События/23 января 2018

Лекторий КиноПоиска

КиноПоиск и «Москино» открывают киноклуб, посвященный не самому очевидному и популярному советскому кино самых разных жанров в диапазоне от роуд-муви до нуара.

Перед сеансами киноведы и критики расскажут о том, как было устроено советское кинопроизводство и почему именно эти фильмы заслуживают особенного внимания.

Лекторий КиноПоиска — это попытка посмотреть на потаенные сокровища советского кинематографа с точки зрения современной киноиндустрии.

Заседания клуба будут проходить два раза в месяц по вторникам в кинотеатре «Звезда» в 19:30. Вход свободный, но по регистрации.

Куратор проекта — Станислав Дединский, старший редактор сайта КиноПоиск, научный сотрудник НИИ киноискусства.

Зарегистрироваться можно по ссылке.

Расписание показов выглядит следующим образом:

23 января, 19:30

Рубрика «Жанры»: Советский роуд-муви
 

О чем лекция

На первый взгляд жанр роуд-муви — это что-то хорошо всем понятное и вполне известное. Вспомним «Беспечного ездока», «Бонни и Клайда», «Достучаться до небес» или «Мой личный штат Айдахо». Но во всех случаях герои этих фильмов, как правило, свободные и прекрасные иностранные люди, которые путешествуют на фоне зарубежных пейзажей, переполненных красотой и свободой. Может ли у этого жанра быть что-то общее с советским кино, где вместо свободы и прекрасных пейзажей — долг перед отчизной и мудрое управление партии и правительства, а вместо беспечных ездоков — положительные рабочие и крестьяне? На лекции мы поговорим о том, какие формы принимал жанр роуд-муви в советском кино («Трамвай в другие города», «Путешествие в апрель», «Самый медленный поезд» и другие).

Лектор: Максим Семенов — кинокритик, исследователь кино, автор текстов на Colta.ru, в журналах Сеанс, Искусство кино, Афиша, Esquire, автор курса лекций по истории кино в Московской школе нового кино.

Фильм: «Аленка», 1961, 0+, реж. Борис Барнет.

Лирическая комедия Бориса Барнета состоит из нескольких новелл, рассказанных героями во время долгого пути на целину в степях Казахстана. Зритель воспринимает само путешествие и истории стоматолога Эльзы, девушки Лиды и других персонажей глазами девятилетней Аленки.

30 января, 19:30

Рубрика «Советские продюсеры»: Григорий Чухрай
 
 
О чем лекция

Режиссер «Баллады о солдате» Григорий Чухрай, возможно, в большей степени, чем кто-либо, имеет право называться первым продюсером советского кино — в привычном нам смысле слова. Основанное им в 1965 году Экспериментальное творческое объединение (ЭТО), маленький островок капитализма в недрах «Мосфильма», подарило нам с десяток народных хитов, от «Белого солнца пустыни» до «Иван Васильевич меняет профессию». Однако главной своей цели, радикально изменить историю отечественного кино, чухраевский «стартап» так и не достиг. На лекции мы поговорим о взлете и падении ЭТО, а также посмотрим один из его последних фильмов, «Маяковский смеется, или Клоп-75».

Лектор: Николай Корнацкий — кинокритик, кинообозреватель газеты «Известия», постоянный автор КиноПоиска.

Фильм: «Маяковский смеется», 1976, 0+, реж. Анатолий Каранович, Сергей Юткевич.

Безумный киноколлаж советского европейца Сергея Юткевича, где Маяковского поют под биг-бит, хиппи курят марихуану, а Лох-Несское чудовище сбегает из зоопарка.

6 февраля, 19:30

Тематическая лекция: Советское малобюджетное кино


О чем лекция

Известно не так много случаев, когда скромный бюджет советского фильма был зафиксирован документально. И все же среди ярких и интересных примеров  много советской классики: «Третья Мещанская» Абрама Роома, «Однажды ночью» Бориса Барнета, военные «Киносборники» и другие фильмы начала Великой Отечественной. Мы поговорим о том, как складывался бюджет советского фильма, в чем состоял феномен советского малобюджетного кино.

Лектор: Сергей Каптерев – киновед, старший научный сотрудник НИИ киноискусства при ВГИК. Получил степень PHd в Tisch School of Arts, Нью-Йорк. Автор курса лекций в университете Бристоля по американо-советскому сотрудничеству в кинематографе в 1953–1960-х годах.

Фильм: «По закону», 1926,  0+, реж. Лев Кулешов.

Экранизация рассказа Джека Лондона «Неожиданное» про убийство на золотом прииске была снята Кулешовым фактически без бюджета, а северный Юкон изображали Царицынские пруды. При этом «По закону» смотрится не хуже картин Фридриха Вильгельма Мурнау. Единство локации, три актера (супружеская пара и плененный ими убийца), а в итоге – зашкаливающее напряжение.

13 февраля, 19:30

Рубрика «Жанры»: Советский нуар
 

О чем лекция

Казалось бы, «черный фильм» в СССР невозможен. В его основе лежит неуверенность в мироустройстве, мысль о том, что что-то вокруг пошло не так. На «загнивающем» Западе это, конечно, возможно, но в Советском Союзе? Едва ли. Будущее необратимо приближает коммунизм, а доблестная милиция стоит на страже социалистической законности и спокойствия граждан. И все-таки отголоски нуара в советском кино можно обнаружить. Откуда эти отголоски взялись и чем они отличались от собственно нуара? На лекции мы поговорим о том, какие формы принимал нуар в советском кино («Человек без паспорта», «Кража», «Исправленному верить» и другие).

Лектор: Максим Семенов — кинокритик, исследователь кино, автор текстов на Colta.ru, в журналах Сеанс, Искусство кино, Афиша, Esquire, автор курса лекций по истории кино в Московской школе нового кино.

Фильм: «Случай из следственной практики», 1968, 6+, реж. Леонид Агранович.

Заключенный неожиданно решает признаться в убийстве, совершенном много лет назад. Более того, его сообщниками были люди, за прошедшие годы ставшие уважаемыми гражданами. Теперь каждый из них вынужден явиться на встречу с прокурором, железной леди Ольгой Сухаревой (отличная игра Любови Стриженовой) и вспомнить события давно минувших дней. Агранович вновь обращается к детективному сюжету и сложным моральным вопросам после снятого 5 годами ранее «Человека, который сомневался» и делает из материала визуально затейливый и неоднозначный советский нуар.
КиноПоиск классика лекция москва ретроспектива
Комментарии (1)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...