Продолжая исследовать список двухсот пятидесяти лучших фильмов по версии Кинопоиска, я наткнулся на картину, которая в своё время успела наделать много шума, даже стать скандальной и разделить людей на тех, кто «за» подобные ленты и тех, кто «против».
В описании фильма написано, что данная лента основана на реальных событиях, которые произошли во время конфликта в Югославии в 1999 году. По сюжету, спецгруппе, не побоюсь этого слова, суперсолдат ставиться задача взять под свой контроль аэродром и удерживать позицию до прихода подкрепления. Собственно, если на этом остановиться, то в голове возникает два возможных варианта развития событий: либо это военная драма, которая будет максимально наполнена серьезностью и слезами зрителей, либо это будет боевик со всеми возможными штампами и клише. И, на мой взгляд, несмотря на то, что это, конечно же, агитационный фильм, это второй вариант. И это не так уж и плохо.
Для меня этот фильм является практически полнейшей копиркой с любого военного блокбастера голливудского производства 80-х – 90-х годов. Со всеми вытекающими суперсолдатами с понятыми характерами и тяжелой судьбой, огромным количеством пафосных фраз о доблести и судьбе солдата, с пролетающими мимо пулями всего мира, но попадающей одной в самый «правильный» для сюжета момент. И, в целом, я совершенно не понимаю тех людей, кто ругает фильм именно по этому поводу. То есть, все эти годы вы с упоением смотрели (да и продолжаете смотреть) подобные «рэмбо-фильмы» и восхищаетесь, а когда то же самое делаем мы начинаете возмущаться. Тем более, что, если уж соглашаться с «рэмбо-позицией», то стоит признать - фильм сделан очень достойно и качественно.
Другое дело, что лично я не совсем уверен, что подобный блокбастер, направленный всё-таки на зрелищность в первую очередь, стоит снимать по мотивам событий реальной войны, которая приносит смерть и горе людям.
В общем и целом, кино мне понравилось. Оно действительно смотрится. Просто относиться надо к нему с большей легкостью, а не в попытках поиска агитационных материалов и пропаганды.
Жанр военно-патриотического боевика в российском кинематографе освоен значительно хуже, чем за океаном. До сих пор наши кино-дельцы восхваляют прошлые подвиги отечественных героев, снимая в основном про Великую Отечественную и, несколько реже, про Афганистан. Однако, качество и мораль, которую пытаются донести до зрителя, мягко говоря, сильно хромают. Либо до проката добираются бездумные тупые боевики а-ля «Танки», либо «Девятаев» с вымышленным героем-коллаборационистом, который, по мнению Тимура Бекмамбетова, «был прав».
На фоне такого кино действительно выигрышно смотрится «Балканский рубеж», вроде как основанный на реальных событиях, но настолько засекреченных, что вполне возможно частично вымышленных.
И тем не менее, 'Балканский рубеж' в своем жанре и своем поле работает. Фильм, который стоит позиционировать как типичный ура-патриотичный боевик, таковым и оказывается. Может быть, с блокбастерами уровня раннего Майкла Бэя 'Балканский рубеж' посоревноваться не может, но с тем же самым 'Тайные солдаты Бенгази' - вполне. Даже основная сюжетная линия перекликается (целую ночь военные удерживают стратегически важный объект от нападок террористов).
Другое дело, что у российских наемников, в отличие от американский боевиков, идеи более благородные, да и актеры со своей задачей справляются лучше.
Если американский кинематограф под своим ура-патриотизмом в формате военного блокбастера маскирует империалистские и установки родной державы, привыкшей провоцировать и влезать в конфликты иностранных государств, то в 'Балканском рубеже' угадывается кино, оппозиционное идеям звездно-полосатой державы. Хотя политика тут отнюдь не играет решающую роль. Ведь фильм не сконцентрирован не только на критике милитаристской агрессивной внешней политике НАТО. Здесь вроде как стараются уделить внимание и истории мирных жителей, ставших жертвами чужих внешнеполитических закулисных интриг, в красках демонстрируя последствия американской бомбардировочной демократии и иже с ней военных операций.
Вот только та часть актерского состава, которая за эту, более драматичную часть сюжета, отвечает, со своей задачей не справляется. Например, исполнительница главной роли Милена Радулович ('Кольская сверхглубокая') если и может чем-то впечатлить и запомниться, так это внушительным размером бюста. Другое дело - действительно талантливый молодой актер Милош Бикович, сыгравший сотрудника сербской полиции. Причем его образ получился действительно запоминающимся, драматичным, да и зритель может себя ассоциировать с этим молодым парнем, который стал свидетелем бесчинств, которые на его родной земле учинили албанские боевики.
Причем нельзя согласиться с высказываниями Антона Долина о том, что албанцы здесь представлены типичными злодеями, ведь в фильме присутствуют и положительные персонажи данной национальности. Другое дело, что главный злодей предстает карикатурным террористом, который творит все свои преступления просто потому что он злодей по сценарию.
В отношении других героев сказать нечего - стандартные экшен-персонажи, словно прописанные из соответствующих правил сетевых видеоигр (штурмовик-снайпер-подрывник, только медика не хватает), причем в силу однобокости и простоты сценария самим актерам (причем не самым последним российским артистам) в ролях этих самых бойцов особо нечего показать в кадре - все персонажи сугубо ходульные герои боевика.
Зато визуальный ряд для российского кино держится на очень приличном уровне. Создается впечатление, что смотришь действительно дорогостоящее кино - зрелищный экшен с впечатляющей пиротехникой, некоторые интересные операторские решения вкупе с насыщенными красками светофильтров - все это однозначно идет на пользу визуальному восприятию ленты.
Таким образом, 'Балканский рубеж' предстает самым типичным военным боевиков в лучших и одновременно худших голливудских традициях, хоть и пытается себя противопоставить американскому кинематографу. И даже несмотря на свою вторичность и подражание тому же 'Черному ястребу' или '13 часам', этот фильм все-таки умудряется остаться достаточно оригинальным детищем для российского кинематографа. А также дорогим и качественным, с весьма интересным прочтением тех важнейших исторических событий, о которых в кино мало высказывались ранее. А уже поэтому 'Балканский рубеж' достоин хотя бы одного просмотра.
После просмотра патриотического боевика 'Небо' хотелось уйти в глубокий запой лет так на 50 -такой шедевр отстоя вышел, что без мата и не прокомментируешь. Чтоб несколько скрасить мерзкое впечатление, пересмотрел последний фильм в подобном духе, из тех что понравился. И да, это как раз Балканский Рубеж.
Не секрет, что святое НАТО, разбомбившее в хлам европейскую страну, остро нуждалось хотя бы в формальном оправдании (хотя о чем это я, во имя демократии же -не смотри что без одобрения ООН, и пофиг что обедненный уран в бомбах нарушает все мыслимые конвенции), так что их (речь про Западную Европу в основном и США) деятели культуры в срочном порядке выхаркали в этот грешный мир энное количество строго антисербских фильмов самого разного пошиба, качества и направленности -от фестивальной малосмотрибельной дряни до почти блокбастеров. Хоть сколько-то объективных фильмов про Югославские Войны было с гулькин нос, навскидку: приличный Savior и испанский Guerreros (с оговорками правда). Русские, которые с сербами, как известно, бхай-бхай и вообще браћа заувек, пытались в произведениях масскульта дать некий слабенький ответ всему этому беспределу, неоднократно мне в сериалах попадались серии, где Югославский Войны (почти всегда это была косовская тема) были представлены с просербской позиции, даже целый сериал вышел с Пускепалисом, но...
Жахнул только Балканский Рубеж, видно что к двадцатилетней годовщине бомбардировок пришел заказ сляпать что-то патриотическое, в результате чего была выбрана тема марш-броска на Приштину -без всяких шуток, действительно героический и заслуживающий внимания акт, жаль только что сербам он не сильно-то помог -но это тема для отдельной дискуссии, а не для рецензии на фильм. Фильм в духе современных веяний, естественно, заигрывает с толерантностью, например отчетливо показано что среди многонациональной группы главных героев есть верующие мусульмане. И среди них -один албанец, а слово НАТО в фильме вообще не звучит, что не помешало кинокритикам (прости Господи) типа Антона Долина фильм заклеймить. Ну что поделать, только американцы имеют моральное право снимать агитки про тех, кто им не нравится, а мы (и сербы, конечно) должны варежку закрыть. Vae Victis.
Естественно, в команде 'наших' есть девушка, но тут тот случай когда это не бесит, тем более героиня Курковой (какая прикольная фамилия для актрисы, играющей снайпершу) показана адекватно, она не вступает в рукопашные схватки с албанскими мордоворотами, которые в 3 раза больше ее весят, а ловко щелкает их издали как кемперша. Естественно есть любовная линия, которая в фильме ну НАФИГ не нужна, впендюрили лишь бы была, а то ж как без этого в российском фильме. Но Милена Радулович -барышня приятная на удивление (она, кстати говоря, считает себя некрасивой именно для русских) и роман одного из героев с ней оправдан, хотя и притянут за уши. Кумир советских детей Гойко Митич выглядит полным орлом даже в своем почтенном возрасте -вот что значит не пить, не курить и делать зарядку по утрам, дети) Кустурица появляется в конце и сильно заметно что глубокоуважаемого Эмира подтянули для фансервиса, поскольку роль крайне незначительная.
Боевые действия -то, ради чего Балканский Рубеж можно глянуть. Фильм балансирует на некой грани, с одной стороны насилие тут показано весьма брутально -то есть если в человека прилетает очередь из пулемета пятидесятого калибра, то он буквально разлетается в стороны кровавыми ошметками, но с другой -жестокость не смакуется, нет какого-то упивания страданиями, мирняк валят за кадром, какого-то экстремального хардкора не наблюдается. Но бабахает и взрывается все круто, пироманы будут довольны. Хотя вот сцены бомбардировок Югославии, где рушится больница, показаны... Довольно неприятно и даже жутко, моя знакомая православная рыдала на этом моменте. Опять же снято все на хорошем уровне, оператор не трясет камеру как жертва Паркинсона, а снимает нормально, монтажер не запихивает пленку (окей, окей, я знаю что сейчас все на цифру снимают) в миксер, а потом рандомно клеит все как придется. Технический уровень -твердая четверка.
Что по итогу? А да, актеры...они есть. На удивление даже Гоша Куценко тут хорош, хотя лет 10 назад он умудрился забодать всех своим появлением в каждом фильме и даже рекламе драже и телефонных операторов. Учитывая что его прототип -реальный человек, Юнус-Бек Евкуров, то только порадоваться. Радулович -хороша, Гойко...да блин, это ж Гойко! Прекрасен. Даже вездесущий Бикович, прочно прописавшийся в нашем синематографе нормальный. Лично мне больше всего запал в душу жизнерадостный татарин Гирей в исполнении Нодари Джанелидзе. И персонаж яркий и актер отлично сыграл.
В общем и целом, попытка снять патриотический блокбастер, в данном конкретном случае была вполне успешной. Кто ждет Феллини
и Бергмана -ну, сорян, ребята, не в этот раз. И да... Естественно Косово -это Сербия.
В 2019 году вышло несколько замечательных кинолент отечественного розлива, но самой примечательной я по праву считаю именно работу Андрея Андреивича Волгина - 'Балканский рубеж'. После откровенно слабеньких фильмов 'Спираль' и 'Серёжка', надежд на творчество данного человека я не питал от слова совсем. Но Волгину удалось нащупать ту грань, благодаря которой 'БР' можно поставить в один ряд с лучшими образчиками военной драматургии.
Взятые за основу события в Югославии 1999 года отчетливо передают весь ужас произошедшего через данную ленту. Герои фильма - первоклассные вояки, которые прошли через множество спец. операций и знают толк в своём ремесле. Однако этим характеры героев не ограничиваются, наоборот, 'Балканский рубеж' демонстрирует зрителю контрасты между военской долей спецов и их мирной жизнью. И делает это весьма грамотно, не впадая в карикатурные вылизывания бойцами фотографий своих родных перед тем, как прыгнуть в ожесточенный замес с неприятелем. Тут раскрываются все переживания, страхи и чувства, которые испытывает бывалый солдат перед сложным заданием, груз которых оставляет отпечаток и на восприятии зрителя.
Снят 'Балканский рубеж' также крайне хорошо. Уровень спецэффектов впечатляет, боевые сцены поставлены по голивудским стандартам и действительно захватывают дух. Как боевик фильм очень удался, и он не оставит разочарованными тех, кто пришел сюда за дозой адреналина. Прошедшие через курс усиленных тренировок для съемок актеры также демонстрируют отличные навыки во время сражений, а в моменты мирных передышек выражают эмоциональную искренность и чувствуются по-настоящему живыми.
В данном кино прекрасно отражено, как локальный, незаметный для многих конфликт влияет на жизни вовлеченных в него людей самым жестоким образом. И на фоне бесконечных вспышек патриотизма в прочих картинах, действительно выражает тяжесть жуткой судьбы тех, кто эти события сумел пережить. От того и ценность этого фильма возрастает в разы. Крайне рекомендую к просмотру.
Честно говоря, меня покорил уже один только трейлер. Но опыт подсказывал: не стоит возлагать больших надежд, чтобы не разочароваться. Ведь много раз такое было, что появлялся многообещающий, впечатляющий трейлер, а фильм в итоге оказывался совсем не таким крутым. Я очень рад, что в этот раз мои сомнения не оправдались.
Сразу уточню, что фильм не идеальный, это не безоговорочный шедевр. Но, давайте честно, «Балканский рубеж» достойный представитель жанра. Зрелищный боевик. Хорошо поставленный экшен. С умом собранный каст. Сценарий не изрешечён сюжетными дырами. Мне, например, этого достаточно, чтобы похвалить жанровый фильм.
Чего мне не хватило, так это примет времени. Действие фильма разворачивается в 1999 году. Но конец 90-х не ощущается. Нет характерных черт, которые привязали бы героев именно к этому моменту времени, и если в аннотации и титрах заменить 1999 год на любой другой, мало что изменится в плане восприятия. Единственное, что указывает на временной период — отсутствие смартфонов и конкретное историческое событие, но этого недостаточно.
Сюжет хоть и выводит на первый план спецотряд из восьми человек, разветвляется ещё на несколько сюжетных линий. Если линия отряда это боевик о людях на войне, то линия их бывшего командира и двух полицейских это драма о людях вокруг войны. Они выверены и неплохо сплетаются ближе к финалу, раскрывая персонажей. Но уже после просмотра, читая про конфликт на Балканах, мне подумалось, что для полноты картины не хватало линии штабного начальства.
Во-первых, это дополнительный сюжетный слой, а во-вторых, получилось бы интересное сочетание боевого и политического экшена. С одной стороны — солдаты на поле боя, перестрелки и рукопашный бой, с другой — словесные перепалки командиров, метания между необходимость отдать приказ и высокими рисками.
Но хронометраж у фильма и без того два с половиной часа. Это не так уж много, в принципе, но уже на грани. Ещё одна сюжетная линия затянула бы фильм, возможно даже перегрузила бы. Да и получился бы совсем другой фильм, а мне и нынешний вариант пришёлся по душе. Думаю, как раз из-за сочетания драматичных сцен с простыми сербами от лица Шатая (герой Пампушного) и драйвовых боевых сцен.
Что ещё покоробило, так это злодей — албанский террорист Снук. К Александру Сречковичу, который его сыграл, нет ни одной претензии. Сыграл он отлично, убедительно смотрелся в роли лидера-головореза. Именно поэтому ему нужно было больше хронометража, больше сцен. Получилось, в целом, неплохо, но ещё две-три сцены антагонисту, и было бы отлично.
В остальном же, фильм хорош, очень хорош. Во многом, конечно, благодаря актёрам, которые мало того, что попали в образы и сделали своих персонажей действительно живыми бойцами, а не картонными солдатиками, так ещё и убедительно смотрятся в амуниции и с оружием. Тут стоит отдать должное создателям, которые обязали артистов пройти двухмесячную подготовку.
Благодаря этому, и экшен получился на уровне. А в купе с длинными планами и малым количеством монтажных склеек во время боя, ещё и настолько зрелищным, что отдельные сцены хочется пересматривать по нескольку раз.
Кстати, что касается монтажа, мне безумно понравился пролог (операция 1995 года в самом начале). Среди российских фильмов, тем более аналогичных, такой подход к экспозиции что-то новое, свежее, изобретательное. Также как и сбор отряда уже в 1999 году получился не просто набором сцен, где Бек (Гоша Куценко) заново собирает побитых жизнью вояк, а увлекательным эпизодом благодаря умело параллельному монтажу. За такой подход Андрею Анайкину хочется пожать руку и угостить выпивкой.
И отдельной благодарности создатели фильма заслуживают за в большинстве своём русский саундтрек: Сплин, Би-2, Сектор Газа, Кино, ДДТ — легендарные песни не менее легендарных исполнителей, звуча на фоне, создают очень близкую, даже родную атмосферу.
«Балканский рубеж» — это хороший боевик, добротный блокбастер, каких не то чтобы много. Это именно хороший фильм. Не отличный, но и не плохой. Он снят достаточно хорошо, чтобы время от времени его пересматривать. Интересная основа в виде балканского конфликта 90-х годов, что почти не эксплуатируется в кинематографе, а зря.
Может после успеха «Балканского рубежа», киношники как раз и перестанут обходить эту тему стороной, и заодно станут смелее и ответственно подходить к съёмкам блокбастеров, особенно боевиков. Лично мне не хватает подобных российских фильмов.
Кино как кино. Ничем не хуже аналогичных голливудских боевиков. Локации безупречны, операторская работа не вызывает сомнений в профессионализме. Актеры убедительно изображают праведный гнев и буквально испепеляют окружающих духовными скрепами. Куценко в первой половине фильма старательно копирует Юла Бриннера из «Великолепной семерки», сербы политкорректно не выходят за рамки «благодарных братушек», Гойко Митич как в том самом анекдоте «еще даже о-го-го!», албанские террористы (граждане, откуда там взялись албанские террористы, мы же привыкли к исключительно албанским торговцам внутренностями?), как и полагается, умеренно кровожадны, а НАТО, само собой, выглядит как нечто наподобие Звезды смерти. Ну и, конечно же, великолепен главный герой фильма, международный аэропорт Слатина, один в один похожий на колхозный аэродром для кукурузников близ Бердянска. В общем и целом творческой группе респект и уважуха, чего совершенно нельзя сказать о сценаристах, видимо, предпочитающих на завтрак, обед и ужин меню из самых причудливых грибов. Потому что именно здесь начинается самое грустное.
Ни одна живая душа на свете не видела, как группа Евкурова (Куценко) захватывала аэропорт. Как водится в таких случаях, если событие никто не видит, его непременно засекречивают. Впрочем, бабки с приштинского рынка клянутся, что сами видели, как какие-то странные люди целую неделю прятались в кустах возле аэропорта, и даже время от времени приносили им еду. Однако бабки с белградского рынка утверждают, что все это гнусная клевета, и что группа на самом деле просто попросилась на ночлег к сербским военным, контролировавшим на тот момент аэропорт, да так и осталась на постой вплоть до прихода русских бронетранспортеров. Картину мог бы прояснить сам виновник торжества генерал Евкуров, но как прояснить, если все засекречено? И тогда в интервью российскому телевидению генерал выдал изумительную фразу, вошедшую в сокровищницу мировой словесности. Цитирую: «Мы заняли позиции и все захватили, но так захватили, чтобы никто не заметил, что захватили». В одном генерал прав: никто и не заметил. Впрочем, авторы фильма, напротив, уверяют, что заметить мог даже ребенок на велосипеде.
Самой большой проблемой фильма стало весьма вольное обращение с историей, основанное на манипуляциях и стандартных пропагандистских клише. Зрителю старательно пытаются внушить, что война в полном разгаре, натовские самолеты привычно утюжат белградские роддома, косовары промышляют геноцидом и торговлей наркотиками, и без российской бронетехники и спецназа в этом бардаке ну никак не обойтись.
Если у нашей ура-патриотической общественности всего за какие-то 20 лет напрочь отшибло память и она не в состоянии осмыслить, на кой черт вооруженные до зубов косовары попёрлись в приштинский аэропорт, кратко напомню историю его захвата.
К тому времени операция НАТО была уже практически завершена, а 2-го июня Черномырдин и Ахтисаари лично убедили Милошевича и сербское военное командование вывести войска из Косово и заменить их международными силами безопасности под командованием НАТО. 10-го июня Солана приказал прекратить воздушные налеты, а Совет Безопасности ООН принял резолюцию об окончании войны, полностью поддержанную Кремлем.
Казалось бы, вот и сказке конец, как вдруг, откуда не возьмись, пятьдесят российских миротворческих бронетранспортеров с двумя сотнями солдат на борту, буквально за четыре часа до прибытия сил ООН, рванули из Боснии в Косово и захватили аэропорт, а заодно отогнали от него прибывших миротворцев, которым вроде бы и собирались аэропорт передавать (см. эпизод на отрезке 1.13.30 – 1.14.00). Зачем отогнали, никто так и не понял. Натовцы сначала недоуменно спросили: «А на фига?», но потом решили, что таким образом Ельцин бросил кость противостоящей ему агрессивной парламентской оппозиции. Так или иначе, но суверенное пребывание российских солдат на территории аэропорта после отбытия оттуда сербских военных продолжалось до 18-го июня, когда британский генерал Майкл Джексон предложил русским присоединиться к миротворческим силам ООН в Косово и патрулировать аэропорт от их имени (а заодно получать полноценное натовское питание), что и было с радостью принято. Вот так и случилось, что въехали в аэропорт скрепоносным воинством с хоругвями, а выехали тихо и незаметно в качестве исчерпавшего свою нужность миротворческого подразделения под пусть и формальным, но командованием НАТО.
И (о, да!) если бы отмороженная косоварская банда атамана Грицко, упившись до потери сознания, решила бы в этот исторический момент штурмовать аэропорт, НАТО вместе с сербами и примкнувшими к ним русскими постояльцами (а заодно и остальной АОК, обалдевшей бы от такой бессовестной подставы) в две минуты размазало бы ее по взлетно-посадочной полосе, не дожидаясь указаний сценаристов. Впрочем, осмысление подобного идиотизма наверняка потребовало бы гораздо большего времени.
А что касается нас, то, увы, захват аэропорта имел только один практический и стратегический смысл: попытаться установить в Косово собственную зону контроля. Но поскольку официально эта попытка никем не была озвучена и не получила в дальнейшем никакого подтверждения и развития, то по факту получились одни понты и пионерская зарница, против которых НАТО особо не возражало и особо не ругалось (разве что генерал Кларк немного вспылил). Все просто пожали плечами, и, пожалуй, единственными, кто впоследствии с радостью бы выгнал наших бойцов из аэропорта, были авиапассажиры.
Остается искренне сожалеть, что историческую тематику в этом фильме, якобы основанном на реальных событиях, вместе с несчастным аэропортом захватили мистификаторы. Впрочем, в ином случае зрелищного кино явно бы не получилось.
12-го декабря 2019-го года приобрёл на фирменном лицензионном DVD нашумевший фильм 'Балканский рубеж', который смотрел на большом экране в марте этого же года.
Скажу без преувеличения, посмотрел с огромнейшим удовольствием уже несколько раз. Качество диска отличное. Радует наличие на диске дополнительной информации, а именно, трейлер, рассказ о картине, кадры со съёмок, фотографии актёров и их биографии.
Сюжет.
Югославия. 1999-й год. Российская спецгруппа получает приказ взять под контроль аэродром Слатина в Косово и удерживать его до прихода подкрепления. Но этот стратегический объект крайне важен албанскому полевому командиру и натовским генералам. Группа вынуждена принять неравный бой с террористами. К аэродрому устремляются российские миротворцы и силы НАТО. Мир вновь близок к большой войне.
О ленте.
Кинофильм интересный, захватывающий и остросюжетный. Радует своей зрелищностью и наличием положительных ярких героев, вызывающих у меня искреннюю симпатию и глубочайшее уважение.
Вот эта команда.
1) Андрей Шаталов (Шатай). Русский. В нём собраны лучшие качества, присущие русскому человеку. А именно, умение дружить и сохранять преданность дружбе и боевому братству. Умение идти до конца и способность отдать свою жизнь за боевых товарищей и свою страну. Немногословность, сдержанность, но при этом эмоциональность и обострённое чувство справедливости. А также умение прощать и в нужный момент понять своих друзей правильно.
2) Илья Слащёв (Слащ). Белорус. По-житейски мудрый, имеющий горький опыт того, как государство кидает и предаёт своих военных. Не верит в государство, зато до конца верен своим боевым товарищам. Искренне переживает потерю боевого друга Кири. При необходимости идёт до конца и способен на героический самоотверженный поступок.
3) Олег Бармин (Баря). Национальность не указана. Говоря о его национальной принадлежности Гирей с иронией отмечает - 'Баря вообще не пойми кто'.
Баря первоклассный взрыватель и специалист по взрывчатке. Опытный военный, не лишённый кодекса чести и имеющий морально-нравственные принципы. Ностальгирует по советскому времени, так как, с его точки зрения, в советское время всё было по-другому и жили мирно.
4) Рустам Баматгиреев (Гирей). Татарин. Весёлый, общительный, с чувством юмора. Любит петь, танцевать, шутить, развлекаться с девушками, но когда надо - жёсткий, собранный и очень серьёзный. Верующий мусульманин. Совершает намаз перед боем вместе с сербским полицейским Фадилем.
5) Вера Курбаева. Узбечка. Снайпер. Отличный стрелок. Физически развита, умеет драться. Жёсткая, иногда даже грубоватая, но при этом добрая и преданная своим друзьям, своей команде. Именно поэтому, её жёсткость и грубоватость не воспринимают в штыки, зная, что она очень хороший человек для своей команды, а в глубине души даже сентиментальна. К тому же, смелая, решительная и при необходимости готова идти до конца, не жалея своих сил, выполняя приказ командира.
6) Вук Петрович. Серб. Бывший десантник. В настоящее время полицейский. Служит в сербской полиции под руководством Горана Милича. Одержим жаждой мести, так как его родные были убиты бандой Смука. Свою ненависть на Смука и его бандитов проецирует на своего коллегу Фадиля, потому что Фадиль тоже албанец, но потом понимает, что Фадиль не раз доказал ему свою преданность, и отношения коллег-полицейских налаживаются, они начинают действовать вместе.
7) Фадиль. Албанец. Служит в сербской полиции под руководством Горана Милича. Предан своему делу и службе. Верующий мусульманин. Перед боем вместе с Гиреем совершает намаз.
8) Асланбек Етхоев (Бек). Ингуш. Подполковник, заместитель начальника разведки. Блестящий офицер. Выглядит мужественно даже внешне. Высокий, крепкого телосложения и с офицерской выправкой. Великолепно смотрится в военной форме и в тельняшке, а также и в гражданском. Меткий стрелок, отлично водит машину и очень хорошо ориентируется на местности. Также правильно и при необходимости быстро принимает сложнейшие решения. Разбирается в технике и в оружии разного вида. Смелый, решительный, идёт до конца. Способен на героические самоотверженные поступки. Соблюдает кодекс чести и понятия боевого товарищества и братства. Бережёт личный состав своих подчинённых и болеет за них всей душой. Понимает членов своей группы с полуслова. В личном общении иногда жёсткий, но доброжелательный и с чувством юмора. Полностью соответствует своему статусу командира.
Экшен.
Его в кинокартине много. Снято на высоком уровне. Драки зрелищные, несмотря на свою лаконичность. Перестрелки сняты так, что их интересно смотреть, хотя я их не очень люблю. И самое главное, смотришь кинофильм повторно, и снова болеешь за полюбившихся тебе героев, как-будто смотришь впервые! Чем объяснить это неравнодушие?! Наверное, тем, что фильм является качественным продуктом и поэтому зритель проникается этой историей и воспринимает её всерьёз.
О магии кино.
Всегда предпочитал и сейчас предпочитаю голливудские картины. В них есть что-то притягательное и привлекательное. То, что заставляет зрителя пересматривать ленту снова и снова. Это игра актёров, сюжет, постановка, информационный посыл, видеоряд и то, что люди могут для себя вынести из работы. Хорошее качественное кино обогащает человека. На мой взгляд, в этом и есть сила Голливуда, чего, к сожалению, никак нельзя сказать о нашем кинематографе.
'Балканский рубеж' - российский кинопродукт, а точнее, российско-сербский, но в хорошем смысле слова голливудский кинофильм. В нём показана настоящая интернациональная дружба и боевое братство. Правильные человеческие отношения и мужественный характер наших доблестных военных, которые проявляли себя с лучшей стороны во все времена. Это кино, которое созидает и объединяет, а не разрушает и сталкивает, как некоторые российские кинокартины, снятые в девяностые годы и чуть позже.
Также очень приятно, что в 'Балканском рубеже' отсутствует примитивная пропаганда и вульгарный национализм. Это дорогого стоит, учитывая, какое количество кинолент было снято в современной России, которые откровенно разжигают межнациональную и межконфессиональную рознь, провоцируют в человеке без стержня ненависть и агрессию, и пытаются играть на самых низменных чувствах недалёких и нереализованных людей!
Рискну предположить, что эти работы создавались, в том числе и с целью столкнуть христиан и мусульман, славян и кавказцев. Так вот, 'Балканский рубеж' идёт совершенно в другом направлении. Он созидает, а не разрушает. Он объединяет и сплачивает, а не сталкивает и стравливает. И за это ему огромнейшее спасибо.
А что пропагандирует 'Балканский рубеж'?! Правильно. Дружбу и умение даже в самых сложнейших нечеловеческих и экстремальных условиях идти до конца и оставаться человеком. Он учит зрителей тому, что нужно ценить мир, относиться к людям с добром и решать любые противоречия и конфликты за столом переговоров, а не на поле боя. Для этого и нужны политики и дипломаты.
Убеждён, именно в этом заключается смысл 'Балканского рубежа'. В том, что нельзя забирать человеческую жизнь, потому что она бесценна.
Книга 'Балканский рубеж' несколько разочаровала. Думал, будет интереснее и лучше. Экранизация намного больше впечатлила.
Югославия, 1999-ый. НАТО бомбит Белград, гибнет куча гражданских. В регионе бесчинствуют албанские бандиты под видом народного ополчения и американцы им всячески помогают. Каждому русскому задаётся в кадре вопрос 'почему россия нас не поддерживает' и когда наши власти всё же решают обозначить своё влияние в регионе и послать группу военных для захвата аэропорта 'Слатина', их встречают цветами и ликованием.
Это всё известные факты и антураж для геройской истории одного отряда спецназа. Который пятью годами ранее показательно 'отпустил' из самолёта одного нужного бандита и потом они вынуждены были разбежаться по Сербии, прячась от трибунала. Но когда понадобилась тихая операция по захвату аэропорта у албанских сепаратистов и удержанию его до прихода колонны наших бтр, вспомнили именно про них.
Совершенно случайно посмотрела фильмы подряд и должна сказать что на фоне 'Солдат Бенгази' наш 'Рубеж' выглядит очень выигрышно. Тем более тут легко сравнивать - сюжеты в принципе схожи. В обоих случаях это чужая война в разорённом краю, на переднем фоне отряды бравого спецназа и им обоим приходится держать оборону против превосходящих сил противника. Оба фильма постарались обойтись без геополитических трактовок (сильно не тыкали пальцем кто виноват) и даже пафоса наливали умеренно (ну почти). Тем удивительнее что наш фильм смотрится намного весомее, динамичнее и увлекательнее чем военное кино от Майкла Бэя, на котором он вообще-то собаку съел.
И, что любопытно, здесь второй план точно также затмевает главных героев, хотя их опять же играют сплошь прекрасные люди и за них переживаешь. Например снайперша Вера в исполнении Равшаны Курковой с её увлекательной историей от вышибалы и до фотокарточки. Но вот очень сильно видно насколько сербами выстрадана эта чудовищная война. И когда смотришь на этих бабушек на коленях перед боевиками, на вырезанные деревни, на высохшего Гойко Митича который так яростно сверкает глазами что сердце просто рвётся - понимаешь насколько это всё было по настоящему и - рядом.
Но в целом это просто добротный боевик по голливудским лекалам военного кино. С крутым экшеном, со здорово подзатянутыми сценами, с большим количеством слоу-мо и в целом очень красиво сделанным. Почаще бы так.
Не смотря на то что прошло много лет, я смутно помню хронику тех событий, на основе которых снят фильм. Мое личное мнение, что политики того времени слили наших братьев по крови, союзников, в результате чего их истребляли.
Вернемся к ленте.
Фильм начинался страшно.
Сначала, хотелось плакать от боли, от боли за мучения и страдания не в чем неповинных людей, которых захлестнула ВОЙНА. Это страшное слово. Как хорошо, что оно не знакомо большинству из нас. И я очень надеюсь, что так и будет дальше. Видеть боль, мучения смерть, это не проходит бесследно…
Потом боль превратилась в ненависть. Ненависть к войне, и всему из-за чего она происходит. К тем людям, которые в данном фильме являются ее воплощением.
Но все это лирика, мои личные эмоции, возникшие в результате просмотра данного фильма.
Если вы его не смотрели, советую посмотреть и не читать дальше, поскольку будут затронуты события фильма.
Фильм на мой взгляд хорош по нескольким причинам.
1. Еще раз показать на сколько страшна война для людей, начало сразу дает понять куда мы попали.
2. Фильм открывает доблесть и мужество людей, которым пришлось до конца отдать свой долг.
Старик-полицейский, до конца пытающийся сохранить порядок, солдат, ценой своей жизни сметающий минометные бригады, серб, оставшийся прикрывать отход.
3. Все зло политических взаимоотношений в которых страдают люди, как от принятых, так и от не принятых решений, от лжи и вероломства большинства людей у власти.
4. Факт, того, что среди всего безумного мира можно найти людей, разделяющих ценности и близких по духу.
Фильмы о войне или военные драмы, всегда поддаются жёсткой критике и противоречивым отзывам. Особенно достаётся картинам про сравнительно недавние военные конфликты, где не только свежа память о тех грустных и страшных событиях, но и живы тысячи или даже миллионы участников. Вот и 'Балканский рубеж' не стал исключением. Одни обвиняют фильм в излишнем пафосе, патриотизме и российской пропаганде... дескать пришли русские и всех спасли. Вторые, наоборот, отмечают некие антироссийские настроения, в котором наша страна показана не в лучшем свете. Третьи делают упор на однобокость описываемых событий, мол эти исключительно хорошие ребята (сербы), а вот эти исключительно плохие (албанцы). Четвёртые и вовсе заявляют - мол это РПЦ заказала съёмки этого фильма... видимо из-за пары священников мелькнувших в эпизодических ролях.
А теперь обо всём по порядку.
Основной сюжет строится вокруг двух событий: марш броска российских десантников на Приштину, в июне 1999 года, и собственно сам захват аэропорта 'Слатина' спец-группой. Первое событие - исторический факт. Второе - факт, с долей художественного вымысла. Так, бывший Президентом Республики Ингушетия Юнус-беком Евкуров подтвердил, что, начиная с конца мая 1999 года, группа в составе 18 бойцов ГРУ тайно проникла на территорию аэропорта 'Слатина' и фактически контролировала его до подхода десантного батальона. Все обстоятельства и подробные детали данной операции до сих пор засекречены.
Так же в картине есть несколько второстепенных сюжетных линий. Например история нескольких сербских полицейских, пытающихся бороться с беззаконием и убийствами мирных сербов, албанскими боевиками. Именно из-за рассказа об этих событиях, картину и обвиняют в однобокости. Мол сербы тоже убивали мирных албанцев. Почему не показали этого. Да, отчасти сторонники этого мнения правы. Но картина не врёт и не искажает события, а показывает лишь то, что необходимо для развития данного, конкретного сюжета. А по сюжету, аэропорт занимали не мирные албанские жители, а албанская военная организация. Будет другое кино, другой сюжет - там и покажут, возможную, гибель мирного албанского населения. Собственно, не удивлюсь, если скоро выйдет голливудский блокбастер о том как бравые американские (натовские) солдаты сражались на стороне мирного албанского населения, против кровожадных сербов.
Вообще, на этот счёт, у каждого своя правда. Когда так называемая армия освобождения Косова (албанская военная организация), убивала сербов...НАТО поддержали их в борьбе за независимость и начали бомбардировки Югославии (Сербии). А когда жители Донбасса сражаются за свою независимость, тоже НАТО и Америка называют их сепаратистами и террористами.
На мой взгляд, в фильме показана правда, порой горька, не приятная, но правда... с долей художественного вымысла. Ну не помогли мы братьям сербам, сразу как им потребовалась наша помощь. Почему? Видимо из-за нерешительности и слабости тех кто в тот момент руководил страной. А ведь парламент Югославии проголосовал за присоединение республики к союзу России и Белоруссии. И наша Дума поддержала эту просьбу. Но, Бориска решил иначе. Или вспомните как нашу колонну пытались развернуть обратно по приказу начальника Генштаба. Что это было? Пафос? Пропаганда? Проявление патриотизма? Антироссийские настроения с попыткой очернить Россию? Попытка очернить албанцев или НАТО? Нет. Это и есть правда, горькая, постыдная, но правда, с которой придётся жить как российскому, так и сербскому народу. Да и всему мировому сообществу.
А может в картине рассказывают о том что, всё сделали русские, Россия? Мол пришли и принесли с собою мир и процветание? Нет. Наоборот подчёркивается интернациональный состав группы бравшей аэропорт: серб, татарин, белорус, азербайджанка и русский. Рассказывается о простых мирных жителях, ставшими жертвами войны.
А вспомните начало фильма... Россия бросает (отказывается) своих сынов-солдат из-за одной ошибки... Горько, стыдно... Но я скорее поверю в такое развитие событий, чем в то как бравые янки готовы угробить кучу своих солдат ради спасения условного Райана.
Так же я не услышал пламенных, пафосных, патриотичных речей, которые так любят произносить герои голливудских картин про бравых американских солдат и... Гоша Куценко в своих фильма, мол 'Отступать некуда, позади Москва'. Нет. я не против патриотизма или пламенных речей. Но они должны быть в меру и к месту. Но всё чаще от такого проявления патриотизма хочется блевануть.
Кстати об актёрах, мало того что они весьма удачно были подобраны, так ещё и сыграли весьма убедительно. Порой смотришь и думаешь, господи, какая противная рожа у этого персонажа (актёра)... к счастью, при просмотре этой картины, таких мыслей не возникало. Да и характеры героев и их внутренний мир раскрыты неплохо. Одни идут на смертельно опасное задание ради родины, другие ради людей, третьи ради денег. И это тоже правда. Все люди разные и у каждого свои причины и мотивы.
Из минусов, не могу не отметить один очень глупый момент... Тут вспоминается давний фильм с Гошей Куценко, 'Параграф 78'... когда герои поняли безысходность своего положения, то решили 'помочь' друг другу уйти в мир иной. Проводя параллель, так и хочется сказать 'нож в руку и в ближний бой' или 'у вас же есть джип'... Тот кто смотрел, поймёт о чём я. Но это самый глупый момент в фильме.
В результате имеем крепкую военную драму. Без лишнего пафоса, без пропаганды как российской так и антироссийской. Суровую, правдивую, слегка приукрашенную историю о войне, о людях и том как Россия вернулась в большую мировую политическую игру.
PS: И действительно, сразу все в мире так уважительно с Россией разговаривать начали, мол: «Не ушли бы вы, пожалуйста!» А наши военные только головой качают: «Мы бы ушли, но солярки на обратную дорогу нет... Хотите, дайте». А у натовцев все рассчитано. Они тоже руками разводят — мол, у нас тоже нету. Наши им предлагают: «А вы у нас купите. Нам челноки навозят, мы вам продадим, вы нам отдайте!»