всё о любом фильме:

Тора! Тора! Тора!

Tora! Tora! Tora!
год
страна
слоган«The incredible attack on Pearl Harbor»
режиссерРичард Флайшер, Киндзи Фукасаку, Тосио Масуда
сценарийЛарри Форрестер, Хидэо Огуни, Рюдзо Кикусима, ...
продюсерЭльмо Уильямс, Кэйносукэ Кубо, Отто Лэнг, ...
оператор-
композиторДжерри Голдсмит
художникРичард Дэй, Тайдзо Кавасима, Ёсиро Мураки, ...
монтажПемброук Дж. Херринг, Синъя Иноуэ, Джеймс Е. Ньюком
жанр военный, история, боевик, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время144 мин. / 02:24
Номинации (4):
Драма, посвященная событиям 7-го декабря 1941 года, когда японская армия нанесла сокрушительный удар по военно-морской базе США — Перл Харбор.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
57%
16 + 12 = 28
6.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снимался на двух площадках — раздельно в США (режиссёр Ричард Флайшер) и в Японии.
    • Вначале, японскую часть картины снимал Акира Куросава, но после двух лет неплодотворной работы его сменил Киндзи Фукасаку (в фильм вошла всего одна минута из съёмок Куросавы).
    • Съёмки консультировали ветераны войны с обеих сторон, в том числе непосредственный автор плана японской атаки, Минору Гэнда, имя которого не появляется в титрах.
    • В роли японского авианосца снимался противолодочный авианосец США Йорктаун (CV-10). В роли японских боевых самолётов — американские учебные самолёты T-6 Texan, «одетые» в фальшивые обтекатели.
    • Авария Boeing B-17 Flying Fortress при посадке — подлинная съёмка настоящего самолёта и настоящей, не постановочной аварии.
    • Истребители Curtiss P-40, поднимавшиеся в небо в фильме — настоящие, а десятки таких же, уничтоженных на земле — стеклопластиковые макеты.
    • Одно из альтернативных названий компьютерной игры «Fire Shark» — «Tora! Tora! Tora!».
    • Название фильма представляет собой условный сигнал, который был передан в момент начала атаки и сообщал, что полная неожиданность нападения, на которую рассчитывали японцы, была достигнута. В переводе с японского фраза означает «Тигр! Тигр! Тигр!», однако может быть интерпретирована и как кодовая фраза, образованная от «тоцугэки (突撃) — райгэки (雷撃)» («атака-торпедная атака»).
    • еще 5 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Согласно моде тех лет на военные боевики, основанные на реальных фактах и строго документированные по своей сути, в этой ленте, которую первоначально должен был ставить со стороны японцев Акира Куросава, тщательно воссоздаются (по возможности — с обеих точек зрения, американской и японской) события накануне и во время нападения на Пёрл Харбор, что случилось 7 декабря 1941 года и стало «днём позора» для Америки. Несмотря на присутствие хороших актёров, художественный успех фильма, прежде всего, предопределили военная техника и потрясающие спецэффекты (премия «Оскар»), рождающие впечатление, что бомбёжка американских аэродромов и посадка подбитых японских самолётов на авианосцы происходят на самом деле, прямо у нас перед глазами, а не на экране. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Фильм является совместной продукцией двух в прошлом враждующих держав — США и Японии. Создатели картины с обеих сторон подошли к делу серьезно, что не замедлило сказаться на качестве самого произведения.

    В фильме детально показаны политическая обстановка накануне вторжения и подготовка японцев к авианалету, в т. ч. конкретные решения и просчеты военачальников с обеих сторон. Это почти документальная хроника с указанием конкретных имен, по насыщенности событиями превосходящая любой другой фильм этого жанра.

    Потрясает своим реализмом налет на гавани и аэродромы Перл Харбора, которым заканчивается фильм. Работа создателей спецэффектов вызывает восхищение, за нее они по праву удостоились премии «Оскар». Батальные сцены сняты на высшем уровне, причем большее внимание уделено самому масштабу катастрофы, а не красочным примерам героизма и отваги отдельных персонажей, которых по всей видимости не было и в помине.

    В завершающих эпизодах передан весь трагизм ситуации для американцев, которые так и не смогли, несмотря на все старания, определить направление главного удара, и мимолетное удовлетворение для японцев, которые не питали никаких иллюзий, осознавая, что своим «булавочным уколом» они только «разбудили спящего льва».

    20 августа 2007 | 12:13

    7 декабря 1941 г. — одна из самых позорных и трагических дат в истории Америки. Ведь именно в этот день, в результате вероломного нападения японцев подверглась массовой бомбардировке база тихоокеанского флота военно-морских сил США — Пёрл-Харбор, что стало причиной вступления американцев во Вторую Мировую войну. Стоит заметить, что кинематографисты не обошли стороной «день позора» Америки, посвятив за 75 лет самой атаке несколько фильмов. Из них, пожалуй, самой популярной лентой остаётся «Пёрл-Харбор» Майкла Бэя, снятый в 2001 г. Однако сегодня я бы хотел обратиться к другой, не менее известной работе о том инциденте — совместном американо-японском фильме 1970 г. «Тора! Тора! Тора!».

    Сама идея снять фильм о событиях 7 декабря 1941 года силами обеих стран была неплохой. Но, к сожалению, вскоре после начала съёмок, из проекта пришлось уйти Акире Куросаве. Первая (и последняя) попытка сотрудничества мастера японского кинематографа с американцами окончилась расторжением контракта (Куросаве не нравилось то, что американские продюсеры контролировали весь съёмочный процесс). В итоге, за японскую часть отвечал Кинди Фукасаку, а за американскую — Ричард Флейшер.

    Особенностью данного проекта является его структура — в нём нет ни одного вымышленного персонажа (на это указывает соответствующий титр), а повествование выстроено таким образом, будто перед нами фильм-реконструкция. Лично мне такой подход создателей пришёлся по душе — гораздо приятнее осознавать, что сценарий писался по соответствующим документам (есть сведения, что сами ветераны войны по обеим сторонам выступали консультантами), а не сочинялся по ходу. На ум тут же приходят аналогии с «Самым длинным днём» (о высадке союзников в Нормандии) и военной эпопеей Юрия Озерова «Освобождение». Как и в тех фильмах в «Тора! Тора! Тора!» используют метод знакомства со зрителем реальных личностей с помощью титров.

    Отдельных слов заслуживает и самый драматический эпизод — сама атака на Пёрл-Харбор. Словно в академическом произведении, нас ждёт после двух третей экранного времени, потраченного на подготовку, эпичное и масштабное зрелище, которое хоть и не может тягаться с блокбастером 2001 года, но и по тем меркам выглядит впечатляюще. Может быть поэтому фильм получил «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты», раз создателям удалось обойтись и без компьютерной графики такой достоверности.

    Но есть и обратная сторона медали — при всём своём уважении к авторам картины, фильм, на мой взгляд, проигрывает тому же «Пёрл-Харбору» Бэя из-за отсутствия главных героев, за чьей судьбой хотелось бы следить. Словом, вы ничего не потеряете, если не начнёте смотреть с самого начала — никакого раскрытия образов тут нет, по большому счёту. К тому же в стремлении показывать достоверную картину подготовки японцев к атаке и безалаберность военнослужащих США, фильм успевает поднадоесть на втором часу просмотра.

    Но если не брать в расчёт затянутость ленты, «Тора! Тора! Тора!» являет из себя пример отличного военного эпического фильма со сведённой к минимуму пропагандой патриотизма (чем грешат современные американские фильмы, в том числе и упомянутая картина Майкла Бэя). Поэтому если хотите узнать как проходила подготовка к атаке, а так же на само нападение японцев на Пёрл-Харбор я очень рекомендую смотреть именно этот фильм.

    8 из 10

    7 декабря 2016 | 21:31

    Так премьер-министр Коноэ в разговоре с адмиралом Ямамото процитировал Императора, который о своем отношении к предстоящей войне сказал поэмой. Думаю эта фраза наиболее точно отражает настроение фильма.

    Да, сравнивать «Тора! Тора! Тора!» с «Перл Харбор» совершенно некорректно. Первый — даже не военная драма, а исторический фильм без примесей, художественная реконструкция событий. Второй — мелодрама на фоне войны, с упором в зрелищность жертвуя исторической достоверностью. Сразу закроем также и вопрос о спецэффектах. Дело в том, что фильм 1970-го года. В те времена, кстати, в США было много отличных экранизаций военно-исторической литературы, например «На западном фронте без перемен». С технической точки зрения «Тора!» снят с максимальным использованием возможностей того времени. В воздухе летают десятки настоящих самолетов, довольно удачно стилизованных под реальные японские, а американские истребители Curtiss P-40 — настоящие. В роли японского авианосца — противолодочный авианосец США Йорктаун (CV-10). Авария В-17 — настоящая, с использованием настоящего В-17. Ребятам, которые останутся недовольными постановкой батальных сцен скажу: если бы фильм снимался в 2000-х, он был бы точно «круче» «Перл Харбора». А вообще есть и панорамы с нагромождением кораблей, и обилие пиротехники.

    С чем можно сравнить фильм на мой взгляд — так это с немецким «Сталинградом». Почему? Да хотя бы потому что это тоже исторический фильм об одном из самых знаковых событий ВМВ. На мой субъективный взгляд японо-американская сьемочная группа более четко поставила перед собой задачи и более удачно их реализовала, чем их немецкие коллеги. И вот почему.

    1. В «Тора! Тора!» над японской стороной работала японская съемочная группа. Над американской — соответственно. Причем привлечены были вовсе не случайные люди или какие-нибудь американцы азиатского происхождения. О серьезности подхода говорит хотя бы тот факт, что японскую часть снимал, хоть и недолгий период, Акира Куросава. Военными консультантами были офицеры-ветераны с обеих сторон. Конечно же не требуется, чтобы «Сталинград» был российско-немецким проектом. Но немецкий режиссер не счел нужным не только пригласить русских актеров (не думаю, что в 93-м это дорого бы обошлось), но хотя бы взять русского помощника режиссера и военного консультанта из России.

    2. Создатели «Тора! Тора! Тора!» отказались от внедрения в сюжет второстепенных «примесей», избавив себя таким образом от риска «стрелять из пушки по воробьям». Сосредоточившись на исторических фактах, они не стали пытаться придать фильму эмоционально-мелодраматическую окраску для привлечения большей аудитории зрителей. Здесь могут возразить, что немецкий фильм больше о личной драме простых людей, про «окопную правду». Вот поэтому, чтобы качественнее реализовать эти идеи, неплохо было бы последовать примеру американцев см. п.1.

    В комментариях к фильму встречаются мнения что фильм затянут, нудно смотреть. Мне так не показалось. Зачем смотреть фильм только в ожидании «экшна»? Фильм отлично передает душную атмосферу надвигающейся бури. Сомнения американского командования. Неясные обтекаемые инструкции… Чем-то напоминает наше «на провокации не поддаваться». Что ж, по крайней мере американским военным не придется ответить головой за тонкости политики.

    Воодушевление японских пилотов и моряков… Тревоги адмиралов… Ямамото был здравомыслящим образованным человеком. Таким он и показан в фильме. Кстати актер очень похож внешне на него. В фильме даже соблюдена такая тонкость, как отсутствие указательного и среднего пальцев на левой руке адмирала — привет от русских артиллеристов со времен Цусимы. Как главкому ВМФ сохранить баланс между патриотизмом и понятием о чести (кстати значительно европеизированным)? Единственный шанс на успех маленькой Японии с ее ограниченными ресурсами — внезапное нападение. Но как увязать это с дипломатическим объявлением войны? Что ж, Японии не впервой внезапно нападать. В 1904 г ночной минной атакой на внешний рейд Порт-Артура японцы наказали наших моряков за «русское» разгильдяйство. А затем неравный бой приняли «Варяг» и «Кореец» в нейтральном порту, «против правил». Тогда стране восходящего солнца удалось одолеть «колосса», подточенного изнутри многими болезнями.

    Конечно же фильм отражает официальную точку зрения на те события. Но есть версии, что США нарочно создали соблазн атаковать их базу. Наверно это особенно стало актуально в контексте событий 11 сентября, которые сейчас бурно обрастают домыслами. Неясность многих событий дает поводы для таких размышлений. Например отсутствие на базе 3-х авианосцев и 2-х лучших линкоров, недоразумения с расшифрованными японскими инструкциями посольству и т. д. А ведь именно авианосцы были основной целью японцев и главным козырем в грядущей войне. Стоит отметить, что вступлению США в мировые войны предшествовали именно события резко всколыхнувшие пресловутое общественное мнение. В первую — потопление «Лузитании» немецкой субмариной, во вторую — «вероломное» нападение на «Перл Харбор».

    Как бы там ни было, японцы не достигли своей атакой предельных результатов. Нетронутыми оказались запасы нефти, ремонтные доки и все подводные лодки. Для этого нужно было либо продолжать бомбардировки, либо отказаться от уничтожения линкоров. В первом случае появлялся риск потерять авианосцы от атак подводных лодок. Конечно японцам можно было ввести в бой еще и линкоры, чтобы полностью стереть базу с лица земли, но тогда почти не оставалось шансов незаметно подойти к Гавайям.

    Ямамото принимал поздравления, но не был весел японский адмирал: «Боюсь, все что мы сделали — пробудили спящего гиганта и преисполнили его страшной решимостью»

    2 октября 2010 | 23:17

    Тора! Тора! Тора! — это радиограмма японского лейтенанта Футиды, возглавлявшего налет на Перл Харбор, о начале гавайской операции японских военно-морских сил 7 декабря 1941 года.

    Фильм очень детально и точно показывает события, происходившие накануне вторжения японских войск. С одной стороны мы видим тщательную подготовку Японии к войне и их многочисленные проблемы, разногласия и ошибки у адмиралов. С другой стороны просчеты американского командования и легкомысленное отношение некоторых военачальников к перехватам японских «шифровок».

    Фильм подробно рассказывает об обстановке накануне японского вторжения и обо всех политических спорах и конфликтах двух стран с указанием имен всех военачальников и политиков.

    Безусловно напрашивается сравнение «Тора!Тора!Тора!» с фильмом «Перл Харбором» 2001 года. У обеих картин, безусловно, есть свои достоинства и недостатки. Однако в фильме «Тора!Тора!Тора!» основной упор делается на достоверности фактов и имен, так как это безусловно фильм о войне и только о ней.

    Большой для того времени бюджете в 25 миллионом долларом, масштабность как воздушных, так и наземных съемок, реалистичность всех батальных сцен (ведь абсолютно вся техника снятая в фильме была настоящая без использования компьютерных технологий). Одним словом фантастические визуальные эффекты, удостоенные заслуженного Оскара в 1971 году.

    Снятый еще в далеком 1970 году, «Тора!Тора!Тора!» является одним из лучшим фильмом о событиях Второй Мировой войны.

    18 февраля 2008 | 01:46

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>