Это самый прокуренный фильм из всех, что я видел. Я других таких кино не знаю, где так много курит человек. Курят все, каждая вторая сцена сопровождается дымом. От монитора дым стелется по комнате и вот вы, задыхаясь и кашляя, полностью погружаетесь в атмосферу польской драмы и самой Польши начала 70-х годов.
Для меня это не триллер и уж точно не детектив. Ну какой же это детектив, если вам так и не скажут правильные ответы на возникшие вопросы. Это самая что ни на есть драма. Очень давящая и по-своему мерзкая. Она основана на реальных событиях, но режиссёр решил преподнести их с неоднозначной позиции. Или может быть наоборот, позиция режиссёра вполне однозначна и он решил показать, что в истории сыскного дела Польши есть пугающие противоречивые моменты. Даже само название 'Я - убийца' предлагает задуматься: а кто он - этот 'я'? В чьи уста режиссёр вложил эту реплику? В уста того, кто может о себе такое сказать, потому что это будет правда. Или того, у кого так и не хватит смелости их произнести даже самому себе.
Если бы этот фильм снимался в СССР, то он был бы похож на 'Место встречи изменить нельзя', только вместо банды муровцы охотились бы на неуловимого маньяка. Всё было бы понятно - вот плохой маньяк, вот хорошие муровцы, доблесть и слава, герои нашего времени. 'Я - убийца' пошёл своим путём. Здесь упор сделан на моральном выборе человека. А выбор очень непрост: либо без убедительных доказательств подтасовать дело и подвести подозреваемого под виселицу (то есть убить человека и поставить галочку), либо отпустить его, начать сначала, но повысить градус напряжения в обществе, страха и потом мучиться, а не отпустил ли ты убийцу.
Фильм о человеке, который волен своими действиями решать судьбу другого человека. И он настолько же про детектив, насколько 'Walking dead' про зомби. Да, зомби там есть, но они лишь декорация, на фоне которой герои выживают именно среди других людей. И в польском фильме детектив - это побочный жанр, любителям истинного детектива тут делать нечего. Они будут наблюдать мерзких людей, а потом лишь взмахнут руками и спросят 'так и что? Это он убийца или нет?'.
Кому же стоит смотреть фильм? Ценителям польского кино. Ценителям хороших режиссёрских решений, прекрасной актёрской игры и хорошей операторской работы. А ещё тем, кто чувствует, что заболевает. Чувствует, что у него появились симптомы филантропии и кажется, что все люди такие хорошие, все они такие замечательные, и настроение такое хорошее, и ничто не может его испортить. Если нужно вновь стать нормальным человеком, то есть старым добрым мизантропом - этот фильм будет как хорошее лекарство.
Новинка для всех поклонников настоящего детектива польского производства. Режиссер картины Мацей Пепшица, возможно, многим уже знаком, так как он в 2013 году снял замечательную драму 'Желание жить', которую я однозначно рекомендую всем, кто еще не смотрел.
Основанный на реальных событиях фильм немного приоткрывает нам тайну работы польской милиции семидесятых годов. В городе орудует серийный маньяк. Уже долгое время милиция не в состоянии его поймать. К расследованию привлекают перспективного следователя, который в этот раз решает использовать совершенно новый метод, еще никогда не использовавшийся на территории советской Польши - составление психологического портрета подозреваемого с использованием вычислительных машин. Обработкой всей информацией занимаются компьютеры. Вскоре, основываясь на полученных данных, следователи проводят арест подозреваемого. Теперь главным героям предстоит доказать вину человека, на которого указал компьютер. На кону честь милиции и жизнь одного человека.
Первые впечатления во время просмотра подчеркивают некое ощущение дежавю от старых советских детективов, только здесь всё более мрачно и серьёзно от нагнетающей атмосферы неизвестности. Герои очень много курят, много говорят и еще больше думают, потому что фильм полностью посвящен большому и запутанному расследованию. Характеры героев довольно хорошо и тщательно раскрыты, что уже не может не радовать, но все же исходящий холод от образов персонажей и тех дел, которые они совершают, довольно сильно отталкивают зрителя. Героям не хочется сопереживать, хотя намек на это есть. Они вызывают симпатию, но не более. Возможно, в этом и была задача авторов, чтобы не делать персонажей сверх положительными, чтобы зритель сам для себя решил и понял происходящее. Что касается самих актеров, здесь не будет никаких лишних сомнений, потому что всё сделано на отлично. Достоверность в образах присутствует, поэтому смотреть на них приятно и им действительно веришь. Постановка смотрится качественно и реалистично, хотя излишняя затянутость дает о себе знать. Все-таки два часа для такой истории слишком многовато, чтобы она вызывала восхищение, но в целом смотреть интересно.
В общем, если вы любите классические детективы прошлых лет, то милости просим к экранам. Другие могут смело не заострять свое внимание на данной картине, чтобы потом не разочароваться от высокой планки ожидания.