Есть картины, добирающиеся до нас в отрыве от своих авторов, да и авторы, судя по послужному списку, не держатся долго при одном творческом настроении.
До съёмок «Сквозь тёмное стекло» (не путать с одноимённой работой Ингмара Бергмана) Лорен Фаш была продюсеркой неких очень непопулярных короткометражных проектов, а также сама сняла короткометражку, документалку и продолжила сотрудничество со Сьюзен Грэхэм в качестве сосценаристки. Вопросов к опыту в индустрии будто бы нет, потому триллер, снятый под её руководством, лишь изредка кажется квёлой попыткой набивания руки.
В первые десять минут мы узнаём всё необходимое: Фаш лишает возможности зафиксировать точку входа в повествование, на-гора выдавая, кто главная героиня по имени Чарли (с кличкой Медведь, данной дочерью), где она обитает, что происходит в настоящем и какие события из прошлого выступают в роли триггеров. Ни протяжных планов, создающих атмосферу маленького городка, ни фиксации преступления после его свершения, ни перебивочных эпизодов – только традиционная новостная сводка, закадрово озвученная мысль в духе «зло вернулось – всем плевать», ещё толика другого текста от лица Чарли, немного криков на хмурую полицию и набор юного психиатра – флэшбеки, галлюцинации, провалы. Мы уже находимся в голове матери, потерявшей дочь и заливающей горе алкоголем: степень восприятия такова, что присутствует вероятность использования приёма «ненадёжного рассказчика», и это значительно усиливает интригу, намекая на шаткость предстоящего расследования. «Чайные церемонии» со зрителем исключены, но подобный подход не сбивает с толку: не притворяйтесь, будто не знали коварных crime story о провинциальных захолустьях, где вечно пропадают девочки. Эти места примерно одинаковы и люди в них ведут себя так же: условная окраина штата Мэн – любая шахтёрская область России. Незачем лишний раз распинаться.
Впрочем, скоро триллер почти на час трансформируется в чистый детектив с парочкой диалогов-откровений, где есть подозреваемый, жертвы, свидетели, опросы, скитания по чужим домам, а в помощь несчастной женщине набивается местная репортёрша с пробивным характером и сложным детством. Жено-феминистическое бадди-муви, выглядывающее из-за детективной маски, честно и мрачно рассказывает о столкновении нравов старых и новых, поднимая тему абьюза, сексизма, гомофобии, сексуального насилия и ненароком делая вывод, что в глубинках ничего за много лет не меняется, кроме риторики «белых ворон» с современными взглядами. Несмотря на то, что «подъехавшая актуалочка» (на дворе, согласно уверению Чарли, конец девяностых… или нет?) жирнеет на глазах, порой затмевая прочие потуги к рождению хоть какого-нибудь отвлечённого экшена, наблюдать за происходящим до ужаса интересно. В том числе интерес поддерживается за счёт собственных возросших ожиданий, почву для коих подготовило нестабильное психическое состояние Чарли и отношение к ней всего города. Не говоря уже о банальном раскрытии основной тайны – пропавшие девочки никогда не выйдут из моды.
Самый непредсказуемый и раскрывающий карты твист возникает незадолго до финала – и ты сразу понимаешь, почему некоторые моменты казались странными, похожими на сон, а ненадёжность рассказчика не пролетела мимо случайным предчувствием. За столь внезапную, шокирующую правду сценарий определённо заслуживает почтения, пока рука рыскает по полу в поисках отпавшей челюсти. Дальше замес развернётся стремительно, приведя к развязке, будто намеренно напустившей пару лишних килограммов драматизма, и пусть сей каприз покажется кому-то притянутым за уши, в общий контекст он ложится как масло в огонь.
Пожалуй, единственный весомый аспект, полностью не раскрывшийся – саспенс в противостоянии героини в её окружения. Да, нам дают понять, что Чарли в глазах общества – странная особа, вызывающая либо оторопь, либо сочувствие, но фраза ключевого представителя закона оборачивается обманкой: «Знаешь, в чём преимущество работы шерифа? Я могу не следить за тобой. Следить будут все. Помни об этом». Истинная суть предостережения, опять же, чересчур между строк прояснится лишь во второй половине сеанса, ибо создательницы пренебрегут потенциалом остроты конфликта в угоду раскрутки сумбурной детективной линии и от будоражащего триллера останется лишь добрая треть, зато какая: что ни поворот – то очередное путешествие челюсти по полу. Может, оно и к лучшему.
Лорен Фаш сняла не самый яркий, хитроумный и запоминающийся фильм: часть публики посчитает его проходным представителем жанра и обязательно найдёт к чему придраться. Однако «Сквозь тёмное стекло» обладает рядом существенных достоинств: поэтично-трагический сюжет, впечатляющий визуал, хорошая актёрская игра, балансирование между реальностью и её ложной интерпретацией, проникновенный музыкальный ряд, жестокое и трогательное окончание расследования. Комбо собрано, а какие его элементы требуют исправления, устранения либо усиления – уже другой вопрос и спешить с ответом на него вовсе ни к чему.
Прибаутка про городскую сумасшедшую Чарли, у которой год назад без вести пропала маленькая дочурка. Удрученную горем женщину все местные жители считают поехавшей, и весьма агрессивно реагируют на ее попытки докопаться до правды. И вот маленький городок вновь сотрясает печальная весть: девушка-подросток так же бесследно пропадает, не оставив никаких зацепок. Чарли чует связь между этими исчезнувшими соплячками и начинает свое расследование...
Детективный триллер приукрашенный атмосферой нуара и захудалого небольшого городка, наполненного серостью и неизбежностью проживания «на краю мира».
Разум Чарли поглощен травмой потери дочери и чувством вины, он оцепенел от таблеток и алкоголя, поэтому фильм стирает грань между реальностью и галлюцинациями, предлагая зрителю погрузиться в сложный внутренний мир и шаткое мировоззрение главной героини. Одержимая идеей разыскать свое чадо, она готова идти напролом, строя гипотезы, веселящие местную челядь. Зрителю может показаться, что героиня и правда пытается состыковать несвязанные между собой вещи, но по мере продвижения сюжета, общая картина начинает проясняться, приоткрывая занавес к самому финалу. Здесь же ожидают своего часа и парочка сюжетных тверков, расставляющих все на свои места.
Лента сталкивается с проблемами гомофобии, сексизма и сексуального насилия. Обсуждая эти актуальные темы, фильм не перегибает палку и не скатывается в глубокую социалку, а лишь использует эти проблемы в обществе, чтобы показать насколько сложно добиться справедливости в невероятно предвзятом окружении.
Мораль: маленькие городки так скупы на события и новости, что если поковыряться в носу, то через пять минут это становится самой жаркой темой для обсуждения среди местных.
В итоге стилистически приятный триллер с интересной историей о поиске справедливости, и имеющей неожиданную развязку.
Есть такой тип не самых замысловатых фильмов, в которых всё неплохо работает. Даже когда ты ожидаешь худшего. Актёры стараются, диалоги более-менее адекватные, а сюжет не мучает откровенной глупостью. 'Сквозь мутное стекло' - как раз из таких фильмов.
Я до конца смотрела его с интересом. Правда, сцена в финале откровенно прилеплена на отвали, но в целом сам фильм смотрится легко и держит внимание. Картина производит впечатление малобюджетной, но неплохо продуманной.
Главная героиня немногословна, не очень эмоциональна, но искренна в своём волнении -- она переживает о пропавшем ребёнке и покинувшей её партнёрше. По ходу фильма нам намекается на то, что часть истории героиня может помнить не так, как она происходила, а часть не помнить вовсе. На помощь женщине приходит шустрая журналистка, вместе с которой они пытаются распутать не только пропажу ребёнка, но и исчезновение девушки по соседству.
Сценарий одновременно заигрывает и с темой ненадёжности человеческой памяти, и с реальной детективной линией. Основным плюсом картины считаю очень выдержанную манеру изложения - в кадре никто не истерит понапрасну, не делает пафосных лиц и не выдаёт громких речей. Как мне показалось, от этого вся история выглядит ещё более зловеще - есть ощущение, что такая ситуация может случится с любым из нас.
В целом фильм является неплохим психологическим триллером - не особо страшным, не особо остросюжетным, но довольно хорошо сделанным, чтобы досмотреть его до конца.