• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Винтик шоубизнеса
 



«История Арканарской резни». Making of.

25.09.2012 12:10 • 31 комментарий

Пока большая часть журналистов и кинематографистов смотрела фильм в компании Алексея Германа на «Ленфильме», я приехала в мерзлоту Дома Кино, где и провела час с лишним, наблюдая за тем, что творится на экране. А там... Ох, что там творилось. Но сначала было вступление. на сцену вышел молодой человек в модной полосатой футболке и сказал, что видимо говорить придется ему, как режиссеру, потому что Герман смотрит «Плэйбэк» на «Ленфильме» и, будем надеяться, с ним ничего не случится (потом стало понятно, почему).

Как оказалось, это и есть Антуан Каттен, один из авторов проекта, показанного на кинофестивале в Карловых Варах и не очень-то понятого тамошней публикой. Ну и действительно, если не знать всей подноготной проекта, будет довольно сложно понять, кто этот вечно матерящийся и недовольный мужчина на экране и почему на съемочной площадке такой бардак.



Швейцарский режиссер уже давно живет в России, в совершенстве владеет русским языком и говорит без акцента. Перед показом фильма, который получил название «Плэйбэк», Каттен рассказал, как он 12 лет назад пришел к Герману с просьбой разрешить ему снимать на площадке «Истории Арканарской резни». «Я тогда был зеленым киноведом и хотел начинать снимать кино, — сказал Каттен. – Я пришел к Алексею Юрьевичу и спросил, можно ли пройти у него стажировку. Он сейчас перед премьерой на «Ленфильме» вышел на сцену и вспомнил, как много лет назад к нему подошел улыбчивый швейцарец с лицом афериста».



Честно говоря, я не заметила ничего ТАКОГО в лице Антуана – милый, улыбчивый, приятный. Снял очень интересный фильм. Закадровый текст изменен – в Карловых Варах фильм назывался «Трудно быть богом» и читались отрывки из книги Стругацких, а в окончательном варианте он называется «Плэйбэк» и за кадром идут очень интересные размышления Каттена и его рассказ о съемках «Истории Арканарской резни».

Антуан следил за съемками фильма Германа с 2000 года. «Он хотел снимать фильм в 1968 году, но тогда в Чехословакию вошли советские танки«, — рассказывает режиссер за кадром. В 2000 в Прагу снова вошла армия, говорящая по-русски. На сей раз – русские солдаты, снимавшиеся в массовке фильма Германа.

«Как меня вот тот монах слева за***», — крепко выражается командир, пытаясь выстроить разбредшихся по берегу «монахов» вокруг костров. Парни со смурными лицами разбирают биты, рассредоточиваются по местности, изображают радость — и все это под матюги режиссера и командира. На площадке настоящий хаос. Жена режиссера, Светлана Кармалита, пытается как-то успокоить разбушевавшегося мужа. «Не смей мне указывать, как снимать фильм!» — кричит в ответ супруг.

Через несколько минут он, обняв жену, будет рассказывать, что она с ним исключительно из-за любви к кино. «Она меня только потому дома и держит, — говорит Герман. – Очень кино любит. Иначе давно бы уже выставила!»



А вот уже дело происходит в России. Много-много фактурных людей ожидают, когда режиссер выстроит сцену. «В России человек не может существовать сам по себе, — грустно говорит Каттен за кадром. – Он проявляется только в контакте с другими. Особенно тесный контакт – в метро, когда ты едешь и разглядываешь сотни и тысячи лиц, движущихся по противоположным эскалаторам. У выхода из метро стоят ассистенты режиссера и выбирают выходящих людей. За рожи». Здесь, среди актеров и внук Мейерхольда, получивший роль исключительно за выдающийся нос.



На площадке стоит осел, через которого перекинут обнаженный статист. Статист волнуется. «Ты лежи себе спокойно, он никуда не прыгнет. Он спокойный, старый осел», — успокаивает голого мужика дрессировщик. Осел не только не прыгает, но и не идет. Оказывается, слишком много дублей. «Если много повторять, он обязательно упрется», — сетует дрессировщик. Мимо пробегает Герман. «Х**е вы здесь раскомандовались? Почему человек на осле ногами дрыгает??»

Глотком адеквата во всем этом царстве хаоса и грязи кажется появление Леонида Ярмольника. Он играет Дона Румату, который прибыл на эту планету следить за происходящим. Как и наш швейцарец, он приходит в ужас. Вот Ярмольника гримируют. «Ты ж меня не в мавзолей кладешь», — смеется актер. Ему предлагают укрепить парик. «Гвоздь что ли вбить? Так у меня там ууже есть гвоздь! Называется «работа у Германа»!» Герман тем временем отсматривает очередной дубль и отчитывает артиста: «Ты мне весь кадр испоганил! Что ты за рожу скривил? Вот это вот, вот это, что это такое?? А еще заслуженный артист называется! Уволю всех!! И швейцарца этого злое***го уволю!!»



В 2006 Герман дает интервью и говорит, что Путин – лучший президент России за 100 лет. «Я просто не согласен с какими-то вещами». Приводит цитату Вольтера про свободу и говорит, что под этой цитатой родился Гитлер. Говорит, что когда торжествуют «серые», к власти приходят «черные». «Черных» надо убивать. Как никогда в России сильна угроза фашизма.

Каттен рассказывает, что жизнь в России – жизнь в постоянном страхе. «Не прогонят ли меня отсюда? Дадут ли разрешение на прокат фильма?» Точно так же мучается от непонимания Ярмольник. «Ты давай-ка эту сцену не по-горьковски, а по-чеховски сыграй», — говорит режиссер. «Мы уже четыре раза меняем задачу», — возмущается Леонид. «Ты такой артист, что тебе какую задачу не ставь, ты ее все равно не играешь», — отрезает Герман.

Вот Светлана Кармалита пытается хоть как-то утешить актера. «Котик, не сердись». Ярмольник взрывается: «А потом у вас все будут нормальные, один я буду ху**й!»



Массовка. Массовка. Массовка засыпает в кадре. Кто где. У съемок нет ни конца, ни края. Умирает оператор Владимир Ильин. После прощания с телом, уборщица ожесточенно моет пол.

Съемки продолжаются. Снова какой-то статист испортил кадр. «Гнать его! И денег не платить за работу! – гремит Герман. И поясняет. – Он пьяный на работу пришел. Кто у нас тут еще пьяный?» Череда уставших лиц. Кадры из фильма видны только на мониторе, который и называется «плэйбэк». Это глаза Германа.

Фильм режиссер измеряет в метрах. Например, он говорит: «Здесь не хватает трех метров». Значит, не хватает 6 секунд.

Ярмольнику накладывают «старый» грим, Герман сидит рядом. «Я как мудак какой-то», — смеется актер. «Разница небольшая, но так лучше», — скупо отвечает Герман. Говорят, они больше не общаются. Конечно, не из-за этой фразы.



«Мне остое***ла эта группа! Вы ничего не делаете!» — рычит режиссер. Сценария на площадке до сих пор не видно. Каттен находится на площадке 6 лет и никак не может понять, как создается этот организованный хаос. В общей сложности съемки длились 7 лет. Сейчас Герман пытается озвучивать картину. Ему сложно – изменился политический климат, изменился подтекст. Кроме того, от него ждут шедевра, а что получится на выходе – большой вопрос.

А Россия… «Недавно я познакомился с группой веселых художников, которые переворачивают мусорные баки и машины (в зале дружный смех), — говорит Каттен. — Когда я вижу таких художников, мне хочется остаться здесь. И никуда не уезжать».

Отличное кино.

Вот только зачем наши режиссеры-гении творят в таком хаосе, я никогда не пойму.
Послание к человеку, кинофестиваль  31 комментарий 
Комментарии (31)

Новый комментарий...

  • Мда. Надеюсь фильм хорошый будет.

    ответить

  • 2

    KiD 25 сентября 2012, 21:50 пожаловаться

    #

    Естественно, все в статье указывает на это.

    ответить

  • 3

    KinoDark 25 сентября 2012, 16:32 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью. Очень смешная. Захотелось посмотреть «Плэйбэк». Надеюсь, что опус магнум Германа мы все таки увидим в этом году.

    ответить

  • 3

    dimetil 25 сентября 2012, 16:37 пожаловаться

    #

    «Вот только зачем наши режиссеры-гении творят в таком хаосе, я никогда не пойму.» — вопрос вопросов!

    ответить

  • 5

    tk_248 25 сентября 2012, 17:45 пожаловаться

    #

    Наверное получится хорошая комедия

    ответить

  • NataliaHigginson 25 сентября 2012, 18:39 пожаловаться

    #

    Очки у Германана первой фотке совершенно убойные. Вот посмотреть бы на него в них))) Я знала Германа, когда он снимал Мой друг Иван Лапшин. И он меня взял тоже «за хорошее лицо». Хе-хе. Я тогда не сразу поняла, что он имел в виду)))

    ответить

  • Анита К 25 сентября 2012, 19:52 пожаловаться

    #

    его очки против вашей шапочки
    да, гениям пофиг, как они выглядят!

    ответить

  • 3

    Ilan Thorn 25 сентября 2012, 19:16 пожаловаться

    #

    Ух, страшен гений-перфекционист в творческом угаре. Хотелось бы посмотреть «Плэйбек», определенно.

    ответить

  • Дарико Цулая 25 сентября 2012, 23:56 пожаловаться

    #

    5 октября (если я не ошибаюсь с датой, проверьте на сайте) на фестивале 2morrow у вас будет такая возможность)

    ответить

  • 4

    audiovideofil 25 сентября 2012, 19:47 пожаловаться «Х**е вы здесь раскомандовались?»

    #

    Все снежинки распознал, а с этими не смог справиться.(

    ответить

  • 3

    Анита К 25 сентября 2012, 19:50 пожаловаться

    #

    Вам кажется, что женщины долго собираются? Вспомните только одно слово «Герман»!

    ответить

  • 1

    dimetil 26 сентября 2012, 14:27 пожаловаться

    #

    это пять!

    ответить

  • 1

    Tayrus 25 сентября 2012, 19:56 пожаловаться

    #

    Спасибо за впечатления, было интересно.

    Кроме того, от него ждут шедевра, а что получится на выходе — большой вопрос.

    ответить

  • Анита К 25 сентября 2012, 20:21 пожаловаться

    #

    «Это рассказ о продолжающейся уже более десяти лет работе Алексея Германа над фильмом „История Арканарской резни“ по роману братьев Стругатцких» http://www.kinopoisk.ru/film/689508/ ау, КП, исправьте ошибку!

    ответить

  • «Ау, КП» здесь писать бесполезно. На странице фильма есть кнопка «Нашли ошибку».

    ответить

  • 1

    Анита К 26 сентября 2012, 07:50 пожаловаться

    #

    спасибо, видимо, я по невнимательности её не заметила

    ответить

  • 3

    sweden80 25 сентября 2012, 21:20 пожаловаться

    #

    о боги, Татьяна Шорохова развенчала гений Германа.
    8 лет съемок а он все без сценария шарашит. Прямо Хармс какой-то: «Снимает бывалочи Герман кино, а сценарий никому не показывает…» мда

    ответить

  • 2

    KiD 25 сентября 2012, 21:59 пожаловаться

    #

    После прочтения отличного текста возникли посредственные вопросы:
    1) Кто все эти 7-8 лет платит за съемки?
    2) Зачем?
    3) В каких 2х кинотеатрах это будут показывать? (вопрос, понятное дело, риторический)

    ответить

  • dimetil 26 сентября 2012, 14:28 пожаловаться

    #

    Да, хорошие вопросы.
    Ну у Германа-то есть ответ — «Кубрик».
    А как нам на эти вопросы ответить?

    ответить

  • sweden80 26 сентября 2012, 15:00 пожаловаться

    #

    ну поднимите хай: Герман пилит народные деньги… Вы кто чтобы их считать?

    ответить

  • 2

    KiD 26 сентября 2012, 22:33 пожаловаться

    #

    Да хрен бы с ними с народными деньгами. Но если они народные, то вопрос скорее в том, кто он такой что бы их тратить?
    А если не народные, то кто идиоты которые таким мудреным способом транжирят свои деньги? На таких глазеть всегда интересно. Мой вариант: знакомые Ярмолника, вложившиеся в Стиляг.

    ответить

  • dimetil 1 октября 2012, 14:29 пожаловаться

    #

    «Вы кто чтобы их считать?»

    Видимо, народ, который платит налоги, не?

    ответить

  • sweden80 1 октября 2012, 14:36 пожаловаться

    #

    и много вы заплатили с 1920?

    ответить

  • dimetil 1 октября 2012, 17:19 пожаловаться

    #

    «Вы кто чтобы их считать?» (с)

    ответить

  • sweden80 1 октября 2012, 18:45 пожаловаться

    #

    убил моей же цитатой. смешно, да

    ответить

  • 3

    Provod 26 сентября 2012, 01:08 пожаловаться

    #

    Да когда ж он его снимет наконец.
    К сожалению, мне кажется, что ни один фильм на Земле не может быть так хорош, чтобы снимать его 12 лет.
    Какры со съёмок, которые можно найти на Youtube, конечно, впечатляют своей аутентичностью, но страшно затянутые сроки съёмок и прочие моменты вызывают подозрение, что в итоге получится далёкая и от книги, и от социальной фантастики в целом притча.

    ответить

  • 1

    dimetil 26 сентября 2012, 14:29 пожаловаться

    #

    «далёкая и от книги, и от социальной фантастики в целом притча.»

    Более того, это уже было. Добавил бы еще «далекая от зрителя».

    ответить

  • 1

    Джон Кларкс 1 октября 2012, 09:00 пожаловаться

    #

    Даже не знаю, что получится, боюсь разочароваться. Но снимать 12 лет!? Неудивительно, что он так неприкрыто матерится, это же какую силу воли и желание надо иметь, что бы 12 лет изо дня в день делать и делать и делать. А Каттен? Такой же творчески сумасшедший и одержимый как и Герман

    ответить

  • 2

    dimetil 1 октября 2012, 14:28 пожаловаться

    #

    «это же какую силу воли и желание надо иметь, что бы 12 лет изо дня в день делать и делать и делать.»

    Это, конечно, достойно восхищения (особенно с учетом возраста мэтра.)
    Но лично я предпочитаю восхищаться способностью некоторых режиссеров снимать шедевры чуть быстрее)))

    Тем не менее, ждем.

    ответить

  • 1

    dimetil 2 октября 2012, 18:31 пожаловаться

    #

    Шикарное от режиссера Клода Шаброля:

    «На съемках я ни разу не растерялся и не проявил нерешительности, и это, думается, успокоило моих подчиненных. Лучше всего я уяснил на этой картине, насколько верна для кино формула «время — деньги». Я проявлял такую придирчивость в мелочах, что уже через неделю отставал от плана на три месяца. Мой ассистент объяснил мне, что с такими темпами я быстро израсходую смету. А так как я был сам продюсером фильма, то призадумался. Постепенно я привык работать быстрее и понял, что главное для режиссера — не добиваться своего в каждой детали, а безошибочно определять самое существенное и уметь сосредоточиться именно на этом.»

    ответить

  • gbp2006 22 октября 2012, 17:36 пожаловаться

    #

    Есть ли где-то возможность, найти Плейбэк в виде диска? В интернете? Так хочу друзьям показать, и не знаю где его найти..

    ответить

 
Добавить комментарий...