Серьёзное, вдумчивое кино, после которого остаётся ощущение определённой одухотворённости. Сегодня много говорят о кризисе в белорусском кинематографе. Однако «Поцелуй осени» - верное тому опровержение. Сама съёмочная группа позиционирует киноленту как фильм-притча о семейных ценностях и традициях, настраивая своего зрителя на просмотр. Это не тот вариант, когда в зале хрустят чипсами, но настороженно смотрят на экран кинотеатра, стараясь не упустить ни малейшей детали в отношениях между героями. Вряд ли стоит подробно останавливаться на описании сюжета – официального синопсиса вполне достаточно. Гораздо важнее то настроение, которое задаёт нам фильм. Будто два мира пересекаются между собой: внешне спокойную и практическую идеалистическую жизнь на хуторе внезапно нарушает случайная встреча – мать и дочь вынуждены провести в доме Ивана Филипповича несколько дней, пока ремонтируют их автомобиль. Но так ли идеальна жизнь обитателей хутора? Какую тайну старательно скрывают они между собой и как связан с этим мальчик-инвалид Венька? Ясно одно – бесследно это вторжение не пройдёт.
В основе фильма лежит киносценарий 1980-ых годов, написанный по пьесе А. Александрова «Башня». В 1987 году по её мотивам уже был снят одноименный фильм.
У «Поцелуя осени» оказалась сложная судьба, уже во время съёмок Андрей Голубев столкнулся с целым рядом трудностей. Несмотря на это – спустя десятилетие фильм всё же дошёл до своего зрителя, который смог по достоинству его оценить, и это главная победа. Сперва фильм задумывался как студенческая работа Андрея Голубева, ученика единственного курса трагически погибшего 15 лет назад народного артиста Беларуси Михаила Пташука (кинолента посвящена ему и родителям режиссёра). Съёмки происходили в поместье Богушевича в середине 2000-х с использованием ретротехники на киноплёнку. «Мне приходилось снимать на 'Конуэс', Я снимал на пленку, не зная даже того, какой будет результат. Т. е. я не мог посмотреть, проконтролировать на мониторе, поскольку у меня не было монитора. У тебя нет много дублей. У тебя один, два дубля максимум. Это на цифре ты можешь снимать сколько угодно», - признавался режиссёр. Зная об этом заранее – решил посмотреть, как отразилось отсутствие многочисленных дублей на фильме, и не заметил фальши в игре актёров. Вся актёрская команда справилась просто великолепно. Они словно жили в своих персонажах. Диалоги просты и незамысловаты, в тоже время именно в действиях и поступках передавался внутренний мир героев.
Поскольку это независимая авторская работа, она была снята без привлечения стороннего финансирования и вышла благодаря энтузиазму сплочённой и профессиональной команды. Уже была отснята половина картины, когда закончился бюджет. Съёмочный процесс несколько раз переносили, а затем и вовсе незавершённый «Поцелуй осени» пришлось отложить на полку. Судьба его была фактически обречена. Во время одной из встреч исполнителя главной роли Владимира Гостюхина с Андреем Голубевым актёр попросил показать ему отснятый материал. Он оказался достойным, к тому же был виден хороший потенциал. Решено было всё же продолжить работу над кинолентой. Фильм создавался долго и мучительно в течение десятилетия, хотя актёры с удовольствием отозвались на решение завершить проект, работая бесплатно и с немалым энтузиазмом. Проблема заключалась в том, что люди не подвластны над временем. Немало стараний пришлось приложить над тем, чтобы убрать разницу в возрасте в кадре в несколько лет. Некоторые киноляпы всё же заметны. Это касается не только одежды актёров, которая менялась по нескольку раз, но и внешности. Волосы у героини Анны Маланкиной, сыгравшей мать Ксении вначале длинные затем в следующем кадре уже становятся короткими. Постпродакшн проводили по всем канонам старой школы с проявлением плёнки и ручным монтажом. Но, даже закончив съёмочный период, нужно было перевести отснятый материал в цифру, учитывая изменения в мировом кинопрокате.
Кинолента уже приняла участие в ряде Международных кинофестивалей, собрав целый «урожай» наград. В сентябре 2017 года «Поцелуй осени» одержал победу в номинации «Лучший полнометражный фильм, снятый для молодежи» на Международном фестивале фильмов для детей и подростков в австралийском Сиднее, стал лучшим полнометражным фильмом на «Fingal Film & Art Festival» в Ирландии (Дублин, август 2017). Кроме того получил Приз жюри на «Reel Sydney Festival of World Cinema» (Сидней, Австралия, май 2017), а также был выбран для участия в Международном кинофестивале «Золотая Афродита» (Пафос, Кипр, июнь 2017). Исполнитель роли Ивана Филипповича – хозяина хутора – Владимир Гостюхин на Кинофестивале «Золотой Витязь» в Севастополе получил приз за Лучшую мужскую роль. В октябре 2017 года «Поцелуй осени» участвует в Международном кинофестивале в Атланте (США).
9 из 10