всё о любом фильме:

Калигула

Caligula
год
страна
слоган«The most controversial film of the twentieth century has just become the most controversial film of the twenty first century»
режиссерТинто Брасс, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи
сценарийГор Видал, Боб Гуччионе, Джанкарло Луи, ...
продюсерБоб Гуччионе, Франко Росселлини, Джек Х. Силверман
операторСильвано Ипполити
композиторБруно Николаи, Ренцо Росселлини
художникДанило Донати
монтажНино Баральи, Энцо Мичарелли, Расселл Ллойд
жанр драма, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  9.3 млн,    Германия (ФРГ)  2.65 млн,    Франция  1.41 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время156 мин. / 02:36
Рим, 1 век нашей эры. Правителем могущественной империи становится Гай Юлий Цезарь Август Германик, известный под прозвищем Калигула. Его имя станет нарицательным не из-за реформ и свершений, а благодаря расправам, порочным развлечениям и безнравственным связям. Недолгое правление Калигулы станет одной из самых кровавых страниц в истории Римской империи.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм субсидировался порноимперией «Пентхаус», отсюда и скандально непристойный характер некоторых сцен, из-за которых автор сценария Гор Видал снял своё имя из титров, а борцы за нравственность (особенно в Ватикане) называли его «отвратительным, позорным хламом».
    • Фильм включен в список запрещенных к распространению в Республике Беларусь.
    • Шведская мелодик-дэт-метал группа Arch Enemy использовала диалог из фильма в своей песне Rise of the Tyrant с одноименного альбома 2007 года: Caligula: I have existed from the morning of the world and I shall exist until the last star falls from the night. Although I have taken the form of Gaius Caligula, I am all men as I am no man and therefore I am a God. Claudius: All those who say aye, say aye. Caligula: Aye… Aye! Senators: Aye! Aye! Aye! Guard: He`s a god now…
    • На создание фильма ушло около четырех лет.
    • еще 1 факт

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.0/10
    Самый амбициозный кинопроект итальянского режиссёра Тинто Брасса снимался по сценарию известного американского писателя Гора Видала (потом он был вынужден отказаться от картины), с участием крупных английских кинозвёзд, а постановочный размах в воспроизведении исторического действа обеспечен благодаря немалому для тех времён бюджету ($17,5 млн.), полученному от Боба Гуччоне, издателя популярного эротического журнала «Пентхаус». Каков заказ — таково и исполнение. Претензии постановщика на анализ механизма власти и диктатуры, калечивших даже тех, кто оказался во главе империи, довольно скоро (и окончательно) уступили место скандальному и эпатирующему показу жестокости и разгула правителей Древнего Рима. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 113 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Этот фильм рассказывает историю жизни римского императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика, вошедшего в историю под именем «Калигула»(37-41 после Р. Х). Я думаю каждый слышал про этот фильм, поэтому пересказывать сюжет нет смысла.

    Жанр фильма трудно определить, но я могу сказать одно — это не порнография, как многие считают. Конечно порнография в фильме очень раздражает, так как она ни к месту и снята низкокачественно, но в фильме ее не так уж и много. В этом и заключается и уникальность фильма: очень сильные эпизоды сочетаются с низкокачественной порнографией.

    Но поговорим о сильных сторонах фильма.

    Начнем с потрясающей игры актеров. Малкольм Макдауэлл великолепно изобразил Калигулу, никто бы больше не смог так изобразить его со многих сторон: жестокий, комплексующий, любящий, боящийся, привлекательный, страшный, страдающий, а не только как тирана-извращенца. Питер О`Тул прекрасно изобразил Тиберия, чего стоит только одна его фраза("Гемеллий мой бедный мальчик, когда я умру Калигула убьет тебя, если только раньше никто не убьет Калигулу»). Джон Гилгуд в роли Нервы, Хелен Миррен в роли Цезонии — список блестящих образов можно продолжать долго.

    Прекрасна работа художника: любимый худоник Феллини Данило Донати прекрасно воссоздал архитектуру и одежду Древнего Рима. Подбор музыки прекрасен: Арам Хачатурян, Сергей Прокофьев, музыка работы Бруно Николая прекрасно дополняет фильм.

    И фильм полон черного юмора, который скорее относится к смеху через отвращение. Кажется что невозможно смеяться над некоторыми шокирующими сценами, но чего стоит хотя бы сцена когда Тиберий шутливо пытается отравить Калигулу.

    Итог: очень неровный фильм, но я думаю что его стоит посмотреть хотя бы один раз.

    7 из 10

    28 марта 2009 | 18:19

    Вообще соединять такие жанры как историческая драма и порнография, а именно под ней мы понимаем натуралистичное изображение полового акта, (давайте без художественного пафоса), довольно непростое, и как показала практика неблагодарное дело. Фильм полностью провалился в прокате, чему инвесторы, наверняка, были не рады. К тому же, как сказала в одном из интервью Хелен Миррен, Макдауэллу до сих пор стыдно за этот фильм, ведь то, что подразумевалось под сценарием, затем снималось на съемочной площадке, а впоследствии увидели зрители всего мира — три абсолютно разные вещи. Брасс вообще неумелый и невкусный режиссер. Ничего вразумительного за всю свою кинобиографию он не снял, давайте глядеть правде в лицо. К тому же на съемках Калигулы он в основном работал как оператор. Добавьте к этому порнографа Гуччионе, его специально приглашенных порно актеров для сцен полового акта и минетов. Дифирамбы по поводу гениальной игры Макдауэлла, о Тула и Миррен я петь не собираюсь — каждый «киноцензор» считает своим долгом сказать — как они замечательно сыграли. Между прочим, представьте на их месте незнакомых вам артистов — фильм наверняка был бы никому неизвестен и валялся бы на полке в архиве «кино для взрослых 70-х». А поскольку Миррен не так давно сыграла саму(!) королеву Англии и фильм этот действительно имел резонанс — это в очередной раз заставляет киноманов стряхнуть пыль с «Калигулы» и посмотреть ее в таком скандальном фильме в образе самой развратной женщины Рима, согласитесь? Между тем, кстати, она этого фильма, в отличие от Макдауэлла, ничуть не стыдится, напротив — ни о чем не жалеет и до сих пор дружит с Брассом. Но вернемся к фильму. Дорогие костюмы не спасают слабую режиссуру, Гуччионе весь фильм пытается играть на низменных чувствах — все сцены обрамлены яркими красками — как в Риме было развратно, жестоко и откровенно. Но любые попытки усилить трагизм сцены сваливаются к натурализму. Апофеоз — нагнетание ужаса вкупе с пафосной музыкой Хачатуряна и Прокофьева и последовательно ускоряющимся миньетом какой-то девки, по замыслу, видимо одной из жен сенаторов. В результате такого винегрета никого не жаль — ни Друзиллу, ни Калигулу, ни даже его дочь, которая и в кадре то минут 5. А если никого не жаль — нет переживаний, а если нет переживаний — нет драмы. А убрать драму из Калигулы — скатиться к натуралистичному показу полового акта. А что означает последнее, я написал выше и не мной это придумано.

    5 из 10

    26 января 2010 | 12:37

    Фильм про римского императора, которого легионеры прозвали сапожком за его странную детскую любовь к солдатским сапогам(отец был известным полководцем и брал сына в легион с малых лет) мог бы стать шедевром кинематографа, если бы попал в нужные руки. Но влияние со стороны журнала для взрослых сделало свое дело: разврат и оргии, которые были лишь одним из многочисленных актов мерзости в то время, получили в фильме Тинто Брасса львиную долю экранного времени. Из-за этого «Калигула» вообще может показаться исторической порнографией, если имеется ввиду его режиссерская версия. Зацензуренный же вариант не даст ничего, кроме кучи диалогов и декораций. Такая нескладуха и неправильное распределение ресурсов кажется вообще жутью, если еще и прочесть книгу Зигфрида Обермайера «Калигула», вышедшую в свет в 1990ом году. Там автор изобразил живописный портрет Римской империи, чиновников, императора и его подданных, и уделил много места интересным интригам. И в книге очень много интересных персонажей, судьбы которых оказались переплетены замысловатым образом. Так что все имело свой вес. А о всяких мерзостях и пошлятине речь в книге заходит лишь в нужных моментах, и без заострения внимания не сексе. Император же предстал хитрым, умным и опасным, он чередой тонкого и холодного расчета пробился к трону, избежав смерти. И его характер был раскрыт здорово. Его даже стало жаль, невольно, да и сама система государственной власти автором была показана четко и понятно. Словом, в книге была и история, и драма, и любовь, и трагедия, а что снял Тинто Брасс для меня по сравнению с литературным произведением просто померкло.

    В фильме показана очень узкая картина тогдашней действительности: одни декорации, костюмы и диалоги. И куча порно — в режиссерской версии, а о политике и жизни речи не идет вообще. Калигула выглядит как душевно больной, сексуально озабоченный дебил с манией величия. И это при том, что роль исполняет Малкольм Макдауэлл! А что делать, когда сценарий характер императора никак не проясняет?! Тут и можно только под дурачка косить. Из актеров запомнился лишь Питер О Тул(Тиберий, дед Калигулы), но его роль коротка по задумке. Никаких тебе гладиаторских боев, никаких экскурсий по римским улицам и провинциям. Только оргии и тому подобное в режиссерской версии, и только болтовня, пусть и не лишенная почвы, в обычном варианте. Словом, ничего любопытного. Если Вам интересно хорошо погрузиться в ту эпоху, когда император Калигула, прослывший как кровожадный тиран, слетевший с катушек под конец своей недолгой жизни, вершил свою волю и показал наглядно суть выражения злоупотребление властью, то смотреть этот фильм не советую. Лучше прочитать книгу З. Обермайера.

    5 из 10

    4 мая 2013 | 17:31

    1985 год, СССР. Первые видеомагнитофоны, первые секретные просмотры запрещённого западного кино на дому. На одной из таких «культурологических» посиделок, будучи неоперившимся пацаном-старшеклассником впервые смотрю «Калигулу» и… получаю такой УДАР ПО МОЗГАМ, от которого смог оправиться лишь десятилетие спустя. Всю ночь после ознакомления с сиим киномесивом в моём подсознании мелькал дьявольский калейдоскоп из скотских совокуплений, изуродованных трупов и прочей скверны. В общем, знакомство с генитальным «шедевром» прошло «на ура».

    Но вот парадокс: по своему недоумию я тогда считал, что мне необычайно повезло — как-никак приобщился к «цивилизованному миру»!

    Прошло 20 лет. За истекшее время я много рылся в прессе и разных видеозаписях с целью побольше узнать о шокировавшем меня древнеримском фильме. В один момент словил себя на мысли, что «Калигула» как-то не к добру завладел моей душой — выходкам Калигулы-Макдауэлла поневоле захотелось подражать.

    - А ещё говорят, что кино «не влияет» на мироощущение зрителя ! Ложь всё это, ребята! Влияет. И ещё как влияет! Говорю это Вам как киноман с 30-летним стажем (простите за нескромность).

    Теперь о самом фильме. То что он был порождён одним из плеозавров мирового порнобизнеса, издателем журнала «Пэнтхауз» Бобом Гуччионе — это известно всем. Но мало кто знает, что именно он был главным режиссёром на съёмках, а не плюгавый Тинто Брасс. Последний был лишь наёмником у Гуччионе. Сам же неистовый Боб следил буквально за всем и въедливо контролировал все стадии создания «Калигулы». Между ним и Брассом постоянно возникали перебранки на съёмочной площадке по поводу концепции будущего фильма.

    В итоге, конфронтация между продюсером и режиссёром возникла своего апогея в стадии пост-продукции и к монтажу Брасс допущен не был. Редактор же Нино Баральи монтировал ленту исключительно под диктовку Гуччионе. Так что окончательный вариант фильма (знакомый всем нам) принадлежит авторству главы «Пэнтхауза».

    Этот скандалист, стоит признать, личность примечательная. Уже хотя бы потому, что в юности он был религиозным парнем и даже прислуживал дьячком в одном из католических соборов Нью-Йорка. Этот факт видимо отразился на том, что начало «Калигулы» предваряет библейский эпиграф: «ИБО КАКАЯ ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН ПРИОБРЕТЁТ ВЕСЬ МИР, А ДУШЕ СВОЕЙ ПОВРЕДИТ» (Евангелие от Марка, 8,36).

    Правда воспринимается сия цитата из Святого Писания, как богохульная провокация, поскольку после фривольного пролога фильм превращается в весьма кошмарное зрелище — порнографические массовые оргии, жуткие пытки, кровосмешение, членовредительства и кастрация, блевотинные изрыгания, лесбийские извращения, оральный половой акт с последующим семяизвержением, изнасилование невесты прямо на свадьбе, зверские казни… По-моему достаточно, чтобы понять КАКИМИ моральными критериями руководствовалась команда Гуччионе, создавая свою безобразную мистерию.

    Стройного сюжета у картины нет. Его содержание распадается на мозаику скандальных порно-дивертисментов, живописующих (в духе маркиза Де Сада) реалии упаднического разгула древнеримской знати во времена правления самого безумного, жестокого и сексуально одержимого императора Рима — Гая Юлия Цезаря Германика Калигулы, правившего с 37 по 41 годы от Рождества Христова и ввергнувшего своими болезненными причудами некогда мощную империю в болото тотального разврата и экономического фиаско.

    Конечно, в некоторых местах картина может воприниматься как своеобразная шоковая терапия, показывающая в КАКОЙ деградирующий отстой может завести человека неутолимая жажда власти и материальных удовольствий. Малькольм Макдауэлл и Питер О`Тул играют соответственно Калигулу и поражённого сифилисом императора Тиберия — на износ. Именно в их совместных диалогах идея «травмированности властолюбием» получает некоторую озвучку. Глядя на то, как Макдауэлл в сложном стиле шизофренического гротеска перевоплощается в сумасшедшее исчадие в чине императора Рима, — невольно начинаешь понимать ПОЧЕМУ в мир ПРИШЁЛ ХРИСТОС!

    Человеческий род, оказывается, к тому времени (впрочем как и в НАШЕ смутное время) воспринимал данную ему свыше земную жизнь исключительно в гастрономическом значении! И в этом плане затею Гуччионе можно было бы оценить с пониманием, если бы не его порнографическая одержимость. (Кстати, сцена сверхкровавого убийства Калигулы и его семьи на ступеньках императорского дворца, чисто кинематографически поставлена впечатляюще).

    РОДИТЕЛИ! Не рискуйте оставлять своих детей «один на один» с видеокассетой и ДВД этого фильма!

    12 июля 2005 | 02:10

    Тинто Брасс на фильме «Калигула» работал оператором! К режиссуре фильма он не имел ни малейшего отношения. Режиссеры — Боб Гуччионе, Джанкарло Луи. Именно они средний по сути сценарий исторического фильма превратили в скандальную, известную во все мире историческую порнуху, снятую на деньги Penthouse Magazine, с бешеным в те времена бюджетом $17 500 000. Периодически всплывающая история о том, что в связи с откровенной порнографичностью и большим количеством сцен насилия Брасс потребовал вычеркнуть свое имя из режиссеров — миф. Мы же все знаем что он снимал после Калигулы.

    Да и в общем, такого количества ошибок, путаницы и несовпадений я не встречала еще ни по одному фильму. Почему-то мало где упоминается Прокофьев, хотя его оркестровая музыка звучит в фильме достаточно часто. А мало кому известный композитор Росселини преподносится как главный и величайший автор музыки к фильму, а Хачатурян упоминается, как второстепенный автор. Путают режиссеров, продюсеров, операторов. Хелен Миррен назвали англичанкой итальянского происхождения.

    Что же касается шедевральности, то я вообще не понимаю, как можно порнуху снятую по мотивам исторических событий и в историческом антураже назвать шедевром. Немцы снимали не хуже, с меньшим бюджетом но и без претензий. Распиаренный низкопробник от Penthouse Magazine — только так можно прокомментировать этот, с позволения сказать, фильм. Для того, что бы «показать беспримерную жестокость, коварство и пороки, похоть, не обращающей внимания на пол… то, что стояло за фасадом тяжело агонизировавшей Римской империи, некогда великой и непобедимой… скандально выставить на показ все подробности жестокого и извращенного царствования Калигулы: бесстыдное сексуальное влечение к родной сестре, женитьбу на самой развратной из римских проституток, изобретательно-утонченные в своем зверстве репрессии против тех, кто мог бы встать у него на пути»(с) совершенно не нужны половые акты во всех подробностях. Для этого есть огромное количество сценарных, режиссерских, операторских и актерских приемов, более действенных, изощренных и завораживающих чем просто тупой, простите, трах и справление естественных нужд.

    Кстати, Мальком МакДауэл до сих пор отказывается говорить об этом фильме в своих интервью.

    Так что хотите порнухи на фоне исторических декораций в сопровождении музыки величайших композиторов — смотрите. Нет — сразу в «бан»!

    6 декабря 2010 | 18:08

    Какое не было бы впечатление у зрителей, после просмотра этого фильма, будь то положительное или отрицательное, фильм в любом случае будет крутится у них в головах не один час.

    По мне это не супер грандиозный фильм, но фильм очень достойный. И что касаемо всего того разврата что показан, но это скорее просто констатация факта. Если брать историю, а ее вообще не следует брать, то можно сказать что: в Риме бани были общие, туалеты и прочие. И всем понятно что там творилось, так что же тогда говорить о молодом, бессердечном тиране и правителе. Ведь в фильме показано то, что и было. Человек считающий себя Богом на Земле, творил все то, что только могло взбрести в его голову. И не один его поступок не считался грехом.

    Что же до съемки откровенных сцен, но нельзя их назвать уж чересчур откровенными. Так как даже в начале зарождения синематографа, снималось такое, от чего у многих депрессия начнется. А до современной порнографии этому фильму и подавно далеко.

    Игра актеров, ее вообще можно разделить на три части. В первую входит ее замечательное исполнение. Во вторую ее плохая игра. А в третью, это игра на которую можно смотреть, благодаря тому, что ей способствует все что находится в кадре: это и декорации, и музыка, и массовка и т. д.

    Многие говорят что это отвратительный фильм, но я же с этим не согласен. Да конечно, в нем есть откровенность, но чего надо ожидать от фильма, в котором показана жизнь, безумного тирана, бессердечного тирана, жестокого человека, распутника, и при все еще и обезумевшего? О чем кино, то и показано.

    Помню когда впервые его увидел. Не скажу что был потрясен, и во время просмотра не был знаком с историей этого правителя, и все чего я желал во время просмотра, это узнать чем же закончится фильм. Удивительно, но фильм не отпускал меня. Он заставлял меня смотреть и смотреть, и предвкушать конец.

    И конец действительно порадовал. Так как в нем была сама соль. На место одного глупца, приходит другой. То как и было всегда в истории.

    Что касаемо самого Тинто Браса и его операторской работы. Да, конечно можно сказать, что могло бы быть все намного лучше, но что есть, то есть. Он не великий режиссер, не великий оператор, но для этого данного кинофильма, я могу сказать что его работа, смотрится удовлетворительной.

    В конце хочу отметить, что этот фильм действительно является шедевром, и занимает заслуженное место в мировом кинематографе.

    Конечно он не настолько скандален, и не так оброс историей после премьеры как к примеру» Сало и 120 дней Садома», но это не умаляет его достоинств.

    5 февраля 2011 | 08:23

    Задолго до просмотра «Калигулы», меня настраивали на то, что фильм абсолютно чудовищен. По количеству эротическо-порнографических сцен, насилию и жестокости он превосходит все возможные пределы. Но посмотрев, могу заявить, что это один из лучших исторических фильмов, которые мне доводилось видеть. Именно исторических фильмов.

    Многие, в силу своей консервативности, ужасаются количеству эротических сцен и тому, каким показана жизнь императора и ему приближенных в фильме «Калигула». Но ведь в те времена все так и было. Секс не был, как сейчас, чем-то запретным и его не стыдились. Это было священным занятием.

    Но это фильм не о «извращенности» тогдашних нравов. Он даже не о жестокости Цезаря. В фильме раскрывается общая картина жестокости людей по отношению друг к другу. Жажда власти во все времена приводила людей к необходимости смерти даже близких. Желание обезопасить себя и окружить только верными и преданными, творить беспредельные вещи в ощущении своего безграничного всемогущества, приравнивая себя к Богам. Кровь во все времена лилась рекой, убить ближнего было в порядке вещей. А в фильме показано все так как оно было на самом деле, без приукрашивания.

    И каким бы отвратительным Вам не казался главный герой, он все же человек, со своими желаниями, которые в силу своего положения не мог осуществить. Он потерял единственную любимую женщину, хоть это была и запретная любовь, но он любил только ее. Он был несчастен и одинок, а его окружали люди, которым было нельзя доверять. Лицемерие, тщеславие…

    Сюжет. Прекрасная актерская работа. Высокий художественный уровень эротических сцен. И в общем целом за замечательный исторический фильм, я ставлю:

    10 из 10

    28 апреля 2010 | 04:28

    A brother kills a brother who`s killed his father who`s killed his son. Fate. And then someone will kill Caligula!

    Это трагедия одного человека. Это трагедия общества. Это трагедия цивилизации.

    Калигула. «Башмачок». Человек, который не был готов к власти, свалившейся на него. Доведенный до полубезумия своими же приближёнными, снова и снова берущимися за нож. Возможно ли выдержать, зная, что боги уже не спасут, что пусть ты сам по званию бог на земле, от тебя могут избавиться в любой момент, по щелчку пальцев? Как тут не превратиться в того, кого мы видим на экране?

    А ведь перед нами оголённый до костей, до самой сердцевины чувств человек, чья красная императорская тога не значит ровным счетом ничего — она не защитит от ночных кошмаров, страха смерти, страха остаться одному, утонуть в бурлящем котле разврата и грязи. Любовь, изначально запретная и порочная — только она возвращает его в какие бы то ни было рамки, но и её отнимает судьба. Что тут остаётся? Только бросать раз за разом вызовы Сенату, понимая, что уже давно подписал себе приговор, в ту самую минуту, когда он в первый раз произнес «Я, Гай Калигула Цезарь, от имени Сената и народа Рима, повелеваю». И слова о вечной жизни в сотый раз подчеркивают ужас недосягаемости этой вечности.

    Фильм глубокий, полный символизма, с прекрасными декорациями и великолепной, великолепнейшей игрой актеров. Ярко, блистательно, шедеврально.

    Спорить о целесообразности эротических и порнографических эпизодов бессмысленно. Тем не менее эти сцены еще раз подчеркивают, усиливают атмосферу крушения, распада, гниения всей системы, жертвой которой и стал Калигула. Тем, кто видит здесь только «порнуху», посоветовала бы обратиться к трудам по истории Рима или пойти посмотреть что полегче — прав был дядюшка Фрейд.

    8 из 10

    31 мая 2011 | 02:56

    На закате 70-х годов «Калигула» вопреки общераспространенному мнению ни разу не был единственным в своем роде фильмом удачно совместившем искусство и порнографию. Это мнение получило чрезвычайно широкое распространение в России, исключительно ввиду того, что Советские граждане видели только верхушку айсберга — а именно такие фильмы как «Последнее танго в Париже», «Калигулу» и еще несколько неплохих работ достойных просмотра. На самом же деле сексуальная революция захлестнувшая кинематограф уже вовсю давала свои плоды еще в семидесятых, а порнографические образы прекрасных нимф «глубоко заглатывающих» детородный орган своего партера присутствовали в сознании зрителей и того раньше… Много раньше… Очень много раньше…

    И Тинто Брасс как раз предлагает нам заглянуть за завесу истории и увидеть там нечто… аналогичное современности. Хотя именно в «ретроспективном взгляде» на секс и заключается основная изюминка фильма, позволившая ему обеспечить себе местечко в истории мирового кинематографа. Несмотря на очевидное сходство времен падения Римской империи и недавних событий мировой истории, в виде крушения империи Германской и, последовавшему незадолго после этого, тотальному общемировому разгулу в виде сексуальной революции, наркомании и т. д. — все же, мне кажется, в Римскую эпоху люди были более страстными, буйными и, тем не менее, гораздо более здравомыслящими, чем все сегодняшние профессора психологических институтов вместе взятые. На мой взгляд, современность по сравнению с тем времен выглядит как абсолютна статичная, безынициативная и довольно непривлекательная простушка (но кто знает — какие ужасные тайны хранит ее «рациональная» головка) рядом со страстной, подвижной, «непорочно развратной» стриптизершей, которая может демонстрировать свою красу лишь со значительного расстояния и при определенном освещении.

    Как мне представляется, попытка создания такого эпико-исторического полотна, как бы задокументировавшего безудержные порывы и стремления обреченной на гибель нации, достойны лишь лестных отзывов и восхищения. Потрясающий размах картины, массовка, костюмы, декорации никого не оставят равнодушным. Особая жестокость и ненасытность развратившегося народа показана чрезвычайно красочно и натуралистично. Тем не менее, сухая констатация факта «падения» ни в коей мере не позволяет раскрыть характер императора как, например, это сделано в пьесе Камю. Я хоть и не слишком хорошо понимаю вышеозначенное произведение, тем не менее, слушал интервью с исполнителем роли «Калигулы» (кем бы вы думали?) — Евгением Мироновым. На вопрос о характере персонажа, тот ответил — что император — великий, чувствующий и страдающий ПОЭТ, а вовсе не бездушная «машина желаний», как это многие думают. «Неся страдания — он сам страдает». В этом отношении, Малькольм Макдауэлл (не понаслышке знакомый с насилием и жестокостью благодаря работе со Стенли Кубриком) прекрасно изображает тирана, но порой забывает о чувственной, человеческой стороне, которая, все же, должна, на мой взгляд, присутствовать (а его гнев на безразличную к человеку природу возник разве не после того, как та отняла у него жену и только что появившегося на свет ребенка?).

    НО все недостатки фильма, безусловно, компенсируются идеей, которая сама по себе уже способна возбудить воображение (а не что-то другое!) зрителя, который если пожелает — может самостоятельно довести ее до полного развития. Потому как фильм предлагает скорее то, что зрителю, может быть, гораздо нужнее, и что он не сможет измышлять в таком колоссальном масштабе, как это показано у Брасса. То, о чем мы постоянно тоскуем и ждем с каким-то детским трепетом и радостным нетерпением — именно сногсшибательных, разящих наповал ЗРЕЛИЩ. «Олимп и его закулисная жизнь, его интриги и слёзы, его обитатели запросто, по-домашнему. Подходите! Подходите! Вся правда о ваших правителях!»

    17 октября 2013 | 16:26

    Мне всегда казалось, что железная прерогатива причислять себя к авторам, ставить своё «от» к сотворённому фильму, целиком и полностью принадлежит режиссеру-постановщику. Именно он заставляет солнце светить ночью, снег выпадать летом, пулю замереть в воздухе… Именно он руководит съёмочной группой — актёрами, сценаристами, операторами, художниками… Именно его видение материала мы с интересом воспринимаем или с негодованьем отвергаем. Кто-то смешивает творцу краски, кто-то натягивает холст, кто-то позирует. Но именно режиссера зрители призывают к ответу за получившийся результат. Правда, есть ещё продюсер — не менее важный персонаж. Как-никак, этот парень платит за всё и имеет полное право влиять на создание фильма. Но это скорее промежуточная инстанция между нами, зрителями, и режиссёром.

    Но так уж получилось, что вышеуказанных господ обошёл простой оператор. То есть тот, кто, руководствуясь указаниями режиссёра, включает или выключает камеру, манипулирует фокусом, углом обзора, стирает тряпочкой пыль с объектива… Чем собственно и занимался Тинто Брасс, в фильме «Калигула» (во всяком случае, в оригинальных титрах, он указан, как оператор и ничего более).

    Итак, «Калигула» 1979 года — не классика, а легенда, так и общая или собственная. Сравнивать фантазии Брасса с реальностью я не хочу, ведь даже «Жизнь двенадцати цезарей» грешит многими неточностями. Да и художественный фильм сам по себе не может являться документом. Уже хорошо, если съемочной группе удастся воссоздать атмосферу того исторического периода, о котором идет речь, а актерам продемонстрировать грани личности их персонажа. С этой точки зрения «Калигула» действительно очень хорош. Это не те целомудренные голливудские исторические блокбастеры, которые со страхом и трепетом показывают грудь. Тинто Брасс, набивший руку на эротике и порнографии, по-моему, был практически идеальным кандидатом на кресло режиссера. Ему без стеснений удалось показать нам то, что так старательно опускается в учебниках по истории. Мальколму МакДауэллу с успехом поддался образ Калигулы с его безумием и болью, перемешанной со сладострастием. Конечно, такой монстр не может вызвать сочувствие, особенно когда тайным желанием режиссера является возбудить зрителя и шокировать. А некоторые сцены фильма, такие как разговор Калигулы с Тиберием, на фоне комнаты оргии, или продажа римских матрон вовсе исключают возможность показа в крупных кинотеатрах. Сокращенная версия фильма убивает весь замысел, и попросту человек похотливое существо, что с успехом доказала история Рима. А ведь с другой стороны, как нежно и трепетно Калигула любил свою сестру, он не столь однозначный персонаж, как может показаться. Разве можно выделять зверя среди других зверей, кто-то более безумен, кто-то менее. В любом случае, консулы мне показались менее чувствующими людьми, нежели Калигула

    Благодаря столь волнующему жанру, фильмы Тинто Брасса (как режиссёра) легко завоевали российский видеорынок вначале 90-х, а заодно раскрутили его имя, как бренд. Любой видеопират скажет, что эротика, да ещё «от Тинто Брасса» — стопроцентный успех. Не надо было обладать супертехникой, чтобы разглядеть в пиратской копии фильма «Калигула» его имя. И неважно кем он там числится, хоть младшим помощником тётки — «хлопушки», главное, что можно тыкнуть пальцем в экран и сказать: «Вот он! Тинто Брасс». И понеслось! Налетай, торопись, раскупай! Да не просто каких-то, а «от Тинто Брасса». С лёгкой руки разговорчивого парня с «Горбушки» Тинто Брасс стал режиссёром этого фильма. Интересно, а сам-то он в курсе?

    6 из 10

    13 августа 2012 | 17:54

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>