К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Штурмтруппен» – так называлась серия юмористических комиксов итальянского художника Бонви (Франко Бонвивани), дважды экранизированная Сальваторе Сампери, в 1976-м и 1982-м годах. Собственно, характер рисованных историй о приключениях бравых немецких вояк был таков, что вполне мог стать основой для ситкома, но поскольку дело происходило в Европе 70-х годов прошлого века, где этот жанр развивался далеко не так бурно, как за океаном, воплощение они нашли на большом экране.

Другое дело, что история знает не так уж много примеров, когда юмористические скетчи, stand-up шоу и им подобные программы находили достойное воплощение в полнометражном кино. Особенно, если кино это не имеет ни связного сюжета, ни какого-то конкретного действия, а представляет из себя набор клоунских гэгов разной степени пошлости. Впрочем, учитывая, что юмор «Sturmtruppen» стилизован под солдатский, степень эта не превышает разумную норму: шутки ниже пояса, особенно на «голубую» тему, конечно, имеются, но их не так много, как можно было бы ожидать. Гораздо больше внимания уделено типично армейскому: «Чем больше в армии дубов – тем крепче наша оборона».

Как и положено в любой уважающей себя комической армии, командиры «Штурмтруппен» представляют из себя набор абсолютных идиотов, а рядовые – компанию «швейков» самых разных степеней хитроумности. Из их противостояния и рождаются забавные (и не очень) эпизоды картины. Например, история с «нудистской» формой одежды, которую приняли для себя рядовые, чтобы не заморачиваться со стиркой. Или медкомиссия, которая радостно штампует «годен» безногим, безруким, безглазым… и доставленным пред ее очи в уютных гробах. По этим примерам нетрудно представить, что за гэги преобладают в картине Сальваторе Сампери, которому пришлось снимать необычайно трудный для себя фильм. Ведь в нем маэстро, собаку съевшему на эротических мелодрамах разной степени откровенности, приходилось обходиться совсем без эротики. Какой уж там в армии секс! Разве что сержант в очередной раз… нахлобучит.

Не осталась забыта и церковь, едкий сарказм в сторону которой в 70-е годы в итальянском кино воспринимался как знак хорошего тона. И если призванный на службу среди прочих Христос со стилизованным под тевтонский крестом на плечах, выглядит хоть и довольно богохульной, но почти невинной шуткой, то финальная сцена с папой, благословляющим новую войну, уже недвусмысленно говорит, какого мнения о религиозных организациях придерживались авторы «Sturmtruppen»… Очевидно, что такого же, как и близкие по духу всей этой катавасии «Монти Пайтоны».

Немного странным со стороны кажется, что герои, служащие во вполне себе условной армейской части, одеты в форму вермахта, ходят под знаменами со свастикой и отдают друг другу приветствие «римским салютом». В конце концов, и комиксы Бонвичини, и фильм Сампери высмеивали милитаризм как явление, а не давно уже канувшее в Лету противостояние с германским нацизмом. Подобный прием выглядел вполне актуальным в советских киносборниках времен Второй мировой войны, но в Италии 70-х явно отдавал анахронизмом. Впрочем, возможно авторы руководствовались теми же принципами, что и создатели приснопамятного российского комик-шоу «Гитлер капут!» – так смешнее. К тому же, одень они своих героев, например, в итальянскую форму, сразу же возникло бы сравнение с дилогией о приключениях сержанта Ромпильони, довольно популярной в то время на Апеннинах.

Так или иначе, о том, что немцы обиделись на создателей этого юмористического комикса ничего слышно не было. А вот насчет «так смешнее» – сказать трудно. Антимилитаристская направленность «Штурмтруппен» все-таки в какой-то степени оправдывает неуклюжесть и грубость многих шуток. Да и понять, чем руководствовались итальянцы гораздо проще… Но о грустном лучше будет промолчать.

30 января 2013 | 12:51
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: