Винтик шоубизнеса
 



добавить в:
Берлин-2016: Предпоследнее слово

22.02.2016 01:27 • 8 комментариев

В загашнике осталось два очень хороших фильма, которые я посмотрела в Берлине — «Тряпичный союз» и «Козел», оба внеконкурсные. Поскольку отчеты мы с Дарико писали вместе, подведу итоги фестиваля от себя лично.



У меня на столе лежит здоровый том «О времени и о реке» Томаса Вулфа. Купила эту книгу на следующий день после просмотра «Гения». Оказалось, что ее на русском не издавали, а почитать очень захотелось. Мне лично важно, когда кино побуждает узнать что-то, когда фильм не остается смазанным воспоминанием, а подталкивает к новой информации. Джуд Лоу, сыгравший Вулфа в «Гении», по-моему, получит номинацию на «Оскар», но пока рано говорить, конечно.

Хотя, знаете, не рано. Берлин открыл немало прекрасных фильмов за то время, что КиноПоиск отправляет меня сюда. «Отель „Гранд Будапешт“», «Отрочество» (ок, я помню про «Сандэнс», но именно после Берлинского фестиваля о фильме заговорили серьезно), «Такси», «Развод Надера и Симин», «Туринская лошадь», «’71», «Уроки гармонии», «Монахиня», «Побочный эффект», «Властелин разметки», «Королевский роман», «Ведьма войны», «Табу» (один из моих любимых современных фильмов), «Барбара», «Сострадание», «Дурацкое дело нехитрое» — это то, что вспоминается навскидку. Чем запомнится 66-й Берлинале?

«Колыбельная скорбной тайне» — восьмичасовая медитация в «академическом» формате



Признаюсь, идти на показ было жутковато, и я набрала полсумки каких-то снэков, взяла полулитровую бутылку воды и прибежала пораньше, чтобы занять удобное место. Признаться, думала, что буду писать репортаж типа «сколько людей ушло через час», но очень быстро растворилась в фильме. Лав Диас для меня не новый режиссер, смотрела у него пятичасовое полотно «От предшествующего», прониклась. У него изумительное чувство кадра и умение снимать в монохроме — не многим дано. Сегодня, в ожидании фильма «Будущее» с Изебель Юппер (о нем писала Дарико, я ходила в последний день фестиваля), разговорилась с соседями, обычными зрителями. Узнав, что я видела «Колыбельную», один мужчина сказал, что это героический поступок, но по-моему героический поступок — снять такое кино. А вот смотреть его уже не так трудно. В конце концов, вы же смотрите сериалы запойно? Сутками? Ну а тут всего 8 часов. В любом случае, про это кино уже все знают и все говорят. Молодец Дитер Косслик, 2016-й Берлинале я не забуду никогда.

Джанфранко Рози утвердился в статусе одного из самых «призовых» режиссеров мира.



Осталось взять пальмовую ветвь Каннского фестиваля — и можно даже не думать об «Оскаре». Откровенно не люблю «Священную римскую кольцевую», победившую в Венеции, но «Огонь в море» очень хорош. Прежде всего тем, что режиссер не дает никакой оценки событиям. Вот вообще никакой. Он просто фиксирует как жизнь на острове Лампедуза, так и операции по спасению беженцев — они смотрятся как серия «Секретных материалов», вот только люди умирают по-настоящему. Там есть совершенно жуткие кадры, когда три обезвоженных человека лежат на палубе корабля, который должен перевезти их на остров, и врачи осматривают их. У одного из беженцев содрогается все тело — это не постановка, это жизнь. Через несколько секунд он умрет у вас на глазах. У вас может быть какое угодно мнение по вопросу людей, ищущих лучшей жизни в других странах, но какой ценой достается эта жизнь — отдельная тема.

Документалистика в очередной раз побеждает на фестивале игрового кино. Хорошо это или плохо? С моей точки зрения, кино постепенно размывает границы между игровым и документальным, что приводит к очень разным результатам. «Огонь в море», прежде всего, великолепно снятое кино. А, например, «24 недели», которые мне жутко не понравились, как раз смотрятся как документальное кино, но из-за своей мелодраматичности и неубедительных персонажей, оно теряет свою привлекательность. А могло бы быть очень любопытным. Возвращаясь к вопросу, нужно ли ставить документальное кино наедине с игровым, пожалуй, скажу, что не стоит. Потому что правда всегда страшнее и мощнее вымысла. Но если бы оба фильма — и «Огонь в море» и «Уязвимость нулевых дней» — показали где-нибудь в отдельной секции, о них бы узнали немногие. Палка о двух концах, увы.

Джефф Николс официально стал одним из главных молодых режиссеров Америки.



Midnight Special — среди моих личных фаворитов Берлинале, который могут выпустить в России, а могут и не выпустить. Оригинальное кино, с четким влиянием Стивена Спилберга, Стивена Кинга и Джона Карпентера, это ли не подарок киноману? Очень здорово сделана подмена главного героя — ты во время просмотра думаешь, что протагонист — персонаж Майкла Шеннона, а потом понимаешь, что на самом-то деле все решает мальчик, его сын. Чем меньше вы знаете об этой картине, тем лучше для вас, поверьте. Когда я писала материал о ней, старалась не выдавать основные сюжетные повороты, и мне это удалось. Кто пишет в комментариях про спойлеры — не верьте, они не видели фильм, а я видела.

Миа Хансен-Лёв показала, как умная женщина переживает кризис в жизни.



«Будущее» посмотрела с огромным удовольствием. Про него Дарико очень хорошо написала, не буду повторяться. Изабель Юппер играет женщину, которая остаётся одна, будучи уже дамой в возрасте. Муж уходит, мать умирает, у детей своя жизнь. И героиня, преподавательница философии, подходит к вопросу трезво. Ее больше волнует судьба цветов в загородном доме, где будет жить муж с новой супругой, нежели новый мужчина рядом. Она не пускается, очертя голову, в поиски новой любви, она оценивает сложившуюся ситуацию трезво и принимает ее так, как подобает умной женщине: с достоинством, допустив лишь один раз слезы, но только при кошке.

Кое-кто из наших критиков удивляется, как можно было наградить «Будущее» за режиссуру. Мне показалось, что фильм сделан очень умело. Тем более, что Хансен-Лёв до этого ставила картину о французской клубной тусовке «Эдем», где героями были молодые люди, а проблемы пожилой преподавательницы ей, 35-летней молодой женщине, должны быть непонятны. Однако Миа очень уверенно проводит Изабель Юппер по фильму, набрасывая ее портрет разными штрихами. Отдельно приятно, что Хансен-Лёв еще и сценаристка своих фильмов и, как мне кажется, у этой постановщицы большое будущее.



Вообще важно помнить, что любые призы на кинофестивалях моментально наносят на карту новые имена и помогают в продвижении уже известных актеров, режиссеров, продюсеров. Пожалуй, это касается не только кинофестивалей, а любых премий как таковых.



Здесь проходил кинорынок, откуда шел шквал новостей, еле успевала отслеживать. Что-то писали мои коллеги в новостях. Одно из главных событий здесь — отсутствие братьев Вайнштейн, которым пока попросту нечего продавать. Или вот еще новая картина Джеффа Николса «Лавинг» чуть не ушла стриминг-гигантам типа Netflix и Hulu, но в итоге права перекупила Focus Features. Киноиндустрия продолжает злобно посматривать в сторону интернет-прокатчиков, но это пройдет, как и любой предрассудок. Понятно, что прогресс не остановить, и зритель сам должен выбирать, как ему удобнее легально смотреть кино.

Моя личная десятка наиболее понравившихся из всех просмотренных фильмов Берлинале-2016, выглядит так:

1. «Огонь в море».
2. «Колыбельная скорбной тайне»
3. Midnight Special
4. «Уязвимость нулевых дней»
5. «Тряпичный союз»
6. «Тихая страсть»
7. «Стрёмный»
8. «Будущее»
9. «Борис без Беатрис»
10. «Гений»

Про все эти фильмы писала в новостях, смотрите по тегу «Берлин-2016», там все есть. А мне пора собирать чемодан и лететь домой, в Питер. Уже очень скоро мы будем обсуждать победителей премии «Оскар». Там очень непросто в этом году, церемония будет увлекательной.

До встречи!

PS Финальная таблица с оценками критиков из Screen. Как видно, «Огонь в море» лидирует и здесь.

Берлин-2016, Берлинский кинофестиваль  8 комментариев 
Комментарии (8)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...