Винтик шоубизнеса
 



добавить в:

Кабинет диковин Гильермо дель Торо

17.11.2013 11:13 • 28 комментариев

Красиво оформленный альбом «Кабинет диковин Гильермо дель Торо» на самом деле кладезь полезной информации не только для поклонников режиссера, но и для тех, кто интересуется кино в принципе. Дель Торо — один из немногих представителей настоящего авторского кино в большом Голливуде, снимающий свои картины за многие миллионы долларов, при этом умудряющийся не растерять оригинального видения.



Что вы найдете в книге, если купите ее, скажем, на Амазоне.

Как ни странно, много текста.

Вступительное слово «Ода мастеру» писал Джеймс Кэмерон. «Артефакт, который вы держите в руках — беспрецедентный портал в удивительный мир. Не зря записные книжки Гильермо дель Торо сравнивают с рукописями да Винчи: они дают вам представление о творческой работе гениев. В мире нет режиссеров, похожих на Гильермо. Более того, называть его просто режиссером, значит ограничивать его способности. Он художник с неповторимым и точным видением».

Кэмерон в своей статье признается, что дель Торо зовет его «Джаймито», то есть «маленький Джим», и рассказывает, как однажды состязался с Гильермо в силе удара. «Оказалось, я бью как девчонка. Гильермо по-настоящему силен, он разит как бык, похож на силы природы. Как его кулачищи производят на свет изумительно прорисованные эскизы и каллиграфические мелочи, мне не понять!»



«Если бы его не существовало, пришлось бы его выдумать, — так завершает предисловие Джеймс Кэмерон. — Но как можно выдумать невозможное?»

В книге встречаются статьи Альфонсо Куарона, Корнелии Функе, Нила Геймана, Рона Перлмана, а послесловие писал Том Круз, до сих пор не теряющий надежды на «Хребты безумия» (с ними мы еще встретимся). Но большая часть текста принадлежит самому дель Торо и Марку Скотту Зикри, американскому писателю и сценаристу, автору детальной истории сериала «Сумеречная зона».

Первым делом дель Торо рассказывает об источниках вдохновения. Конечно, он называет Леонардо да Винчи, но по необычной причине: «Леонардо — человек, анатом, дизайнер, художник, изобретатель, архитектор, ученый — сам был шедевром». Еще одним произведением искусства, воплощенным в человеческой форме, Гильермо называет Марка Твена, не сколько за его работы, сколько за баланс творений писателя и его жизни в реальности.

Дель Торо сочетает в себе мрачность Лавкрафта, педантичность Хичкока и буйность Феллини. В его палитре отголоски творчества Ричарда Корбена, Яна Вермеера, Эдварда Мунка и обожаемых им символистов Фелисьена Ропса, Одилона Редона, Карлоса Швабе и Арнольда Бёклина.

Когда понимаешь, откуда черпает вдохновение режиссер, начинаешь искать параллели. Например, ранний эскиз дома Хэллбоя напоминает картину Бёклина «Остров мертвых».



Лирическое отступление. На дополнительных материалах к «Тихоокеанскому рубежу» Гильермо произносит фразу: «Я стараюсь, чтобы фильм был не только конфеткой для глаз (eye candy), но и протеином для глаз». Действительно, о питательных свойствах его фильмов можно говорить много. В реальности протеин наращивает мышцы, а каждый кадр фильмов дель Торо изобилует разного рода деталями. И поэтому его картины можно пересматривать, каждый раз находя что-то новое. Глаза при этом все равно радуются.

«50 процентов нарратива в кино погружено внутри сценария, — говорит Гильермо. — Другими словами, огромное количество смысла лежит между тем, что мы способны и не способны контролировать, в игре между сознанием, подсознанием и бессознательным. Меня интересует все то, что на поверхности и под ней».

Гильермо дель Торо родился 9 октября 1964 года в Гвадалахаре. «Я был очень странным ребенком, — вспоминает режиссер. — Блондином-арийцем. Практически немцем. У меня были ярко-голубые глаза и белесые волосы, как у Роя Бэтти». Разумеется, окружавшие его мексиканские ребятишки были совсем другими — темноволосыми и загорелыми. «Я же сильно выделялся среди них и чувствовал себя фриком. Наверное, поэтому все мои злодеи в фильмах белесые».



Когда Гильермо было 4 года, случилось событие, навсегда перевернувшее его жизнь. Отец выиграл в лотерею крупную сумму денег и купил для семьи большой дом, а для сыновей (у Гильермо есть брат) коллекцию книг — от Гюго до По. «Но самое крутое, что он купил, были энциклопедии! Например, «Семейная энциклопедия здоровья» и десятитомник «Как понимать искусство», где рассказывалось все-все про искусство — от наскальной живописи до кубизма. Я перечитал ее несколько раз».

Первую игрушку Гильермо сшил себе сам, при помощи тетушки. Это был плюшевый оборотень, доживший и до нашего времени. На Рождество мальчик просил у родителей не велосипед и не щенка, а корень мандрагоры — необходимый ингредиент для черной магии.

С семи лет дель Торо приучил себя читать по одной книге в два дня. В восемь он начал рисовать и строить модели. Первой же моделью стал аттракцион «Пираты Карибского моря». Одновременно Гильермо сочинял страшные истории. «Я и рисовать-то начал, чтобы свои рассказы иллюстрировать». Не достигнув и 10 лет, дель Торо начал снимать короткометражки, а в 20 попал под опеку режиссера Хайме Умберто Эрмосильо, ставшего его ментором.


Учитель настоял, чтобы Гильермо записывал все свои мысли. «Я купил себе диктофон, чтобы наговаривать все свои идеи, но потом мне было лень их расшифровывать, а пленки затем потерялись. Тогда я купил мексиканский эквивалент Молескина и начал писать в нем, но страницы были плохо скреплены и разлетались. Где-то в 86-м году я купил революционный по тем временам ежедневник Day Runner. Он стоил что-то около 80 баксов, так что я счел, что это эквивалент портативного компьютера. Я влюбился в его синие страницы».



Так началась коллекция записных книжек Гильермо дель Торо, каждая из которых сама по себе предмет искусства. Записки, эскизы, рисунки, инструкции — в них все, что режиссеру нужно для работы над фильмами. «Я распорядился в своем завещании, что записные книжки достанутся моим дочерям. Они могут делать с ними что угодно — раздраконить их, сохранить, продать, сжечь, в рамку оформить, что угодно. Их дело».

Режиссер не только рисует и пишет, но и оставляет памятки. Например, на этих страницах среди записей виден чек на такси в Лондоне и фрагмент заявления из полиции об утере записной книжки в том самом такси.



Все увлечения Гильермо дель Торо хранит особняк под Лос-Анджелесом, который режиссер называет Bleak House«Мрачный дом» «Холодный дом» — спасибо Рауфу за подсказку. Посмотрите экскурсию по дому — она длится всего 2,5 минуты и даст вам представление о том, в какой атмосфере работает режиссер.



В фойе вас встречает гигантская фигура Саммаэля, монстра из «Хеллбоя», а над ним возвышается гигантская голова монстра Франкенштейна. Примечательна картина, которую можно увидеть слева:



«Святой Георгий, убивающий змия» принадлежит кисти русского художника Виктора Сафонкина, живущего и работающего в Праге. Для Гильермо картина имеет особое значение. «Это одна из моих самых любимых сцен. Во-первых, она показывает невозможную задачу, а во-вторых мне ужасно нравится, как изображен змей». В оригинале дель Торо называет его драконом и затем рассказывает, что драконы — его самые любимые создания. «Мне нравится теория Дэвида И. Джонса, который так объяснял нашу тягу к драконам: это воображаемый сплав который мы, приматы, сотворили из хищников, которых боимся больше всего — рептилий, хищных птиц и огромных кошек».

В библиотеке ужасов у дель Торо стоит фигура Г. Ф. Лавкрафта в полный рост. Режиссер заказал ее у скульптора Скотта Томаса Кюблера и лично наблюдал за работой.



«Кабинет диковин» рассказывает о создании каждого фильма режиссера через его записи в блокнотах, эскизы, фотографии и раскадровки. Например, те самые синие страницы ежедневника, купленного для работы над «Хребтом дьявола»:



Эскизы костюмов для второго «Блэйда».



Знаменитые вампирские челюсти



Сеньор Хэллбой в возрасте 101 года



«У Майка Миньолы Хэллбой носит хвостик. В 2001 году хвосты были уделом порнопродюсеров, так что я дал ему стрижку самурая, заодно намекая на его усиленные тренировки». И вот на этом же эскизе виден рогатый Хэллбой, наблюдающий Апокалипсис. Ниже надпись: «Ктулху в тумане».



Чек из индийского ресторана, на котором Стивен Кинг написал «Нам сорвало крышу!» (We had a blast!!) и пририсовал смайлик. Дель Торо ужинал с писателем и его сыном Джо Хиллом после того как показал им первую монтажную сборку «Лабиринта Фавна». «Кинг мой любимый из современных писателей. Пожалуй, он вообще один из моих любимых». Чек выцвел, так что Гильермо нарисовал на нем изображение Фавна. А внизу уже можно видеть эскиз очков Эйба Сэпиена из «Хеллбоя».



Эскиз Ангела Смерти из «Хеллбоя 2». Заметно, как он отличается от того, что получилось в итоге.



«Впервые я нарисовал крылья Ангела Смерти для проекта под названием „Мост Мефистофеля“, но там они были гораздо сложнее — глаз на каждом перышке и каждый глаз являл собой душу. И мне хотелось, чтобы он был слепым, поскольку ему нет дела до того, какой путь ты выберешь. Есть что-то очень злобное в ангеле, который слеп к человеческим страданиям».



Эскиз постера, пропагандирующего борьбу с Кайдзю. «Кажется, я готовился к «Тихоокеанскому рубежу» всю свою жизнь, — говорит Гильермо. — В детстве я смотрел фильм «Чудовища Франкенштейна: Санда против Гайры» в паршивом мексиканском кинотеатре. Какие-то шутники сбросили на меня с балкона стакан мочи, но я все равно остался и досмотрел кино! Вот так я люблю Кайдзю!»



Последняя секция книги посвящена незаконченным проектам Гильермо. Я просто покажу вам эти развороты.

«Мясной рынок»: «Фильм замышлялся как „Гамлет“ и „Призрак оперы“ на огромном мясоперерабатывающем заводе. Эрни, сын главы завода, влюблен в Офелию. Дядя Эрни убивает его отца, чтобы прибрать производство себе. Но в убийстве обвиняют Эрни, и он вынужден скрываться среди здоровых гниющих туш. В роли Эрни я видел Рона Перлмана и пытался писать сценарий для него. Фишка была в том, что в детстве героя уронили лицом на асфальт, поэтому Эрни был похож на смесь Призрака оперы и монстра Франкенштейна».



«Мост Мефистофеля»: экранизация романа Кристофера Фаулера «Спанки». Лондонский клерк поддается искушению и заключает пакт, сродни фаустовскому. Его демонический и совершенно аморальный друг и помощник Спанки устраивает ему роскошную жизнь: деньги, женщины, новая квартира, уверенность в себе, наконец. Взамен Спанки требует, казалось бы, только бескорыстной дружбы. Но это лишь на первых порах.

Обратите внимание на дизайн крыльев Ангела, о котором мы говорили выше. Сам Спанки — справа.



«Список семи»: экранизация одноименного романа Марка Фроста. Конан Дойл, создатель великого сыщика Шерлока Холмса, отдает в издательство роман «Темное Братство», и ему начинает казаться, что за ним кто-то следит. Все объясняет новый друг Артура Джек Спаркс. Оказывается, писатель многое угадал в своем романе — Темное Братство действительно существует и вынашивает кровавые планы всемирной бойни и воцарения Зла на Земле. Во главе Братства стоит родной брат Джека Александр, продавший душу Князю Тьмы.



«Левая рука тьмы»: «Это была вариация на тему „Графа Монте-Кристо“, которую я писал с Китом Карсоном. Мы начали в 1994-м и корпели над ад сценарием два года. Когда в 1997 году моего отца похитили, я переписал сценарий». Гильермо снабдил графа Монте-Кристо механической рукой, благодаря которой герой становился самым быстрым стрелком на Диком Западе. Действие развивалось в Мексике, а сам фильм должен был стать стимпанковым готическим вестерном.



«Хребты безумия». «Я пытался снять этот фильм почти 20 лет. Написал первую версию сценария сразу после „Хроноса». Действие развивалось во время завоевания Нового Света. Группа конквистадоров прибывала на руины племени Майя и находила под ними другой город».

«Забавно: у меня есть скетч одного персонажа с щупальцами вместо бороды. Потом я увидел «Пиратов Карибского моря» с Дэви Джонсом и думаю: «Ну вот, я попал»».



Послесловие пишет Том Круз и первый же абзац снова посвящен «Хребтам безумия». «Я бы не сказал, что «Хребты безумия» не получились. Часто бывало, что я работал над фильмами, которые откладывались и выходили гораздо позже. Фильм выйдет тогда, когда придет его время».



Больше всего Гильермо гордится вот этими фильмами: дилогия о Хэллбое, «Лабиринт Фавна», «Хребет дьявола» и «Тихоокеанский рубеж». «Мне кажется, они визуально очень красивые». Не могу не согласиться с Гильермо и пойду пересмотрю «Рубеж». Он у меня один из самых любимых в году.



Надеюсь, было интересно. Спасибо, что провели время со мной и Гильермо, встретимся уже в декабре — ухожу в отпуск. Пока-пока!

PS Кому нравится — переводите «Шкатулка диковин», но я склоняюсь к «Кабинету» по аналогии с «Кабинетом доктора Калигари» ;)
режиссер, Гильермо дель Торо, книги  28 комментариев 
Комментарии (28)

Новый комментарий...

  • 17

    grechkinalex 17 ноября 2013, 15:39 пожаловаться

    #

    Интересный блог! Нравятся фильмы Гильермо за их необычный стиль.

    ответить

  • 4

    Дикий Пушистик 17 ноября 2013, 15:54 пожаловаться

    #

    отличная заметка, огромнейшее за нее спасибо!
    все, на днях прикуплю диск с «Тихоокеанским рубежом». :)

    ответить

  • вспомнился Гойя. И его дом… :)

    ответить

  • 10

    ВНЧ 17 ноября 2013, 15:59 пожаловаться

    #

    В роли Эрни я видел Рона Перлмана […]. Фишка была в том, что в детстве героя уронили лицом на асфальт :))
    Круз, дель Торо, Куарон и Кэмерон — клёвые парни! Блю-рэй «Pacific Rim» — ты мой!
    Желаю Вам, Татьяна, хорошо отдохнуть.

    ответить

  • 2

    Slon23 17 ноября 2013, 16:27 пожаловаться

    #

    Безкрайне уважаю Дель Торо. С удовольствием смотрю и с нетерпением жду его фильмы. А «Тихоокеанский рубеж» просто прекрасен.

    ответить

  • aGurov 18 ноября 2013, 19:37 пожаловаться

    #

    *бескрайне
    Извините, не смог не поправить…

    ответить

  • 3

    stefaniya-belaya 20 ноября 2013, 19:12 пожаловаться

    #

    как же раздражают люди, которые вечно тыкают всех носом в их ошибки. за собой следить нужно.
    извините, не смогла промолчать.

    ответить

  • 3

    razdolbay 17 ноября 2013, 17:23 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью. Из Амазонас так пока книга и не дошла. Вот жду) удачного отпуска!

    ответить

  • 4

    Konor Drake 17 ноября 2013, 17:55 пожаловаться

    #

    «Надеюсь, было интересно.»
    Очень. Прочитал в захлеб и хочу добавки.
    Спасибо большое за такой интересный материал.

    ответить

  • Торо один из самых гениальных режисерров нынешнего Голливуда. Ждус-с его новые фильмы.
    «Левая рука тьмы»: «Это была вариация на тему „Графа Монте-Кристо“, которую я писал с Китом Карсоном. Мы начали в 1994-м и корпели над ад сценарием два года. Когда в 1997 году моего отца похитили, я переписал сценарий». Гильермо снабдил графа Монте-Кристо механической рукой, благодаря которой герой становился самым быстрым стрелком на Диком Западе. Действие развивалось в Мексике, а сам фильм должен был стать стимпанковым готическим вестерном.
    Шик. Вот это я бы с удовольствием глянул.

    ответить

  • 6

    Гару 17 ноября 2013, 18:35 пожаловаться

    #

    Красивая книга! Ради неё, я бы выучил английский язык (я серьёзно).
    Было бы здорово если бы Хребтам дали зелёный свет, но увы. И я бы был безумно рад, если по игре Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth сняли фильм.
    P.S: В последнее время я ценю в фильмах больше атмосферу, чем всё остальное. Ибо иногда благодаря атмосфере, которой пропитан весь фильм, ты закрываешь глаза на многие его недостатки.

    ответить

  • 3

    Rheo-TU 17 ноября 2013, 19:54 пожаловаться

    #

    Шикарная книга, судя по всему. В свое время уже видел некоторые эскизы, когда интересовался съемками отдельных фильмов, но когда все в одной книге — это дорогого стоит!
    Желаю Гильермо, чтобы продюсеры почаще давали свет всем его замыслам.

    ответить

  • 3

    Alex Croft 17 ноября 2013, 20:18 пожаловаться

    #

    Что ж надо заценить. Что же до Дель Торо, хочется пожелать ему и дальнейших успехов в своём деле, а самое главное — не терять свой авторский стиль.

    ответить

  • 2

    iskatel_ 17 ноября 2013, 21:32 пожаловаться

    #

    Близость отпуска как никогда вдохновляет?…) Спасибо за содержательный материал.

    ответить

  • 1

    Verpin 17 ноября 2013, 22:14 пожаловаться

    #

    Очень интересная статья, спасибо Татьяна. Особенно понравилось про загородный домик Дель торо, хотел бы я его посетить))

    P.S. Bleak House — скорее переводиться как «Холодный дом» по аналогии названия романа Чарльза Диккенса.

    ответить

  • Да, пожалуй, вы правы. Спасибо, исправила!)

    ответить

  • 2

    Banane 17 ноября 2013, 22:29 пожаловаться Вау !

    #

    Точно так и представлял его дом.

    Желаю здоровья ему ! Жду дальнейших проектов от маэстро.

    ответить

  • 2

    jumper1 17 ноября 2013, 22:57 пожаловаться

    #

    Отличный режиссер, Лабиринт фавна и Хребет дьявола любимые у него, да и Рубеж неплох вышел, визуально вообще шикарен.

    ответить

  • 3

    KorzhikTV 18 ноября 2013, 09:11 пожаловаться

    #

    Занимательная книга, такую грех в коллекцию не взять. Печально, что «Хребты безумия» и «Список семи» только в голове у Гильермо, книги очень шикарные.

    ответить

  • Love is blasphemy 18 ноября 2013, 14:20 пожаловаться

    #

    Шедевральная книга! Ждем «Пиноккио» и, конечно же, «Хребты безумия».

    ответить

  • 1

    Рим4ик2046 18 ноября 2013, 20:56 пожаловаться

    #

    крассавчик гильермо!

    ответить

  • 1

    wember251 18 ноября 2013, 22:30 пожаловаться

    #

    Я, кстати, видел некоторые картинки и страницы из этой книги в интернете и некоторые фотографии, например с фигурами Саммаэля и Лавкрафта, но почитать про это целую подробную статью было чрезвычайно интересно. Гильермо один из самых самобытных режиссеров, уж чего-чего а чувства стиля ему явно не занимать.

    ответить

  • 3

    Mr_Enigma 18 ноября 2013, 22:58 пожаловаться

    #

    сразу видно, что для человека это не просто работа, а настоящая жизнь, я бы сказал, что он просто «болен» своей работой(в хорошем смысле)!! И стиль его конечно бесподобен, я был очень разочарован, когда он покинул проект Хоббит и еще больше расстроен, когда прикрыли(надеюсь на время) «Хребты безумия»!! И проекты многообещающие, будем надеяться, что хотя бы половину из них он реализует!!

    ответить

  • 1

    Spider@man 20 ноября 2013, 01:44 пожаловаться Отличная статья!!!

    #

    Читал и не отрываясь от хорошо написанного текста. Буду ждать от вас Татьяна новое и интересное.

    ответить

  • 1

    minako 29 ноября 2013, 11:17 пожаловаться

    #

    Очень интересная статья!!! Обожаю этого режиссера, Лабиринт Фавна один из любимых фильмов, которые я смотрела много раз.

    ответить

  • Просто А 4 декабря 2013, 20:03 пожаловаться

    #

    Должно быть, совершенно потрясающие книги… Большое СПАСИБО за обзор. (Вывод: Надо учить английский!!!) Думаю, будь я ребёнком жутко испугалась бы в доме Гильермо, хоть это и невероятно интересно. Ещё раз, СПАСИБО

    ответить

  • DrCann 6 января 2014, 20:04 пожаловаться

    #

    Один из лучших режиссеров нашего времени однозначно.

    ответить

 
Добавить комментарий...