо выходить за устоявшиеся рамки и пробовать также и иные инструменты, ведь зло имеет свойство находить самые неожиданные лазейки.
В отличии от большинства фильмов про экзорцизм, 'Проклятие монахини Роуз' действительно несет в себе кое-что неожиданное. Довольно ощутимый отрезок хронометража авторы отдали на откуп демонстрации пост-травматического синдрома, который оказывается куда более опасным, нежели можно себе представить. Причем данная проблема осталась отнюдь не в прошлом, когда только лишь окончились события Первой или Второй Мировых воен. До сих пор человечество сталкивается с ожесточенными вооруженными конфликтами по всему миру, количество ветеранов лишь растет и далеко не всем удается справиться со стрессом собственными усилиями. Вдвойне страшно это от того, что во многих новостных сводках мы до сих пор читаем заметки о том, что тот или иной военный подорвал в мирной жизни гранату или убил невинных. Так что 'Проклятие монахини Роуз' вызывает интерес хотя бы потому, что его авторы постарались зайти в своих исследованиях тонкостей человеческой психики чуть дальше, нежели иные их коллеги и также показали, что действия обезумевших напрямую отражается на тех, кто с ними столкнулся. Причем у выживших порой случаются не менее жуткие кошмары нежели у тех, кто вернулся домой, но так и не сумел выбросить из головы войну.
Кроме того, что Брэндон Слэгли и Эллиот Дивеней постарались обратиться к непростым вопросам пост-травматического синдрома, они также зацепили своим вниманием и определенные культурные особенности индейского народа, тем самым добавив к истории нелишний колорит. Заглавная героиня и ее близкие были непросто отнесены к индейскому племени, и данная сюжетная особенность сыграла неплохую службу для фильма в те моменты, когда рациональное сталкивается с необъяснимым и необходимо подогревать зрительский интерес до необходимой отметки. Однако вместе с тем необходимо признать, что создатели толком не смогли обосновать, почему же именно Роуз столкнулась со своими демонами. Особых предпосылок для этого не было, и фильм можно было смело довести до окончания в формате психологического триллера или драмы, но Слэгли и Дивеней посчитали, что им будет сопутствовать успех именно в том случае, если они все-таки заглянут на территорию Уильяма Питера Блетти и Уильяма Фридкина, некогда создавших 'Изгоняющего дьявола'. И в этом была своя логика, с которой вовсе не хочется спорить, но необходимо признать, что по сценарной части 'Проклятие монахини Роуз' частенько сталкивается с проблемами, и от этого никуда не деться. Помимо весьма спорного момента с одержимостью самой Роуз, создатели должным образом не проработали характеры большинства персонажей, от чего нам будет сложно кому-то сопереживать, ну разве что за исключением главной героини, да и то с определенными оговорками. В связи с этим у фильма выстраивается четкие границы, разделяющие неоспоримые достоинства и откровенно провальные моменты, которые по необъяснимым причинам не были доработаны до начала съемочного процесса.
С технической точки зрения фильм получился весьма достойным, и несмотря на то, что финансирование было явно не самым объемным, создателям удалось создать притягательную картинку, в особенности в те моменты, когда на улице неспешно падает снег, а в помещениях горит тусклый свет. Брэндон Слэгли сумел выстроить достойный визуальный ряд и видно, что в определенных сцена он буквально упивается тем, что ему получилось создать. Также неплохими оказались моменты с самим экзорцизмом, пускай и ничего прям поразительного в кадре нет. Главное же то, что мистика представлена здесь на достойном профессиональном и техническом уровне, от чего кульминация постановки не превращается в форменный фарс, как это бывает с большинством схожих по жанру фильмов, которые неспособны подвести нас к достойному завершению истории. Да и легкий ненавязчивый реверанс в сторону 'Ужаса Амитивилля', задуманный создателями, однозначно порадует тех, кто знает жанр и понимает отсылки, порой выскакивающие самым неожиданным образом.