У названия фильма есть лучший и более точный перевод – «Тень кошки». Потому как действует в истории именно кошка по кличке Tabitha, и никакой она не признак, а вполне себе здоровое, умное и справедливое животное. Впрочем, как и все кошки. Табита свидетельницей сговора и убийства своей хозяйки – владелицы огромного поместья на болотах где-то в Британии. Кошка будет изводить убийц-заговорщиков и по-прежнему урчать невиновным людям.
Сюжет о кошке, которая воплощает собой совесть главных героев, сам по себе не плох, если бы не проблема: он слишком очевиден. Режиссер Джон Джиллинг старался, и местами удачно, нагнетать зловещую атмосферу ожидания наказания, даже предлагал зрителям посмотреть на происходящее в доме глазами кошки. Но интрига, как то слово, которое не воробей: выпустишь – не поймаешь. Да и тема «животное в опасности» вызывает отторжение у большинства хозяев кошек и собак.
Фильм часто приписывают легендарной британской студии «Хаммер», мол, заявленное производство BHP Productions – что-то вроде псевдонима. Однако я встречал и другую информацию: «Хаммер» в качестве жеста доброй воли за символическую плату предоставила свое оборудование и специалистов компании BHP.
Любопытен фильм своим сюжетом, крепко держащим зрительское внимание от начала до самого конца. Интерес представляет довольно частая тема у писателей и режиссёров – классиков и современников, работающих на остросюжетной мистической почве, что не мудрено, ведь её корни уходят далеко в стародавние суеверия, приписывающие кошкам статус неких загадочных существ, бродящих на грани реализма и сверхъестественного меж двух миров.
Фабула о хвостатом свидетеле убийства, мстящем за хозяйку алчным родственникам, движимым желанием заполучить наследство, украшается парой занимательных нюансов. Во-первых, картина ставилась под эгидой «Hammer», что может по праву наперёд обещать самый роскошный фон старины, погружающий человека по другую сторону экрана в надлежащий готический пласт Англии, укрытой призрачной дымкой потусторонних проявлений, гармонично соседствующих рядом с пресвящёнными джентльменами и элегантными леди. Опытный режиссёр и сценарист остросюжетного жанра Джон Джиллинг со знанием дела работает с предложенным материалом, передавая весь смак детективно-мистического ореола британских жутких рассказов классической поры, мастерски используя лишь чёрно-белое двуцветие кадра. «Картинка» наполняется светотенью в нужных местах, усиливая напряжённость ситуации, а пускай не звёзды, но частые студийные артисты достоверно вписываются в надлежащие образы своих героев и злодеев, передавая необходимые характеры. Во-вторых, затрагивая нечто таинственное неуловимое для рациональной стороны нашей жизни, наделяя грациозное домашнее животное со сверкающими глазами возможностью хитроумно мстить, автор совсем не прибегает к открытому мистицизму. Происходящие события придерживаются достоверности, из-за чего у зрителя невольно вырабатывается сопереживание к кошке, ведь она вовсе не хвостатый призрак, а маленький питомец, вступивший в неравную схватку.
Несправедливо будет умолчать об укрытом пласте рассказа, метафорично олицетворяющем усатую кошечку символом навязчивой совести или справедливости, неотступно преследующей всех негодяев пока за зло не воздастся каждому. Собственно, разыгранный бытовой паноптикум родичей-стервятников под одной крышей, на самом деле, мог легко обойтись и без четвероногого катализатора к действию, так как они показательно готовы грызть друг другу глотки ради наследства, неплохо сокращая собственное количество. И это тоже весьма любопытно при просмотре с нравоучительной точки зрения, где абсолютно все участники преступления – косвенные или прямые, так или иначе, обречены на заведомый провал за неимением возможности доверять никому в порочном круге меркантильных сообщников без морали и принципов.
В целом, лента обещает понравиться всем ценителям британской классической школы хоррора, умеющей создавать достойные образцы жанра, безупречно разыгранные по многим техническим аспектам на соответствующем неглупом сценарии.