В первую очередь нужно отметить, что этот фильм - политический манифест. Олег Мавроматти - один из первых людей искусства, вынужденных уехать из России из-за преследования ещё в начале 00-х годов. С тех пор ему остаётся узнавать о происходящем в родной стране лишь из косвенных источников.
Для художника такими источниками стали психически больные люди. Их восприятие похоже на детское - они являются зеркалом происходящего вокруг, и это самое происходящее оставляет отпечаток на их психике.
Главный герой фильма - Геннадий Горин, известный в интернете человек с особенностями психического развития. Мавроматти переместил его из города Орла в зону боевых действий и косвенно, через психологический портрет Геннадия показал своё отношение к войне, братоубийству и современной политической обстановке в некогда братских странах.
Рекомендую фильм к просмотру, хоть он и несколько затянутый (те же самые идеи можно было выразить и в коротком метре).
Фильм “Обезьяна, страус и могила” я посмотрела в рамках программы Артдокфеста, но новый шедевр Мавроматти оказался невообразимо далёк от канонического документа. Это произведение-перевёртыш, созданное из бесконечных мерцаний и бликов. Главный герой фильма - Геннадий Горин, сумасшедший видеоблоггер из Луганска, который ведёт свой дневник во время боевых действий 2014 года. Он учит нас лечить головную боль с помощью мокрой туалетной бумаги, рассказывает про лунатиков и НЛО в луганском небе, про своё любимое мороженое и сказку “Маленький принц”. Иногда он выходит на улицу и снимает ад, творящийся в городе, - обстрелы и бомбёжки, кровь, трупы, ужас. Но даже у сумасшедшего не находится слов, чтобы описать происходящее: “мусор тут давно не убирали”, говорит он, глядя на разбросанные вокруг тела.
Невозможность поименовать зло - проблема, с которой мир столкнулся после Второй мировой. “Ты ничего не знаешь о Хиросиме” - говорят герои Алена Рене, потому что знать значит забыть и потерять навеки. Слова создают образы вещей; где есть образ, там вещь уже отсутствует. Поэтому говорить об абсолютном зле аморально: слово нейтрализует реальность события, переводит его в фиктивный модус бытия.
Если бы не этот контраст между речью безумца и её отсутствием, фильм Мавроматти вряд ли можно было бы назвать документальным. Реальное проникает сюда не через парадный вход, а с задворок, через зияющие дыры в языке и ткани повествования. Безумное сознание Геннадия Горина изо всех сил пытается залатать эти дыры собственными творениями - лунатиками, тарелками, жегловыми и шараповыми, но сквозь них всё равно сквозит ужасное и несказуемое. “Вы знаете, что они со мной сделали?! Вы знаете, что они со мной сделали!!!” - истошно кричит в камеру Горин. Нет, мы не знаем, но очень хорошо чувствуем.
Фильм Мавроматти поднимает много разных проблем, в частности, проблему соотношения игрового и документального в кино. Нашла по этому поводу книгу кинокритика Зары Абдуллаевой “Постдок. Игровое/неигровое”. Добавлю в свой бесконечный список мастридов.
Преодоление закона симметрии через ассиметричный рессентимент дионистически-вакхического начала.
Очередная попытка (уже четвёртая) в том чтобы разобраться в том, что это за фильм. В ней я, скажем так, приду к отвлеченно-формальному типу описания, минуя какие-то слишком субъективные эмоциональные оценки. Мы будем стараться отрешиться от, скажем так, “жаренной” темы данной картины.
В первую очередь фильм этот продолжает линию предыдущего творения Мавроматти “Дуракам здесь не место”. Это всё тот же моноспектакль только вместо Серея Астахова в нем главная роль отведена Геннадию Горину. Герой Мавроматти это типичный маленький русский человек сродни Акакию Акакиевичу или Мармеладову. Вообще персонаж классический для русской литературы и быта со всеми его странностями и патологической детскостью в его облике. С первых минут фильма мы видим конфликт злой взрослой реальности с внутренним детским где-то забавным миром Геннадия. Наверное, это одна из основных тем фильма. С другой стороны тут вспоминается такие творения как “Незнайка на Луне” и другие поделки антикапиталистического писателя Носова.
Другая тема фильма это такой вот порыв, который Мавроматти уже нащупал в предыдущей его картине “Дуракам здесь не место”. Это порыв, действие, процесс развала порядка, процесс преодоление симметрии через хаос. И если в предыдущем фильме этот хаос только определялся как что-то что может вот-вот произойти или наступить, то в этом фильме хаос уже вышел в мир через разбойный-вакхический дух, который есть вражда порядку или симметрии. В предыдущей его картине нам был явлен пусть неэстетичный и уродливый, но четкий, иерархический мир, в котором присутствовал какой-то порядок. Реальность же этого фильма сродни гоммункулу или телу первородного Хаоса.
Распад – главная тема фильма. Пусть даже в кино его идея не утверждается, а только проглядывает между строк. В центре сюжета развал неэстетичной и явно выстроенной злым демиургом или какой-то другой злой волей реальности “Дуракам здесь не место”, её распад на первоэлементы и возвращение её не в Плеорму, а туда. Туда в вечный океан Хаоса к низвергнутым титанам.