Хотя уже с момента событий прошло несколько лет, и правительства стран и мировые СМИ заняты более насущными вещами, тем не менее, помнится печально известный для российского спорта и загадочный для простых людей допинговый скандал 2016 года, когда всплыла информация о намеренном сокрытии российской стороной фактов применения нашими спортсменами допинговых препаратов. Одной из ключевых фигур во всем этом является бывший директор Антидопингового центра Григорий Родченков, чьи показания легли в основу для скандально известного документального триллера «Икар».
Синопсис Обычный документалист, а также велогонщик-любитель Майкл Фогель решает принять участие в международной гонке Haute Route и заодно снять фильм о приеме допинговых препаратов. Для консультации по поводу способов обойти тест на прием препаратов он обращается к главе Московской антидопинговой лаборатории Григорию Родченкову, который подробно объясняет, как работает эта схема. Однако к неожиданности Майкла уже Григорий обращается к нему за помощью, когда тот оказывается участником международного скандала, в котором оказываются замешаны не только российские спортсмены, но и, возможно, органы госбезопасности.
Режиссура и сценарий Как известно, фильм изначально задумывался как обычное с научным уклоном исследование темы приёма допинга спортсменами по всему миру, а сама тема заинтересовала режиссера по той простой причине, что он сам решил провести над собой эксперимент ради участия в велогоночных соревнованиях. Поскольку запрет на прием допинга никто не отменял, перед Майклом Фогелем стояла задача узнать, как тест можно обойти. Так, судьба невольно сводит его с Григорием Родченковым, который, хотя и является главной антидопинговой лаборатории в Москве, но всё же дает согласие на участие в эксперименте. Тебе уже кажется, что ты перепутал кино. Однако внезапное стечение обстоятельств, всплывший допинговый скандал и непосредственное участие в нем Родченкова, с которым Фогель недавно познакомился, вынуждает того разобраться в том, что же случилось на самом деле. К тому же Родченков просит помощи у Фогеля, т. к. сам опасается за собственную безопасность. Так, из обычной научной документалки фильм превращается в полноценный триллер, где все события происходят на самом деле, что не может не тревожить. Постепенно всплывают новые подробности, включая возможное участие во всем происходящем государственных и силовых структур РФ и даже самого президента, которые по понятным причинам всячески отрицают свою связь, либо всеми способами пытаются обрубить любые каналы. Единственный недостаток фильма заключается в банальном посыле о том, как важно не бояться говорить правду и эту правду отстаивать, ну и в однобокой демонстрации фигуры самого Родченкова как эдакого агнца на заклание. Идея всё-таки далеко не новая, однако затронутая в фильме тема не оставляет в стороне.
Итог Конечно, к фильму можно относиться по-разному. С одной стороны, его содержание может оскорбить с точки зрения патриотизма, отечественного спорта и международного престижа. С другой, с учетом нынешней обстановки, знания принципов работы этой государственной машины сложнее поверить, что это не может быть правдой. Мы не понаслышке знаем, на что способны эти структуры ради сокрытия правды о себе и своих действиях. Но здесь важно понимать, что эти люди рано или поздно уйдут, а на их место придут другие, а какими будут эти самые другие, уже зависит от на самих.
Когда режиссер вторгается в документируемую им действительность, остается ли он документалистом?
По сути, Фогель вел беседы с Родченковым задолго до скандала, он помог директору прилететь в США, поддерживал в период суда и старта антидопингового скандала. Фильм в этом плане похож на дневниковые работы Мекаса, хотя у крестного отца документального кино взгляд был ностальгическим. Фогель же выступает в своем фильме и как режиссер, и как герой, и как деятель во всей истории скандала.
История 20го века - не только история развития кино, но постоянного отдаления и смешения реальности, кинореальности, актерствования и документалистики. Фогель, конечно, не добавляет пятый вектор (как советские режиссеры, фильмы которых были призваны менять страну и направление мыслей людей, вдохновляя их на определенные идеи), но роднит документальное кино с журналистским расследованием в видео формате.
Фразы типа 'Все российские спортсмены используют допинг' имеют четкую идеологическую смысловую нагрузку. Разница между словами 'многие', 'большинство' и 'все' колоссальная. Обычно документальное кино не берется заявлять напрямую то, что не озвучено журналистикой или правительством. Тут история другая.
'Но сразу после олимпиады Он начал войну против Украины', 'Не было бы у России столько медалей, Путин не был бы столь агрессивен'. Честно говоря, я не совсем понимаю как связаны эти два происшествия на прямую, зачем говорить о войне в фильме про допинг. Связь здесь только одна - политика и конфликт интересов. Фогель выказывает мнение, что Путин является этаким мировым злом коррупционной России, приказывает применять допинг против честных стран, а потом еще и развязывает войну.
Метафора получилась очень прямолинейной и довольно жесткой для такой деликатной темы, как противостояние США и России.
Все это безусловно политика, больше политика чем когда бы то ни было. Сам фильм больше политикой, чем документальный фильм, выросший из дневниковых записей. Документальное кино (в идеале) стремится к объективности.
Конечно, объективность тоже субъективна. Объективность все-равно является целью для человека, а у человека есть определенный опыт и позиция. Тем не менее, идеологическое влияние более уместно выпускать с помощью монтажа и подбора кадров. Слова в этом случаи оказываются слишком эмоциональными, необъективными и политизированными.
Фильм действительно трогает, возмущает, порождает в голове массу правильных вопросов и поражает тем, как правильно передает всю абсурдность и нечестность подобных facts and happends (русские слова кажется не передают объективный смысл этой мысли).
История человека, который оказался в урагане конфликта интересов, смог сбежать, но все равно очутился в тюрьме, только в другой стране и в другом формате. В игры играют все, и люди, и страны, но что делать, если твоя жизнь оказалась лишь удобной жертвой пешки? Ответа на этот вопрос режиссер не дает, потому что сама жизнь не дает ответа.
Фильм снят в превосходной манере, с очень удачными вставками и отбором материала, захватом знаковых лиц и моментов. Смотреть одно удовольствие. Икар, который легко отвечает на вопросы КАК, КТО, ЧТО, КОГДА, ПОЧЕМУ заслуживает уважения. Большую часть фактов современный человек получает либо от своих друзей и знакомых, либо через телевидение и кинематограф. А это событие слишком важно, чтобы не осветить его.
Но для человека, родившегося в России, не особо патриотичного, мучающегося от несовершенств и отсутствия адекватности, понимающего все минусы и сложности страны, так обидно слышать универсализацию и обобщение всех людей под эгидой 'РОССИЯ'. Даже сам герой Фогеля, Родченков (именно персонаж, потому что люди не могут объективно отражаться в кинореальности, даже в документальном кино), говорит 'Россия, не может отдышаться, она все еще не сделала объявления', называя именем страны именно правительство, а не народ.
Кажется в слове 'Россия', в медиа и кинематографе больше нет места обычному русскому человеку. Он всегда оказывается нелогичным и неадекватным злом, которое стоит уничтожить. Это самое невыносимое. Как же этому самому русскому человеку относиться к себе?
8 из 10
объективно фильм отличный. Фильм стоит считать отличным, если он вызывает такое количество эмоций и вопросов.
Новый документальный фильм от компании Нетфликс в этом году был награждён премией Оскар и в то же время получил самое жесткое порицание со стороны наших властей. Для молодого режиссера Брайана Фогеля эта картина является дебютом в жанре документального кино и настоящим достоянием во всемирном скандале. Режиссер и представить не мог, что его простой видео дневник превратится в большой скандально-провокационный фильм. Сам режиссер является бывшим спортсменом-велогонщиком. В своем видео расследовании он хотел испытать себя, попробовав внедрение в свой организм большой комплекс допинга для реализации своей цели - победы на соревнованиях. События фильма разворачиваются еще за долго до известного всем допинг-скандала, поэтому без особых опасений главный герой и он же режиссер обращается за профессиональной помощью к известному специалисту, директору антидопинговой лаборатории Григорию Родченкову, который помогает разработать целую программу для улучшения спортивных результатов. В итоге простое сотрудничество превращается в крепкую дружбу, а вскоре и в единственное спасение для российского химика-аналитика.
После выхода немецкого документального фильма с признаниями российских спортсменов об использовании допинга на всемирных соревнованиях для Родченкова и всего спорта России это стало настоящим крахом. Человек, который всю свою жизнь отдал спорту и службе государству вдруг становится единственным виновным во всех грехах. Родченкову ничего не остается, как обратиться к режиссеру Брайану Фогелю за помощью в организации побега из страны. Опасаясь за свою жизнь, Родченков уезжает в Америку и тут же для всей своей страны становится страшным предателем и врагом номер один, который ещё не так давно был достойнейшим и национальным героем в глазах министров и самого президента. Родченков, словно русский Сноуден, начинает раскрывать все подробности крупнейшего обмана в современной истории Российского спорта. Зритель узнает из уст 'предателя' детали разработок подмены пробирок, схемы их транспортировки и скрытия реальных результатов анализа. Многие впервые услышат о секретах большого спорта, увидят людей из числа министров, которые пришли из КГБ и штатных сотрудников лаборатории, которые числятся в структурах ФСБ. Каждый зритель познает страшные подробности и о судьбе самого Родченкова, узнав, почему министр спорта Мутко и всё российское телевидение называют беглеца сумасшедшим шизофреником. Тема допинг-скандала на нашем телевидении всегда показывалась с позиции жертвы, но не все знают о настоящих человеческих жертвах, о которых не говорили, которых не показывали и которые погибли от рук могущественных спецслужб во имя сохранения государственной тайны.
Хронометраж фильма составляет два часа, и для некоторых это чрезмерно много для простого просмотра документального кино. Конечно, первая половина фильма может показаться ужасно скучной историей, которая рассказывает нам о каких-то велогонщиках, о самом режиссере и его опыте с допингом. Но уже к середине события фильма кардинально меняются, и вся история превращается в жуткий триллер, от которого у зрителя учащается сердцебиение и периодически перехватывает дыхание. Вся картина собрана из частей видео и аудио записей, на которых происходят реальные действия в реальном времени на момент создания фильма. Исповедь Родченкова и множество различных утверждений по скайпу или во время интервью перед телекамерой для многих будет отвратительной пропагандой или четным признанием одного человека, который оказался всего лишь маленькой жертвой большой игры. Но вместе с этим вы немного узнаете почему у семьи Родченкова изъяли паспорта, проанализируете, как готовились к олимпиаде в Сочи и почему на территории РУСАДА находится офис ФСБ.
Осуждать или поддерживать главного героя решать, конечно, вам, но фильм однозначно стоит просмотра, чтобы хоть иногда обращать внимание на другую правду и пусть даже из уст предателя. Конечно, я не буду утверждать, что западный мир кристально чистый, а мы все такие плохие - нет. В каждой стране и в каждом виде спорта идет мощнейшее использование всевозможных допингов - это утверждают даже сами эксперты антидопинговых организаций, - просто в этот раз попалась наша страна и неизвестно кто будет следующий. Лично мне во всей этой истории искренне жаль честных спортсменов, которые из-за правительственной конфронтации и мании величия в первую очередь и попадают под раздачу, и лишаются возможности заниматься любимым делом, представлять свою страну, и гордиться своим флагом на пьедестале почета. Смотрите, делайте выводы, а можете просто пройти мимо и не думать об этом. Выбор за вами.
После просмотра фильма - 'Икар' (Icarus) и в моей голове возник беспрецедентный парадоксальный когнитивный диссонанс.
Почему меня этот фильм вдохновляет? Я всегда любил кино про допинг, сколько я про Армстронга в своё время насмотрелся, книги его читал. Всегда эта тема меня привлекала. Наверное, когда ты смотришь подобные ленты, ты осознаешь насколько важно все таки держать эту грань между фанатизмом и здравым смыслом. Меня вдохновляет мое состояние, которое диктует мне мой организм. ВАЖНО! Насколько сильно влияет твой выбор на твое последующее отношение к спорту. Допинг меня вдохновляет, потому что я с ним не общаюсь, я с ним не пересекаюсь, я с ним не знакомлюсь. Меня всегда интересовал вопрос, чем руководствуются люди, которые ради медалей уничтожают свою жизнь, которые на протяжении всей своей карьеры находятся в жестких рамках, в которые сами же себя и загоняют?! Всегда важно вкладывая свою силу и энергию, получать от этого только удовольствие или нет?
Фильм нереально интересно снят, ошеломляющие откровения Родченкова очень сильно впечатляют. До мурашек жаль, тех невиновных спортсменов, которые пострадали, из-за самого грандиозного допинг-скандала в истории человечества. Это очень большее испытание.
То как чётко допинговая система функционировала, доказывает еще раз насколько 'чистым' является мировой спорт. Только представьте какая система сейчас работает у ведущих государств нашей планеты? Еще кто-то верит в 'чистоту' эталонных спортсменов? Я нет. Все спортсмены об этом знали, но никогда не было точных доказательств. Этот фильм и есть этим доказательством. Я не хочу через 10 лет узнать, что Усэйн Болт, Майкл Фелпс и другие легендарные спортсмены были 'грязными'. Возможно здесь есть определенные преувеличения, но это никак не меняет проблему.
Этот фильм мы обязательно покажем нашему младшему поколению на тренировке, мы все соберемся вместе и будем мыслить критически. Уже сейчас нужно формировать правильное мышление, которое принесет в жизнь будущего спортсмена и чемпиона только удовольствие.
Этот фильм должен посмотреть каждый человек, который имеет непосредственное отношение к спорту.
Мошенник и параноидальный шизофреник на важном посту
Фильм Ikarus стоит посмотреть, чтобы узнать точку зрения другой стороны и вычленить главное из документальной картины, проданной сейчас рекордные 5 млн долларов телеканалу Netflix и на днях показанной зрителям.
Из нашумевшего документального фильма 'Икар' спортсмена Брайана Фогеля о допинговом скандале можно заключить следующее:
Независимая комиссия была изначально настроена против России, получила политический заказ и расследовала 'лёгкую атлетику, тяжелую атлетику и Россию'.
Информатор ВАДА - Григорий Родченков - на препаратах с юности. Вводит себе их и внутривенно. Опытный биохимик. Параноидальный шизофреник. Суицидник, вонзивший себе нож в сердце и оказавшийся после операции в психушке.
При этом Родченков за большие деньги обеспечивал допингом, который нельзя обнаружить, американских спортсменов - в том числе и автора фильма. А затем решил, когда лавочка прикрылась, что можно хорошо устроиться на Западе.
Привязать к этой истории политику, министра Мутко и президента Путина, у создателей фильма не получилось. Хотя очень хотелось.
Родченков проходит по программе свидетелей, оставив семью. Человек называет себя мафиози, который борется с ВАДА. Очевидно, что многие годы он мошенничал, зарабатывая большие деньги на иностранных спортсменах, используя гослабораторию в Москве в личных целях - для наживы. Где сейчас все эти деньжищи?
Смотреть документалку интересно. Снята она очень динамично и качественно. Думаю, Фогелю помогали настоящие профессионалы своего дела.