Маршалл Маклюэн. Вы наверняка слышите это имя впервые. И будьте уверены - в этом вы не одиноки. А между тем, это грандиозная личность, человек-эпоха, открывший совершенно новые грани познания и самоопределения человека. Его влияние на современную философию может сравниться с воздействием Беркли или Юма. Такие столпы французской интиллигенции как Жан Бодрийяр (на секундочку - первооткрыватель матрицы и общества потребления) или Жиль Делез (до сих пор 'неизведанный') постоянно отсылают в своих трудах к Маршаллу Маклюэну, превознося его понимание media, но кое-где, что характерно для диалектики, и вступая в нешуточную дискуссию.
Очень познавательный, превосходящий все ожидания фильм 'Пробуждение Маклюэна' фактически ставит и сам же отвечает на два вопроса:
Откуда происходила невообразимая популярность Маклюэна, в принципе столь нехарактерная для философов XX века? Ответ даст сама философия...Если герр Ницше в свое время боролся за возвращение этой великой науки с небес на землю, то Маклюэн пошел еще дальше и сумел интегрировать ее в наш современный, сверхсоциальный, гиперкоммуникативный, безумный, безумный, безумный мир. Он первый подошел к медиа-пространству, захватившему в кольцо каждого из нас своими 'орудиями' с позиции познания. В то время как академические философы прививали своим студентам, абсолютно чуждые современному обществу, устаревшие и истлевшие нормы классической философии, Маклюэн со своей группой писал контрольную по Бетмену, Кока-Коле и Микки-Маусу. Естественно такой новаторский подход к миру вызвал неистовый интерес у публики, которая вдруг захотела выяснить в каком мире она существует.
Второй вопрос более существенен: почему имя Маршалла Маклюэна нынче звучит лишь в тихих кабинетах ученых и профессоров, а открытый им дискурс не получил должного развития? А разве вам охота просыпаться по утрам, разгонять сладкие грезы и мечты и, сталкиваясь со стремительной и неистовой реальностью, вновь впадать в бурный водоворот обезумевшего мира? Так же и всем прочим людям удобнее находиться в безопасном и нежном пространстве воображаемого (вспомним Матрицу - идея взята у Маклюэна), нежели вступать в неравный бой с собственными созданиями. Потому все продолжают дремать в стране чудес и лишь консерватор, католик, профессор английской литературы и великий философ мирового масштаба Маршалл Маклюэн пробудился и видит весь ужас реальности.
Можно сказать, что даже если вы не фанат современной философской дисциплины, пестрящей такими словами как дискурс, симулякр, тело без органов, машина желания и т.д., то данный конкретный документальный фильм докажет вам, что философия может быть современной, жизнеспособной и понятной. Иногда только она может спасти ваш разум от неминуемого порабощения обществом. В этом отношении показательна рисованная история по Э. А. По, развивающаяся в фильме параллельно основному сюжету. История человека, попавшего в водоворот, который неотступно затягивает его в свое лоно – это история каждого из нас. Что нужно сделать, чтобы не сгинуть в нем навсегда?
В заключение следует отметить, что сам Маклюэн делал ставку на поэзию и слово, как наиболее совершенное и познаваемое средство коммуникации (тем ужаснее для него должны были быть последние безмолвные и безвестные годы жизни), поэтому ищущим ответов и еще раз ответов следует прислушаться к одному из любимых поэтов великого философа А. Поупу, которого он цитирует в своей книге Галактика Гуттенберга:
Когда Рассудок поражен сомненьем, / Направь его по узкому пути. / Дверь Знаний не распахивай широко / Иначе выхода не сможешь ты найти. / Догадки и вопросы отложи — / Они отягощают ум и память. / Мысль сократи, Словами изложи, / К рассудку прикрепи ее цепями. / Поэт сегодня пишет, завтра он умрет: / Его стихи живут недолго в этом мире. / Пройдет и магия; и здравомыслящий народ / Забудет вскоре о звучащей лире.
Весьма редкая удавшаяся попытка 'кинофилософии'. Правда, кроме как о МакЛюэне и, б. м., Жижеке, такого снять не получится. Более того, этот фильм вполне можно посмотреть перед ЧТЕНИЕМ МакЛюэна - не только не будет примитивизации основных идей, будет неплохая подготовка погружением.
Фильм - пересказ основных мыслей выдающегося ума ХХ века. Изложение иллюстрируется всякими клипами и роликами, слоганами, фотографиями. Конечно, визуальные эффекты выглядят дешёвыми, но они создают то самое ощущение виртуальной вакханалии, каковой МакЛюэн видел Современность.
Имеются экскурсы в биографию. Весьма удивительным для явился рассказ вдовы МакЛюэна о том, что её гениальный муж был в первую очередь человеком верующим. Обычно в книгах о М. и в фильме 'Вне орбиты' факт религиозности упоминается лишь фоном. Здесь же эта тема - одна из центральных.
Философия МакЛюэна для современного интеллектуала (особенно молодого, не закосневшего в штампах) должна являться неотъемлемой деталью идейного багажа. Его аналитика настолько футуристична, что иногда выглядит дикими пророчествами, которые хочется НЕ понять. Потому что страшно.
МакЛюэн, как истинный католик, оптимистичен. Для него СМИ - это новое преломление бытия. Зло - по его мнению - происходит от незнания внутренней логики медиа-посредников.
Традиционалист перевернёт оценки, но не сможет обойти маклэновских прозрений относительно изменения качества современной бытийственности. И только глупый псевдотрадиционалист сможет бумать, что Сиятельное Прошлое можно построить (а не сымитировать!) в эру медиакратии.
Читать МакЛюэна! Смотреть МакЛюэна! Думать о МакЛюэне!
Может быть, тогда прояснится, как можно вернуться из витруала в реал на уровне хотя бы собственной семьи. Да большего и не надо!