«Санада мару» или «Крепость Санады» - представитель одного из самых уважаемых направлений дорам в Японии - Тайга, или «Драма Большой реки». С 1963 года данные проекты рассказывают зрителям о ключевых моментах истории и знаковых личностях «Страны восходящего солнца». Но, ничто не вечно, и как отцветшие цветы сакуры падают на землю, также и популярность этих проектов за последние годы сильно снизилась. И именно на «Крепость Санады» была возложена ответственная задача – заставить зрителя вновь полюбить «таежные дорамы».
Судить о том, благоволили ли режиссеру Такафуми Кимуре боги удачи Эбису, Дайкоку и Фукурокудзю, мы не можем, так как все же этот кинопродукт рассчитан именно на японскую аудиторию. Западный же зритель в таких случаях всегда попадает в ловушку языковых барьеров и смотрит подобные дорамы об истории Японии только тогда, когда появятся хотя бы субтитры. В этой связи отдельный поклон тем, кто не поленился и перевел «Санада мару» от начала до конца на русский язык.
Япония, конец 16-го – начало 17-го века. Дорама повествует нам о жизни и деяниях «героя, который может появиться раз в сто лет» и «багрового Демона войны» Санады Юкимуры (Нобусигэ) и его семьи.
Так как клан Санада в современной Японии помнят и почитают, неудивительно, что создатели дорамы хотели сделать из неё хит, именно поэтому на роль Юкимуры взяли популярного тогда и сейчас Масато Сакай. Ничего против него не имею, и в тех же «Шинсенгуми» 2004 года (к слову, тоже Тайга-дорама) он отработал на «ура». Замечание лишь одно: за столько лет Масато Сакай так и не научился показывать ту же ярость, злость, разочарование. На экране прям чувствуется, как он выжимает из себя негативные эмоции, которым не пробиться сквозь добродушное лицо и полуулыбку. От этого тот самый «багровый Демон войны» в самых ожесточенных сражениях становится каким-то Петькой с катаной в руке. Но этот минус компенсируется другими проявлениями актерского таланта Масато.
Другие персонажи также хорошо справляются со своими ролями. В японских фильмах, особенно на историческую тематику, не надо ждать от актеров какой-то экспрессии. Они воплощают собой самураев, сдержанных, но в тоже время взрывных. Поэтому присущего Голливуду физического проявления чувств тут не встретишь. Оно и к лучшему.
Надо отдать должное сценаристу Коки Митани, который смог растянуть историю на 50 эпизодов, при этом нисколько не потеряв в хронологии. Что говорить, талант, причем признанный, о чем говорит Премия Дон Кихота на Берлинском кинофестивале, которую он получил за комедию «С возвращением, мистер МакДональд» 1997 года. Комедийные нотки присутствуют и в «Крепости Санады», причем они вполне удачно вписаны в основное повествование.
Все подобные дорамы в основном строятся вокруг каких-то громких событий, которыми полнилась вечно раздробленная Япония того времени. И фильм нам расскажет в том числе и о самом знаковом для клана Санады эпизоде их истории – осаде замка Осака. Несмотря на то, что львиная часть бюджета Тайга-дорам уходит именно на создание сцен сражений, в «Санада мару» с этим явно продешевили. Нет, смотреть можно, но когда 30 000 войско Токугавы Иэясу, пытавшиеся взять в 1615 году крепость Санады, показано всего парой десятков статистов, то невольно разочаровываешься. Масштабности не хватило однозначно, но красивые костюмы и доспехи самураев хороши.
Однако вся соль дорамы кроется вовсе не в этом. Главное здесь – тактические приемы, попытки разгадать противника и прочие премудрости военного дела, которыми в совершенстве обладали Санада Юкимура и его родня. Способность выживать одного очень гордого клана в условиях кровавых трансформаций всей страны – вот на чем строится сюжет. На это всегда было интересно смотреть и именно поэтому «Крепость Санады» заслуживает того, чтобы быть в коллекции у всех любителей японского исторического кино.
Ну и как вишенка на торте. Не выключаете эпизод с началом титров, потому что потом создатели делятся с нами интересной исторической справкой о тех событиях и местах, которые были показаны в серии. Зрителей переносят в современную Японию, и на этом контрасте можно прочувствовать пропасть времен, когда от былых замков и крепостей остались одни руины, а истинные последователи учения бусидо теперь живут только на кинолентах. Но прикоснуться к этому миру очень хочется, и создатели «Санада мару» дали нам такую возможность.
9 из 10