Здесь и сейчас в Мировом Кинематографе сложилась интересная ситуация. Приключенческие фильмы по-прежнему выходят с заметной периодичностью, но я неоднократно слышу такую фразу, как «мало». Дескать хороших и качественно поставленных авантюрных фильмов выходит в год не так чтобы много и предложение не удовлетворяет спрос зрителя. Хорошо. Допустим это так. Хотя почему допустим? Так, конечно же так. Здесь и сейчас очень не хватает таких фильмов, как «Роман с камнем», «Индиана Джонс» и первая часть «Мумии». Не обремененных излишней серьезностью, но при этом не превращающиеся в откровенный фарс, отчего за приключениями героев следишь со всевозрастающим интересом, а в моменты смертельной опасности, чтобы сердце в пятки уходило. Образно выражаясь, разумеется. И по идеи решение проблемы прямо перед глазами – старые приключенческие фильмы. Хватай и смотри. Но по какой-то неведомой причине старые кинокартины все также остаются достоянием одиночек. К ним не пишут, ну или почти не пишут, обзоры. Количество проголосовавших за фильм едва ли превысит тысячу человек, да и то это в лучшем случае. Ну а спроси кого-нибудь из молодого поколения любителей кино, а чем известен Жан-Поль Бельмондо или Ален Делон и в ответ получишь недоуменные взгляды, ну или в лучшем случае ответ навроде «Профессионала» и «Самурая», просто потому что это самые известные фильмы с данными актерами. Грустно все это… А может быть дело в том, что я слишком стар и потому с ностальгией смотрю в прошлое, вместо того, чтобы двигаться в ногу со временем и подобно молодым людям, что учатся в школе или высшем учебном заведение с любовью и обожанием воспринимать новые произведения кинопрома? Всякое может быть. Но одно я могу сказать точно в Мировом Кинематографе существует множество фильмов, которые хоть и были сняты достаточно давно, но они ничуть не устарели по сей день и раз уж на то пошло, то не устареют никогда. Одним из таких фильмов является милая и по-своему даже наивная французская комедия «Супермозг».
Французская полиция сбилась с ног в попытках разыскать преступного гения, что год назад умудрился ограбить поезд. Причем полиция настолько обленилась, что решили назвать злодея «Супермозгом» из-за того, что мозг преступника столь объемный, что шеи не удается удерживать его. Казалось бы – это должна быть «журналистская утка», дабы раззадорить преступника и чтобы он, облаченный во все черное, появился бы на главной площади и огласив округу дьявольским смехом сообщил, что он такой же человек, как и все остальные и дискомфорта по поводу мозга он не испытывает. Но вот ведь какое дело «Супермозг», более известный в миру как полковник Кэрол Метьюз (Дэвид Нивен) и впрямь страдает от того, что у него мозг слишком большой. Ну как страдает? Полковник Метьюз не испытывает по этому поводу сильного дискомфорта. Более того, он планирует очередное дерзкое ограбление связанное с похищением принадлежащим странам НАТО. И все бы ничего, ведь полковнику Метьюзу поручили охранять поезд перевозивший деньги, он заручился поддержкой известного гангстера Фрэнки Сканнапьенко (Илай Уоллак), да и план был продуман до мельчайших деталей за одним «но». Не было предусмотрено «защиты от дурака»…
Артур Леспинасье (Жан-Поль Бельмондо) совершает побег из тюрьмы в тот момент, когда ему до выхода на свободу осталось каких-то четыре дня. Что? Артур спешит на день рождения к любимому сыну? Да нет у него никакого сына. Тогда жены? И жены у него нет. На свое собственное день рождения? Опять не угадали. Артур совершает побег потому что может. О да, Эдмонт Дантес, Энди Дюфрейн и братья Барроуз смотрят на героя Жана-Поля Бельмондо грустно и недоуменно, а тот им в ответ дарит одну из своих самых обворожительных улыбок после чего исчезает в завесе тумана. Ну да, все герои Жана-Поля Бельмондо, в той или иной степени, были людьми вне системы, собственно как и сам актер, тем и очаровывал. Вот и Артур сбегает из тюрьмы с помощью своего лучшего друга Анатоля (Бурвиль) потому что может. Ну а сбежав он тут же предлагает хитрый план – ограбить поезд, что перевозит деньги предназначавшиеся странам НАТО. Естественно, герой Бурвиля против подобной авантюры, собственно подобное было свойственно всем героям, которых сыграл этот обаятельный актер, но кто ж его спрашивает? Да и как можно устоять против врожденного обаяния и харизмы Бельмондо? Так что да, два вора-любителя собираются ограбить тот же поезд, на который нацелился преступный гений вместе со своей бандой. Ой что-то будет…
А будут невероятные приключения, трюки, погони и хитрые комбинации. Причем как со стороны полковника Метьюза, так и со стороны Артура и Анатоля, которые тоже оказываются не лыком шиты. Самой же яркой сценой за весь фильм становиться знакомство героя Жана-Поля Бельмондо с котом по имени Помпон и леопардом по имени Сьюзанн (К которой этот самый кот очевидно и ходит). Говорить в чем соль шутки я не буду это просто надо видеть своими глазами, а увидев вы вряд ли забудете.
Что касается актеров, то они великолепны причем каждый оказался в привычном для себя образе: Бельмондо – трюкач, балагур и комедиант. Бурвиль – голос разума и одновременно с этим большой ребенок, милый, добрый и непосредственный. Нивен – элегантен, коварен и обворожителен, этакий «Бондовский злодей», что ему безусловно идет. Даже красивая девушка имеется. Ну а Илай Уоллак? Вот честно, если бы на роль гангстера пригласили бы рядового актера, то и роль оказалась ничем не выдающийся, но пригласили Уоллака и он вдохнул жизнь в казалось бы ничем непримечательного бандита, сделав того чертовски обаятельным и харизматичным. Я не удивлюсь если выяснится, что Розарио Агро из чудесной советской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» списывали именно с героя Илая Уоллака из этого фильма. Но также не подвели и второстепенные персонажи, будь то начальник тюрьмы, где «гостил» герой Бельмондо или же полицейский, которому было поручено следить за Артуром и Анатолем. Все герои, сколь незначительно была бы их роль сыграли свою партию достойно.
Итог? Яркое, увлекательное и забавное кино, которое способно поднять настроение и скоротать время всякому, кто решится на его просмотр. Пусть вас не пугает то, что фильм был снят почти полвека назад. Он все такой же интересный и заводной, а время за ним пролетает незаметно. Одним словом – рекомендую.
Невероятно старая, но при этом невероятно забавная, смешная, интересная и нисколько не потерявшая актуальность криминально -авантюрная комедия потрясающего французкого комедиографа Жерара Ури, создателя таких шедевров, как 'Разиня', 'Укол зонтиком ', 'Мания величия' и конечно же незабвенной 'Большой прогулки'.
Сейчас фильмы этого жанра есть в огромном количестве, и большинство из них похожи друг на друга как две капли воды, но в то время такие фильмы были просто в диковинку, так как жанр только-только начинал полноценно формироваться. А эта лента так была вообще в почёте у зрителя. И не удивительно: Ури пригласил на главные роли просто невероятный звёздный актёрский ансамбль, зрителю открывается настоящая разношёрстная компания: тут и отважный, брутальный Жан-Поль Бельмондо, и легендарный Бурвиль, блистательно-утончённый Дэвид Нивен и дикий, непредсказуемый Эли Уоллах.
Каждый из этих гениев по отдельности создавали шедевры, потрясающие фильмы, необычайно хорошие киноработы. Вместе же они сотворили просто уникальную мину, мину которая вот-вот разорвётся перед зрителями, побуждая их с неотрывным интересом наблюдать за происходящим на экране, с огромным интересом наблюдать за безумными похождениями и потрясающей изворотливостью главных героев.
Это по настоящему актёрский фильм, хороши здесь все актёры, но больше всего, особенно сильно, мне понравился и запомнился персонаж Нивена - этот актёр всегда мне нравился своими сдержанными, тихими, элегантными снаружи, но невероятно сложными, неоднозначными, психологически-тонкими амплуа внутри. Здесь мы наблюдаем пожалуй одну из его самых лучших, интересных и искусно выполненных тонких ролей после его триумфальных образов из 'Розовой пантеры', 'Смерти на Ниле' и 'Ужина с убийством'.
Возможно, это и не лучшая работа Ури, поскольку на мой взгляд истинные, подлинные шедевры комедии, искрометные, пулемётно-смешные он создавал, творил, воплощал именно в соавторстве и сотрудничестве с Луи де Фюнесом, но отвести внимание и зрительский интерес от этой ленты я просто не в праве, это очень и очень качественная, профессионально выполненная работа, с очень не глупым, остроумным, в какой-то толике искрометным юмором, очень интригующим сюжетом, отлично выполненным техническим рядом, это целиком и полностью работа сделанная с искренней любовью к зрителю, отличной фантазией и просто чистой близостью и уважением к комедийному жанру вообще !