«Я Дакота Джо» - представляется сурового вида мужчина глядящим на него во все глаза подозрительным типам, на секунду теряющим дар речи. Одним своим именем, звучащим в начале вестерна «Человек и кольт» аргентинского режиссёра Тулио Демикели, главный герой даёт понять, что имеет за спиной богатый послужной список, и отнюдь не по возделыванию сельскохозяйственных культур. Последнее занятие - удел нищих мексиканцев, которых Дакота видит на каждом шагу, направляясь в Техас за получением очередного заказа. Встречи эти порождают в голове опытного наёмника странные мысли, которые вскоре начнут воплощаться в действия...
Исполнитель роли протагониста Клаудио Ундари снимался не слишком часто, что не помешало одной из итальянских газет в некрологе, посвящённом смерти актёра в 2008 году, назвать его «королём спагетти-вестернов 60-70-х». При всём уважении, это определённо преувеличение. Согласись мы с подобным утверждением, и в «короли» следовало бы записать целый легион коллег Ундари, многократно «засветившихся» в картинах, где меткий выстрел заменяет собой закон, а палящее солнце добела высушивает кости неудачников. Но что не отнимешь у этого долговязого актёра, так это узнаваемых образов, порождённых его, прямо скажем, невеликим талантом.
В большинстве своих работ Клаудио изображал «плохих парней» - вполне объяснимо, учитывая его брутальный вид и габариты. Дарований на такое вполне хватало. Тем не менее режиссёры иногда доверяли актёру более драматические роли, подобные Дакоте, что подразумевало определённые проблемы, требовавшие дополнительных решений. Показать «деревянного» исполнителя так, чтобы он выглядел естественно, та ещё задачка, и умелый Демикеле справляется с ней сразу тремя способами. Первым из них является игра на контрасте, заставляющая наблюдателя, привыкшего к стереотипам, не верить глазам своим, и всё время сомневаться, что не так с этим грозным профессиональным стрелком?
Вторым элементом, призванным раскрасить общее сюжетное пространство вокруг Дакоты-Ундари, стало приглашение опытного и колоритного Фернандо Санчо (вот уж кто «король», так «король»!). Одно появление этого пухлого усача в кадре способно привлечь внимание и вызвать улыбку. В «Un hombre y un Colt» же он и вовсе тащит на себе значительную часть всей интриги, одновременно отвечая за юмористическую составляющую. Сразу несколько сюжетных твистов, связанных с ловкачом Педро, щедро дополняют эмоциональную сдержанность товарища по съёмочной площадке. Не будет преувеличением сказать, что Санчо, используя нехитрые фирменные приёмы, во-многом затмевает Ундари, чей прожжённый персонаж вдруг начинает зависеть от кажущегося простаком мексиканца.
Ну и наконец, Классический приём, когда ключевые лица пытаются решать свои личные проблемы на фоне уже разразившихся или набирающих силу крупных исторических событий, тоже применяется режиссёром на редкость удачно. В данном случае, проблемы Дакоты оказываются тесно привязаны к разгорающемуся огню мексиканского восстания Эмилиано Сапаты. Как раз вокруг темы доведённых до отчаяния бедняков, готовых на крайние меры, и начинают сходиться все сюжетные линии, завязываясь в тугой узел, распутать который может только решительный подход. Охота за деньгами, отблески скорой революции, нравственный выбор, месть обиженной женщины - есть над чем поломать голову Дакоте перед тем как это сделают его враги.
Добавлю, что в фильме отлично сбалансированы все составляющие, среди которых насилие, интрига, юмор и романтика. Нет промаха и с музыкальным оформлением, поскольку саундтрек Кориолано Гори и Анхеля Оливера прекрасно подчёркивает происходящее на экране. Мастерски использовав все имеющиеся ресурсы, Тулио Демикели выдал очередной крепко сбитый, интересный и качественный вестерн, подтверждая, что совсем не просто так был номинирован на Золотую пальмовую ветвь и Гран-при Каннского кинофестиваля.
Конечно, «Человек и кольт» на Канны и прочие высоколобые мероприятия не тянет, но это и не нужно, поскольку создавался он для развлечения с моральным уклоном. И это развлечение, плюсы которого с лихвой перекрывают минусы, достойно даже пересмотра. Например, ради одних только сцен с мамой Педро)
7 из 10