41-й кинофестиваль в Торонто
Премьера

«Голос монстра»: Сказка о борьбе со страхом смерти

Хуан Антонио Байона, режиссер хоррора «Приют», показал в Торонто душещипательную историю о мальчике, который никак не хочет смириться с грядущей смертью матери.
«Голос монстра»: Сказка о борьбе со страхом смерти
Кадр из фильма «Голос монстра»

«Это история мальчика, который был слишком мал, чтобы считаться мужчиной, но уже слишком взрослым, чтобы считаться ребенком», — рассказывает голос Лиама Нисона в самом начале. Сразу надо отдать должное актеру, озвучившему монстра из названия фильма. Его голос мудрый, но через секунду может стать злобным и неистовым, а затем снова изобразить умиротворяющее спокойствие.

Лиззи О’Мэлли (Фелисити Джонс) умирает от рака. Она живет в симпатичном, но запущенном доме вместе с 12-летним Коннором (Льюис МакДугалл) — мальчиком творческим, но совершенно одиноким. В школе Коннора травят одноклассники, ночью снятся кошмары, а дома, кроме больной мамы, теперь живет и ненавистная бабушка (Сигурни Уивер).

Кадр из фильма «Голос монстра»
Кадр из фильма «Голос монстра»

Однажды ночью за окном мальчика оживает старое дерево. Коннор совершенно не боится древесного великана и даже сопротивляется, когда тот выставляет мальчику свои условия. Он расскажет ему три истории, после чего Коннор должен будет рассказать свою историю и столкнуться с главным страхом своей жизни — исчезновением матери.

Сказки, которые великан, похожий на Грута, рассказывает Коннору, представлены в роскошной анимации. Лиззи любит акварель и передает сыну любовь к рисованию. Поэтому первая история про принца и злую королеву буквально растекается по экрану роскошными красками. При этом все персонажи сказок великана не очень-то простые. Эту мысль ночной собеседник с самого начала пытается донести до Коннора: «Не бывает плохих и хороших людей. Все мы неоднозначные». Великан поможет Коннору, но это будет совсем не та помощь, как в обычных голливудских фильмах.

Режиссер Хуан Антонио Байона известен как постановщик атмосферного хоррора «Приют», отчего в «Голосе монстра» порой витают жутковатые нотки. Испанский постановщик на сей раз работал с уже известным на Западе и очень популярным материалом — книгой детского писателя Патрика Несса, созданной по идее писательницы Шиван О’Дауд. Она задумала «Голос», когда была смертельно больна, и обсудила ее со своим издателем. Когда Шиван ушла из жизни, издатель, работавший в том числе и с Нессом, предложил ему написать книгу на ее основе.

Несс лично адаптировал книгу для большого экрана. Более того, он, по сути говоря, являлся катализатором экранизации. «Сначала я написал сценарий, — говорил на пресс-конференции в Торонто Несс. — Мне всегда хотелось попробовать себя в этом, хоть я и не кинематографист. Долгое время я бился над ним в одиночку, а потом начал предлагать его разным режиссерам. Мы познакомились с Хуаном и начали обсуждать варианты. Мы сработались. Он предложил свои идеи, которые совпадали с моими».

Байона признается, что картина оказалась для него очень непростой задачей. «С нарративом пришлось помучиться, поскольку история наша показана глазами ребенка. Очень личная история. Я ничего подобного раньше не снимал». Режиссер передает историю через рисунки Коннора, которые оживают не только на бумаге, но и в жизни. На экране это превращается в великолепный визуальный ряд, который радует глаз теплыми тонами (за камерой стоит постоянный оператор Байоны Оскар Фаура) или передает страх смерти блеклой палитрой.

«Голос монстра»
Кадр из фильма «Голос монстра»

Спецэффекты, на которые ушло немало времени, занимают приличную часть картины. Древесный монстр с торчащими из тела ветками получился как раз таким, как его рисует Коннор, но при этом авторы явно не стремились придать ему какой-то реалистичности. Поэтому присутствие великана в кадре моментально превращает фильм из драмы в фэнтези.

«Голос монстра» во многом обязан своим эффектом актеру Льюису МакДугаллу, чья работа в фильме обратит на него внимание многих голливудских агентов. Мальчик держит на себе всю картину, причем это получается у него легко и совершенно естественно. Учитывая все трудности работы с детьми, Байона отлично справился с выбором актера. Коннор выглядит разъяренным и ранимым, пытается разобраться в себе, и юный актер прекрасно отыгрывает все эмоции. К финалу за Коннора переживаешь как за родного.

Наверняка фильм Байоны будут сравнивать с «Большим и добрым великаном» Стивена Спилберга, также вышедшим в этом году. Может быть, вспомнят и другие работы режиссера, например «Инопланетянина», но, честно говоря, испанский постановщик куда ближе к мексиканцу Гильермо дель Торо, снявшему «Лабиринт Фавна». И, кстати, пожалуй, это и есть главный фильм-ориентир для «Голоса монстра». Байона и дель Торо едины в своем порыве рассказать фантастическую историю с участием детей и монстров и точно так же едины в своем умении сделать это очень и очень качественно.

Комментариев нет