Винтик шоубизнеса
 



добавить в:
«Послание к человеку»: блокада, доброта, юмор и величавость

27.09.2012 22:56 • 12 комментариев

Посмотрела пять документальных фильмов на «Послании к человеку». Темы самые разные — от блокадного Ленинграда и британских шахтеров до трогательных корейцев и московских сантехников.

«Планета улитки», Южная Корея, режиссер Сын Чжун И.

Очень-очень-очень трогательная история о слепо-глухом Ён Чане, который живет вместе с женой, которая является его проводником в наш мир. Сун Хо – малютка с горбом, но при этом очень жизнерадостная и очаровательная. И вообще, как бы то ни было, фильм не только очень добрый, но и ни разу не давит на слезу – его герои живут, ну если не полной жизнью, то, как минимум, абсолютно обычной. Он изучает иврит, пишет пьесы и даже ставит их, подсказывая актерам, как играть.



Она мягко выстукивает по его рукам шрифт Брайля и тихо нашептывает про себя. Он может исследовать мир только наощупь. У него есть друзья – такие же инвалиды, полные жизни. Все они завидуют Ён Чану – ведь он женился. «И ты женишься, — говорит Ён Чан своему другу. – Когда будешь готов. А готов будешь, когда почувствуешь абсолютное одиночество». Но при этом предупреждает: «Если ты одинок – скажи об этом. Не молчи. Не погружайся в свое одиночество».

Он вообще поэт. Глядя на то, как слепо-глухой человек ощущает мир (трогает дождевые капли, прикасается к дереву, пускает воздушного змея, погружается в море) понимаешь, как многое мы воспринимаем как должное, тогда как для этого человека каждое соприкосновение с миром – новый опыт.



Когда Ён Чан едет с Сун Хо на поезде, она объясняет ему, что такое тоннель, через который они только что проехали. Это такая дыра в горе. «Наверное, горы чувствуют себя опустошенными, — заключает Ён Чан. – В них столько дыр».

Раньше он немного слышал, но сейчас помнит только ощущение прогрессирующей глухоты. «Как будто ты окружен густым слоем тумана». «Я слепой и глухой даже во сне. Ведь сны – это то, что ты видел. А я не могу увидеть во сне то, чего не видел в реальности».

«Планета улитки» уже завоевала ряд призов на международных кинофестивалях, так что если будет возможность, посмотрите обязательно – это еще и очень красивое кино.



«900 дней», Голландия, режиссер Джессика Гортер

Любой житель Петербурга знает, что 900 дней – это продолжительность блокады Ленинграда. По сути, мы знаем об этом чудовищном эпизоде из жизни нашего города всё, как нам кажется. Подчеркиваю – кажется. Свидетелей блокады с каждым годом все меньше, а учитывая, на какие фокусы способна наша память, полагаться на воспоминания всегда трудно.

И тем не менее, очень интересен взгляд из-за границы. Джессика Гортер – голландская документалистка, которая снимает уже свой второй фильм в Петербурге. Она любит город и даже неплохо говорит по-русски. Для своего фильма «900 дней» Джессика нашла нескольких ветеранов блокады. Не героев. Самых простых людей, которые просто пытались выжить.

Фильм начинается с кадров парада в честь 65-летия со дня Победы, который транслируется на огромном экране, установленном на Дворцовой площади. «Давай выключим эту комедию?» — предлагает мужу Зоя Николаевна. Супруг поддерживает: «Конечно, мы такого насмотрелись, давай, выключай». Зоя Николаевна родилась в 1923 году и блокаду помнит очень хорошо. Ей было 19, когда она работала радиотелефонистом в Кронштадте, во время войны. В отличие от многих забытых и заброшенных ветеранов, она живет более-менее хорошо – есть сын, внуки, которые регулярно навещают ее. Несмотря ни на что, Зоя Николаевна не носит свои медали, а в конце фильма одну из них и вовсе отдаст Джессике. «Они ничего не значат».

Вадим Павлович, в отличие от Зои Николаевны, свои награды любит. Он их начищает, холит и лелеет. Его жена Татьяна рассказывает про то, как видела трупы с вырезанным мясом, на что муж машет рукой: «Да ты мелкая совсем была, ничего ты не помнишь. Может было, а может и не было». Жена соглашается. В День Победы к супругам приходят школьники с дежурной гвоздикой. Вадим Павлович рассказывает историю из жизни. Дети сидят с постными лицами, но в какой-то момент у парня в глазах мелькает интерес.



Другая героиня – и это самая жуткая по-моему история, — 79-летняя художница Ленина Дмитриевна. Одинокая старушка, живущая в центре Питера, с надписью «в случае моей смерти позвоните по этому номеру», распечатывает конверт с открыткой от Президента России. И до чего же она нелепо смотрится в этой страшной обшарпанной квартирке… «Да какие мы герои, — детским голоском говорит Ленина Дмитриевна. – Мы – жертвы». Она рассказывает, как умерла сестра Ляленька, как мать отказалась жить и вскоре тоже умерла в ту самую лютую зиму 42-го. «А я выжила. И мне теперь страшно умирать, потому что они ушли, а я – нет». Когда ей исполнилось 11 лет, соседка зажарила кошку Полосатку. «И я ее ела. А что делать?» Этот эпизод нашел отражение в картине: исхудавшая девочка держит кошку с выпученными глазами, а стоящая рядом тощая женщина замахивается топором. «Я назвала ее «Каждый хочет жить», — сообщает Ленина Дмитриевна. Художница умерла в прошлом году.

Городское блокадное общество. Несколько пожилых женщин вспоминают, как шли танки с надписями «За Родину, за Сталина». Сожалеют о распаде СССР. После интервью собираются, надевают пиджаки с медалями и выходят на парад.

Идет экскурсия по музею блокады. Юный и упитанный курсант теряет сознание, при виде фотографий с людьми, в последней стадии дистрофии. Столкновение с реальностью не для всех заканчивается хорошо.

Интересно расставлены акценты. Кто-то гордится своим прошлым, кто-то хочет его забыть, кого-то оно преследует. Сколько людей, столько и историй. У фильма есть подзаголовок: «Мифы и реальность блокады Ленинграда». Поэтому неудивительно, что после сеанса началось довольно бурное обсуждение, и первой вышла бойкая бабуля в экстравагантном наряде. Простите за качество, не ожидала, что придется снимать. Дама очень возмутилась, что в фильме не были показаны герои.





«Вооружен и не очень опасен», Германия, режиссер Анастасия Винокурова

Колоритный Андрей работает слесарем в московском районе Ясенево. Он разъезжает на джипе по микрорайону, отвечая на вызовы москвичей, сдавшихся в борьбе с сантехникой. Собирается на работу как настоящий Рэмбо, травит байки как заправский сказочник. Частенько его перлы вызывали смех в зале, чего стоит, например такое: «Люди считают, что должны иметь хорошую машину, дорогие шмотки и часы, но заставить их поменять унитаз невозможно!»

Андрей заходит в самые разные квартиры. Вот трепетная дама охает над протечкой. «Вы так не драматизируйте, — по-своему успокаивает ее герой. – Поменяете. Это ж унитаз, а не сердечный клапан». Дама оказывается пианисткой и очень прикипела к своему инструменту, который хотела продать, но так и не смогла. Истории москвичей, к которым заглядывает Андрей, записаны как бы «красиво», тогда как за слесарем бегает «ручная», более живая камера. Еще одна хозяйка – преподавательница, положившая всю жизнь на свою семью. Она читает стих, сочиненный к собственному пятидесятилетию. Пожилая пара в хорошей квартире восемь лет назад похоронила убитого сына-бизнесмена. А вот Андрей отправляется в подвал, где живут гости столицы из бывших республик СССР и те грустно рассказывают, как утаивают правду о своей жизни в столице, сообщая родственникам, что у них все хорошо. «В подвалах по 25-30 человек живет», — деловито сообщает Андрей.

Смотрится очень легко. Вообще не понимаю, почему деньги на такой проект можно найти в Германии, а не в России. Я спросила Анастасию, где она нашла такого роскошного персонажа, а оказалось, он сам пришел – по вызову, к ее родителям. Действительно, лучшие истории случаются с нами или где-то поблизости.

Вы сами можете посмотреть этот фильм, он идет всего час.



«Шахтерские гимны», США-Великобритания, режиссер Билл Моррисон, композитор Йохан Йоханссон.

Слово «величавый» как-то само всплывает в голове минут через пять после начала этого фильма. Ни единого слова не будет сказано за 52 минуты, что он длится. Зато перед вашими глазами пройдут несколько десятилетий из жизни города Дарема, где аж с 11 века добывали уголь.

Сейчас на месте шахт расположились неповоротливые корпуса моллов, но на пленке сохранились лица шахтеров, добывавших уголь, их жен, спешащих по делам мимо одинаковых домишек, их детей, играющих на улочках. Шахтерские парады начала прошлого века – многочисленные и горделивые – перетекают в шахтерские забастовки времен Маргарет Тэтчер. Американский авангардист и документалист Билл Моррисон основательно прошелся по архивам BBC и нашел в них немало пленок отличного качества. Черно-белые кадры хроники сопровождает роскошная симфония исландца Йохана Йоханссона. Это воистину гимны – мощные, извините, величавые и впечатляющие.



Первые минут 10 я что-то тормозила. Так и подмывало встать и уйти, но потом…. Потом случилось что-то странное, и меня затянуло в эту черно-белую шахтерскую реальность, где под музыку разворачивались события с участием уже давно умерших людей. Смотрите, какие лица.



Подошла после просмотра к режиссеру, говорю, спасибо, у вас совершенно завораживающий фильм. Видели «Туринскую лошадь», интересуюсь. Он такой, ну да, конечно, Бела Тарр, а как же. Вот, говорю, на меня ваш фильм такое же впечатление произвел. Билл сказал, что это лучший комплимент, который он когда-либо слышал. И правда – не помню, когда еще происходящее на экране меня настолько завораживало. Хотя по идее: ну шахтеры. Ну работают. Ну музыка. А потом видишь вот такой кадр — и дух захватывает.



«Транслитки», Швеция, режиссер Эстер Мартин Бергсмарк

Ох, какую реакцию вызвал этот фильм! Некоторые российские критикессы выходили с перекошенными лицами, восклицая «Как можно было показывать эту мерзость??» «Мерзость» на деле очень красиво снятая история о людях, которым нелегко приходится в нашем мире, четко поделенном на два пола.

Эли Левен с самого детства чувствовал, что не похож на остальных. «Я раньше завидовал улиткам, потому что думал, что они могут переползать в разные ракушки. И только потом узнал, что пустые ракушки означают, что улитка мертва». Эли – писатель, который никак не может обозначить свой пол. Он называет себя «мальдевочкой» и приковывает внимание молодого режиссера, который постепенно входит в его жизнь и остается в ней.



Герои рассказывают о своей жизни, сидя в ванной. Очень интимные кадры, снятые со вкусом, изяществом и с любовью. Документальные кадры перемежаются с постановочными (местами они смахивают на «Древо жизни», но потом оказалось, что Эстер Малика не смотрел, но очень любит Тарковского и Германа), в которых рассказывается жизнь Эли. Похоже, он достаточно натерпелся от мира, но при этом не утратил восторженного восприятия и позитивного настроя.

На кинофестивале в Гётеборге в феврале этого года «Транслитки» получили приз как лучший скандинавский фильм. Ребята представляли картину в Питере, причем Эли даже спел на сцене, сообщив, что в фильме у него не очень хорошо это получилось: «Сейчас я пою гораздо лучше!» Эстер схватил камеру и снимал))



Я знаю, что запоминается последнее, но честное слово, увижу хоть один оскорбительный комментарий в адрес «Транслиток», я разозлюсь. Перефразируя, скажу, что когда Доктор Зло злится, мистер Бигглсворт расстраивается. А когда мистер Бигглсворт расстраивается, людей банят!



Скоро уже станут известны победители «Послания к человеку», кстати, пока не забыла – из вышеописанных картин только «900 дней» показывали вне конкурса. Вообще программа была очень и очень насыщенная, но увы, питерский климат свалил меня и два дня просто были вычеркнуты из жизни(( Жаль, конечно.

Ах, да. «Дом Кино» и «Родина», где проходит фестиваль, могут похвастаться такой вот красотой поблизости. И нет, это не обновленная iOS6.

Послание к человеку, кинофестиваль  12 комментариев 
Комментарии (12)

Новый комментарий...

  • 1

    Дикий Пушистик 28 сентября 2012, 04:52 пожаловаться

    #

    любопытно.
    Корейский фильм, про блокаду и про шахтёров — вот их поглядеть бы…
    темы — актуальнейшие. Особенно про инвалидов и шахтёров. Сколько у нас таких людей, и скуолько загибающихся со времён ещё ЕБНа моногородов… Только у нас мало где на месте бывших гигантов встанут или встают моллы. просто закрывают и всё… ну под склады порою используют… Очень грустно и страшно.
    Блокада… Я лично знаком с женщиной, которая девчонкой пережила блокаду (2 первых года), потом её спасли, эвакуировав… Комедией все праздничные мероприятия она не считает, и часто ездит в церковь, уже многие годы… Говорит что было страшно, но её мать совершила тогда чудо — не дала ей умереть… А вообще, помню, прилетел недавно в Питер, и когда в день начала блокады вдруг взвыли по городу сирены — пробрало до костей. Это надо помнить…

    ответить

  • Точка зрения на прошедшее у всех разная, это факт.

    ответить

  • 2

    surikata-n 28 сентября 2012, 08:56 пожаловаться

    #

    Про блокаду — это точно очень сложно и взгляды у всех разные, но если показывать, пусть даже не героев, то надо действительно с разных точек зрения. Мне кажется, лучше всего хотя бы попробовать понять, что такое блокада, если ты вырос на рассказах о ней, так вот прийти — послушать несколько человек и решить, что ты понял блокаду — не знаю… Моя бабушка нечасто рассказывала об этом, хотя во время блокады была в сознательном возрасте, заканчивала школу, но из каких-то небольших историй и фраз складывалась своя особенная мозаика. Взгляды на что-либо зависят от характера самих людей. Кто-то видел только ужасы, а кто-то вспоминает, как в самые голода нашёл конфетки, завалившиеся когда-то за буфет и какое это счастье было. В этом фильме есть такие люди? И ещё, самое главное, что я вынесла из рассказов моей бабушки, больше всего людей умерло не от бомбёжек и даже не от голода, а от невыдержанности… Умирали чаще те, кто съедал весь паёк сразу и не умел его растягивать понемногу, те, кто ели крыс, ремни и прочую гадость… Вот такой вот ещё один взгляд… И кстати, у тёти моей бабушки всю блокаду пережила кошка и никто её не съел, и такое было… Кто-нибудь рассказывал о такой блокаде когда люди смогли остаться людьми, не героями, а просто людьми, пусть и в экстремальных условиях?

    ответить

  • Как раз про таких людей и фильм — они выжили. Не геройствовали, а просто тихо выживали.

    ответить

  • 2

    audiovideofil 28 сентября 2012, 10:42 пожаловаться И нет, это не обновленная iOS6

    #

    А не важно. Я всё равно не знаю, что это. Главное, что панорама красивая, которая снята обычным цифровиком (сам такие снимаю). Угадал?)

    ответить

  • Нет, это айфон, просто приложение есть для панорам — у меня криворукость что-то раньше не позволяла панорамы снимать, пока не доперло, что необязательно 360 градусов заканчивать))

    ответить

  • 3

    audiovideofil 28 сентября 2012, 11:21 пожаловаться

    #

    :)) А я вообще раньше не знал, что в моём цифровике есть функция «панорамная съёмка». Лень было ковыряться в меню, но когда обнаружил (случайно), весь аккумулятор на панорамы истратил.) И не зря! Удалось запечатлеть людей-призраков, которые попадали на склейку между кадрами и от которых оставались только висящие в воздухе либо рука, либо нога, либо полтуловища.))

    P.S.
    Прошу прощения за оффтоп.

    ответить

  • Ничего, бывает))

    PS Люди-призраки это круто!

    ответить

  • 4

    audiovideofil 28 сентября 2012, 20:55 пожаловаться

    #

    Предупреждение сделало своё дело. За весь день всего три поста (мой не в счёт). Такое впечатление, что кроме желающих написать оскорбительные комментарии в адрес «Транслиток» больше никто так и не заглянул…

    ответить

  • 4

    vanillasky911 28 сентября 2012, 15:46 пожаловаться

    #

    Некоторые российские критикессы выходили с перекошенными лицами, восклицая «Как можно было показывать эту мерзость??»

    А почему именно такая реакция, почему «мерзость»? И кем являются герои — трансвеститами, андрогинами? Пытаюсь понять, что такого «из ряда вон» было в их фильме, к чему критики еще не привыкли. Может быть, подобная реакция из-за того, что фильм документальный (отчасти)…

    ответить

  • Vespasiana 5 октября 2012, 21:13 пожаловаться

    #

    О сантехнике просто очаровательный фильм! Спасибо)

    ответить

  • staplesnout 12 февраля 2013, 20:34 пожаловаться

    #

    Очень заинтересовал фильм про шахтеров. После посещения Рурской области в Германии отношусь к этим людям с большим уважением и стараюсь больше узнать об их укладе жизни.
    Спасибо за обзор.

    ответить

 
Добавить комментарий...