Прочитав краткий анонс и увидев постер с мотоциклом, готовилась смотреть русскую версию 'Достучаться до небес'. Но оказалось, что история настолько правдива и по-русски жизненна, да до абсурда, но в этом и суть русского человека. И настолько в мелочах она потрясающа! Думаю, у каждого бывшего ребёнка, росшего в глубинке, защемило сердце при просмотре фильма. Дощатые дома, запах прелых листьев, мотоцикл 'Урал', прогулка у озера и воздух, уже тронутый первыми заморозками, запах Маминого дома... Мелочи, которые так остро напоминают нам о наших родителях, бабушках, дедушках... Пакет в пакет, деньги на смерть, забота о каждой животинке... Смысл жить и не сдаваться - порой, это кот, который останется не кормлен, цветы, которые некому будет полить, или же карп, который умрет без воды...Тема карпа - это, конечно же, квинтэссенция фильма, такая воля к жизни - уж и лупили его головой о ведро, и замораживали - а он, вот он, целёхонек! И по сути-то вот человек и не одинок - самый близкий любимый друг живёт в соседнем доме, каждый бывший ученик узнаёт и благодарит, чем может, да и ребенок, выросший и ставший успешным мужчиной, в глубине души хранит воспоминания о доме, маме, вязаной шапке и как прыгал с разбегу в озеро.
Конечно же, очень хочется сразу позвонить Маме, просто услышать голос и сказать, как сильно её любишь!..
Этот фильм не является шедевром, не запомнится хорошими планами и захватывающим сюжетом. Даже задействованные актёры, не могу сказать, что выполнили задачу сполна. В некоторые моменты мне хотелось сказать 'не верю'. И это проблема не актёров, а сценария.
Но. Была попытка донести до зрителя вполне стандартные, но никем никогда не обдумываемые, мысли. Важные.
Бытовые, со всеми случающиеся, но происходящие, как правило, уже в том возрасте, когда тебе кажется, что ты уже ко всему готов. Но нет! Оказывается, что есть ещё не открытые для тебя главы. Ты уже взрослый человек, ты уже всё испытал и нет никаких сюрпризов в твоей жизни. Теоретически ты имеешь представление о всём; ты о всём прочитал, о всём слышал, но не всё испытал.
Быть подкованным теоретически - это неплохо, но реальные эмоции, как правило, не имеют никакого отношения к теории. Она только может помочь ПОТОМ вернуться в реальную жизнь. Теоретическую.
Это фильм о боли потери, о банальных вопросах, которые встают.
Это предупреждение, которое никто опять не услышит. А потом будет сам себе задавать всё те же вопросы. Одинаковые всегда. И мучиться болью. Потому что ты вряд ли сможешь всё исполнить сполна.
Из-за глупого постера чуть не пропустила такую замечательную картину. В постере актеры неузнаваемы, да еще стоит 'комедия' - такой отворот хороший. А там, оказывается - Миронов, Неелова, Френдлих, значит, все душевно. И да, зацепило, комедией не показалось, хотя теплого юмора там достаточно. Очень неоднозначная героиня, учительница литературы, она вроде точно знает, как лучше. Ее выросшие ученики повсюду, очень разные, но все безмерно ее уважают. Их лица озаряются светом, когда они видят ее и вспоминают ее уроки. Она действительно очень образована и знает стихи на любой случай, с ней интересно.
Она так харизматична, что ей идут навстречу, соглашаясь даже с самыми безумными ее просьбами, даже готовы идти на преступление. 'Я поняла, что я чудовище'- говорит она, немного кокетничая с собой, но ведь так и есть. На грани жизни и смерти, в понимании что все прошло, все выросли. 'Может и правду говоришь, только не трогай его' - нечего ворошить прошлое. У самого конца все равно немного свысока над всеми. Все чувства заморозились, как тот карп. Но случается чудо, и события разворачиваются.
Конец как-то нарочито смазали, но почему-то это сделало концовку какой-то документальной и ненавязчивой, как будто проходишь мимо оркестра, и вот, музыка звучит все тише, тише, пока не смолкает совсем. И остается где-то там, позади. И в сердце.
Я слышала про этот фильм, слышала разное, но руки все никак не доходили. А вчера дошли наконец...
Не хочу выдавать никаких конкретных оценок. Фильм неоднозначный. Больше всего ему подойдет слово 'гротеск'. Потому что трагикомическую ситуацию, которая легла в основу сюжета (организация престарелой учительницей собственных похорон с заблаговременным оформлением свидетельства о смерти), все же трудно отнести к реалистичным. Какими бы 'безбашенными' мы, российские граждане, себя ни считали. Мне все время вспоминались слова героя Леонида Броневого из рязановских 'Небес обетованных': 'Фима, обожаю твой гротеск!'
Главный плюс картины - это, конечно, актеры. Все. И исполнители главных ролей, и второстепенные персонажи, оказывающиеся - почти все - учениками главной героини. Тут уже много об этом говорилось. Не буду повторяться. Смотреть на них на всех, по крайней мере, интересно. Отлично поработал и художник, создав вполне реалистичную, многим до боли знакомую атмосферу русской глубинки. Художник по костюмам тоже постарался, одев главных героев с редким для нашего времени реализмом - в курточки и ботиночки с провинциального базара.
Но, как это очень часто бывает, никакие актеры и никакие художники не могут 'вытянуть' невнятный сюжет. Закрученной с самого начала интриги явно не хватило на весь фильм, поэтому конец получился и вовсе размытым - никаким. Да, все замечательно: благодаря карпу, проглотившему ключи от машины, сын поневоле вырвался из затянувшего его порочного круга бесконечной работы, прозрел, так сказать, и очеловечился до такой степени, что... Ну, наверное, мне не стоит тут приводить спойлеры?.. Не буду. Скажу только, что за карпа я искренне порадовалась.
В общем, все бы ничего. Над фильмом можно при желании и поумиляться, и посмеяться. Но лично для меня все напрочь перечеркнули последние кадры перед финальными титрами: как бы любительская видеосъемка героини Нееловой в молодости. Неужели авторы 'Карпа' так не уважают своих зрителей, что считают, будто никто из них не узнает в этих кадрах сцену из 'Монолога' - прекрасного фильма прекрасного режиссера Ильи Авербаха, вошедшего в золотой фонд советского кино? Неужели нельзя было найти чего-то менее узнаваемого? Не говоря уже о том, что внучка академика Сретенского (героиня Нееловой в 'Монологе') не имеет ничего общего с милой, но глубоко провинциальной учительницей, которую актриса сыграла в обсуждаемом фильме: ни по сути, ни по глубине прорисовки персонажа... Обидно.
Фильм 'Карп отмороженный' заворожил своим названием. Ну, как бы намекая на некую фантасмагорию, с которой неизбежно встретишься при просмотре. Правда, на деле фантасмагория сильно напоминает старческую деменцию. Я легко воспринимаю художественную условность, а занудные искатели 'ляпов и ошибок' в кинофильмах меня сильно раздражают своей эмоциональной ограниченной. Но здесь 'приключения' старушки, решившей взять на себя заботу о грядущем уходе из жизни, разломали на кусочки даже мою отменную толерантность. Это уже не фантасмагория, это - чистый идиотизм. От которого не усмешка на губах, а мороз по коже. Очень больное воображение у человека, придумавшего все это...
Впрочем, в остальном фильм вполне адекватный. И если бы беготня Марины Неёловой по бюрократическим инстанциям в поисках заветной бумажки заняла меньше экранного времени, было бы значительно лучше. Да и правды жизни хотелось бы больше: 'пробить' современную бюрократию оказалось на удивление легко - во что уж точно поверить невозможно!
Обожаю Алису Фрейндлих и Марину Неёлову, но в данном случае должна признать, что деревенскими старушками они так и не сумели стать. Ни матерщина Фрейндлих, ни явные психопатические проблемы Неёловой (читай - их героинь) не убедили меня в существовании этих конкретных женщин из глубинки. Это были актрисы Фрейндлих и Неёлова, играющие деревенских жительниц на грани нервного срыва. Почему? Трудно объяснить - и мастерство никуда не ушло, и органичны они в кадре, как всегда. Думаю, мне помешало амплуа 'городских интеллигенток', которое они не смогли перешагнуть. И это не проблема актрис, а только режиссера, остановившего на них свой выбор. Это как Светличная в 'Стряпухе' - актерская игра безупречна, а достоверности в кадре нет. И Миронов, вроде хорош и играет убедительно, но заслонить себя своим персонажем у него тоже не получается. В общем, какое-то двухмерное кино получилось, в котором актеры налицо, а персонажи вообще редко проглядывают. И, опять же, к актерам претензий вроде как и нет. Это все-таки у режиссера радар сбило - деревня, глубинка постоянно уходит с его линии горизонта.
Может все это ослабить серьезность темы, помешать задуматься над поднятыми в очередной раз проблемами 'отцов и детей'? В общем, нет - после фильма ты неизбежно все это обдумаешь. Но как-то не в контексте данного кино - эти мысли далеко запрятаны в душе и постоянно присутствуют. Правда, временами их стараешься 'заморозить', чтобы не отвлекали от повседневных забот, не натруживали совесть, облегчали тяготы существования. Но они периодически всплывают из 'мертвой зоны', оживают и начинают 'бить хвостом', осложняя бытие и сознание. И в этом смысле метафоризм названия фильма бьет прямо в болевую точку. Куда сильнее и точнее, чем весь фильм.
Провинциальная учительница Елена Михайловна узнаёт, что жить ей недолго и начинает готовиться к близкой смерти: место на кладбище, свидетельство о смерти, поминки... Ведь ее сын занятой бизнес-тренер и ему некогда будет этим заняться...
Странно, но навскидку российских фильмов о стариках в последние лет двадцать появилось не ахти много (если вообще есть), хотя из советских помнятся И жизнь, и слёзы, и любовь и Старики-разбойники, из параллельного западного кино - Соррентино с Молодостью, да и с Великой красотой тоже, Ханеке с Любовью, а из недоделанного голливудского - Стажёр с Де Ниро.
А вот наше российское тему почти не трогало. А ведь пенсионеров в нашей стране много (сейчас сделали меньше)... Приятно, что тронуло и вполне оригинально - в трагикомичной манере. Собственно, почти всё делает актёрское трио - Миронов, Неёлова и Фрейндлих. Особенно актрисы - весь смех и драму создают они. Ну и карп - его роль, впрочем, символична, в духе экзистенциализма - настоящая жизнь начинается только накануне смерти (мотив явно подсказан Куросавой в его 'Жить'). Так что тема отцов (матерей) и детей вновь засверкала, пусть слегка тёмным, но не беспросветным блеском. А ещё есть тема столицы и провинции, забытой Богом и людьми. Карп напоминает, что столица родом в общем-то оттуда. Кстати, сын аж дважды совершил предательство - не только матери, но и любви. Главное, чтобы раскаялся...
Конфликт и единство поколений, столичность и провинцииальность и, наконец, 'старикам здесь место' - явно заслуживающие внимания зрителя темы.
Елена Михайловна — простая сельская учительница, которая до самой старости продолжает жить в своей Богом забытой глубинке. После очередного посещения врача она узнаёт, что её сердце может отказать в любой момент — вот хоть прямо сейчас. У Елены Михайловны есть сын, успешный тренинг-консультант Олег, который живёт в большом городе и крайне редко навещает свою мать, хоть и вполне искренне её любит. Елена Михайловна решает облегчить своему всегда занятому сыну хлопоты по организации собственных похорон и поминок, начиная самостоятельно готовиться к этим траурным мероприятиям...
'Карп отмороженный', как бы сильно меня не воротило от этого названия, это прекрасная и очень душевная трагикомедия, снятая в стиле, простите за это клише, старого-доброго отечественного кино. Это когда действительно не понятно, к какому жанру отнести этот фильм, когда смех сквозь слёзы, когда отдельные диалоги и эмоции, сыгранные актёрами, значат больше, чем тот или иной сюжетный поворот. После просмотра такого фильма в душе остаётся тепло, да и вообще, ты эту душу вдруг неожиданно снова начинаешь чувствовать и понимать, что она не сгинула под гнётом житейских забот и хлопот, а наоборот до сих пор способна откликаться на такие вот внешние раздражители. Невозможно чётко и однозначно сказать, о чём именно снят этот фильм. Он снят как бы 'вообще' — о жизни, о смерти, о родстве, о дружбе, о решениях, принятых самостоятельно и тех, что кто-то принимает за нас, об отсутствии чёрного и белого, о бытовых чудесах и неуловимых мгновениях счастья. От этой картины действительно веет старыми и добрыми советскими фильмами, когда ещё было не так важно, есть ли в кадре знаменитые спортсмены, актёры, политики, насколько неожиданный будет в конце ленты сюжетный поворот, сколько денег вбухают продюсеры в съёмки и как много литров крови и грязи выльется на зрителей с широких экранов.
Поддерживают это, простите, 'ламповое' ощущение тепла и актёры. Центрального персонажа фильма играет блистательная Марина Неёлова — скромная, добрая, интеллигентная старушка, которая, впрочем, не лишена твёрдости характера и чётко следует своим немногочисленным принципам. Неёлова сыграла эту роль на полутонах, без лишних истерик и всплесков эмоций, но чётко и ясно обрисовывая образ своей героини. В противовес ей на экране присутствовала просто фееричная Алиса Фрейндлих, которая за роль грубоватой, простодушной подруги Елены Михайловны даже получила престижную премию 'Золотой орёл'. Фрейндлих была просто бесподобна и почему-то очень сильно напоминала мне Ольгу Волкову в некоторых её образах. Первые полфильма я не понимал, зачем на роль Олега нужен актёр такого калибра, как Евгений Миронов. Но ближе к концу, он выдал такие эпизоды на разрыв всех зрительских эмоций, что всё встало на свои места — очередной яркий перфоманс одного из лучших отечественных актёров современности. Непосредственно карп здесь, кстати, также играет весьма яркую роль. Некоторые критики даже утверждают, что это вполне себе библейский образ, но я не думаю, что стоит так уж сильно притягивать эти рассуждения к сюжету — не стоит оно того.
А ещё хочется немного поговорить о рекламной кампании этого фильма и вообще о всей совокупности материалов, которые призваны продемонстрировать качества этого 'товара' и привлечь в кинотеатры необходимую аудиторию. Вот смотрите, есть неплохой московский режиссёр Владимир Котт, которому сейчас 45 лет и который, наверняка, как и многие из нас, вырос на прекрасных советских фильмах. Есть такие чудесные актёры и актрисы, как Марина Неёлова, Алиса Фрейндлих и Евгений Миронов. Есть молодой сценарист Дмитрий Ланчихин, который в том числе написал сюжет ленты 'Класс коррекции' — да, неровной и местами чрезмерно спекулятивной, но сделанной с искренним желанием что-то поменять и улучшить. И вот как вы думаете, неужели все эти люди действительно довольны тем, как омерзительно выглядит постер этого фильма, как этот фильм называется, какой у него дешёвый и плоский теглайн, какой у него сглаженный и прилизанный трейлер? Как грустно, что мы живём в такое время, когда отечественным кинематографистам, снимая вот такие камерные, добрые, авторские фильмы, приходится унижать себя и своё собственное творение, опускаясь вот до такого промо в погоне за мифической аудиторией, которая на выходе из зала всё равно будет плеваться поп-корном и ничего не поймёт. Печально всё это.
Короче говоря, я очень советую посмотреть этот фильм всем, у кого есть лёгкая или тяжёлая ностальгия по доброму и небанальному отечественному кино. Если вы до сих пор не сделали этого по причине омерзительности промо-кампании ленты, преодолейте этот барьер и, поверьте мне, вы будете весьма приятно удивлены. Мне этот фильм очень понравился.
Довольно грустный фильм, приправленный изюминками иронии, хочется улыбнуться, и даже засмеяться парадоксальным ситуациям, но тонешь в этой всепоглощающей грусти. Смерть иллюзорна с горчинкой на плитке шоколада, теряешься в этой ситуации, и смешно и не очень. Любимые актёры. Глаза Нееловой смотрят с укором и понимаешь, что всё что она делает на экране, так правильно, потому, что она учительница и ей привыкли верить. А как иначе, но эта смесь правильности и детской наивности, умиляет, удивляет, смешит, но тоскливая тоска догоняет и уже на мир смотрится сквозь неё и даже когда фильм остался в кинотеатре, а ты идёшь домой. Назвала бы этот фильм ироничной мелодрамой.
Я люблю Российское кино. Не такое, где показывается вся чернуха нашей страны, где нет вообще места светлым чувствам, а только пьянки и нелюбовь. Не такое, где высмеивают пьяниц и тупых дам, не те проходные фильмы, которых рекламируют веде и всюду, которые подходят лишь для гогота от пошлых шуток, вприкуску со сладким попкорном.
Я люблю наше настоящее кино. О нашей русской душе, о замечательной культуре, о манере речи- об обычных, добрых и смешных людях, с которыми мы выросли и живем каждый день.
Данный фильм просто откровение о нас самих. Это потрясающе смешная и глубокая трагидкомедия, где ты смеешься над абсурдностью ситуации и в тоже время у тебя грустно на душе.
Не оставляет равнодушным никого глаза Марины Неёловы, их диалоги с великолепной Алисой Фрейндлих можно пересматривать вечно. Великие актрисы!
Я бы показывала этот фильм в качестве примера актерской игры. Такого уровня далекоо не всем великим народным артистам удается постичь.
Даже эпизодические роли смешные и живые, актерский состав замечательный. Начиная от продавщицы, до боли всем знакомая девушка за прилавком, которую мы все видели в жизни. Не говоря уже о работнике Загса, которая смогла бы получить оскар за эти пару минут игры.
Съемка осени заслуживает отдельную похвалу. Вообще, осень - это отражение всей полноты русской души. С его чистотой, болью и трагичностью увядания природы.
Я в полнейшем восторге от этого фильма. И очень хотелось бы, чтобы такие фильмы получали широкую огласку в кинотеатрах, создавались бы рекламные компании для привлечения зрителей.
Ведь именно такие фильмы и есть наше кино. Но все видели в кино только 'Горько','Нашу Рашу' и очередную комедию, а потом и создается впечатление 'про русское кино'.
Итог: если хочешь посмотреть НАСТОЯЩЕЕ, ХОРОШЕЕ РУССКОЕ КИНО - нужно проследить за афишей и выбрать что наименее всего рекламируется. Вот это точно стоит просмотра.
Режиссёр Владимир Котт снял кино. Кино, казалось бы, на добрую и трогательную тему, но почему-то меня во время просмотра преследовало странное чувство фальшивости происходящего на экране. Известные артисты (М. Неёлова, А. Фрейндлих, Е. Миронов) пытались убедить меня, что всё это от души и по-настоящему, а различные мелочи, тонкости и неточности разрушали выстраиваемую экранную жизнь, вызывая чувство раздражения и отторжения.
Я не отношусь к категории зрителей, которые с удовольствием выискивают в фильмах всякие 'ляпы', а потом громко злорадствуют и попрекают ими создателей картины. Но когда такие смысловые нелепости щедрой рукой разбросаны по всему повествованию, то исчезает правдивость истории и вера в неё.
Я люблю 'чёрный юмор', но вся сцена в морге и фраза персонажа С. Пускепалиса про сердце в руках совершенно не кажется мне остроумной и смешной. Она ужасна.
Я готова принимать заданную абсурдность сюжета, его условность и сказочность, но у меня вызывает протест незнание авторами вещей, вставляемых в свои произведения, и несоблюдение правды жизни. В больницу не пускают посетителей в верхней одежде и без бахил; от растения борщевика можно получить ожоги, но не расстройство кишечника, к тому же его едят весной, а действие фильма происходит осенью. Осенью никогда не кукует кукушка - ни на кладбище, как того захотелось режиссёру, ни где либо ещё. Кукушка кукует весной! Почему по улицам ходят тепло одетые люди в шапках, а персонаж Миронова в здравом уме идёт к реке в трусах, да ещё и лезет купаться? Ему не холодно? Почему у главной героини, которая ночью под сильным дождём бродила по полю, по возвращении сухие волосы и сухая ночная рубашка? Почему ночью у старых подруг в сцене несостоявшегося удушения накрашены губы? Отдельно над каждой из этих нелепиц можно было улыбнуться, простить и забыть, но нарастающие, как снежный ком, они превосходят все разумные пределы.
Оттого что народная артистка Алиса Фрейндлих многократно поминает 'мать', оперирует словами 'хер' и 'обсерешься', она не становится простой русской женщиной из тихого маленького городка. Всё это выглядит нарочито и искусственно. А временами напоминает женский вариант персонажа Суходрищева, которого, похулиганив от души, сыграл О. П. Табаков в меньшовских 'Ширлях-мырлях'.
Марина Неёлова практически весь фильм изображает забитую и не вполне адекватную женщину с несчастным взглядом и семенящей походкой, режиссёр и актриса усиленно 'давят на жалость', излишне шаржируя образ. А ведь это бывшая учительница и когда-то авторитарная мать.
Евгений Миронов большую часть фильма играет пародию на успешного, занимающегося коучингом бизнесмена - безэмоциональную, безликую фигуру, о которой вообще сложно сказать что-либо определённое.
Что-то человеческое, настоящее появляется в персонажах М. Неёловой и Е. Миронова лишь к концу фильма, минут за 20 до финала. Они как будто сбрасывают маски, которые были вынуждены носить, и превращаются в нормальных, живых людей. Фальшивость, царящая на экране все полтора часа, на короткое время исчезает. И ты понимаешь, каким мог бы быть этот фильм, если бы его создатели пошли по этому пути, а не по выбранному ими.
Что же касается заглавного карпа, то вся история с ним, честно говоря, кажется мне надуманной. Как и финал.
Я рада, если 'Карп отмороженный' напомнил посмотревшим его зрителям о том, что нужно любить, почитать и не забывать своих родителей. Лично же для меня этот фильм стал грустным примером разочарования от способа воплощения благих намерений.