Винтик шоубизнеса
 



добавить в:
Фильмы Берлина-2013, что мы видели

13.02.2013 09:18 • 24 комментария

«Камилла Клодель, 1915» — очень ожидаемая киноманами картина. Уже сейчас критики превозносят ее до небес, что неудивительно: кино безусловно выдающееся, но оно настолько специфическое, что рекомендовать ее к просмотру можно будет лишь ознакомившись со вкусовыми предпочтениями собеседника.



Бруно Дюмон славится своим бескомпромиссным подходом к кинематографу, снимает непрофессионалов, безжалостно испытывает психику зрителя (вспомню каннский «Вне сатаны», так вздрогну). Вчера, сидя в зале на утомительно выматывающей «Камилле Клодель» я думала: где та грань, что определяет авторский шедевр от откровенно претенциозной и занудной дряни?

Бывшая любовница и муза Родена, скульптор и художница Камилла Клодель уже два года находится в психиатрической лечебнице при монастыре в Монтедеверже, куда ее поместили родственники. Бесхитростный быт («Давайте помоемся, мадам Клодель, вам только на пользу, смотрите, какая вы грязная»), приготовление пищи (Камилла боялась, что ее отравят), прогулки на свежем воздухе и сумасшедшие женщины вокруг. Постоянные крики, стоны и бормотания сведут с ума даже здорового человека, не говоря уж о тех, у кого подвижная психика.

Камилле сообщают, что в субботу приедет ее младший брат Поль. У женщины появляется надежда: вдруг брат заберет е отсюда? Но до субботы еще есть время, и оно тянется слишком медленно.

Известно, что Камилла провела в заточении всю оставшуюся жизнь, до 1943 года, так что было бы глупо надеяться на счастливый финал — Дюмон не Тарантино и не переписывает историю.

Фильм основан на письмах Камиллы и на записях из медицинских карт. Тем не менее, Жюльетт Бинош не разражается закадровым текстом (за что режиссеру спасибо), а лишь иногда дает волю эмоциям. Играет она великолепно, этого не отнимешь. Но к сожалению, когда в кадре через час появился брат Камиллы, для меня моментально разрушилась какая-то связь с фильмом, с трудом налаженная из-за криков-стонов сумасшедших, окружавших Камиллу. Кстати, Дюмон снимал настоящих больных, им даже представили Бинош как Камиллу, а не Жюльет. Чтобы не было путаницы.




Есть один момент, от которого меня передернуло. В больнице ставят спектакль. Терпеливая монахиня-режиссер (эти роли играли настоящие медсестры, ухаживающие за больными в жизни) объясняет двум умственно отсталым женщинам, как играть роли, а они пытаются повторить. Местами гомерически смешно, но опять-таки ловишь себя на мысли: а можно ли смеяться над больными людьми, по сути не осознававшими, что снимались в кино?


В пресс-релизе сказано, как Бинош хотела поработать с Дюмоном, и он фактически написал для нее фильм. Вспомнила, что примерно та же история была с Аббасом Кияростами, до встречи с Бинош также не снимавшего профессиональных актеров в своих проектах. Мы помним, во что вылилась работа актрисы в драме «Копия верна» — она получила за нее приз Каннского кинофестиваля. Возможно и здесь е настойчивость ознаменуется наградой.

Но я все равно буду рассуждать о грани между искусством и халтурой. В качестве сравнения почему-то вспоминается минималистичная «Туринская лошадь», от которой было не оторваться, несмотря на всю ее тяжесть и заунывность. «Камилла Клодель» не вовлекает и не отталкивает. Для кого-то это шедевр, а для кого-то типичный образчик фестивального кино, которое надо обходить стороной. В любом случае — вкусовщина. Наверное, Дюмон просто не мой режиссер.



Во вторник утром показывали «Закрытый занавес». Фактически это картина опального иранского постановщика Джафара Панахи, которому запрещено снимать кино у себя на родине. В «Занавесе» он передает бразды правления своему коллеге, режиссеру и сценаристу Камбузье Партови. Он же играет писателя, который приезжает в дом на берегу вместе с чудесным песиком (в Иране запрещено держать дома собак). Собачка завоевала сердца всех критиков — ужасно милое создание и как держится в кадре!



Писатель завешивает все окна и пытается работать, как в доме появляются брат и сестра и просят убежища. И это только начало. Через какое-то время в кадр войдет сам Панахи, и «Закрытый занавес» превратится в настоящий метафильм.

Мне дико стыдно, но после трех часов сна меня дико рубило на «Занавесе», так что часть фильма скрылась в полудреме. Такое, увы, бывает. Обязательно пересмотрю, как будет случай. Пока что гадаем с коллегами, кто в этом фильме есть who, учитывая, что квартира, где развивается действие, олицетворяет Иран.

Как и фильм Дюмона, картина Панахи рассматривает проблему творческого человека в заточении, вынужденного бездействовать по причинам извне. При этом фильм Панахи живой, а Дюмон несколько искусственный.



Еще одна конкурсная картина — «Лейла Фурье». Из известных там актеров только Аугуст Диль, вы помните его по «Бесславным ублюдкам». Мать-одиночка Лейла устраивается на работу в казино, принимать сотрудников, проверяя их на детекторе лжи. Лейла — суховатая и сдержанная молодая женщина, воспитывает шестилетнего сына и еле сводит концы с концами — действие происходит в ЮАР, где выросла постановщица картины Пиа Маре.

Стечение обстоятельств полностью изменяет жизнь Лейлы. Она сбивает мужчину, который умирает, не доехав до госпиталя. Лейла отвозит тело на свалку, где на глазах у сына закапывает мужчину среди мусора. Судьба сведет ее с сыном погибшего Юджином Пленаром (Диль), когда Юджин приходит устраиваться на работу в казино. Лейла становится свидетельницей поисков его пропавшего отца, а в какой-то момент она вместе с сыном оказывается в доме Пленара, где знакомится с супругой погибшего.



Малолетний сын едва не выдает Лейлу, но постепенно Юджин понимает, что его новая знакомая имеет какое-то отношение к пропавшему отцу.

Знаю, что этот фильм сильно разделил критиков, многие плевались, многие отмечают его как оду современной Южной Африке. Не могу сказать, что испытываю к этой картине хоть какие-то чувства, но смотреть было интересно.



Вне конкурса показывали «Лучшее предложение», фильм Джузеппе Торнаторе, режиссера «Нового кинотеатра «Парадизо»», «Малены» и «Легенды о пианисте». Джеффри Раш играет эксцентричного директора аукционного дома Вёрджила Олдмана. Носит перчатки, не снимая, мобильных не признает, с женщинами не связывается. Высокомерный и заносчивый, Вёрджил уже давно проворачивает на своем аукционе историю с «лучшим предложением», заставляя своего приятеля Билла (Дональд Сазерленд) выкупать понравившиеся ему произведения искусства.

В какой-то степени Олдман все-таки одержим женщинами — в его роскошном доме собрана огромная коллекция настоящих шедевров. Из нее, например, можно узнать, что в римской галерее Боргезе находится поддельная «Форнарина». Вёрджилу ничего не стоит определить шедевр на глазок, но сказать продавцам, что это подделка — искусная, дорогая, но все же подделка. К сожалению, умение отличать поддельные произведения искусства от настоящих не предохраняют его от ошибок в отношениях.



Звонок некоей Клэр Иббитсон извлекает Олдмана из повседневной рутины. Девушка просит оценить мебель в ее особняке. Вёрджил несколько раз пытается встретиться с хозяйкой дома, но безрезультатно: у Клэр жуткая агорафобия, и она не покидает свою комнату. Будучи не в силах побороть любопытство, Вёрджил просит совета по обращению с молодыми дамами у сердцееда и искусного мастера Роберта (Джим Стёрджесс). Параллельно Роберт помогает Вёрджилу раскрыть тайну множества шестеренок и деталек, найденных на полу подвала дома Клэр.



Красивый фильм, с отличной игрой Джеффри Раша, но, к сожалению, последние полчаса теряющий темп и сильно добавляющий в предсказуемости. В мае появится в российском прокате. Нормальное кино для поклонников мэйнстрима.

Джеффри Раш, Джим Стёрджесс, Джузеппе Торнаторе и композитор Эннио Морриконе были на пресс-конференции.





Особенно понравилось, как Джеффри Раш парировал на вопрос «почему все в фильме говорят по-английки, ведь действие происходит в Вене?» «Потому же, почему и Ромео с Джульеттой пьесе Шекспира разговаривают на английском».





Берлин2013  24 комментария 
Комментарии (24)

Новый комментарий...

  • 6

    Danse avec le diable 13 февраля 2013, 13:55 пожаловаться

    #

    Все очень круто, но конечно, «Камилла Клодель, 1915» заинтересовала более других. Остается надеяться на то, что у нас в стране это кино покажут — и желательно, без полугодовых, а то и годовых задержек…

    ответить

  • 3

    kondakoff 13 февраля 2013, 14:42 пожаловаться

    #

    Я не понял, как новый Содерберг?

    ответить

  • Нормально.

    ответить

  • 2

    VladimirLensky 13 февраля 2013, 15:10 пожаловаться «Лучшее предложение»

    #

    «Лучшее предложение» — очень жду новый фильм Джузеппе Торнаторе, режиссера «Нового кинотеатра „Парадизо“», «Малены» и «Легенды о пианисте». Являюсь поклонником работ Торнаторе и композитора Эннио Морриконе.

    ответить

  • 3

    Ре 13 февраля 2013, 17:00 пожаловаться

    #

    где та грань, что определяет авторский шедевр от откровенно претенциозной и занудной дряни?
    Её не существует, она определяется лишь вкусовыми предпочтениями, интеллектуальными способностями, культурным знанием и просто жизненным опытом. Один человек посмотрит Андрея Рублева и скажет, что фильм был скучный и неинтересный, потому что он не изучал историю и культуру России, не знаком с персоной Рублева и его творчеством, а чаще всего любит смотреть коммерческое, несложное кино, где показываются знакомые жизненные истории провозглашаются и так всем известные житейские истины. Другой человек, более культурно развитый и заинтересованный в предмете фильма, смотревший разнообразное кино, получит удовольствие от Андрея Рублева и все 3 часа пролетят для него с большим интересом. Это зависит сугубо от зрителя и грань шедевральности определяется каждым зрителем, не претендуя на объективность. Однако, как говорил Тарковский: истинное авторское кино, это то кино, которое заставляет зрителя поломать голову, подумать над фундаментальными нравственными вопросами и приведет к духовно-эмоциональному катарсису, а не просто развлечет тебя интересной историей.

    ответить

  • Не соглашусь. Просто потому, что даже понимая историю и культуру и будучи знаком с персоной, о которой фильм, можно запросто сидеть и скучать. Безусловно оценка любого фильма зиждется на личном опыте человека, но есть критики — умные и образованные люди — коорые могут вам запросто объяснить, чем плох тот или иной фильм, который вы считаете шедевром.

    В идеале хорошее кино должно вызвать эмоцию. У меня, например, Дюмон вызвал сильнейшее отторжение. Хорошее, стало быть кино. Но не мое.

    ответить

  • ashwell 14 февраля 2013, 12:44 пожаловаться

    #

    Пожалуй соглашусь с вами, причем кино должно вызвать хоть какую-то эмоцию, даже дико отрицательную хотя бы. Самое претенциозное и просто плохое кино то, которое не вызывает абсолютно никаких эмоций. Такие фильмы просто пустые.

    ответить

  • Ре 14 февраля 2013, 13:51 пожаловаться

    #

    единственная проблема — понятия плохого и хорошего настолько размыты, что их нельзя четко определить. для одно критика то плохое, что отметил другой критик, будет хорошим и наоборот. все в нашем мире двойственно, а значит в области искусства никогда не будет однозначного ответа на вопрос, что считать шедевром

    ответить

  • Мона Лиза — шедевр? Скульптуры Бернини — шедевры? Время дает ответ на этот вопрос ;)

    ответить

  • Ре 15 февраля 2013, 12:37 пожаловаться

    #

    не время, а люди. вкусы меняются, то что при жизни не признавали за искусство через столетия признают шедевром и наоборот. примеров много. но согласитесь, что никаких критериев по определению шедевра нет, даже если он прошел через время

    ответить

  • Да, с критериями туговато, факт)

    ответить

  • tk_248 13 февраля 2013, 18:32 пожаловаться

    #

    Сдается мне, что последнее фото — вырезанное)

    ответить

  • Нет, я просто снимала его с подругой, успела параллельно еще один кадр его отдельно сделать.

    ответить

  • orange18 14 февраля 2013, 10:06 пожаловаться

    #

    Татьяна Шорохова:
    http://www.kinopoisk…1006602/#comm1006602

    ответить

  • orange18 15 февраля 2013, 10:20 пожаловаться

    #

    Вот он настоящий журналист! Когда не спрашивают, он влезает со своими комментариями, а когда задают вопрос на профессиональную тему, куда там!

    ответить

  • Table Top Joe 13 февраля 2013, 20:01 пожаловаться

    #

    Давно жду «Лучшее предложение»!. Торнаторе любим и уважаем! Тут еще и актерский состав очень хорош.. Хорошо, что в России покажут!

    ответить

  • 1

    icy 18 февраля 2013, 14:21 пожаловаться

    #

    а то ведь сами видите как смешно получилось. типа кто знает как вылечить рак? в ответ — я знаю. ну и как? а в ответ…

    ответить

  • 2

    icy 18 февраля 2013, 16:32 пожаловаться

    #

    да… я бы тоже мог сразу сказать, что этот человек — практически типичный интеллигентный тролль, который тупо захотел похавать кирпичей, эпично вбросив «я знаю». но увы, экзорцизм нынче не в моде. вот я тоже удивлён, как же люди так быстро сдаются…

    ответить

  • 2

    vanillasky911 18 февраля 2013, 23:22 пожаловаться

    #

    Прошу прощения, но Вы сами с собой разговариваете и это, мягко говоря, странно…

    ответить

  • 1

    icy 19 февраля 2013, 19:17 пожаловаться

    #

    «Дарлинг, ты такой разный… непредсказуемый!»(с)

    ответить

  • 1

    icy 19 февраля 2013, 19:19 пожаловаться

    #

    а вам не приходило в вашу светлую, мягко сказать, голову, что здесь просто нет кнопки редактировать сообщение? поэтому приходиться добавлять… и я к нему на ВЫ. а с вами даже неинтересно разговаривать.

    ответить

  • 1

    vanillasky911 19 февраля 2013, 19:26 пожаловаться

    #

    Ой, простите великодушно, что прервала Вашу интереснейшую беседу с собой любимым — каюсь! Продолжайте, больше не потревожу.

    ответить

  • 2

    icy 19 февраля 2013, 19:28 пожаловаться

    #

    хахах. ну вот не обьяснить никак. а как на пальцах обьяснишь — сразу обижаются)))

    ответить

  • 1

    vanillasky911 19 февраля 2013, 19:36 пожаловаться

    #

    О нет, дружочек, что Вы в самом деле! Чтобы я обижалась на человека, разговаривающего с собой? :)) Не бывать этому, даже стыдно.
    А пальцами своими будете в носу ковыряться — полагаю, это максимальная польза от них, а мне они побоку =D

    ответить

 
Добавить комментарий...