Француз Анри Буланже, проживающий на замусоренной и неприглядной окраине Лондона, после 15 лет тоскливой работы в отделе регистраций попадает под сокращение. Попытка свести счёты с жизнью заканчивается неудачей: вырывается сделанный для петли гвоздь. Тогда Анри обращается в некое агентство «добрых услуг» и нанимает киллера, который должен помочь ему отправиться на тот свет. Однако уже на следующий день жизнь поворачивается к Анри солнечной стороной: он влюбляется в разносчицу цветов и впервые пробует виски, находя этот напиток прекрасным. Но теперь возникает другая проблема: от услуг наемного убийцы отказываться уже поздно – механизм запущен, контракт расторгнуть невозможно…
Подробное бытописание рутинных будней постепенно преобразуется в мелодраму с элементами чёрного юмора и продолжает эволюционировать в сторону триллера с непредсказуемой развязкой. Оторванный от родной почвы финский режиссёр не ощущает себя ущербным и, снимая английский фильм с французским актёром, предлагает, по сути, универсальную модель грустной трагикомедии об абсурде жизни и одиночестве.
Он находит почти концептуальное применение актёру Жану-Пьеру Лео, альтер его Франсуа Трюффо, с течением лет утратившему былое обаяние, да и просто элементарную привлекательность. Но даже обращаясь к жанровому кино с европейской звездой (пусть и закатившейся), Каурисмяки на самом деле делает всё тот же финский фильм о неприкаянности маргиналов. Через семь лет украинский режиссёр Вячеслав Криштофович снимет фильм «Приятель покойника» с весьма перекликающимся сюжетом, что лишний раз подтвердит жизненную актуальность и художественный потенциал идей Каурисмяки.
Перед нами - Театр Абсурда и главный герой в нем Анри, по фамилии Булочник. Белый свет стал Анри не мил и он решает покончить с собой, да вот только в этом он оказывается так же посредственен, как и во всем остальном. Благо в наше время всегда можно обратиться к помощи специалиста, что наш с вами герой и делает. Правда вот незадача: мир преподносит Анри сюрприз в лице сигарет, выпивки и женщин. Жалко только, что насладиться всем этим довольно проблематично, когда за тобой охотится наемный убийца.
К сценарию данной картины мог бы приложить руку Франц Кафка, по крайней мере, такое ощущение складывалось на протяжении практически всей картины. Разве что конец получился не 'Кафковский', что и вызвало небольшое расстройство. С другой стороны, в фильме можно встретить и тонкий юмор, и любовь к деталям, и хорошую операторскую работу, так что я сомневаюсь, что вы останетесь разочарованными. Обожатели Лондона смогут в очередной раз полюбоваться его окраинами, узнаваемыми практически с первого взгляда.
Пускай фильм и не является лучшим представителем своего жанра, это определенно качественная работа, и теперь такого рода кино можно встретить не так уж часто. Приятного просмотра!
Да, финский чудак Аки Каурисмяки в своём фильме «Я нанял киллера», как и многие другие, обращается к теме маленького человека с большим горем – никчёмностью собственного существования. Каурисмяковского мелкого чиновника в безрадостной одинокой жизни гнилыми нитками слабёхонько держит работа, скучная и монотонная, но дающая какой-никакой стержень этому грустному человечку. Он не может, хотя и пытается с помощью покосившихся цветочков на крыше, создать свой изолированный мирок во вселенной серо-синих стен. А когда бедняга Анри лишается своего последнего компаса – работы, то остаётся только одно – смерть. С сочувствием мы наблюдаем, как заканчиваются неудачей попытки самоубийства и как настойчивый Анри приходит к мысли «заказать» себя же киллеру.
Посмотрите, мы только-только познакомились, а блеклый чиновник обретает в наших глазах достойную черту характера – упорство. По той простой причине, что человек рождается в борьбе с обстоятельствами. Иными словами, человеку для счастья нужны неприятности. И милый неадекват Анри борется сначала за смерть, а потом за жизнь. Борется с живым воплощением смерти – смертельно больным киллером, утверждающим, что «жизнь – это разочарование». Спасет Анри, конечно, не назначение на новую должность, а прекрасная цветочница с алыми губами и никому не нужными розами.
Что касается работы, то Каурисмяки на протяжении фильма настойчиво показывает нам, как работают людские руки и ноги, их кипучую деятельность по производству неведомых благ. Но сам утверждает: человек – больше, чем его работа! Человек – это, прежде всего, своеобразие, чудинка. Человек – это любовь.
- Ты сумасшедший, Анри.
- Ничего не могу с этим поделать.
Это моё первое знакомство с Каурисмяки, и впечатления у меня остались самые положительные. Простота повествования пленяет. В то же время Каурисмяки тычет зрителю в глаза неожиданными кадрами, призванными подчеркнуть абсурдность происходящего, не стесняется брать крупные планы некрасивых лиц, громоздит нелепицу на нелепице и тем развлекает зрителя. Мне сложно назвать такое кино комедией, и потому, что смех с Каурисмяки получается немножко грустным и потому, что смеётся он над больным и укромным в каждом (во мне). Но такое кино – неординарное, лёгкое и абсурдное, несомненно, порадует и тех, кто не горазд хохотать над анекдотами.
Первый фильм Аки Каурисмяки, который я посмотрел. Ну, если не считать его короткометражек.
Начну с того, что кино у него определенно получилось. Причем во всех аспектах.
Картин о неудачниках пытающихся свести счеты с жизнью было снято, даже к тому времени, очень и очень много и нужно было очень сильно постараться, чтобы эта картина хотя бы была на одном уровне с фильмами себе подобного жанра. Но Каурисмяки решил не пользоваться штампами, характерными для подобных картин, а сделать пусть и экспериментальное, но необычное кино в свойственной ему манере. И как я уже писал выше, у него это получилось.
Пожалуй, главный плюс фильма – это необычный сюжет, который на первый взгляд кажется чудовищно банальным, но по мере развития сюжета эти сомнения отпадают. Эта история действительно необычна и за ее развитием очень интересно наблюдать. Некоторые моменты могут показаться знакомыми, но совокупность их представляет собой нечто необычное и незабываемое. Ну а прекрасный необычный юмор производит также неизгладимое впечатление и заставляет по-настоящему улыбнуться, а в некоторых моментах даже посмеяться, что очень необычно, но хорошо подходит к подобным фильмам.
Под стать сюжету и атмосфера фильма – загадочная, темная, пугающая, но тем не менее великолепная. Причем атмосфера в фильме в начале и в конце абсолютно разная. Сначала атмосфера передает чувства и переживания героя, которому не хочется, да и не нужно жить, но ближе к концу она кардинальным образом меняется, несмотря на то, что манера повествования не меняется абсолютно. Музыка и звучащие песни также идеально подходят к фильму.
Помимо сюжета и прекрасной атмосферы также нельзя не выделить великолепный актерский состав. Больше всех запомнился Жан-Пьер Лео, который прекрасно справился со своим образом. Этот печальный взгляд, это грустное лицо, на котором написана вся его жизнь, эта манера речи… Ну в общем гениальное исполнения, хотя, это далеко не лучшая его роль. Имен остальных актеров я не знаю, да и упоминать их игру не особо хочется, тем более что на фоне Жана-Пьера Лео все равно все смотрятся как-то блекло.
Также фильм примечателен с технической стороны. Работа оператора на довольно высоком уровне. В фильме присутствуют в большом количестве необычные и красивые ракурсы, которые привлекают внимание зрителя к себе. Крупные планы, хоть и не отличаются оригинальностью, но также производят довольно сильное впечатление.
Единственное, что не понравилось – фильм кажется довольно затянутым. Да, хронометраж фильма составляет всего 80 минут, но эти «мелочные сцены» (крупный план ног людей, входящих в автобус, собирание мелочи, подробный показ приготовления гамбургеров и т.п.) занимают очень много времени и именно из-за этого, фильм и кажется таким долгим. Хотя, если я запомнил эти сцены (хотя обычно на них внимания не обращаю), значит они были не просто так вставлены в фильм и имеют определенное значение. Хотя, это Стиль режиссера и от него никуда не денешься. Наверное мне все фильмы Каурисмяки будут казаться долгими.
Мой вердикт – отличный фильм, но немного затянутый.
Именно такое первое впечатление посетило меня после просмотра фильма Аки Каурисмяки 'Я нанял убийцу'.
Этот фильм - история простого служащего, вся жизнь которого – серое полотно без намека на яркие краски. Перед нами всегда его неизменные, ничего не выражающие глаза, статичное лицо, лишенное мимики, скованные движения. Образ человека одинокого, забитого однообразностью в угол, откуда он осторожно поглядывает на мир. Но это еще и полное смирение с тем, что происходит, отсутствие протеста. Вот по-настоящему маленький человек. Изо дня в день влачит он свое существование, ограничивающееся работой и домом, где никто его не ждет.
Нарушение заведенного испокон веков порядка «работа-дом» кажется ему чем-то невероятным, немыслимым. Такая ситуация не может уложиться в его голове, он не видит выхода из нее. Только смерть. Но он настолько слаб, что у него нет сил, покончить с собой. С таким же непоколебимым выражением лица, он кладет на стол киллера свою фотографию и деньги в бумажном пакете. Но страшно даже не то, что человек хочет сам погибнуть от пули убийцы, страшно отношение этого киллера к происходящему. Он едва ли пытается отговорить его от такого поступка, а только предлагает скидку и называет его хорошим клиентом. Страшно не желание человека, потерявшего работу, умереть, его поступок вызывает лишь недоумение, но не жалость, не сожаление. Страшно то, что окружающим плевать на это. И когда наемный убийца говорит: «Подумай, жизнь прекрасна», - мы не верим его словам. В них нет искренности, люди в обществе одиноки, везде царит разобщенность. Начальники, которые не знают имени своих служащих, почти безвозмездно работающих у них на протяжении 15 лет, которые говорят об их увольнении как о чем-то обыденном; киллеры, которые предлагают скидку человеку, который хочет умереть, хотя деньги ему по сути уже не будут нужны. Страшен такой мир, в котором не ценится человек, где он одинок и никому не нужен.
Фильм уникален тем, что показывает всю историю со стороны, но при этом как бы глазами самого героя. Мы видим мир таким же, каким видит его он: серым, лишенным каких-либо красок. И лишь иногда серая картинка городских улиц сменяется урбанистическим пейзажем, где огни большого города гармонируют с розовыми облаками на рассвете.
Но однажды этот серый мир рушится. В бар заходит женщина, продающая розы. На сером полотне его жизни появляются ярко-алые мазки. Бордовые розы, которые она продает, ее ярко-красная помада, алые бусы, светлые волосы, кофта нежно-голубого цвета, - ее облик выделяется среди серой толпы, разукрашивает ее. С корзиной, полной роз, она напоминает Герду, которая приходит, чтобы растопить холодный лед сердца Кая. Их отношения, их любовь правда очень напоминают сказку «Снежная королева». Сердце Кая медленно оттаивает, столкнувшись с неведомым чувством. Он меняется, он уже не такой, каким мы видели его в начале фильма. В нем просыпается протест, нежелание мирится с окружающей его действительностью. Вдвоем они ничего не могут поменять в этом мире, но больше они не могут и жить в нем. Поэтому они убегают.
Герои фильма не вызывают жалости, любви или ненависти. Но месте с тем мы сопереживаем их судьбе, мы желаем им счастья. И в этом желании утверждение гуманизма, которым пропитаны фильмы Куарисмяки. Все достойны счастья, каждый из нас. Даже самый маленький и ничтожный человек. И мы не имеет права лишать его возможности.
Самая жестокая в мире мафия - финская. Ее жертвы умирают от старости, но в постоянном ожидании! Есть такой старый анекдот. Что-то очень похожее происходит в ленте финского режиссёра, сценариста, и продюсера Аки Каурисмяки. Особенности тонкого, ну очень тонкого юмора в фильме, стоит списать разве что на национальную принадлежность Каурисмяки, иных мотивов делать фильм таким затянутым я не вижу.
В первом своем зарубежном фильме Аки Каурисмяки снимает замусоренные окраины Лондона, в сущности, мало отличимые от точно таких же где-нибудь в пригородах Хельсинки (в фильме «Человек без прошлого») или Парижа («Жизнь богемы»). На причастность к столице Великобритании указывает разве что периодическое появление в кадре чёрных английских кэбов. Проще говоря, смена географического места действия совершенно не повлияла на методы режиссёрской работы Каурисмяки.
Когда главный герой фильма, Анри Буланже, французский эмигрант, теряет свою жалкую работу клерка в пыльном офисе, он вдруг понимает, что существование его не имеет больше никакого смысла. Он решает свести счёты с жизнью, но оказывается настолько никчёмным существом, что все его попытки покончить с собой терпят крах. Понимая, что сам он не выйдет победителем в этой нелёгкой битве, Анри обращается в некую импровизированную киллер-службу, где по сходной цене и заказывает самого себя. Теперь, когда контракт подписан, остаётся только дожидаться своего последнего часа...
Страх скорой и неизбежной смерти оказывается для Анри толчком к чувствам, которые долгое время в себе гасил. Как это часто бывает в кино - двойное виски и страстные объятия цветочницы Маргарет вновь возвращают Анри желание жить, к сожалению, сделанный ранее заказ, отменить уже не представляется возможным: в агенстве по убийствам телефона нет и визиток не выдают.
Когда в фильме вместо экранного действа творится полное бездейство, волей-неволей начинаешь уделять пристальное внимание таким деталям, как редкие музыкальные вставки. Не думаю, что фильм Аки Каурисмяки нравился бы мне точно так же без оригинального блюзового саундтрека. У режиссёра отличный вкус на подбор подходящих композиций - песенный саундтрек целиком гармонирует с фильмом (что вообще-то большая редкость), так как в блюзе основной лейтмотив схож с атмосферой фильма - это тоска и меланхолия. Кстати, в кадре на короткое время появляется Джо Страммер, фронтмен панк-группы The Clash.
Объект особого рассмотрения у Каурисмяки - «простой» человек, его внутренний, глубинный мир. Роль клерка Анри Буланже исполнил Жан-Пьер Лео, снимавшийся у Трюффо, Годара, Эсташа и многих других признанных мастеров мирового кино. Можно сказать практически весь фильм держится только на уникальной игре Лео. Личность маловыразительная, серое насекомое - Анри Буланже надолго запоминается и западает в память благодаря пронзительному взгляду талантливого Жана-Пьера Лео.
Финский юмор, конечно, сравним с тонким английским - он не всем понятен. У Аки Каурисмяки получилось сохранить глубокую самобытность в своём английском фильме, сняв остроумную трагикомедию с изрядной долей язвительной иронии и откровенного стебства. Маловероятно, что ленту «Я нанял убийцу» стоит воспринимать, как исследование саморазрушительных механизмов человека - тут всё гораздо проще. Как и в фильме «Жизнь богемы» Аки Каурисмяки вновь насмехается над своими героями, превращая трагедию в абсурд.
Стоит ли напоминать, что как это обычно бывает у Каурисмяки - счастливый и совершенно никчёмный конец, не приносит ровно никакого удовлетворения своему зрителю. Но это ничего - в целом фильм «Я нанял убийцу» оказывается добротным произведением, хоть и не в меру затянутым. Если Вы любитель ходить в зоопарк и наблюдать, как на деревьях резвятся ленивцы - просто посмотрите этот фильм.
Ну, может кроме Финляндии, они и пить умеют, и париться могут, да и вообще самая близкая к России, в географическом плане, из цивилизованных стран, как бы Аки Каурисмяки не пытался доказать обратного. Это в наше время, а в бородатые 90-е, а может даже в 80-е, он занимался иным, хотя бы этим фильмом, к примеру. В 1990 году Аки Каурисмяки выпустил фильм «Я нанял убийцу», события которого проходятся по ущербным районам Лондона, где обитает француз Анри далекий от аристократических замашек. Лет 10 спустя в глазах мировой общественности (ну ладно, тех тридцати человек, что смотрят его фильмы) Каурисмяки затрагивает дикие районы своей страны, но в начале 90-х от его карающего взгляда не ускользнули задворки Лондона. До Гая Ричи ещё.
Трагикомедия «Я нанял убийцу», можно было бы назвать просто комедией, если бы не финский стиль Каурисмяки, любителя медленного рассказа истории, в этом и вся трагедия фильма, он длиться долго. Ну да 79 минут написано, но, как известно в Финляндии 79 минут, равны нашим двум, а то и трем часам.
Другая трагедия фильма, конечно, более серьезна, француз с явными финскими корнями Анри, сидевший 15 лет на одном стуле, в каком-то занюханном офисе, должен покинуть свой стул. Хотя стола и работы его лишили раньше, потом только он смог встать с места. Ну да - тормоз. Неудивительно, что и повеситься не смог, да и вообще убить себя. А он усердно старался.
Ну, долго думать не стал, пошёл в бандитский бар, и заказал там, своё убийство. Тут то Каурисмяки начал стебаться, медленно, противно, но местами так смешно, и приближаясь к концовке, эта двух, а то и трех часовая лента, просто заставляла любоваться каждым новым действием. Ибо 79 минут, как бы медленно не шли, и в Эстонии, и в Африке и даже в Индонезии, всего лишь 79 минут.
Самым любопытным элементов фильма является, рассуждения Каурисмяки, экспериментирующего на своих героях, о вопросах жизни; смерти; неудавшейся смерти; попытки самоубийства; заказного убийства и судьбы. Особенно её, обреченный утонуть, каким бы образом и за сколько себя не заказывал, обречен утонуть. Но соль-то в том, что, заказав свою жизнь, ещё надо и от киллера побегать, пусть он больной и старый, но он умеет стрелять…
Ну и, разумеется, причиной для Анри, отказаться от мысли умереть, становиться женщина, а как же иначе, других мотивов жить герой не мог найти, как и женщину, а тут ему повезло, буквально, за несколько часов до предполагаемой смерти. Вдвоем бегать веселее, а весело бегать здорово. Хорошее кино, правда, зараза, не бегает. А в Финляндии вообще есть слово быстро?