Низкобюджетный триллер британской кинокомпании «Хаммер» по роману Джеймса Хэдли Чейза. Специально приглашенные американские актеры Джордж Брент и Маргарит Чэпман должны были стать локомотивами, которые выведут английский нуар на американский кинорынок.
Директор книжного магазина Джон Харман в минуту романтической волны целует свою молодую работницу, красивую, но глуповатую Руби. Стрела Купидона пролетела мимо, а потому обоим неловко за этот эпизод. Но новоиспеченный дружек Руби готов выжать максимум из головокружения Джона Хармана. Он подговаривает девушку начать шантаж своего работодателя, но, как в любом нуаре, никто никогда не знает, в какие дебри может завести судьба, если сбиться с пути.
Для меня фильм особенно примечателен тем, что стал первой совместной работой студии Hammer и режиссера Теренса Фишера – выдающегося постановщика цветных готических ужастиков конца 1950-х – 1960-х годов.
Если верить биографам Д. Х. Чейза, то в молодости будущий автор детективных романов какое-то время работал продавцом книг. Пригодилось. Уже хотя бы в том узком смысле, что драматические события фильма 'Последняя страница', снятого режиссёром Теренсом Фишером в 1952 году как раз по произведению Чейза, происходят преимущественно в помещении книжного магазина. А когда в одном из эпизодов мы видим среди работников магазина паренька, устроившегося в свободную минутку в подсобном помещении с каким-то томиком в руках, то легче лёгкого представить, что именно так юный Рене Брабазон Реймонд (настоящее имя будущего писателя) приобщался к жанру литературы, в котором впоследствие ему суждено было стать одним из корифеев.
Что же касается собственно фильма, надо признать, что атмосферно он мало похож на снятый четырьмя годами раньше 'Нет орхидей для мисс Блэндиш', а уж тем более на большинство более поздних экранизаций Чейза, которые куда брутальней и циничней. Скорее, картина напоминает триллеры и нуары конца 30-х - начала 40-х годов - например, 'Женщина в окне' и 'Улица греха' Фрица Ланга, где положительный во всех отношениях герой так же теряет самообладание, внезапно соприкоснувшись с грязной изнанкой жизни, став объектом домогательств со стороны представителей криминального мира. Не случайно, наверное, в роли мерзавца-шантажиста Джеффри, которого играет Питер Рейнольдс, мне буквально мерещился Дэн Дьюри, выступавший у Ланга абсолютно в том же качестве и делавший это идеально. Хотя и Рейнольдс неплох. Может быть, с фильмами предшествующих полутора - двух десятилетий эту работу роднит и присутствие в качестве главного персонажа Джорджа Брента. Как-никак этот хороший, харизматичный актёр свои знаковые роли сыграл именно в 30-е - 40-е годы и в 1952-м, когда снималась 'Последняя страница', воспринимается, скорее, как символ недавней, но уже уходящей эпохи.
Мелодраматические нотки, проскальзывающие в картине, слабо ассоциируются с 'каноническим' Чейзом. Поэтому не удивлюсь, если поклонники мастера 'крутого' детектива по поводу этой (кстати, до недавнего времени у нас почти неизвестной) экранизации испытают некоторое недоумение. Ну, а автору данной рецензии она вполне симпатична. Особенно, если принять во внимание, что он сам был связан с книжной торговлей, и ему помимо перипетий сюжета прелюбопытно было наблюдать за трудовыми буднями небольшого английского книжного магазина, за тем, как у них был налажен этот бизнес 60 лет назад.