всё о любом фильме:

Призраки Гойи

Goya's Ghosts
год
страна
слоган«Tell me what the truth is»
режиссерМилош Форман
сценарийМилош Форман, Жан-Клод Карьер
продюсерСол Заенц, Марк Альбела, Денис О’Делл, ...
операторХавьер Агирресаробе
композиторДэн Бауэр
художникПатриция фон Бранденстайн, Хосе Мария Аларкон, Эдуардо Идальго мл., ...
монтажАдам Бум
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Испания  324.9 тыс.,    Чехия  185.2 тыс.,    Италия  173.2 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время109 мин. / 01:49
Инесс, музу знаменитого портретиста Франциско Гойи, инквизиция бросает в темницу. В отчаянии живописец просит о помощи своего друга, священника Лоренцо. Их взаимоотношения подвергаются серьезному испытанию, необратимо меняя судьбы всех троих.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
30%
26 + 61 = 87
4.8
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Милош Форман пригласил Натали Портман на роль Инес, после того как заметил ее сходство с девушкой, изображенной на картине Франсиско Гойи «Молочница из Бордо» (1825-27).
    • Финальный кадр фильма — это автопортрет Гойи, написанный в 1815 году.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 716 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Думаю, еще с первой строчки стоит сообщить о том, что сейчас, в момент написания рецензии на фильм «Призраки Гойи», я нахожусь под огромнейшим впечатлением сразу же после просмотра, так что мой отзыв не будет содержать ни единого отрицательного комментария. Также хочу предупредить, что не слишком хорошо знакома с историей, а такого художника, как Франсиско Гойя, имела случай узнать лишь сегодня, следовательно, едва ли мое мнение во многих аспектах можно будет считать объективным.

    Собственно, я и наткнулась на этот шедевр не из желания пополнить свои знания об инквизиции в Испании или о творчестве одного из великих мастеров изобразительного искусства, а изучая фильмографию прекрасной Натали Портман, поэтому бОльшую часть повествования я посвящу тому, как хорошо ей удалось войти в роль каждого из своих персонажей, ведь актриса очень убедительно, волнующе сыграла трех совершенно разных людей.

    Сперва мы видим ее той самой Музой художника, невероятно красивой лицом и душой девушкой, такой молодой и невинной, еще не познавшей жизнь, однако по нелепой случайности, гигантской несправедливости она становится жертвой подозрительных преследователей неких изменников, заставивших Инесс под страшной пыткою признать свою вину перед Господом. С этого момента начинается совершенно другая жизнь героини…ее буквально вырывают из теплого круга семьи и друзей, вынуждая проводить те по идее лучшие годы в темнице. После 15 лет заключения от прежней Инесс остаются лишь измученная голодом оболочка и искренняя, страстная натура девушки, потерявшей связь с разумом и отдавшейся идее о поиске своей дочери, чью роль Натали сыграла так же великолепно. На этом моменте во избежании спойлеров, которые уже так и просятся влезть в мой рассказ, я прекращаю вдаваться в подробности.

    Остальные актеры были также на высоте. Ни один персонаж не заставил меня разочароваться в картине. Каждый исполняет роль так, как, казалось, и должен. Ничто не заставляет усомниться в искренности героев.

    Фильм охватывает огромный спектр проблем, оставляет множество мыслей после себя, открывает глаза на вещи, о которых ранее не задумываешься. Безусловно, мотивирует познавать, развиваться духовно и нравственно.

    Подводя итог, хочу сказать, что невозможно передать в должной мере все эмоции, которые пришлось испытать. Невозможно разобрать все идеи, выдвинутые создателями. Невозможно описать все прелести оформления и исполнения. Это стоит увидеть.

    10 из 10

    16 июня 2015 | 10:07

    Сперва воспринимаешь этот фильм как неудачу Формана. Это не создатель «Амадея» и «Гнезда Кукушки», фильмов с потрясающе ровно нарастающим напряжением, тонко продуманным и строгим сюжетом. В «Призраках Гойи» сценарий сначала кажется хаотическим и аляповатым, тема — «ужасы инквизиции» — несколько условной и устаревшей, трюк с двумя ролями Портман — дешевым. И, прежде всего: что вообще там делает Гойя? Хавьер Бардем и Портман прекрасно бы разыграли свою драму и без него.

    Все так. И это, действительно, не «Амадей» и не «Гнездо кукушки». Это скорее автобиография, с очень важным и вероятно нарочито отодвинутым на второй плане горьким признанием о себе. В чопорной и подозрительной Испании, где даже абсурдные догматы веры не должны подвергнуться сомнению, а контроль духовных трибуналов стремится стать полным, довольно просто различить коммунистическую идеократию Чехии — и тогда станет понятным, что эзоповски скрыто под видом неправдоподобного рассказа об «ужасах инквизиции». Но бонапартовская Испания «свободы» оказывается не менее жесткой идеократией, где женщин не принуждают пытками к сожительству, а просто приводят на панель. Это, конечно, не Запад, на который бежал от красной «инквизиции» Форман, это скорее образ Запада, манящего свободой от пуританских рамок и абсурдных догматов, созданный воображением чешских диссидентов, таких как Форман, Иван Пассер или Кундера и доктор Гавел. Слишком просто. В иллюзии всегда все слишком просто. И этой иллюзии «прекрасной Америки», запретные плоды которой так долго учили любить, Форман отдал должное в мюзикле «Волосы». Но иллюзия распадается от прикосновения реальности. И в новой стране, в новом дивном мире художник узнает прежние лица, «призраки». Это не гротесковые призраки его «Каприччос», это призраки в совсем ином смысле. Это люди, явившиеся из прошлого, где когда-то они были погребены.

    Хитроумный фанатик-католик в исполнении Бардема становится восторженным разоблачителем прежней, суровой Испании, фанатично же преданным идее разрушить старое и мрачное, строить новое и светлое. А что случилось с невинной жертвой в исполнении Портман — мы уже сказали. Неважно, что по сюжету она играет новый персонаж, а Бардем — того же самого человека. Важно, что эти лица возвращаются, но с какой обескураживающей переменой!

    И тогда-то и становится понятным, что Гойя — центральный герой фильма, и как в «Амадее» и других фильмах Формана речь идет о том же: художнике и обществе. «Художник» — не обязательно живописец или композитор, это может быть артистическая, бунтарская личность, каким предстал Николсон в «Кукушкином гнезде» или издатель-порнограф в фильме «Народ против Ларри Флинта». Все эти формановские персонажи ставятся волею обстоятельств в конфликтные отношения с обществом, и неважно, общество ли это коммунистических лицемеров-ханжей или буржуазно-гламурного «тлетворного» Запада. Народ всегда против.

    Но Форман в «Призраках Гойи» не задерживается на этом утверждении. Он идет дальше, показывая беспомощность и пассивность художника. Бунтарь не он, а бывший самый ретивый и искусный гонитель. Гойя остается в стороне. Поэтому он, вместе с режиссером, может посочувствовать старику-епископу, не такому фанатичному прежде, но и не поменявшего старый радикализм на новый. Поэтому он, вместе с режиссером, остается в стороне от событий, наблюдателем которых довелось ему стать. И поэтому не ему, а деятелю, энергичному и в прошлую, донаполеонскую эпоху, и в новую, в эпоху реформ и освобождения от идеологических «предрассудков», — достается преданность героини, прежней героини Натали Портман. Глухота Гойи обретает почти символический смысл, это знак его эскапизма, бегства от событий, которые разражается за пределами его мастерской. И в Гойе узнаешь воплощение медитации Формана о себе, о своей судьбе кинематографиста, ярко отзывавшегося на изменяющуюся реальность, однако теперь озирающегося на прожитые годы и понимающего, что стремительные перемены были игрою иллюзий, в которых повторялись вечные человеческие типы, не зависящие от идеологического климата, форм быта и мировоззрения, консерватизма и прогресса. Не зависящие, потому что в мире вокруг нас отражаемся мы сами, и сознательно или бессознательно, мы снова и снова встаем на одни и те же грабли, молодость настойчиво возвращается в призрачных подобиях. И что гораздо хуже, эти призраки кричат о себе, но художник глух.

    7 из 10

    28 апреля 2013 | 12:47

    Франсиско Гойя вошел в историю искусства как художник, воплощающий в своих гравюрах темные сны и фантазии. «Сон разума рождает чудовищ» — название офорта Гойи из сатирического цикла «Капричос», фрагменты которого идут в начальных титрах фильма; он подписал гравюру такой фразой: «Воображение в сочетании с разумом производит чудесные творения искусства, а чудищ порождает именно сон разума». Именно этот кошмар разума того времени, от которого каждый хочет проснуться, показал Милош Форман в фильме, сочетающем политическую сатиру и мелодраму.

    В «Призраках» прослеживается хаотическая ситуация в истории Испании 18-го века: от одной тирании к другой и далее — к третьей. Никаких принципов, идеалов, никакой честности. Но несмотря на политическую подоплеку, фильм скорее о человеческой трагедии. Не биографический: для утонченного Формана это было бы неинтересно. Он использует фигуру живописца, желая обеспечить холст для двух главных героев: брата Лоренсо и невинной Инесс. Гойя представлен в фильме как глаза и кисть истории, символический художник, которому удается создать свои картины в разрушительное историческое время. Призраки Гойи — те люди и события, засвидетельствованные Гойей и превращенные в рисунки и картины; но термин «призрак» также относится к тому, на что похожи люди в те моменты, когда все изменяется. Квазилиберальный монах и молодая девушка и все другие люди в фильме — только пешки истории, которые затем исчезают. Призраки. Потому что они могут быть уничтожены в любой момент. Принципы, на которых строятся доносы, абсурдны: читаешь Вольтера — еретик! утверждаешь, что материя состоит из мельчайших частиц — пропагандируешь дьявольские идеи! если мужчина справляет нужду, прикрывая член ладонью, возможно, он обрезан, значит, — тайный иудей! говоришь «храм», а не «церковь» — протестант!

    Таким образом, и Инесс Бильбэтуа, вызванная Святой Инквизицией, была обвинена в «следовании иудейским обычаям», всего-то — из-за отказа откушать свинину в таверне. В итоге, муза художника пробыла в заточении 15 лет. И возвратившись, полусумасшедшая, с исковерканной душой и телом, начинает поиски своей дочери. С британским вторжением в Испанию публично преследуется по суду и Лоренсо. У Формана человек всегда показан в борьбе с режимом, со какими-то неотвратимыми обстоятельствами («Амадеус», «Вальмон», «Пролетая над гнездом кукушки», «Народ против Лари Флинта», «Человек на Луне»). Почти все его герои — одиночки, сопротивлющиеся прессующему режиму.

    В сатирических моментах так открыто высмеиваются власть имущие! На вопрос Гойи к Лоренцо, хочет ли он портрет с руками или без, тот отреагировал вопросом: «А в чем разница?» И когда получил ответ, что разница в цене: одна рука 2 тысячи, а две — 3 тысячи, то сразу же их спрятал. И еще момент, который заставляет улыбнуться. На вопрос Гойи к мужеобразной и далеко не молодой королеве Испании о том, какой бы хотела остаться в памяти потомков, она искренне отвечает: «Такой, какая я есть, молодой и красивой».

    Натали Портман в ролях молодой-старой Инесс и ее дочери удивляет в своей многоликости и непринужденности. Шокируще выглядит образ высохшей старухи с исковерканной челюстью, в которой не сразу узнается красавица Портман. Великолепный испанец Хавьер Бардем со средневековой мордой идеально вписывается в роль брата Лоренцо; играя с изяществом змеи, показывает далеко не лучшие его качества: с легкостью отказывается от своих убеждений, при этом занимает абсолютно противоположную позицию, и радуется жизни, забывая о том, сколько искалеченных судеб у него за спиной. Стеллан Скарсгард в роли несколько пассивной (его роль, думается, и не должна в этом фильме быть выдающейся), и в некоторых моментах он еще и доверчивый простофиля. Но, все же, трудно согласовать приветливый и немного тусклый образ Гойи, который воплотил Скарсгард, с жесткими и мрачными работами художника.

    Гурман Форман избегает показа реализма войны. Известно, что единственная цель этой войны — получение власти через страдание завоеванных, которые имеют одно право: крутиться на собственных костях и плоти. И только мелькающие гравюры «Черных картин» последнего периода Гойи приоткрывают кошмарный вид войны и человеческих мучений.

    8 сентября 2012 | 19:51

    Инквизиция. Это страшное слово с 1215 (основание инквизиции как учреждения) по 1834 год (упразднение инквизиции) заставляло в страхе трепетать населения многих европейских стран. Инквизиторы безжалостно карали еретиков, в числе которых мог оказаться любой, кто покажется подозрительным этим «вершителям суда божьего», совершая тем самым ещё большие и более страшные согрешения. Обвинения, по которым сотни и тысячи людей попадали в тюрьмы и были казнены, часто были до смешного абсурдны, а признания «еретиков» в своих «грехах» выпытывались под тяжёлыми пытками, от которых любой мог признаться в чём угодно, хоть в том, что его отец орангутанг. Именно по такому абсурдному обвинению и угодила в тюрьму главная героиня Инесс — раз она не ела в таверне свинину, значит, она приняла иудейскую веру и тайно совершает иудейские обряды.

    Другая идея фильма — это лицемерие и ложь. Лицемерие и ложь, которые являлись неотъемлемой частью тогдашней жизни. Отец Лоренцо говорит семье Инесс, что та в полном здравии, хотя сам знает, что её пытали. Спустя годы он говорит Гойе, что раньше соблюдал обет целомудрия, хотя это было не так. Все остальные инквизиторы так же погрязли во всех смертных грехах, не сознавая этого. Они обвиняют других людей в том, что они сбились с пути истинного и отошли от господа, в то время как сами являются лишь чокнутыми фанатиками, творящими беспредел. А беспредел они творят, чтобы укрепить собственную власть и собственное величие в глазах людей. Вера и бог служат им для оправдания и для прикрытия их преступлений.

    Лживые натуры всех инквизиторов показаны на примере отца Лоренцо, который является собирательным образом. Он лгал всю свою жизнь, служил тому, кому выгодно было служить, и являлся по сути своей, как сказал Гойя, шлюхой.

    Идея показать ужасы инквизиции, церковный беспредел, ложь и ханжество того времени замечательна. В фильме присутствовали и напряжение, и гнетущая обстановка, и страшные пытки. И всё было бы замечательно, если бы не одно «но».

    После надписи на экране «15 years later» фильм из мрачного повествования о самопроизволе инквизиции резко превратился в скучный рассказ о том, как сумасшедшая женщина ищет свою дочь. Все ужасы стремительно померкли вместе с образами теперь уже бывших инквизиторов. Да, спустя эти 15 лет жизнь в Испании сильно изменилась, изменился общественный устрой, но не это меня расстроило. Меня расстроило то, что сценаристам не пришла в голову никакая другая мысль, как только показать историю о поисках умалишённой женщиной своей дочери. И фильм сразу же превратился из многообещающей драмы в, образно выражаясь, «Санта-Барбару», что и значительно подпортило общее впечатление о кинокартине. История о судьбе всей Испании, показанная на примере жизни нескольких героев, превратилась в историю лишь нескольких человек.

    Про режиссуру и игру актёров вроде бы плохого сказать нечего, придраться не к чему, но в то же время и нечем восхититься. Все актёры справились со своими ролями, смогли хорошо передать образы своих героев: Хавьер Бардем — образ лживой шлюхи, Натали Портман — образ и слабоумной жертвы инквизиции, и малолетней куртизанки, Стеллан Скарсгард — образ добродушного и простоватого художника, который постепенно стал глухим. Но всё это выглядит как-то бледно, серо и невпечатляюще, что восторга не вызывает, а оставляет желать лучшего.

    А ведь идея у фильма изначально была замечательная.

    7 из 10

    11 октября 2008 | 20:38

    Сопоставляя самое интересное, что есть в любом фильме — титры с самой картиной, пришла к выводу, что кино полностью соответствует настроению работ Гойи: ужасное и комичное переплетено в кружево, от которого невозможно оторвать взгляд.

    Натали Портман просто неподражаема! Она просто звездочка, затмила всех. Впервые увидела Бардема — неплохой актер, в 5-ый раз за это лето посмотрела работу Скарсгарда — дяденька играет то, что от него требуют и не выпендривается. Самое приятное впечатление.

    И еще, как хорошо, что я не жила тогда, а до совершеннолетия точно бы не дотянула :)

    9 июня 2007 | 14:46

    Очередной фильм о человеческой жестокости. Мне кажется, такие фильмы гораздо страшнее триллеров, потому что ЭТО было по-настоящему. Пытки, смертные казни… После таких фильмов начинаешь ненавидеть человеческую сущность. Но, в целом, работа великолепная.

    Весь фильм как будто выполнен в палитре Гойи, музыка, актерская игра неподражаемы. Натали Портман сыграла, как мне кажется, одну из самых глубоких своих ролей. Хавьер Бардем тонко передал жестокость души инквизитора. Во время просмотра этого фильма я иногда дрожала. Тряслась, потому что страх, боль, ненависть героев отдается в нашей душе. Потому что мы чувствуем их эмоции.

    Просто еще один потрясающий фильм Милоша Формана.

    9 из 10.

    11 октября 2008 | 09:56

    Сказка! Форман в очередной раз снял сказку. Чешский режиссёр грешит подобными вещами уже давно, с самого начала своей «эмигрантской» карьеры. И, вот опять! «Весельчак» Гойя-Скарсгард, не может быть тем Гойей, создавшим демонический цикл «Caprichos» — нет в нём силы гения. Стоило Форману послушаться Хавьера Бардема и снять его в роли художника. Ведь интернациональному актёру как никому удаются сильные образы, и его брат Лоренцо стал тому весомым подтверждением.

    2 июня 2007 | 22:11

    Те, кто читают про исторический сюжет и участие в фильме Натали Портман, могут ожидать романтики, костюмной мелодрамы. Ничего этого в фильме нет. Милош Форман верен себе. Хотя основная аудитория в зале женская, фильм получился по-мужски жестким и представляет известное испытание для зрителя, поскольку речь идет о делах испанской инквизиции периода последних конвульсий конца 18 в. Тому, кто все это воспринимает как должное, очень рекомендую этот фильм, поскольку он хорошо сделан, и в нем главные роди сыграны хорошо.

    К сожалению, у Портман роль скорее второстепенная, но она не умеет плохо играть, какая бы роль ни досталась. Стеллан Скарсгард отлично сыграл Гойю. В ходе просмотра понял, что десять лет назад он играл в фильме «Ронин», ну а те, кто смотрел его в «Пиратах…», смогут, очевидно, увдеть, насколько широк диапазон ролей у этого актера. Но лучшая роль в фильме, на мой взгляд, у Хавьера Бардема, который умело изобразил причудливые изгибы порочной инквизиторской души.

    Нет ни малейшего желания воспроизводить эпизоды фильма, но тот из них, где палач к немалому для себя изумлению вдруг превращается в жертву, по моим наблюдениям, приносит зрителям чувство глубокого удовлетворения.

    Столкновения и конфликты, показанные в картине, имеют прямые параллели с сегодняшним днем. Фильм затрагивает многие жизненные и философские вопросы — о добре и зле, коварстве и чести, об опасности навязывания всем справедливости в чьем-то собственном понимании и так далее.

    2 июня 2007 | 22:00

    Достаточно интересный фильм про жестокие времена 200-летней давности. Это история о человеке, который переходил на ту или иную сторону ради одного лишь себя, предавая при этом всех вокруг. А красавица Натали Портман радует глаз каждый раз, когда мы видим ее на экране.

    9 из 10

    11 мая 2007 | 14:09

    Все, что считается нормальным,
    всегда на поверку оказывается
    глубоко извращенным.

    Педро Альмодовар


    Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828), испанский живописец, гравёр. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством и фантазией. Гойя был придворным художником: картоны для королев, портреты, росписи… Он жил в очень непростое, противоречивое и невероятно эмоциональное время. Гойя был свидетелем свирепств испанской инквизиции, свержения короля и вторжения солдат Наполеона. На протяжении всего фильма мы видим Гойю в роли наблюдателя этих событий, и, по сути, сам он является второстепенным персонажем картины.

    Главными героями я считаю Лоренцо и «музу» Франсиско Инесс. Инесс дочь богатого негоцианта попала под подозрение инквизиции, под пытками её вынудили признаться в совершении иудейских обрядов. Как ни пытался отец Инесс доказать невиновность своей дочери, доказать что под пытками человек может признаться в чем угодно, но даже «помощь» Лоренцо не возымела действия на церковный суд. С приходом французов Инесс выпустили… к тому моменту прошло 15 лет.

    Стоит ли говорить, что от когда-то юной и цветущей девушки не осталось ничего. После всего, что с ней произошло, после потери близких, время для неё остановилось, и, выйдя из тюрьмы, она не пыталась за ним бежать. Множество судеб были сломлены в то время, в этом и отражается отношение Милоша Формана к системе как таковой, которая ломала судьбы людей, и которая будет оставаться преградой для человека всегда. В фильме немало моментов, когда ты чувствуешь, что от безысходности герои готовы закричать. Это чувство знакомо каждому человеку, когда мы понимаем, что бессильны против чего-то.

    Лоренцо, на мой взгляд, самый противоречивый персонаж картины. И его судьба не вызывает у меня сострадания. Он убежал от унижения, а его догнало обвинение в измене и суд испанской инквизиции. Ведь «всё возвращается на круги своя» и «за всё приходится платить».

    Если выбирать близкого мне героя картины, то это Франсиско Гойя. Наверное, потому что я тоже художник и некоторые мотивы его поведения мне понятны. Не стоит осуждать его меркантильность и упрекать в трусости, стремление Гойи к стабильности и спокойствию — должно быть понятно каждому, а уж для художника эти условия жизненно необходимы, чтобы творить.


    10 из 10

    8 марта 2009 | 10:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>