67-й кинофестиваль в Берлине
Премьера

Король очень много говорит: Два фильма Берлинале о событиях Второй мировой

Герои драмы «Выбор короля» и комедии «Прощай, Германия» — норвежский монарх и пережившие холокост евреи — в который раз выясняют на экране отношения с немцами.
Король очень много говорит: Два фильма Берлинале о событиях Второй мировой

Муки выбора

«Выбор короля» стал норвежским кандидатом на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и даже вошел в шорт-лист, однако номинацию не получил. Картина Эрика Поппе — обстоятельная реконструкция трех апрельских дней 1940 года, когда король Норвегии Хокон VII пытался принять правильное решение — сопротивляться немецкой оккупации и умереть или тихо принять условия Германии, избежав кровопролития.

Поппе удается создать очень человечный портрет монарха. Хокон (Еспер Кристенсен) увлеченно играет с внуками, после изнурительного телефонного разговора умилительно лежит на полу, свернувшись калачиком — настоящий народный король. Несмотря на церемониальную роль, он чувствует ответственность за подданных. Если не считать нескольких батальных сцен — в одной, достаточно впечатляющей, норвежцы безуспешно попытаются остановить армаду немецких кораблей, — фильм так и не выходит за рамки разговорной кабинетной драмы, двигателем которой являются отношения Хокона с сыном, принцем Улафом (Андерс Баасмо Кристиансен), и переговоры с немецким дипломатом Куртом Бройером (Карл Маркович).

«Выбор короля»

«Германия защитит вас от агрессии Великобритании. Распишитесь, что вы не против», — примерно так под видом протекции и с обезоруживающей вежливостью предлагают Хокону добровольно согласиться на оккупацию. Правительство бежало из Осло, защищаться нечем и некем. Отказ от протектората приведет к неминуемым жертвам. Поппе восстанавливает события сразу с двух позиций — Хокона и Бройера. Дипломат тоже стоит перед выбором: из Берлина настойчиво приказывают убить короля и всю его семью, Бройер же надеется решить дело переговорами.

«Выбор короля»

Стиль почти документальной реконструкции поддерживают открывающие титры — хроникальные кадры приезда Хокона с семьей в Норвегию в 1925 году, когда Норвегия выбрала датского принца королем после расторжения союза со Швецией. Дальнейшее действие сопровождается подробными сносками с указанием места, даты и точного времени происходящего. Подобная дотошность служит дополнительным источником напряжения: время идет, выбор необходимо сделать. Подвижная камера и харизма Кристенсена позволят заинтересованному в историческом контексте событий зрителю выдержать утомительный двухчасовой хронометраж.

Гитлер умер, а мы живы

«Гитлер умер, а мы живы» — такой фразой подбадривает своих друзей, таких же, как и он, евреев, переживших холокост, герой фильма «Прощай, Германия» Давид Берманн (Мориц Бляйбтрой). На дворе 1946 год, многие евреи мечтают уехать в Америку, но, чтобы перебраться через Атлантику и начать жизнь на новом месте, нужны немалые деньги. Берманн уговаривает друзей начать бизнес — продавать постельное белье и прочую текстильную продукцию. Единственное, что нужно, — это лицензия на работу и смекалка. После войны прошло совсем немного времени, и немцы не горят желанием покупать полотенца у евреев. В ход идут разные жульнические стратегии, а в какой-то момент ловкие коммивояжеры и вовсе воображают себя своеобразной командой еврейских мстителей, так что ободрать как липку пухлых бюргерш — задача фактически благородная.

«Гитлер умер, а мы живы»

Однако Давид периодически прогуливает работу, и его вызывают к американскому следователю. Подозревают, что жизнь в концлагере Берманну сохранили не просто так. Скорее всего, он сотрудничал с администрацией лагеря. Симпатичная американка с легким акцентом Сара Симон (Антье Трауэ) допрашивает изворотливого Берманна. Острый на язык коммерсант рассказывает ей удивительные истории о том, как его наняли учить Гитлера травить анекдоты. Правда это или нет — не поймешь, но звучит забавно, да и сам Берманн — парень крайне обаятельный.

Картина Сэма Гарбарски, поставленная по роману Мишеля Бергманна «Коммивояжер», пытается балансировать между резвой, почти легкомысленной комедией и традиционной драмой, однако не дотягивает ни до «Бесславных ублюдков», ни до трогательной истории о примирении с прошлым, то и дело выруливая на скользкую дорогу сентиментальности.

«Гитлер умер, а мы живы»

С другой стороны, она предлагает доступный и даже нескучный рассказ о послевоенной жизни в Германии, отдельно фиксируя в финальных титрах, что около 4000 выживших во время холокоста евреев решили не эмигрировать. Правда, «они так и не смогли объяснить своим детям почему». Это смелое обобщение: кто-нибудь из этих четырех тысяч наверняка мог ответить себе на вопрос, что заставило их остаться в стране, где их хотели уничтожить. И уж точно на этот вопрос мог бы легко ответить Берманн, до войны представитель зажиточной династии, владевшей собственным универмагом текстильных товаров. «Гитлер умер, а мы живы», и совершенно непонятно, почему нужно куда-то бежать.

Читайте также
Статья
Параллельные программы Берлинале: Выбор КиноПоиска
Режиссер-собака, грузинская трагикомедия, сиквел «На игле» и еще два фильма, которые понравились нам больше других.
6254
Статья
Назад в «Грядущее»: Берлин оглядывается на историю сай-фая
Человек, который упал на Землю, одноглазые морские звезды и суровое далеко — Берлинале обратился к научной фантастике с помощью выставки и ретроспективы.
12425
Премьера
Драмы без головы: «Жуакин» и «Ночью у моря одна»
Фестиваль близится к концу. В предпоследний день конкурсные показы состояли из комедии «Ночью у моря одна» и исторической драмы «Жуакин».
6165
Комментарии 5
Слоу Спок
46-ой год, а евреи уже размышляют, как им ободрать "пухлых бюргерш". Ну как тут не стать антисемитом
Ответить17 февраля в 12:19
vogulich0477Слоу Спок
Думается, в 46-ом с богатыми пухлыми бюргершами в Германии было не очень.
Ответить17 февраля в 13:29
Edelweissphoenix
Норвегия в 1905 разорвала унию
Ответить17 февраля в 15:53
Calvin_ Candy
До Бесславных ублюдков вообще мало что дотягивает.
Ответить18 февраля в 00:09
zenitos-rostov
тему холокоста неактуальной не назовёшь
Ответить18 февраля в 02:58