• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Винтик шоубизнеса
 



Почему важны изменения в составе киноакадемии

20.01.2016 12:42

19 января американская киноакадемия решила, что пора что-то менять в консерватории. Рассказываю, что случилось и объясняю, почему это так важно для киноакадемии.



В комментариях к этой новости царит пандемониум. Но почему же решения, принятые в американской (подчеркиваю, американской) киноакадемии, так волнуют российского пользователя? Может быть, мы принимаем активное участие в выборе номинантов? Нет. Может быть, мы являемся одним из ведущих кинорынков в мире? Нет, нас обгоняют Китай и Индия. Может, у нас кинематограф самый развитый и ведущий, а нам просто обидно, что нас прокидывают? Нет, вот номинируется Константин Бронзит с короткометражкой «Мы не можем жить без космоса» — однако этот факт остался незамеченным остряками, пишущими «почему нет русских среди номинантов».

Основной ошибкой явилось предположение, что киноакадемия вводит какие-то квоты. Однако, если читать внимательно текст президента киноакадемии Шерил Бун Айзекс, то можно заметить, что ни о каких квотах речь не идет. Айзекс пишет, что последние четыре года предпринимались попытки разнообразить состав, однако ничего не получилось. Также она пишет, что будут пересмотрены правила включения — заметьте, нет речи ни о каких квотах!

Когда Айзекс пишет, что будет рассматриваться пол, раса, национальность и сексуальная ориентация, это значит, что будет попытка найти баланс. Добиться представления самых разных людей в киноакадемии. Я не зря привела в конце новости статистику из «Лос-Анджелес таймс». Для тех, кто не помнит: 94% членов киноакадемии — белые люди, а 88% еще и старше 50 лет. При этом 77% киноакадемиков — мужчины. Сейчас в AMPAS почти 6000 человек, так кто при этом является большинством?

Пожилой белый мужчина — вот типичный киноакадемик.

Поэтому, когда идет голосование, ПБМ будет смотреть кино, которое будет говорить с ним на знакомом языке. Он не будет смотреть «Голос улиц», не будет смотреть снятый на айфон «Мандарин» с чумовыми актерскими работами, он же не обратит внимания на режиссерскую работу Райана Куглера в «Криде» или на операторскую в «Криде» (фильм снимала Мариза Альберти, которая работала с Дарреном Аронофски над «Рестлером», где также филигранно показала бои на ринге).



Почему так происходит? Каждый раз, просматривая список номинантов/победителей, многие жалуются на однообразие. Жалуются, что только «снятые под „Оскар“» (хотя это глупость, конечно) фильмы получают номинации. Что одни и те же роли вызывают у AMPAS желание дать «Оскар». Помните, как было в «Солдатах неудачи»? Never go full retard! Так вот, все это результат однородности среды киноакадемиков. Будь среда более разнообразной, мы бы получили больший спектр разных работ. Но см. выше: пожилой белый мужчина решает.

Есть еще один фактор, он тоже важен. Студии, прекрасно зная состав AMPAS, не делают ставки на кино, которое может не получить отзыв у ПБМ. То есть, в частности, Warner не педалировали «Крида», не считали «Безумного Макса» событием, достойным «Оскара». Но если фильм Джорджа Миллера многие видели, то картину Куглера без должной рекламной кампании не смотрели, а скринеры пришли поздно, как пишут мои знакомые из Лос-Анджелеса. Что именно, кого именно и в каких категориях студии промотируют к «Оскарам» — тоже проблема. Тратиться на рекламу «Мандарина» не хотят, потому что пожилой белый мужчина не проассоциирует себя с героинями фильма.

Но позвольте, говорят некоторые, это ж чего Спайк Ли и Джада Пинкетт Смит хотят? Чтоб насильно впихивали чернокожих актеров и режиссеров? Нет, они не хотят, чтобы это было насильно. Они хотят, чтобы это БЫЛО. Идрис Эльба номинируется на премию Гильдии актеров. Майкл Б. Джордан получил премию национального сообщества американских кинокритиков. Режиссер Райан Куглер был отмечен ассоциацией кинокритиков Лос-Анджелеса. Весь актерский состав «Голоса улиц» (фильм заработал у себя на родине 161 млн долларов), номинируется на премию актерской Гильдии.



Безусловно, есть премии сообщества чернокожих критиков, альянс женщин-киножурналистов, Black Reel Awards, существующая с 2000 года и отмечающая достижения чернокожих кинематографистов. Но давайте честно, кто слышал об этих премиях? Почему вообще люди вынуждены выделять отдельно премии по цвету кожи?

Призывы к diversity, то бишь разнообразию, призваны заставить киноакадемию шире рассматривать кинематограф. Как ни крути, а сейчас решает белое большинство, как будто не было никакого выступления Мартина Лютера Кинга. Мир стал гораздо разнообразнее за это время, пора и «Оскару» подтягиваться.

«Оскары» могут казаться кому-то глупым зрелищем, но нельзя недооценивать его значение для киноиндустрии. Их смотрят. На номинантов и лауреатов обращают внимание. «Оскар» формирует кинематографический дискурс в американской киноиндустрии, точно так же, как Каннский кинофестиваль формирует кинодискурс в Европе.



Сейчас я приведу примеры нескольких высказываний и попробую объяснить, почему они неверны.

«Раз они все подводят к проблеме расы, то сами они расисты».

Когда человек любого цвета кожи, кроме белого, говорит о расизме, скорее всего, он имеет место быть. Было бы наивно предполагать, что темнокожие люди эдакие оппортунисты, которые всякий раз вылезают на свет, когда можно поднять бучу о расизме. Если вас достали разговоры о расизме, то представьте себе, как темнокожих людей достало сталкиваться с расизмом ежедневно?

«Я не вижу расу. Я вижу только людей».

Здесь мы имеем дело со своего рода цветовой слепотой, являющейся распространенным заболеванием людей, считающих будто раса не имеет значения. К сожалению, в Америке это до сих пор проблема: темнокожим людям труднее получить работу, им сложнее добиться чего-то в жизни, взять кредит, получать высокие зарплаты. Срабатывают разница культур, стереотипы, разные ценности. Все, кто произносят фразу «давайте видеть в людях прежде всего профессионалов» — белые. Потому что они просто не представляют, как раса влияет на жизнь в Америке. Мультикультурализм как раз должен решить эту проблему.

«Разговоры о „привилегиях белых людей“ и про „белых“ это тоже расизм».

О, я люблю про «обратный расизм». Видите ли, его не существует. Безусловно, темнокожий человек может предвзято относиться к белокожему. Зачастую это даже выливается в своеобразное поведение, которое является результатом многолетнего столкновения с расизмом и, вследствие чего, убеждением в том, что «хороших белых не бывает». И все равно, это поведение не будет подкреплено привилегиями, которыми пользуются белые жители Америки. Так что здесь мы должны видеть разницу между предрассудком и расизмом. Истоки расизма — в доминирующем положении белой расы.



В заключение приведу еще цитату из поста в Facebook критика Артема Рондарева, который последние дни много писал на эту тему. «Черная актриса протестует не против того, что на нее квоту не выделили. Она протестует против того, что запрос, сформированный снизу, подавляющим большинством участвующих в создании культуры людей, напрочь игнорируется наверху, нормативными властными инстанциями этой самой культуры. Уберите эту нормативность — и я готов с вами спорить на любые свои деньги, что на свет сразу родятся небелые, немужские, негетеросексуальные, нецисгендерные (через запятую, граждане) гении. Они не родятся физически, так как они уже есть, — они просто сделаются заметными в культурном контексте, который сейчас их проблемы просто игнорирует или считает „неважными“».

Пока я писала этот текст, в личку мне пришло вот такое сообщение: «Поздравляю, вы баните людей за то, что они выражают отличную от вашей позицию, причем без мата, личных оскорблений, расизма и тд. Не буду говорить за всех, но у меня было именно так. Самое смешное, что тех кого вы баните, пользуются поддержкой большинства пользователей. Может вступить с ними в дискуссия? Нет, проще забанить!»

К сожалению, это правда. Проще забанить, чем пуститься в дискуссию, потому что а) время не резиновое; б) свою голову на чужие плечи не переставишь; в) плодить энтропию и флуд не хочется. Потому мы решили, что я напишу текст, в котором объясню, почему киноакадемия должна измениться, и почему мы вчера расчехлили банхаммер.

PS Для тех, кто все-таки любит официально — вот ссылка на пользовательское соглашение. Перечитайте, пожалуйста, пункт 6,2, в котором говорится об обязанностях пользователя.
Оскар, ксенофобия