• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Винтик шоубизнеса
 



Михаэль Ханеке как Санта-Клаус

27.10.2012 08:41 • 10 комментариев

Американцы упорно сравнивают Михаэля Ханеке с Санта-Клаусом из-за белоснежных волос и бороды. Но может ли быть добрым человек, снимающий такое кино? Посмотрим.

«Живьем» я впервые увидела Ханеке в этом году на Каннском фестивале. Первое, что меня поразило на пресс-конференции после фильма «Любовь», насколько это ироничный человек. Казалось бы, режиссер «Седьмого континента», «Забавных игр» и «Пианистки» должен быть угрюмым типом, практически мизнтропом, ненавидящим прессу. Но Ханеке охотно разговаривает с журналистами, отвечая развернуто на самые разные вопросы.

После пресс-конференции Ханеке стоял у стенки, надевая черную куртку, пока журналисты ломились к Жан-Луи Трентиньяну за автографами. Кричу ему: «Спасибо за фильм, вы довели меня до слез». Режиссер смеется, а потом присматривается и видит мои заплаканные глаза. «О, простите», — говорит он. Но я уж точно не просила извинений. «Любовь» — сильнейшее кинематографическое переживание, которое для меня больше не повторится. Обязательно посмотрите — фильм уже в российских кинотеатрах.



То, что думает господин Ханеке про «Любовь», заслужившую главный приз Канн написала Дарико Цулая. Я же перевела несколько цитат из его ранних интервью, которые по-моему очень хорошо отражают личность режиссера и его отношение к собственным фильмам.

Из интервью журналу Newsweek

Не понимаю, почему меня постоянно называют специалистом по насилию. В моих фильмах много других тем. Я поднимаю социальные проблемы, например, о роли медиа в нашем обществе. Лично я не выношу насилие. В любом стандартном американском мэйнстрим-фильме в 20 раз больше насилия, чем в любом из моих фильмов. Может, спросите тех режиссеров, почему они так увлечены этой темой?

Но Вы снимаете совсем другое кино, в отличие от мэйнстрим-режиссеров США. Вы не подходите к насилию с точки зрения развлечения.

Драму питает конфликт. Если вы решите всерьез рассказать о социальных проблемах, вам не обойтись без насилия, которого достаточно в обществе. Спросите Тарантино, почему он так одержим насилием.

Перед релизом «Времени волков»



В своих работах вы часто критикуете западную цивилизацию.

Наверное, можно и так сказать. Но уверен, что вы в курсе, насколько сложно автору интерпретировать свою собственную работу. Цель моих фильмов — задавать определенные вопросы и было бы нецелесообразно самому отвечать на них.

В Ваших фильмах есть некоторая степень соперничества между классической и популярной культурой. Особенно это отразилось в начале «Забавных игр», где музыка Масканьи, Генделя и Моцарта внезапно сменяется трэш-панком Джона Зорна.

Этот вопрос поднимает важную тему. Думаю, налицо некоторая степень недопонимания, как минимум по отношению к «Забавным играм». Фильм не является пародией триллеров, а музыка Джона Зорна не задумывалась как пародийный элемент. Зорн не исполняет хэви-метал. Я не имею ничего против поп-музыки и даже не подумал бы противопоставлять ее класическим композициям. Крайне скептически отношусь к надуманному конфликту между так называемой «серьезной» музыкой и музыки развлекательной.

В «Пианистке» классическая музыка воплощает все лучшие ощущения Эрики, но вместе с тем намекает на ее паталогию.

Да, можно интерпретировать значение музыки в фильме и так. Но надо обязательно понимать, что ситуация, описанная в фильме, привязана к Австрии. Вена — столица классической музыки, а следовательно, центр чего-то выдающегося. Музыка прекрасна, но, как и окружение, она может стать инструментом подавления, особенно когда классическая музыка становится предметом потребления. Разумеется, вы должны учитывать, что эти проблемы не являются частью сценария фильма, но рассмотрены в романе Эльфриды Эллинек, где у женщины есть единственный, крохотный шанс на собственную эмансипацию только через искусство. И, конечно, ничего не получается, поскольку ее профессия в некоторой степени обращается против нее.



В Ваших фильмах часто видны включенные телевизоры. Как Вы относитесь к телевидению и как вообще понимаете медиа в современном мире?

Как видно, в фильмах «Видео Бенни» и «Забавные игры» я пытаюсь исследовать феномен телевидения. В «Седьмом континенте», «Код неизвестен» и в «Пианистке» эта тема не так важна, хотя место телевидения в обществе влияет и на эти фильмы. Телевидение прежде всего заботит меня как медийное выражение насилия, а также как изображение большего кризиса — всеобщей потерей связи с реальностью и социальной дизориентацией. Отчужденность очень серьезная проблема, но телевидение явно имеет к ней отношение.

Настоящую реальность нам подменяет телевизионная реальность. Наши эмпирические горизонты очень ограничены. Наши знания о мире ограничиваются информацией от посредников. У нас нет реальности, есть производная от нее. И это очень опасно как в плане политической точки зрения, так и в плане нашей способности ежедневно физически ощущать истину.


Про ремейк «Забавных игр»



Почему вы решили снимать ремейк?

Это фактически игра с самим собой: смогу ли я снять такой же фильм, но при совершенно других обстоятельствах.

Это триллер или хоррор?

Пусть критики занимаются навешиванием ярлыков на фильмы.

Вы сказали, что снимали этот фильм, чтобы спародировать любовь американского кино к насилию. Вы специально нарушили правила драматургии и разрушили четвертую стену. Считаете ли вы «Забавные игры» своим самым конфронтационным фильмом, или же себя конфронтационным режиссером?

Ну конечно этот фильм — провокация. Он был задуман как провокация. Разумеется, после моего фильма зритель не уйдет домой довольным. Например, есть негласное правило не убивать животных в кино. Что я делаю? Первым делом убиваю собаку. То же самое с ребенком. Ты вроде как не должен разрушать иллюзии. А я что? Разрушаю иллюзии. Это и есть принцип фильма. Он очень ироничный.

Когда актеры смотрят прямо в камеру, в таким образом пытаетесь манипулировать зрителем?

Разумеется. В этом весь смысл. Я хочу показать зрителям, до какой степени можно манипулировать ими. Сначала им кажется, что это иллюзия, всего лишь фильм, а потом я смотрю зрителю в глаза. Говорю с ним, подмигиваю ему. Повторяю это снова и снова, чтобы они понимали степень манипуляции.

Каким будет ваш следующий фильм?

Это очень простое кино. Историческая лента, действия которой развиваются перед Первой Мировой. История о том, каково расти в Германии. Дети, 1913 год. Поколение, которое вырастет нацистами.

О «Белой ленте»



Дети, как и все люди, такие же как и мы — не лучше и не хуже. Не думаю, что фильм показывает их плохими. Но если вам хочется лучше понять сложности и реальности жизни, то придется копнуть глубже.

«Белая лента» пытается показать условия, из-за которых люди были подготовлены следовать идеологической позиции. При этом совершенно не важно, религиозная это идеология или идеология левых и правых. Отправная точка для этого — некий крысолов, который появляется во время, когда люди чувствуют себя отчаявшимися и унижеными, и предлагает выход. Пример немецкого фашизма — самый очевидный, поэтому я выбрал его.


режиссер, цитаты, европейское кино, авторское кино  10 комментариев 
Комментарии (10)

Новый комментарий...

  • 4

    Доктор Лайтман 27 октября 2012, 19:46 пожаловаться

    #

    Люблю его за «Забавные игры» и как-то заочно за «Видео Бенни», а вот «Белая лента» разочаровала.

    ответить

  • 6

    Love is blasphemy 27 октября 2012, 22:24 пожаловаться

    #

    Санта-Клаус? На Графа Дуку похож.)

    ответить

  • 3

    audiovideofil 28 октября 2012, 00:27 пожаловаться

    #

    Добавить очки и всё, можно путать.)

    ответить

  • 2

    Love is blasphemy 28 октября 2012, 09:51 пожаловаться

    #

    Лучше Ханеке — лазерный меч.)

    ответить

  • 2

    Professore X 28 октября 2012, 01:42 пожаловаться

    #

    Нравится кино Михаэля Ханеке, хоть и не совсем мой он режиссер. В «Скрытом» он умело нагнетал обстановку буквально на ровном месте. В «Забавных играх» представил свету парочку эксклюзивных безумцев в памятном исполнении Брэйди Корбета и Майкла Питта, которые словно соревнуются друг с другом по этой части. Забыть Изабель Юппер в «Пианистке» тоже сложно. А вот «Время волков» оставил гнетущее впечатление. Амбициозный, но уж больно тенденциозный, — апокалиптический фильм, по-моему.
    «Любовью» безумно заинтригован еще с мая. Особенно после ваших, Татьяна, слов из видеорепортажей о том, что всю 2-ую часть фильма вы просто рыдали белугой… Это были проникновенные слова. Произвели впечатление. Как и то, что говорил Ханеке на пресс-конференции после премьеры фильма. «Мучались ли актеры от того, что им выпало играть такие сложные роли?» — «Нет не мучались. Это вот зрители пускай мучаются…»

    ответить

  • 3

    Inland 28 октября 2012, 15:43 пожаловаться

    #

    Фриш и Гиринг исполнили этих безумцев куда как интереснее, я думаю.

    ответить

  • Professore X 29 октября 2012, 00:20 пожаловаться

    #

    Верю на слово, так как не видел австрийской версии, а после американской как-то не особо тянет отсматривать еще и оригинал. Материал-то жуткий… Хотя я помню шумиху в Каннах в 1997 году, вызванную тем фильмом. Новая волна эскалации насилия на экране… и все такое.
    Впрочем, когда-нибудь может и посмотрю, но не сейчас.

    ответить

  • 1

    Inland 29 октября 2012, 01:27 пожаловаться

    #

    Я специально подряд смотрел.
    По сути, что бы кто не писал, особых различий у фильмов нет, никакой тяги перфекционизму у Ханеке я не углядел.
    А единственное, разительное отличие — игра главных героев.

    Посмотрите как-нибудь.

    ответить

  • Professore X 29 октября 2012, 03:03 пожаловаться

    #

    Спасибо! Сделаю как-нибудь это.

    Но интересно… Вам, что тандем М. Питт — Б. Корбет не понравился разве? По-моему, ребята отожгли просто НА УРА. Причем если от одного (Питт) исходит хладнокровие и уклон в интеллектуализм, то за внешней детской придурковатостью другого (Корбет) проглядывает абсолютное безумие, ибо он вообще непроницаем…

    Я даже заинтересовался Брэйди, как актером. И скажу вам честно, что в отсмотренной прошлой осенью драме Грегга Араки «Загадочная кожа» он меня еще больше потряс в роли психологически травмированного юноши. Хотя там и Д. Гордон-Левитт выдал одну из лучших своих ролей… да нет, по-моему, все-таки лучшую. И в этом случае актеры работали по контрасту. Герой Брэйди — абсолютно закомплексован, герой Джозефа — предельно раскован. Будь моя воля, я бы просто осыпал их наградами за эти две сложнейшие роли…

    ответить

  • Inland 29 октября 2012, 17:00 пожаловаться

    #

    Нет, не понравился. :)
    А Питт в особенности.
    Так как фильм смотрел практически сразу же, после первого, каждую сцену в уме сравнивал.
    Не отпускало ощущение, что Майкл не доигрывает, фальшиво передает эмоции. Мне вообще кажется, что роль давалась ему очень тяжело.

    Хотя, может я и субъективен.
    Мне Питт еще и в «Мечтателях» совсем не понравился.
    Хотя в «Последних днях» вроде бы и вполне себе, но там-то роль и не такая сложная.

    ответить

 
Добавить комментарий...