Винтик шоубизнеса
 



добавить в:
Канн-2014: Мамочка, Левиафан!

23.05.2014 00:54 • 43 комментария

Каннский фестиваль только-только перевалил за экватор, как уже впереди неумолимо маячит берег с поблескивающей пальмовой веткой. Из конкурсной программы осталась лишь драма «Зильс Мария», но уже сейчас можно констатировать следующее: очевидного лидера, как «Любовь» или «Жизнь Адель», в этом году нет.

На красной дорожке в честь открытия фестиваля Николас Виндинг Рефн, заседающий в жюри, ляпнул, что запоминается последнее — именно у этих фильмов есть шансы на главные призы. Последними Джейн Кэмпион, возглавляющей жюри, запомнятся фильмы Ксавье Долана, Андрея Звягинцева и Оливье Ассайаса.



«Мамочка»

Совсем недавно в российском ограниченном прокате прошел «Том на ферме», премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале, как Ксавье Долан уже привез свою новую, пятую по счету ленту, на Лазурный берег. Канн любит Долана, но только сейчас вывел его на передовую, в основной конкурс. Наряду с почтенными мэтрами вроде Майка Ли, Кена Лоуча, Жан-Люка Годара и Дэвида Кроненберга, 25-летний режиссер смотрится практически ребенком, но с каждым своим фильмом Долан прогрессирует и набирается сил.

«Мамочку» записали в «ответку» дебютной ленте Ксавье «Я убил свою маму», благо роль матери в этих фильмах играет восхитительная Анн Дорваль. Но нет, Долан настаивает: эти работы разные, хоть и имеют схожую тему (отношения матери и сына). И главное, героини никак не похожи на его собственную мать. «Вы просто ее не знаете, она совсем другая», — хихикал режиссер на пресс-конференции.

Действие фильма развивается в Канаде, принявшей закон, по которому родители имеют право сдавать своих детей в психиатрическую лечебницу, в случае финансовых (или других) проблем в семье. Так что можно считать, что «Мамочка» еще и немного фантастика.



Диане (Дорваль) 46 лет. Недавно у нее умер муж, оставив ее наедине с неуправляемым сыном Стивом (Антуан-Оливье Пилон). С детства у него синдром гиперактивности, вылившийся в приступы немотивированной агрессии. Броско одетая, ярко накрашенная, Диана забирает 15-летнего Стива из школы-интерната, откуда его исключили из-за поджога. Стив безумно рад видеть мать — он ее любит, причем порой слишком сильно. Диане предстоит учить сына на дому, но внезапно у нее появляется помощница: стеснительная соседка напротив — учительница Кайла (еще одна постоянная актриса Долана, Сюзанн Клеман), не работающая из-за обострившегося заикания. Кажется, всем героям удается найти необходимый для жизни баланс.

Иногда мне кажется, что Ксавье Долан тратит больше денег на покупку прав на использование песен в своих фильмах, нежели на сами фильмы. В «Мамочке» играют Селин Дион, Oasis, Андреа Бочелли, Дайдо, Сара МакЛохлан — с музыкой, как всегда, все в порядке. Режиссер подбирает ее сам, но в случае «Мамочки» были некие вводные данные: все песни, звучащие в фильме, на самом деле записаны на диске, который собрал для Дианы ее покойный супруг. Поэтому современная картина сопровождается композициями из девяностых — начала нулевых.



В пресс-буклете к фильму (его Долан, как и все предыдущие, составлял сам), режиссер отмечает фразу критикессы Полин Кейл о музыке в фильмах Мартина Скорсезе: «Она писала, что у него песни не озвучивают фильм, а играют в фильме».

На пресс-конференции Долан говорил о многом — о возрасте, о Канаде, о воих актерах и о своих страхах. Понравилось, как он отметил важность костюмов: «Именно они формируют первое впечатление о герое, жаль, что не всегда костюмам уделяется должное внимание». Поэтому толь важную работу Ксавье оставил для себя. Хочешь сделать что-то хорошо, делай это сам — фраза Зорга из «Пятого элемента» как будто девиз Долана.



Зрителю «Мамочки» предстоит столкнуться с неожиданным форматом кадра: 1:1. Такое соотношение сторон в народе именуется «квадратом», поэтому можно смело сказать: Ксавье Долан снял настоящий инстаграм-фильм. Лишь дважды экран используется во весь размер (и надо сказать, это очень эффектные эпизоды). Долан подчеркивает, что такой формат позволил ему сосредоточиться на лицах героев и вообще сохранить «портретную стилистику». «Кроме того, 1:1 это размер конвертов пластинок и обложек компакт-дисков». Если вы видели «Тома на ферме», то заметили, что там Долан тоже играл с соотношением сторон кадра, но делал это не столь радикально.

Очень трогательно рассказывал про фильм, который его вдохновил на то, чтобы заняться режиссурой — напомню, что «Я убил свою маму» Долан снял, будучи 19-летним. Так вот, за появление канадского дарования за камерой (снимается Ксавье с 4 лет), нужно сказать спасибо Джеймсу Кэмерону. Посмотрев его «Титаник», Долан понял, что фильм может быть не только талантливым, но и амбициозным. «С тех пор я не боюсь снимать амбициозное кино, я не боюсь, что оно кому-то не понравится, я вообще сейчас боюсь, что растянусь на ступеньках на этой чертовой красной дорожке!»

Сам фильм, как и предыдущие картины Ксавье, о поисках надежды, о том, как важно найти в себе силы и противостоять трудностям и, конечно, о любви. Два с половиной часа пролетают на одном дыхании.

Подвожу итог.

1. «Мамочка» мне ужасно понравилась.
2. По дорожке Ксавье Долан прошел без эксцессов.
3. «Мамочка» уже куплена для российского проката.

«Левиафан»

Вернусь к любимому мною Питеру Брэдшоу из Guardian, которого я цитировала в посте про фильм открытия Канна. «Новым русским шедевром», называет картину Андрея Звягинцева британский критик. Впрочем на каждого Брэдшоу найдется, например, Алекс Биллингтон из TheFirstshowing.net, который напишет в твиттере, как свалил с «Левиафана», потому что «сил нет смотреть на пьяных и ругающихся русских».

Правда, как водится, где-то посередине, но она все равно будет у каждого своя. Пресса принимала фильм сдержанно — неуверенные хлопки переросли в минутную овацию и стихли: все уткнулись в телефоны, сообщать мнения. «Левиафан» еще до начала фестиваля считался одним из фаворитов и претендентов на «Золотую пальмовую ветвь», но похоже, ожидания некоторых западных критиков оказались несколько завышенными.



В первых кадрах под роскошную увертюру Филипа Гласса волны Баренцева моря разбиваются о скалы. Вскоре мы познакомимся с главным героем, Николаем (Алексей Серебряков), который живет в стареньком двухэтажном домишке в очень живописном месте. На рассвете Николай отправляется в город на вокзал встречать друга Дмитрия (Владимир Вдовиченков), прибывшего из Москвы, чтобы помочь товарищу выиграть судебный процесс против мэра города Вадима Шелевята (колоритный Роман Мадянов). Дело в том, что Шелевят намерен отобрать у Николая землю, на которой стоит дом. Для чего она нужна, зритель узнает только в финале. Дмитрий пытается шантажировать мэра и сталкивается с его бандитами.

Не только борьба маленького человека с системой является темой фильма. Параллельно идет борьба в семье Николая: его сын Роман никак не принимает мачеху Лилю (Елена Лядова, немножко копирующая себя же из «Географа»), хамит ей и огрызается. Лиля, не находя поддержки у мужа, бросается к Дмитрию, и их вдвоем застукают на пикнике. Разрушение семьи продолжится саморазрушением Николая, который от навалившихся на него проблем вливает в себя все больше и больше водки.

«Левиафан» здесь не только цитата про Иова из Библии, но и трактат Томаса Гоббса о форме и власти государства церковного и гражданского. Лицемерной и лживой стороне духовенства, путающейся с коррумпированной властью, достается от режиссера, но вместе с этим он покажет и другую, правильную сторону православия — обычного священника, раздающего хлеб прихожанам. Чиновник Мадянова внезапно становится забавным из-за выпитого спиртного, но на рабочем месте это жесткий, непримиримый и неприятный тип.



Коррупция во власти, лицемерие попов, крах семьи, саморазрушение человека — основные темы «Левиафана», изумительно снятого оператором Михаилом Кричманом. Суровая северная природа прибавляет происходящему какую-то нереальность, но вместе с тем, фильм Звягинцева удивительно точный слепок современной России. Если в далеком будущем кто-нибудь заинтересуется тем, что происходило в нашей стране в 2014-м году, достаточно будет посмотреть «Левиафан». Там есть всё. И даже остов кита, огромного и величавого создания природы, превратившегося в огромную груду жутковатых костей.

О! Совсем забыла: в первой своей части «Левиафан» практически комедия.

Еще вчера утром посмотрела конкурсный «Зал Джимми» Кена Лоуча, но при всей его симпатичности, фильм здорово проигрывает Долану и Звягинцеву, так что о нем подробно только если он что-то получит.

Видела еще несколько картин из «Особого взгляда», в том числе документальную ленту Вима Вендерса «Соль земли» о фотографе Себастьяо Сальгадо, австралийскую драму об аборигенах «Страна Чарли» и новую режиссерскую работу Азии Ардженто»Непонятая» — такое итальянское «Чучело».

Пятерка наиболее понравившихся мне конкурсных фильмов выглядит так:

1. «Мамочка»
2. «Охотник на лис»
3. «Зимняя спячка»
4. «Тимбукту»
5. «Уильям Тернер»

Лауреаты 67-го Каннского фестиваля станут известны в субботу вечером.

Годзилла просит отвести его на пресс-конференцию Квентина Тарантино.

Канн-2014  43 комментария 
Комментарии (43)

Новый комментарий...

  • 9

    prouste 23 мая 2014, 05:56 пожаловаться

    #

    Спасибо, познавательно. К Долану отношусь скептически (хотя второй его фильм люблю), а вот комедийными нотками в фильме Звягинцева заинтриговали. Как говорится, ранее замечен не был. Мне и «Елена» нравится в том числе отходом от абстрактной духовности и симовлизма в сторону большей социальной внятности. «Левиафана» жду вне зависимости от того, дадут ли ему что-то альбо обнесут. Судя по отзывам, Дарденны таки получат третью ветку.

    ответить

  • 7

    eliss1 23 мая 2014, 10:20 пожаловаться

    #

    «Комедийные нотки» у Звягинцева — это распространенный художественный прием. Используется в начале долгого серьезного фильма для того, чтобы в первой части зритель расслабился (открыл свое сердце), полюбил героев, видя что они смешные и простые. А потом в ход идет тяжелая артиллерия из проблем или чернухи. И правильно подготовленный зритель уже сопереживает героям, которые для него стали ближе (благодаря их юмористическому изображению в первой части).

    ответить

  • 6

    prouste 23 мая 2014, 10:59 пожаловаться

    #

    Прием известный, слов нет. Звягинцев именно что им ранее не пользовался, тем любопытней реализация. Специфика его творческого темперамента такова, что особого прямо-таки мелодраматизма, «душевности» ранее не замечалось.

    ответить

  • 12

    iskatel_ 23 мая 2014, 06:00 пожаловаться

    #

    но похоже, ожидания некоторых западных критиков оказались несколько завышенными
    Ох уж эти ожидания. Сколько картин пало жертвой их необоснованности, сколько, напротив, умудрилось возвыситься…

    ответить

  • 8

    ashwell 23 мая 2014, 06:05 пожаловаться

    #

    Скажите, пожалуйста. А что там с фильмом Лозницы, Майдан? Видели ли вы фильм и какую сторону повествования выбрал сам режиссер? Украинских нацистов или повстанцев? Или же независимым экспертом предстает здесь.

    ответить

  • 2

    Maramania 23 мая 2014, 22:35 пожаловаться

    #

    по евро и др оценкам понятно, на какой он стороне.) Как я понимаю, балл выше чем все фильмы из конкурса.

    ответить

  • Twain 23 мая 2014, 23:19 пожаловаться

    #

    Ну, вроде, некоторые русские его тоже хвалят.

    ответить

  • 4

    jay Trei 24 мая 2014, 05:49 пожаловаться

    #

    Лозница показал настоящих украинских нацистов: в форме СС,как полагается, а также особое спецподразделение украинского Гестапо, где пленных русских пытают на дыбе и в стакане. Но самое ужасное, это акты каннибализма и некрофилии, которые совершали украинские нацисты, прямо посреди Майдана. Лозница очень натурально и естественно высветлил все эти моменты.

    ответить

  • ashwell 23 мая 2014, 06:07 пожаловаться

    #

    Также интересует спортивная документалка RED ARMY.

    ответить

  • 4

    barselonic 23 мая 2014, 06:35 пожаловаться

    #

    Подвожу итог.

    1. «Мамочка» мне ужасно понравилась.
    2. По дорожке Ксавье Долан прошел без эксцессов.
    3. «Мамочка» уже куплена для российского проката.

    Я бы добавил сюда еще и 4 пункт о том, что ни мама, ни сын не принадлежат к сообществу ЛГБТ.

    ответить

  • А вы уже посмотрели фильм, что так уверены?)

    ответить

  • 1

    barselonic 23 мая 2014, 12:52 пожаловаться

    #

    Нет. Но я основываюсь на статье. http://www.kinopoisk.ru/film/606688/

    ответить

  • Ммм, какая интересная статья, но фильм необычный, согласен;)

    ответить

  • 1

    Dr_Millar 24 мая 2014, 14:28 пожаловаться

    #

    Да, детям Мизулиной можно смотреть.

    ответить

  • 3

    Доктор Че 23 мая 2014, 09:37 пожаловаться

    #

    А что там сняли Годар и Хазанавичус? Хорошие фильмы или нет?

    ответить

  • 7

    tk_248 23 мая 2014, 10:19 пожаловаться

    #

    Татьяна, Долан у вас был обречен на успех ;)

    ответить

  • 1

    DikCinema 23 мая 2014, 10:20 пожаловаться

    #

    Спасибо за интересную статью:)
    Хотя насчет лидера… Судя по отзывам и рейтингам, это «Два дня, одна ночь») Дарденны получат Золотую Пальмовую Ветвь за лучший фильм, а Марион Котийяр — как лучшая актриса (наконец-то!). Вообщем-то, за них и болел с самого начала:) Так что надеюсь, что так и будет.

    ответить

  • Не дают пальму за фильм и за роль одновременно)

    ответить

  • 5

    SKUF 23 мая 2014, 12:53 пожаловаться

    #

    Дают. Например, Розетта тех же Дарденнов

    ответить

  • 1

    DikCinema 23 мая 2014, 15:06 пожаловаться

    #

    А если вспомнить «Тайны и ложь», «Танцующую в темноте», «Розетту», «Пианино», «Благие намерения»?) По-моему, Марион в этом году — самый достойный кандидат. Она уже не первый год претендует на эту награду, и, думаю, справедливо было бы дать именно ей. И Дарденны тоже заслуживают. Насколько я знаю, большинство французских критиков именно их фильм признали самым достойным Золотой Пальмовой Ветви:))

    ответить

  • 2

    prouste 23 мая 2014, 20:56 пожаловаться

    #

    Ни в коей степени не претендуя на объективность — ни одного фильма не смотрел, все же не могу не отметить местническх тенденций. Большинство французских критиков тянут одеяло в родную сторону — их стараниями и фильм «Класс» Лорана Конте получил ветку (мягко говоря, не новаторская работа). Дарденны в признании не нуждаются, свое получат (даже если и не Золотую ветвь, то не менее двух призов точно). Ряд других интересных работ, возможно, нуждаются в особом внимании жюри. Естественно политика, как без нее. Хочется думать, однако, что наряду с вполне консолидированным мненеием критиков места проведения фестиваля, жюри не оставит без внимания суждения критиков иных стран — не обязательно голосующих за свои продукты.

    ответить

  • DikCinema 23 мая 2014, 22:11 пожаловаться

    #

    Ну, если рассматривать конкретно «Два дня, одна ночь», то не только французские критики, на самом деле, признали этот фильм достойным главной награды:) Судя по рейтингам этого фильма среди всех критиков, максимальную оценку также поставили критики из Великобритании и Нидерландов, 9 баллов поставили критики из Испании, Мексики, Германии, США. Также высокие оценки поставили Аргентина, Бельгия, Канада. Конечно, понятно, что к своим картинам у каждой страны особое отношение, но, я думаю, все же критики стараются оценивать работы как можно более объективно)

    ответить

  • prouste 24 мая 2014, 05:51 пожаловаться

    #

    Согласен. Не сомневаюсь в высоких достоинствах фильма Дарденнов. В Вашем предыдущем сообщении глаз зацепился именно за акцентирование мнения французских критиков. А так да, хвалят все, наши в том числе.

    ответить

  • 4

    67889524 23 мая 2014, 10:30 пожаловаться

    #

    Для меня теперь главная интрига не сама Ветвь, а скорей мужская роль («Уильям Тернер» думаю фаворит, но очень болею за «Охотник на лис»), женская (если Котийяр — будет здорово), вообще главными кандидатами на Ветвь вижу Ли и Дарденнов, у Звягинцева и Долана скорей есть шансы на Гран-При (если Гран-При возьмет Миллер, будет вообще красота).
    В общем и целом, стандартная ситуация: если не за кого болеть, то и результаты неинтересны — я прекрасно понимаю, что в Каннах редко дают призы, фильмам вроде «Охотника на лис» — но в этом году, довольно «голливудское» жюри, так что вдруг…
    P.S. Если подумать, то интересней Золотой, будет режиссерская награда — у Дарденнов ее как раз вроде и нет, логичней ее им отдать

    ответить

  • iow 23 мая 2014, 16:51 пожаловаться

    #

    «Mr Turner», если судить по отзывам критиков, крепкий середняк. В фаворе у прессы Джейлан и братья Дарденн. По логике, конечно, именно Джейлан получит ветку. Ему пора.

    Годар близко, если судить по среднему баллу, но там большой разброс оценок. С одной стороны, есть же много фанатов творчества этого причудливого режиссёра, да и Кэмпион его «Презрение» как-то называла в числе своих любимых фильмов. С другой, уже ясно, что он там какой-то очередной ад наснимал. Такой авангардный авангард вообще не попал бы в конкурс, если бы не фамилия режиссёра.

    ответить

  • 17

    evgeniy1985uk 23 мая 2014, 12:11 пожаловаться

    #

    Звягинцев борется за русское кино, снимает умные фильмы, за которые просто не стыдно.

    ответить

  • «В „Мамочке“ играют Селин Дион, Oasis, Андреа Бочелли, Дайдо, Сара МакЛохлан — с музыкой, как всегда, все в порядке.» — мда, шедевральный подброр музыки настоящего меломана…

    ответить

  • audiovideofil 23 мая 2014, 13:48 пожаловаться Норма жизни — облом!

    #

    ожидания некоторых западных критиков оказались несколько завышенными
    Обожаю, когда чьи-то (мои в том числе) завышенные сверх нормы ожидания обламываются.

    ответить

  • 2

    audiovideofil 23 мая 2014, 18:51 пожаловаться

    #

    - Никто во всём не виноват. Каждый виноват в своём. Во всём виноваты все.
    © юрист («Левиафан»)

    ответить

  • johnysuperman 23 мая 2014, 15:41 пожаловаться

    #

    Татьяна, а как вам Годар новый, вроде бы про него ничего не писали??

    ответить

  • Мне никак

    ответить

  • 1

    Ре 24 мая 2014, 02:58 пожаловаться

    #

    А про Зильс-Марию не напишите? Неужели ничего интересного Ассайас не выдал?

    ответить

  • Будет время — напишу. Занятная штука, на самом деле.

    ответить

  • 5

    Vunuamun 23 мая 2014, 17:48 пожаловаться

    #

    обожаю Долана! и очень жду его новый фильм!) очерк замечательный, спасибо

    ответить

  • 1

    nub saibot 23 мая 2014, 18:43 пожаловаться

    #

    Мне кажется, что Звягинцев без приза не уедет.

    ответить

  • prouste 23 мая 2014, 21:02 пожаловаться

    #

    Почитав отечественные рецензии, полагаю, что шансы Звягинцева на получение Золотой ветви очень невелики, а вот какой-нибудь из призов второго порядка (впллоть до Гран-при или за режиссуру/сценарий) вполне себе может взять. Прочитав отзыв Мединского — ну да, Евтушенко против колхозов. Априори дополнительных бонусов фильму отзыв т. н. министра культуры добавляет.

    ответить

  • Maramania 23 мая 2014, 22:33 пожаловаться

    #

    Оч рада, что Долана у нас приобрели! Звягинцева лублу, так что с любыми рецензиями очень жду и хочу смаотреть. Желаю победы актерам Охотника на лис.

    ответить

  • 3

    kafka-nyasha 23 мая 2014, 22:51 пожаловаться

    #

    серьезно, что ли, Долан снял фильм не про ЛГБТ? прежде он отталкивал меня именно по-детски настырным пропихиванием одной и той же темы «смотрите, какой я; А ЕЩЕ Я ГЕЙ, ОЧЕНЬ ВАЖНО». выглядело как идиотское выпячивание себя любимого

    ответить

  • 2

    Aqata 24 мая 2014, 10:11 пожаловаться

    #

    надеюсь, Долан не уедет без награды, он реально заслуживает. для меня он один из лучших режиссеров нашего времени. и здорово, что покажут Мамочку в России, надеюсь, в этот раз будет более широкий прокат.

    ответить

 
Добавить комментарий...