Многие киноманы знают, что та самая главная роль в кинокарьере Бьорк принесла ей мало радости. К концу съемок в фильме фон Триера «Танцующая в темноте» певица находилась на грани нервного срыва. А альбом Vespertine создавался параллельно со съемками. Видимо, Бьорк нашла желанное успокоение в любимом деле, так как Vespertine почти весь очень спокоен и красив, холоден по звучанию, но это не агрессивный убивающий мороз, а ласковый холод, навевающий мысли о белых хлопьях снега, катке и аскетичных пейзажах Исландии.
Аскетичен и видеоряд клипа на песню Cocoon, третьем сингле с вышеупомянутого альбома. На протяжении четырех минут изначально полностью обнаженная Бьорк постепенно закутывается в эластичную красную нить, струящуюся из ее сосков. В композиции Cocoon основная нагрузка, как часто бывает в песнях Бьорк, приходится на вокал, тогда как инструментальное сопровождение играет роль некоего бассо остинато. Строго говоря, инструментальную составляющую можно назвать таковой тоже весьма условно – аккомпанемент состоит из монотонно повторяющихся щелчков и шумов, создающих одну и ту же ритмическую фигуру. И где-то вдали изредка звучат аккорды, легкими прикосновениями взятые на челесте, словно откликаясь на нежные тихие напевы Бьорк, почти мурлыканье под нос. Попросите знакомого напеть Cocoon, и он не сможет, как впрочем, и почти любую другую песню Бьорк. В Cocoon нет тревожности и неспокойности Hidden Place, нет и болезненного надрыва Pagan Poetry, граничащего с истерикой. На фоне этих композиций с более яркой мелодической линией, бэк-вокалом и прочими средствами выразительности, Cocoon куда как более скромен и почти что незаметен. При всем том именно эта песня, по мнению автора текста, заслужила право называться визитной карточкой альбома Vespertine, которого сама певица назвала «домашней музыкой». Кружево рулад, выводимых Бьорк, словно трепещет на ветру, а завитки красной нити гипнотизируют, и вот, взгляд стекленеет. Мы слышим тебя, Каа.
Клип на Cocoon яркий пример синкретического искусства, так как все элементы плотно слиты друг с другом: аккомпанемент, вокал, визуал, слова. Текст Cocoon, подобно музыке и видеоряду, кружа и петляя, рассказывает о сладострастном соитии, а в клипе нет никого, кроме Бьорк. Но кто еще, кроме нее, способен так упоительно изобразить наслаждение? И, похоже, этой женщине вовсе не нужен тот лирический герой, которому она посвящает свои строки, она способна оплодотворить саму себя. Эротизмом и таинственностью проникнут каждый кадр, помимо поверхностного женского тела с насекомым, готовящимся к окукливанию, на экране явно происходит какое-то загадочное таинство, непонятная ворожба, а зритель будто бы нечаянно подглядывает за ней, и оттого возникает легкое чувство стыда. Певица воспевает женское естество, половой акт как зарождение новой жизни, и как будто на серо-черном фоне стоит сама мать-природа, ну, или, как минимум земное воплощение богини любви Фрейи. А может, это оно и есть?
10 из 10