• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Винтик шоубизнеса
 



Российские кинокритики возмущены «Неделей иранских фильмов»

01.10.2012 11:23 • 25 комментариев

Все началось в пятницу, когда я находилась на церемонии закрытия «Послания к человеку». Киновед и кинокритик Борис Нелепо написал в своем аккаунте в Facebook о том, что ему пришла рассылка от журнала «Кинопроцесс», который значится организатором «Недели иранских фильмов» в кинотеатре «Художественный». При ближайшем рассмотрении оказалось, что картины подобраны, как минимум, странные.

Фильмом открытия станет лента «Дни жизни», режиссера Парвиза Шейха Тади. Борис отмечает, что гугл при запросе выдает этого постановщика, как автора фильма «Охотник шабата» про израильского мальчика, запрограммированного убивать своим дедушкой-раввином. Здесь вот репортаж об «Охотнике шабата» с фрагментами трейлера и с переводом на английский.



«Самые трогательные сцены в фильме связаны с политическим садизмом и религиозным расизмом, — перевожу для тех, кто не знает английского. – Раввин показан главным злом, символом предательства. Продюсеры надеются, что мусульманский мир сильно отреагирует на этот фильм». А вот и продюсер говорит: «Фильм скоро будет показан в арабских и мусульманских странах. Нам известно, что наши братья в тех странах верят в освобождение Палестины. Если фильм будет представлен в тех странах в должном виде, он безусловно будет отлично принят».

И самая красота: «Фильм раскрывает двойные стандарты иностранных кинофестивалей и их явное предубеждение к сионизму, поскольку они отказались показывать фильм. Мы предлагали картину нескольким фестивалям, но они нам отказали, ссылаясь на ее тематику». Далее продюсер говорит, что «Охотник шабата» всего лишь отражает реальность, ежедневно испытываемую жителями Палестины.

То есть, вот это кино на фестивали не берут, но новый опус господина Парвиза Шейха Тади открывает «Неделю иранского фильма». Он называется «Дни жизни» и получил в начале сентября гран-при первого международного независимого фестиваля «Новый горизонт» в Тегеране, организованного центром документальных и экспериментальных фильмов Ирана (DEFC) и Иранской кинематографической организацией. Не путать с фестивалем «Новые горизонты» в Польше.

Информацию о каких-либо международных кинематографических заслугах господина Тади мне найти не удалось. На сайте самого фестиваля «Новый горизонт» вообще очень забавно: например, новость одна и то про постер фестиваля, но без самого постера. Пустая фотогалерея тоже навевает на размышления. Там вообще с визуальной частью что-то подозрительно пусто.

Англоязычной информации о Тади нереально мало – известно, что он начал карьеру в 1988 году, работал художником-постановщиком, а потом от декораций перешел к режиссуре. Ну и вот трейлер фильма, который как-то сразу ставит под сомнение художественную ценность произведения.



Кино это о том, как после перемирия между Ираном и Ираком обитатели передвижного армейского госпиталя вынуждены обороняться от внезапной атаки иракской армии. Ох.

Среди других фильмов, которые будут показаны на фестивале в Москве – иранский блокбастер (табличка «ирония») «Царство Соломона». С этим фильмом такая история: в 2004-м парламент Ирана одобрил производство крупнобюджетных фильмов и первой ласточкой стала как раз вот эта картина. Было решено снимать историю царя Соломона. После исследований, длившихся два года, было решено писать сценарий на основе Корана. Снимали 9 месяцев, но с перерывом на полгода (закончились деньги). Фильм был готов к 2009 году, но из-за президентских выборов вышел в прокат только в 2010-м. Получил пять «Хрустальных симургов» международного кинофестиваля «Фаджр» в Тегеране – за спецэффекты, музыку, звук, грим и лучшую мужскую роль второго плана. Говорят, иранские кинокритики «Царством Соломона» были недовольны. Но иранский минкульт одобряет.

Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме

Драма «Здесь без меня» — иранская версия пьесы Теннеси Уильямса «Стеклянный зверинец». Актриса Фатима Мотамед-Арья получила приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Монреале. Критика у фильма так себе — не ругают, но и не хвалят. Трейлер смотрится как нечто более-менее адекватное.



Также на «Неделе» представлены фильмы «Альцгеймер» и «Водный шёлковый путь» — можно я про них не буду? Смысл понятен: ни одного действительно крупного и важного фильма на «Неделе иранского кино» не представлено. Учитывая, что в этом году премия «Оскар» за лучший иностранный фильм досталась иранской драме «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади, было бы по-моему логично представить хотя бы его фильмы. Но я отвлеклась.

Пост Бориса Нелепо вызвал возмущение, с дальнейшим обсуждением, вылившимся в предложение выйти с пикетами в день открытия «Недели иранских фильмов». Справедливости ради, отмечу, что главный редактор продюсерского центра «Кинопроцесс» Вячеслав Шмыров официально заявил, что никакого отношения к организации этого мероприятия не имеет, а рассылка носила случайный характер.

В обращении инициаторов пикетирования делается акцент на совершенно другом кино, существующем в Иране, а также о судьбах людей, снимающих его. Цитирую:

«Фильмы главного иранского классика, лауреата «Золотой пальмовой ветви» Аббаса Киаростами, не выходят в национальный прокат как «не соответствующие цензурным требованиям». Маржан Сатрапи («Персеполис») и Мохсен Махмальбаф («Кандагар»), лишившись возможности работать на родине, эмигрировали в Париж. Самира Махмальбаф, не получив разрешения снимать в Иране, делала картину «Двуногий конь» в Афганистане. Актрисе Голшифте Фарахани запретили возвращаться домой после фотосессии во французском журнале. Другую актрису, Марзи Вафамер, приговорили к 90 ударам плетьми за съемки без платка на голове. Обладатель первого иранского «Оскара» и «Золотого медведя» Асгар Фархади чуть не был изгнан из профессии за то, что позволил себе публично поддержать гонимых коллег.

Наконец, Джафар Панахи, обладатель каннской «Золотой камеры», венецианского «Золотого льва», берлинского «Серебряного медведя» и локарнского «Золотого леопарда», в марте 2010 года был арестован за антигосударственную пропаганду, а в декабре приговорен к 6 годам заключения и 20-летнему запрету на профессиональную деятельность, то есть на съемку фильмов, написание сценариев, общение с прессой и выезд за границу. Вместе с ним в тюрьме оказался и другой независимый режиссер, Мохаммад Расулоф, которому в итоге смягчили наказание – «всего лишь» один год
».

1 октября в 18:30 во время открытия фестиваля, на котором будет присутствовать министр культуры Ирана Сейед Мохаммад Хосейни, кинокритики выйдут к «Художественному» с одиночными пикетами с лозунгами: «Свободу Джафару Панахи», «Джафар Панахи: «Золотая камера» в Каннах, «Золотой лев» в Венеции. 6 лет тюрьмы, запрет на профессию в Иране», «Свободу художнику».

Среди пикетирующих – Антон Долин, Мария Кувшинова, Максим Эйдис и, конечно, Борис Нелепо. Впрочем, не все разделяют их позицию. Стас Тыркин у себя в фэйсбуке пишет: «А кто-нибудь из пикетчиков в курсе как живут отверженные иранские режиссеры? Не помню на каком фестивале одна киношная европейская иранка объяснила мне в каком на самом деле практически шоколаде пребывает прекрасный режиссер Панахи. Да, невыездной, что печально, потому что привык жить по-европейски хорошо. Но, во-первых, тюрьмой там даже не пахнет. Во-вторых, о нем узнал Спилберг. А кино он снимает, и его не глядя хватают все ведущие фестивали, даже если This Is Not a Film. Фархади снимает с Марион Котийар. Гобади только что снял с Белуччи. Живет в США. В титрах — Мартин Скорсезе. Только что в Сан Себастьяне откровенно вымогал себе приз. Разумеется, свобода — главная ценность. Но в условиях полной свободы Гобади снял свой худший фильм. И восточная хитрость не помогла. Но это мы все уже проходили. А по поводу Недели иранского кино, разве мало бездарных «неделей», составленных не специалистами, а посольскими работниками, проводится в Москве? Вы хотите чтоб они фильм изгнанника Гобади показали с нагим бюстом Белуччи?»

Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме

Кстати, Фархади снимает Беренис Бежо, потому что Котийяр не смогла. Но это уже мелочи, правда? В конце концов, критик — не новостник, откуда ему знать о перестановках в проектах Фархади. Да и фиг с ней, с этой неделей. В конце концов, московские критики могут (и надо бы!) устроить свой фестиваль иранского кино. С Панахи и Кияростами.

Но пикет, по-моему, дело верное.

кинофестиваль, кино Ирана  25 комментариев 
Комментарии (25)

Новый комментарий...

  • 26

    ILoveYouHoneyBunny 1 октября 2012, 17:39 пожаловаться

    #

    «приговорили к 90 ударам плетьми за съемки без платка на голове»

    Какой сейчас год?

    ответить

  • 17

    delvish 1 октября 2012, 18:17 пожаловаться

    #

    Средневековье блин, и самое главное они даже и не думают меняется. А везде куда едут стараются внедрять свои верования и традиции…

    ответить

  • 19

    audiovideofil 1 октября 2012, 19:12 пожаловаться Свободу Палестине! Свободу Израилю!

    #

    «Религия — общечеловеческий навязчивый невроз» © Зигмунд Фрейд

    ответить

  • 17

    Доктор Лайтман 1 октября 2012, 19:32 пожаловаться

    #

    Задолбала эта чертова политкорректность, какие все блин ранимые и чувствительные натуры блин стали.
    Показали бы «Диктатора» и «Невинность мусульман» для полного прикола уж.

    ответить

  • 11

    wayine 2 октября 2012, 04:11 пожаловаться

    #

    Русские критики не возмущены русскими фильмами, нет?

    ответить

  • ZELMIRA 2 октября 2012, 15:58 пожаловаться

    #

    куда уж там, за отсутствие возмущения в адрес русского «кино» им походу платят…

    ответить

  • 12

    Love is blasphemy 2 октября 2012, 11:27 пожаловаться

    #

    Вы хотите чтоб они фильм изгнанника Гобади показали с нагим бюстом Белуччи?

    Готов смотреть.

    ответить

  • 7

    audiovideofil 2 октября 2012, 13:07 пожаловаться

    #

    Готов присоединиться.

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 2 октября 2012, 15:49 пожаловаться

    #

    северную корею ругать как-то немодно стало, так теперь на иран переключились. информационная война в чистом виде. типа там диктатура, всё так плохо и ужасно, а изгаиль так просто царство света и справедливости. хотя иранские власти тоже жёстко тупят, поддерживая кино типа «дней жизни», явно представляющее из себя просто вброс в адрес столь ненавистного соседа.

    ответить

  • 1

    Братец Валдай 3 октября 2012, 23:10 пожаловаться

    #

    Уже хорошо, что в Иране набралось фильмов на неделю.

    ответить

  • эх, кто бы у нас плетей бездарным режиссерам давал???

    ответить

  • а если серьезно, то может скоро и в родных палестинах наших что подобное будет. с учетом растущей клерикализации… станем православным ираном, а михалков на гора начнет совсем уж замшело-патриотическое и воцерковленное кино давать.

    ответить

 
Добавить комментарий...