Винтик шоубизнеса
 



добавить в:
Петербург и документальное кино: проверка на совместимость

27.09.2013 12:51 • 11 комментариев

Фестиваль «Послание к человеку», заканчивающийся в Санкт-Петербурге, в этом году вызвал ряд вопросов, которые хотелось бы озвучить. Кроме того, объясню, почему хотелось бросить фестиваль уже на четвертый день.

«Да просто в Петербурге никому не нужно документальное кино», — пишут в интернетах. Судя по заполняемости залов, пишут правду: в кинотеатре «Великан», где я провела большую часть времени на этой неделе, на каждом сеансе присутствовало человек 30 от силы, причем по большей части журналисты и жюри.

Каждый раз, проходя мимо кутающейся в плед Миры Наир (она в этом году возглавляет жюри международного конкурса), я думала: ну зачем было переносить фестиваль из теплого июля на самое холодное время года? В конце сентября нас заливает дождем, задувает ветрами, и при этом отсутствует отопление. Конечно, о комфорте зрителя никто, как обычно не думает — и правда, зачем это? Искусство требует жертв.

Приезжал Ульрих Зайдль. Отличный режиссер, умнейший человек. Стрелял из пушки, получал приз за вклад в кино под жидкие аплодисменты. Показывали его документалку «Иисус, ты знаешь», но при этом с отвратительного DVD и с чудовищным переводом — с перевиранием текста, недоговорками и при полном непонимании иронии (ее там достаточно). В фильме Зайдль показывает верующих в момент молитвы, причем просит их говорить вслух, поэтому таинство молитвы вот оно, на большом экране. Просьбы самые разные, но в основном Иисуса просят наладить личные отношения и здоровья близким.



После этого фильма я помчалась домой — в десятом часу вечера нужно выбираться из центра, а не смотреть «Мед», победивший в Берлине (тем более уже виденный), пусть и и с плёнки (как об этом узнать?) и в присутствии режиссера.

Любопытный факт: в 2011-м жюри фестиваля возглавлял Джанфранко Рози, получивший в этом году «Золотого льва» в Венеции за свою картину «Священная римская кольцевая». И вот еще более любопытный факт: 12 лет назад на «Послание» приезжала Лени Рифеншаль — но понятное дело, кто будет вспоминать дела давно минувших дней? Сейчас другое время, другие герои и их что-то не спешат наблюдать питерцы.

Могу их понять. Например, попробуйте разобраться в программе на сайте фестиваля. Поверьте, составить расписание для себя было трудно, чего уж там говорить о зрителе. Он пришел, увидел вот это и ушел.



На сайте нет ни трейлеров, ни фрагментов — никак организаторы не хотят привлечь внимание зрителя. Но давайте вернемся к кино.

Конкурс я перестала смотреть после неудачного опыта вторника, когда подряд прошло четыре (!) полнометражных фильма на сходную тематику.

«В темноте» рассказывает о трудностях со светом в Гвинее — студенты, готовясь к экзаменам, вынуждены ходить в аэропорт, где освещена взлетная полоса. Но даже если они и получают образование, работы все равно нет. Тотальная нищета.



«Создано человеком» оказалось куда интереснее — там показаны два китайских города, но не читайте описание на сайте про «как они развиваются и отношение к ним жителей», это неправда. За все 53 минуты там говорит одна женщина, которая рассказывает, как будет здорово жить в районе Кингбаши, который только-только строится, а попозже появятся двое парнишек, лазающих по руинам города-призрака Юньмынь, откуда уехали жители, после того как остановилось нефтедобывающее производство. Тема интересная — Кингбаши вроде еще строится, работают люди, ездят одинокие самосвалы, но дома уже заброшенные и никому не нужные. В общем, есть места на этой земле, где люди не приживаются, что бы им там ни построили. Тотальное запустение.



«Машина, в которой все исчезает» — грузинская лента, побывавшая в этом году на кинофестивале «Сандэнс», откуда Тинатин Гурчиани привезла приз за режиссуру. Гурчиани устраивает кастинг и предлагает людям попробоваться на фильм об их собственной жизни. Монотонный закадровый голос режиссера не располагает к откровениям (на мой взгляд), но участники «проекта» рассказывают о себе и иногда съемочная группа приходит к ним. Мальчик из бедной семьи просит маму испечь торт на свой день рождения, пока их отец лежит в больнице. Девушка в красивом платье собирается на свадьбу — она подружка невесты. Режиссер просит ее спеть, и песня становится звуковым сопровождением свадьбы. Молодой человек в спортивном костюме любит играть в интернет-покер. За ним режиссер не идет. Семнадцатилетняя школьница раньше жила в горах, в 2 км от уровня моря и теперь с трудом отвыкнув, пытается поступать в университет, чтобы стать ученой и делать разные открытия. Молодой человек приехал из Тбилиси в деревушку, где живут одни старики, и работает практически главой администрации, решает проблемы. Одна девушка с четко выраженными признаками депрессии — ей бы к врачу, а не в кино сниматься. Пожилой фотограф мечтает быть актером. И так далее, и тому подобное. Полтора часа, снято красиво, с хорошо поставленным светом, на хорошую камеру. На экране — тотальная нищета, запустение и беспросветное будущее.



Короткометражка «Алдона» юной литовской барышни, которая пытается перед началом сеанса выучить слова «приятного просмотра». Она сняла про бабушку, которая ослепла весной 1986 года, якобы в результате последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Алдона ходит по парку Грутас (его еще называют Сталиндэндом) и ощупывает скульптуры советского прошлого, выставленные там после демонтажа в разных литовских городах. Бабушка режет яблоки, слушает радио. Просвета нет.

«Кантос» — наблюдение за жизнями четырех человек на Кубе. Среди них — мальчик, который торгует сладостями и мечтает о кроссовках. На Кубе — тотальная нищета, девальвация валюты, работы нет, будущее беспросветно, но вокруг красивая природа, так что жить все-таки как-то можно.



И вот представляете, после всего этого у вас по программе конкурсное кино про аутиста. Я человек восприимчивый, мне уже сто раз стало стыдно, что я пью кофе, купленный в дорогой кофейне и ношу теплую куртку и кеды, поэтому единственное приемлемое поведение в данный момент — пойти и удавиться. К счастью, Боря Новиков с соседнего кинематографического ресурса успевает предложить накатить еще по кофе и добить его шоколадным пирожным. Ем, думаю о детях в Гвинее и мне стыдно, стыдно, стыдно.

На следующее утро чувство вины перевешивает, и я остаюсь дома с мыслями о тотальной несправедливости мира. Не хочется смотреть «параллельные истории о разобщенности и утешении», на «моменты из жизни пожилых людей, проживаемые в атмосфере одиночества и ненужности», просто потому, что знаю: документальное кино снимается на самые разные темы. И серому сентябрьскому Петербургу было бы нелишним показать хоть что-то менее депрессивное.

К слову, видела отличных фильма — конкурсный «Логово дьявола» и внеконкурсный «Тито на льду». О них расскажу отдельно.
Послание к человеку, Санкт-Петербург, кинофестиваль  11 комментариев 
Комментарии (11)

Новый комментарий...

  • pickman 27 сентября 2013, 17:59 пожаловаться

    #

    Что касается погоды: в теплое время людей едва ли было бы больше — со всеми отпусками и дачами. Так что эта причина, в отличие от прочих названных, вряд ли ключевая.
    Особенно для питерцев, хе-хе. Хотя сам я из другого города и могу ошибаться :)

    ответить

  • Мне кажется, Вы мыслите стереотипами. В отпуск большинство ездить на 2 недели максимум, хоть и дважды в год и не факт что летом. ЦА таких фестивалей явно не дачники. А вот сидеть в холодном зале, потом ехать по дождю и возвращаться в холодную квартиру — это проблема.

    ответить

  • 1

    ВНЧ 27 сентября 2013, 18:54 пожаловаться

    #

    Видимо, рассчитывали на золотую осень и тёплое бабье лето.

    ответить

  • Андрей С Иванов 27 сентября 2013, 20:00 пожаловаться

    #

    Совершенно верно. При том, что в этом году в Петербурге было самое лучшее в плане погоды лето за много лет. Да и начало осени тоже.

    ответить

  • pickman 27 сентября 2013, 23:54 пожаловаться

    #

    Я в этом году гостил в Петербурге несколько недель, хорошую погоду видел. Здесь не поспоришь.
    Но конкретно в моем городе летом залы пустеют — о каких бы фильмах ни шла речь.
    И дачники с отпускниками — разные категории.

    ответить

  • Питер — город большой. Здесь что летом, что осенью полно народа ;)

    ответить

  • pickman 28 сентября 2013, 00:01 пожаловаться

    #

    Хорошо, если так. Но я и у вас видел пустые залы, даже в самую хорошую погоду. А у нас — по личным наблюдениям — больше всего людей собирается в кино именно осенью.
    Вот мороз за тридцать — это реальный аргумент.

    ответить

  • xoladok 27 сентября 2013, 19:23 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью и обзор фестиваля.
    Огорчает, что так неумело все организовано. Верю, что есть желающие, но просто не знали про фестиваль.

    ответить

  • 1

    _Lily_Rose 28 сентября 2013, 01:26 пожаловаться

    #

    Сестра меня позвала. 3 фильма по полчаса, один из них, например, «Две стороны одной лошади». Взгляд со стороны лошади на работу московской полиции. Мы ушли, не досмотрев третий, где несовершеннолетние матери рассказывали о том, почему они всё-таки родили. И не хочется говорить эту банальнейшую фразу, но — так я и знала — что в каждом видео не обойдётся без чернухи (в одном показ матки рожающей женщины крупным планом, в другом — самоудовлетворение перед веб-камерой). Ну почему наши режиссеры не могут снимать без этого.

    ответить

  • Раско 28 сентября 2013, 10:02 пожаловаться

    #

    На самом деле, людей, которые хотят снимать что-то другое (ведь существуют и другие стороны жизни, или могут и должны существовать), зачастую просто не допускают до этого. Обязательно нужна так называемая «правда жизни», предательства и смерти, принижение человека как человека. Для студентов это беда — если вы расходитесь во взглядах с мастером, начинается схватка-отстаивание своего мировоззрения, которое, увы, не всегда заканчивается в пользу студента. А вообще люди, молодые люди, которые хотят делать другое кино, есть. И они очень хорошие :)

    ответить

  • Знаете, они, может, и снимают, но на фестивали не попадают. Это как раз проблема отборщиков, как мне кажется.

    А вот тот третий фильм случайно не «Данный взамен»? А то он один из призов взял.

    ответить

 
Добавить комментарий...