Очевидно, Маркку Пеленену очень хотелось снять фильм в стиле 'догмы' Ларса фон Триера и его знаменитых 'Идиотов' - без прикрас, без бюджета и без сюжета. Что точно есть в его фильме 'По дороге в Эммаус' в отличие от поделки Триера - так это самоирония. Бессмысленная и беспощадная! Чем так насолил Пеленену его собственный народ, мы, скорей всего, никогда не узнаем, но он решил затмить все русские анекдоты про горячих финских парней и запечатлел деревенских земляков в самом неприглядном виде. Зрелище получилось не для слабонервных, хотя крупными планами гнилых зубов сейчас никого не шокируешь...
Судя по веселью, царящему в кадре, сами участники процесса получали огромное удовольствие. Что-то подобное сделал Андрей Кончаловский в 'Курочке Рябе' - но с куда большей выдумкой, и конечно, с куда большей любовью к советскому селу и его многострадальному жителю.
Финская деревня - это просто клоака какая-то. Недаром главный герой Ране в свое время сбежал оттуда - сплошные дебилы на госдотации и грубые грязные фермеры, не подозревающие о том, что мыло уже изобрели. Ране ненавидит свою малую родину. По его словам, лучшие люди уезжают в города, а в деревне заключаются инцестуальные браки, которые плодят даунов, вроде парочки влюбленных инвалидов Элли и Ребекки. Они тоже хотели бы уехать в Хельсинки - Ребекка грезит показать свою грудь в утреннем телешоу и с этого момента стать суперзвездой, а Элли мечтает чинить столичную канализацию, чтобы получать много денег и соответствовать Ребекке и ее груди, о великолепии которой, нам, к счастью, ничего не сообщается. Школьный приятель Ране - алкоголик, ослепший от растворителей, бродит по дорогам и просит милостыню. Любовь его юности - располневшая сельская блондинка замужем за тем самым фермером, который не моется...
А кто такой сам Ране? Как говорит регулярно появляющийся призрак его бабушки: 'Человек с раненым детством всегда будет идти по темной стороне жизни'. Фрейдистски настроенная бабушка - единственный благообразный персонаж картины. Потому что покойница. Все остальные живут и смердят, а в финале проходят перед камерой и берут каждый с подноса по рюмочке, выпивают и виновато заглядывают в глаза зрителям, словно извиняясь за такую свою идиотскую жизнь. Это примиряет с фильмом и с финской деревней, но как-то не до конца.