• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Винтик шоубизнеса
 



Прощайте, мистер Эберт

08.04.2013 11:42 • 51 комментарий

Роджера Эберта я видела один раз, на Каннском кинофестивале в 2011 году. Помню, как его в коляске катила супруга по набережной Круазетт. Эберт что-то писал на айпаде, как мне показалось. Конечно, был великий соблазн подойти и просто сказать ему огромное спасибо, но постеснялась — все-таки человек неважно себя чувствует. Известно, что он уже почти 10 лет сражается с раком и, несмотря ни на что, продолжает смотреть кино и писать о нем.

Рецензии Эберта читала с 1996 года, когда у меня появился доступ в интернет. Сложно сказать, почему именно его — как-то так вышло. Имя Роджера Эберта всегда витало около кино. И главное, что я навсегда запомнила от Эберта: кино надо любить. Только в этом случае о нем можно писать и вообще делать кино своей работой. В каком-то смысле он повлиял на то, чем я сейчас занимаюсь.



Из творчества Эберта вынесла для себя главное: сравнивать фильмы нужно среди себе подобных. То есть, оценивая, скажем, «Хэллбоя», вспоминайте другие экранизации комиксов. Оценивая «Красоту по-американски» вспоминайте драмы. Казалось бы — элементарно. Но многие критики все равно норовят сравнить мягкое с теплым.

У каждого свой критик. Вы возможно вообще их не читаете, дело ваше. Но я читаю Питера Брэдшоу из «Гардиан», Зана Брукса оттуда же, Sight & Sound и английский Empire, Манолу Даргис и А.О. Скотта из New York Times, Майкла Филипса из Chicago Tribune, Джо Моргенштерна из Wall Street Journal, Кеннета Турана из LA Times, Ричарда Корлисса из журнала Time. Но Роджер Эберт всегда был чуточку главнее. «О, старик Эберт совсем размяк», — думалось мне, когда он умудрялся хвалить фильмы, которые его коллеги нещадно уничтожали. Например, ему почему-то понравился ремейк «Вспомнить всё» и совершенно не понравился отличный греческий фильм «Альпы». Но при этом Эберт всегда пытался объяснить свое отношение.

«Не могу сказать, что мне понравилось. Не могу сказать, что мне не понравилось», — писал он про «Киллера Джо», поставив ему 3,5 звезды из фирменных четырех. Эберт пытался мыслить категориями простыми. Он не был киноведом — в российском понимании. Его рецензии вряд ли бы печатали в журнале «Сеанс». Он не занимался откапыванием неизвестных европейских режиссеров, попутно презирая мэйнстрим. Эберт делал то, что и должен делать штатный критик: рассказывал простым зрителям, нужно ли идти на тот или иной фильм. Большой палец вверх — хорошо. Два больших пальца — отлично!



Многие режиссеры, узнав о смерти Эберта, написали много хороших слов, вспоминая кинокритика. А казалось бы! Кто будет горевать о критике после смерти? Спайк Ли, Даррен Аронофски и Уэс Крэйвен вспомнили, как Эберт отметил их дебютные фильмы. Кевин Смит написал: «Роджер привел кинокритику и любовь к кино в мэйнстрим». Ли Анкрич: «Я так расстроился, когда ему не понравилась моя „История игрушек 3». Эдгар Райт напомнил, что Эберт написал сценарий культового фильма «Изнанка долины кукол».

Кристофер Нолан вспоминает свою первую встречу с Эбертом: «На кинофестивале в Торонто в 1998 году показывали мой первый фильм „Преследование“. Мы надеялись, что придет хоть кто-то из известных критиков, и тут зашел Роджер Эберт. Мы обрадовались, а он зашел и вышел со словами: „Простите, ошибся залом“. Я дико расстроился».

Мартин Скорсезе: «Смерть Роджера Эберта — огромная потеря для кинокультуры и для кинокритики. И для меня лично. Роджер всегда поддерживал меня, с самого начала.(...) Между нами всегда сохранялась профессиональная дистанция, но с ним я мог разговаривать проще, чем с другими критиками. Роджер был моим другом».



Пит Хаммонд с сайта Deadline пишет: «В отличие от многих современных критиков, Эберт любил кино, даже когда он его ненавидел». Хаммонд вспоминает знаменитый эпизод с Каннского фестиваля в 2003 году, когда Роджер пулей вылетел после показа фильма Винсента Галло «Бурый кролик» и наткнулся на камеры (там после каждого пресс-показа стоят люди с камерами, спрашивают «нукаквамкино»). Критик назвал картину худшим фильмом за всю историю Каннского фестиваля. «Я не видел все без исключения фильмы Канна, но подозреваю, что мое мнение не изменится». В ответ Галло назвал критика «жирной свиньей», на что тот парировал: «Я-то могу похудеть, а вот ты навсегда останешься режиссером „Бурого кролика“».

Это очень известная история из биографии Эберта, я тоже ее отлично помню. И вот почему: год спустя Галло перемонтировал картину, удалив из нее почти полчаса, и Эберт согласился посмотреть ее еще раз. И тогда он вышел из зала и написал совсем другую рецензию, поставив фильму три звезды. Так вот, сей эпизод раз и навсегда приучил меня, к простому факту: мнение о фильмах можно менять. У меня, например, так и вышло с драмой Терренса Малика «К чуду», которую я возненавидела после просмотра, но постепенно фильм все глубже пускал корни и от венецианского сентября пророс так глубоко, что к декабрю я поняла, что это один из лучших фильмов 2012-го.

Вот что писал Роджер Эберт про «К чуду»: «Типичный режиссер приписал бы к этим персонажам сюжет, сделав их мотивации яснее. Малик, являющийся одним из самых романтичных и одухотворенных кинематографистов, появляется перед зрителем практически обнаженным; человеком, не способным утаить глубину своего видения».

Будете смотреть фильм, поймете, к чему это. У нас он выйдет 6 июня.



А еще Эберт терпеть не мог топы. У него есть статья на эту тему — почитайте. Там, в частности, говорится: «Ни один список не имеет ни малейшего значения, если только он не касается кассовых сборов». «Мне писали: „Как вы могли поставить „Плохого лейтенанта“ (Bad Lieutenant) выше „Повелителя бури“ (The Hurt Locker)???“ Я отвечал, что мой список составлен по алфавиту. Блин, как же они злились. Кто-то даже подписку отменил». Там даже есть про знаменитый список Sight&Sound — вы почитайте, это чудесная статья.

Мне кажется, Эберт слишком любил кино, чтобы втискивать фильмы в рамки каких-то топов и списков.

Покойся с миром, Роджер.

некролог, кинокритик, Роджер Эберт  51 комментарий 
Комментарии (51)

Новый комментарий...

  • 6

    reminn 8 апреля 2013, 16:17 пожаловаться

    #

    Последние годы топ-10 лучших фильмов Эберт уже составлял в номерном порядке. Находясь в сентябре на кинофестивале в Торонто он еще тогда писал, что «Арго» возьмет «Оскара» в категории «Лучший фильм года».
    Татьяна, а Питера Траверса из Rolling Stone не читаете? У него конечно далеко не лучший стиль изложения, но по моему он лучше всех определяет качество фильма.

    ответить

  • Трэверса почему-то не люблю((

    ответить

  • 4

    inigo montoya 8 апреля 2013, 18:30 пожаловаться

    #

    Трэверс как-то больше для обложек дивиди пишет, чем для людей.

    ответить

  • 5

    audiovideofil 8 апреля 2013, 20:04 пожаловаться

    #

    DVD с обложками тоже люди покупают.

    ответить

  • inigo montoya 9 апреля 2013, 00:04 пожаловаться

    #

    You get the point.

    ответить

  • 4

    audiovideofil 9 апреля 2013, 00:17 пожаловаться

    #

    Yasen pen´.

    ответить

  • 2

    Langolyer 9 апреля 2013, 03:19 пожаловаться

    #

    Красиво)

    ответить

  • 1

    murzillo 8 апреля 2013, 18:26 пожаловаться

    #

    вот уж точно, он был самым любимым критиком у всех кто любит кино. Жаль что ушёл, молодец что так долго держался.
    Надеюсь, он попадёт в персональный кинорай.

    ответить

  • 6

    inigo montoya 8 апреля 2013, 18:28 пожаловаться

    #

    Эберт — лучший. Не потому что писал лучше всех (у него довольно-таки простой стиль все-таки был) и не потому что он обладал невероятным вкусом (вспомните всю его историю взаимоотношений с творчеством Дэвида Линча и те несчастные два звездочки «Леону»), нет. Лучший, по моему мнению, он был, потому что во всех его текстах сквозила искренняя любовь к кино и потому что в нем никогда не было этого критиканского апломба в духе «а я вам говорил» или «вы все дураки, кино хорошее/плохое». Сейчас поймал себя на мысли, что каждый раз, когда буду смотреть новое хорошее кино, то мне, скорее всего, будет жалко, что Роджер его уже не увидит, как и я уже не прочитаю на него его рецензию. R.I.P.

    ответить

  • 4

    audiovideofil 8 апреля 2013, 19:05 пожаловаться

    #

    (вспомните […] те несчастные два звездочки «Леону»)
    Не могу. Не в курсе.

    ответить

  • Langolyer 9 апреля 2013, 03:22 пожаловаться

    #

    Эх, уже не только на мысли, я на этом чувстве давеча себя успел поймать. Читал только его из всей пишущей братии, сейчас даже не знаю куда идти, когда хочется авторитетное мнение узнать.

    ответить

  • 1

    audiovideofil 9 апреля 2013, 07:31 пожаловаться

    #

    (вспомните […] те несчастные два звездочки «Леону»)
    Намёк не поняли. Окей. Попробую без намёков и упрёков…
    Дайте, пожалуйста, ссылку на источник с историей про звёздочки «Леону».

    ответить

  • 1

    audiovideofil 10 апреля 2013, 21:57 пожаловаться

    #

    (вспомните […] те несчастные два звездочки «Леону»)
    Спасибо! Уже не надо.

    ответить

  • 6

    ashwell 8 апреля 2013, 20:06 пожаловаться

    #

    Больше всего тронула шутка про режиссера Бурого кролика и про топы. Полностью соглашусь, что все топы это чушь. Даже я не могу назвать своего любимого фильма. Есть хорошие фильмы, а есть плохие, но не существует лучшего! Да и киноискусство выше каких-то там топов.

    ответить

  • Platinum Choice 8 апреля 2013, 20:11 пожаловаться

    #

    Большая потеря для киномира. Смотря на сегодняшних рецензентов Chicago Sun Times понимаешь, что до Эберта им как до луны.

    ответить

  • reminn 8 апреля 2013, 21:14 пожаловаться

    #

    Друг Эберта Ричард Ропер — довольно неплох.

    ответить

  • Langolyer 9 апреля 2013, 03:23 пожаловаться

    #

    Как это не забавно звучит, но у него недостаточно хороший вкус и вместе с тем не хватает Эбертовской простоты. Хотя мнение навязывать не возьмусь, совсем мало его читал и видел пару эпизодов шоу.

    ответить

  • reminn 9 апреля 2013, 03:38 пожаловаться

    #

    Ну у Эберта тоже был неидеальный вкус, особенно в последние годы.

    ответить

  • Langolyer 9 апреля 2013, 03:38 пожаловаться

    #

    Ну идеального и не существует)

    ответить

  • reminn 9 апреля 2013, 03:41 пожаловаться

    #

    Траверс максимально близок.

    ответить

  • Platinum Choice 8 апреля 2013, 20:12 пожаловаться

    #

    Татьяна, а как вам Лиза Шварцман?

    ответить

  • reminn 8 апреля 2013, 21:12 пожаловаться

    #

    Может быть Лиза Шварцбаум? Вы о критике из Entertainment Weekly?

    ответить

  • Не люблю большинство критиков. А мистер Эберт пусть покоится с миром.

    ответить

  • 2

    another_irene 8 апреля 2013, 23:45 пожаловаться

    #

    вы почитайте, это чудесная статья
    Я обычно громче всех возмущаюсь тем, что рашн пипл английского языка не знает, но вот почему-то не меньше меня раздражает, что автор сообщения делает вид, будто не понимает, что 80% пользователей сайта прочесть эту статью не смогут. Как и собственно рецензии Эберта.

    ответить

  • Langolyer 9 апреля 2013, 03:25 пожаловаться

    #

    Встроенный в браузер онлайн-переводчик решает все проблемы с языковым барьером. Было бы желание.

    ответить

  • 3

    another_irene 9 апреля 2013, 21:04 пожаловаться

    #

    Если ставить конечной целью чтения истерический смех, то, безусловно, онлайн-переводчики весьма пригодятся.

    ответить

  • 1

    Langolyer 10 апреля 2013, 12:47 пожаловаться

    #

    Отдельные слова при наведении курсора, а не весь текст целиком. Хотя лады, смейтесь на здоровье.

    ответить

  • 3

    another_irene 10 апреля 2013, 21:43 пожаловаться

    #

    Уверена, вы понимаете, что знания перевода отдельных слов недостаточно для понимания сути (и наслаждения красивым слогом) написанного. Так что я бы не стала так уж активно пропагандировать использование машинного/автоматизированного перевода. Грамматику знать, все же, не помешает.

    ответить

  • мир праху его…

    а за эту статью — спасибо.

    ответить

 
Добавить комментарий...