Да прольётся свет ясности на этот город, окутанный туманом. Зелёным туманом.
Очередной синефильский орешек подкинул канадский сюрреалист Гай Мэддин, в этот раз вместе с соратниками Эваном и Галеном Джонсонами обошедшийся лишь университетским киноархивом. Думается, что первоначальная идея часового видео-эссе заключалась в масштабном посвящении городу Сан-Франциско. Вплетающиеся в панораму городка у залива вполне известные Майкл Дуглас, Винсент Прайс, Джоан Кроуфорд, Алек Болдуин, Кристофер Уокен, Джон Сэксон, Чак Норрис, Николас Кейдж, Джина Лоллобриджида, Джефф Бриджес, Гленн Клоуз, а также менее известные мне лица становятся проводниками-экскурсоводами для зрителя-туриста по его потайным уголкам, локациям и достопримечательностям. Впрочем, выполняет кино и иную задачу, без которой это путешествие быстро бы подзапарило до истерики. В частности, в фильме изначально запрограммирован определённый маршрут. Перебирая около двухсот фильмов снятых в локациях Сан-Франциско Мэддин и Джонсоны в итоге сосредоточились на структуре сюрреалистического триллера «Головокружение» Альфреда Хичкока, за которую горемыке-зрителю можно бедственно ухватиться (как акрофобу Скотти за деревянные перила), чтобы не потерять тонкую нить неуловимого хаотичного повествования и не вывалиться с головокружением и тошнотой «из кукушкиного гнезда».
Напомню, что в фильме 1958 года детектива Джона Фергюсона, нанятого вести слежку за одной дамой, внезапно вспыхнувшая к ней любовная лихорадка, окутанная загадочностью и мистицизмом, доводит до потери почвы под ногами и связи с реальностью. «Зелёный туман» же не только лишь воссоздает его сюрно-монтажный косплей, следуя голой последовательности сюжета, но и вторит его замыслу. В своеобразном «ремейке» реальность ровно так же нестабильна (а может и сильнее привычного), только ушатывается она не могильными призраками или сбоями в трансформируемой реальности, а тревожной (за счёт прекрасного саундтрека Джейкоба Гарчика и Kronos Quartet) и путанной дублирующейся по несколько раз экстремальной нарезкой с мямлящими и шамкающими людьми, которые что-то никак не могут донести (автор им просто не даёт). Но чем дальше продвигается дело, тем заметнее пробуждается у них речь, а вместе с ней закипает и зелёный туман разрушительной откровенности.
7 из 10