• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Винтик шоубизнеса
 



Тяжела и неказиста

31.05.2011 19:16 • 24 комментария

Жизнь российского журналиста. Про это не пиши, здесь не говори, а потом выясняется, что тебя еще и не любят. Пресс-конференция по питерскому Кинофоруму навела меня на печальные размышления.

Я живу в Петербурге. Это такой милый городок, построенным двухметровым усачом, чтобы грозить шведу. Из Питера до Москвы «лишь восемь часов без сна», как пел Максим Леонидов. С тех пор многое поменялось : часов стало меньше, городок больше, шведам грозить не надо, Леонидов снялся в фильме про Высоцкого, а вот противостояние со столицей никуда не делось. Лично я придерживаюсь правила о том, что город это прежде всего люди. У меня полно хороших знакомых в Москве – с какой стати мне считать этот город плохим? По этой же причине я не терплю дурацкие выпады в сторону своего города и ласково баню любителей посквернословить.

Но вот сегодня я была на пресс-конференции, посвященной Второму Петербургскому Кинофоруму, и выходила из зала с ощущением крайне неприятным – опять поднялась тема о московском заговоре (Минкульт отказал в финансировании, так что Кинофорум поднимается мэрией города и независимыми инвесторами). Я люблю «Секретные материалы» и тоже склонна видеть во многом дело рук Курильщика, но разбираться в проблеме финансирования не хочется — там черт ногу сломит.

Тех, кто сидел в президиуме мне не было видно – только слышно. Перед стульями выстроился лесок телекамер. «А вы что сюда смотреть пришли? – заявил один из операторов, загородивших обзор, моей подруге, тоже журналистке. – Вот сидите и слушайте». То, что при этом приходится наблюдать пятые точки людей Телевидения, в расчет не берется – ну да ладно, оставим это на совести организаторов.

Вот кстати организация. Господин президент Кинофорума Алексей Герман и президент молодежного Киногорода «Метрополис» Александр Сокуров говорили много теплых слов в адрес людей, с которыми им пришлось работать. Зато вот зритель пошел... Цитирую г-на Германа: «Может, на это люди не будут ломиться, потому что вкус достаточно испорчен». Г-н Сокуров много и долго говорил о том, что молодым и начинающим кинематографистам необходимо давать отпор и сопротивляться – правда, чему именно, не уточнил. За него это сделал режиссер Михаил Баркан. Оказывается, сопротивляться надо посредственности, которая свойственна мэйнстриму. Михаил произнес тираду насчет современного российского кино в стиле «никто не смотрит, а деньги им дают». Ну здесь просто. Если ты снял кино, которое никто не увидел, возможно, есть смысл подумать, хорошее ли оно, а не клясть посредственный мэйнстрим.

И в этом, как мне видится, и кроется основная проблема российского кинематографа. У нас очень много разговоров ведется о духовности кино и бездуховности зрителя; об огромных бюджетах, выделяемых государством одним режиссерам и трудностях финансирования для других. Много говорят о том, как наше кино не смотрят или смотрят, но не понимают. Говорят о том, как зритель предпочитает тупую американскую жвачку, но – эй! – что-то они молчат о том, ЧТО наши режиссеры предлагают смотреть русским зрителям. О, да, дорогу в кинотеатры находит только бездушный мэйнстрим (табличка «Сарказм»).

Кино, изначально предназначавшееся для развлечения парижских зрителей, мутировало, принимало разные формы, возводилось в ранг искусства, становилось коммерческим – кино было и остается разным. Почему многие наши кинематографисты упорно пытаются нести знамя арт-хауса, отвергая мэйнстрим, мне непонятно. Хотя, есть версия. Мне иногда кажется, что они попросту путают малобюджетное кино с блокбастерами. Скажем, есть «Черный лебедь», а есть «Темный рыцарь». Или вот есть «Бойцовский клуб» и «Криминальное чтиво» — типичное авторское кино, но при этом заслужившее статус культового и любимое многими. «Мертвец», «Небо над Берлином», «Любовное настроение», «Карты, деньги, два ствола», «Пес-призрак» — эти фильмы прекрасно известны и любимы многими зрителями. Они не стоили огромных денег, но получили признание большинства зрителей – не признак ли это мэйнстрима?

Арт-хаус – это уже несколько иная вотчина. Здесь правят бал какой-нибудь Джейлан и Минлян с Вирасетакуном, в компании румынских экспериментаторов, но я что-то ни разу не слышала от них вздыханий «какой пошел зритель». Эти режиссеры и не рассчитывают на широкий прокат! Более того, их фильмы не стоят огромных денег. Они оказываются в ограниченном прокате – и да, это нормально, потому что действительно кино не для всех. И не потому что все остальные ни черта не понимают и у них «мозги йогуртом залиты» (цитата одного отечественного режиссера), просто вкусы разные. И конечно же мэйнстрим (куда входит и «Король говорит» и недавний каннский фаворит «Драйв») для восприятия проще. Давайте считать это правом зрителя на эскапизм – жизнь и без того не очень легкая. Почему я после тяжелой рабочей недели не имею права сходить на «Тора»? Вы, например, имеете полное право посмотреть «Дядюшку Бунми» и получить удовольствие, если картина заговорит с вами, как это свойственно авторскому кино. Например, новый Малик со мной не просто не заговорил – он со мной упорно молчал два с половиной часа. Зато Апичатпон наговорил столько всего, что разгребаю последствия и по сей день.

И тем не менее, законы современного кино таковы: фильм, в который вложены деньги, должен как минимум окупиться, как максимум принести прибыль. Тим Бёртон в книге Burton on Burton подчеркивает: если студия дает мне деньги, значит, она на меня рассчитывает, и я должен снять фильм, который зрители будут смотреть. Кевин Смит в своей книге Silent Bob Speaks рассказывает, что перестал быть независимым режиссером в тот момент, когда «Клерков» приобрела Miramax для проката.

Пока наши режиссеры будут считать, что их не смотрят по причине тотальной духовной бездуховности, все будет плохо. Зрителя надо бы уважать. И в то же время не мешало бы посмотреть на тренды – Канн и Венеция показывают самое разное кино. «Фестивальное» и «авторское» — не значит скучное или затянутое! Когда уже это станет очевидным, я даже не знаю.

Ой, фестиваль! Пардон – Кинофорум. Там будет много разного кино, о котором вы можете узнать на официальном сайте. Там еще будет пресловутый «Метрополис», куда свезут 200 молодых режиссеров-любителей, чьи работы нашлись на YouTube. Будут и ретроспективы и экран в Александровском саду для бесплатного показа. Но писать про это что-то не хочется.

Просто под конец пресс-конференции из президиума подала голос мадам Аркус, возглавляющая журнал «Сеанс» и заявила, что журналистов не любит. Собственно на этой прекрасной ноте вышла треть зала, в том числе и я. Так что у нас в Питере чуть ли не казус а-ля «Канн и фон Триер» случился. Вот только Ларс он всегда был не в себе, и журналисты в большинстве своем знают, что от него ожидать, а вот когда главред журнала такое говорит, остается только встать и выйти.

PS Напоследок вот вам авторский, любительский и европейский Бэтмен

  24 комментария 
Комментарии (24)

Новый комментарий...

  • 20

    KrusRi 31 мая 2011, 23:43 пожаловаться

    #

    Мои аплодисменты вам!!! Вы потрясно описали что такое мэйнстрим артхаус и что твориться с русским кинематографом.) Спасибо вам
    И Тор.)))
    И пускай у американцев йогуртовые фильмы — после них хочеться одеть крылатый шлем, и мир спасать

    ответить

  • Спасибо! Я на самом деле арт-хаус тоже люблю и мэйнстрим люблю и наше кино, когда хорошее получается тоже люблю — просто есть такая проблема и как-то про нее не принято говорить(

    ответить

  • 5

    KrusRi 1 июня 2011, 00:25 пожаловаться

    #

    Я тоже люблю и артхаус и мэйнстрим… а наше… мысли наших современных режиссеров мне совсем уже не кажуться родными… или это все загадочная русская душа…
    Подскажите что нибудь посмотреть чтоб окончательно не разубедиться в российском кинематографе

    ответить

  • «Елену» обязательно посмотрите, как выйдет — очень хорошая. Мне еще кстати не нравится термин «загадочная русская душа». Неужели французская душа проще и понятна, как пять копеек?))

    А еще из последнего мне очень симпатичен фильм «Видримасгор», но он даже до видео не дошел еще(

    ответить

  • 4

    ABKHAZ 31 мая 2011, 23:48 пожаловаться Подписываюсь

    #

    Лирично и правдиво, Татьяна!

    ответить

  • 4

    Gregory PeKK 31 мая 2011, 23:59 пожаловаться

    #

    Поддерживаю!. Но Апичатпон меня страшно утомил…)

    ответить

  • Ну так я и говорю — не со всеми он разговаривает! И нет в этом криминала.

    ответить

  • 3

    Tayrus 1 июня 2011, 01:10 пожаловаться

    #

    За Бэтмена отдельное спасибо. Мало что понял, но стилизация отличная.

    ответить

  • 2

    dinagus 1 июня 2011, 09:10 пожаловаться

    #

    Спасибо за заметку, вы все правильно описали. Я тоже люблю мэйнстрим и арт-хаус и некоторые наши фильм и не понимаю почему создатели возмущаются, что никто не ходит на наше кино, если они суют нам извиняюсь за выражение практически одно Г.

    ответить

  • 2

    zemfis 1 июня 2011, 09:44 пожаловаться

    #

    Татьяна, вы такая классная! Спасибо вам за это!))

    ответить

  • 2

    Vic Bereton 1 июня 2011, 10:35 пожаловаться

    #

    Правдиво. Вечно ищут виноватых кругом, нет чтоб на себя внимание обратить…

    ответить

  • Сложная конечно тема, тут одним постом не ограничиться, но в целом согласен, вместо того чтобы винить весь мир вокруг может лучше начать с себя
    ПыСы ролик очень стильный)

    ответить

  • По теме можно диссертацию написать, но я как-нибудь потом))

    ответить

  • 2

    Lazeika 1 июня 2011, 11:52 пожаловаться

    #

    нет, это понятно, что наших журналистов и в магазинах бьют и вообще повсеместно не очень любят. НО.
    Но, разве в словах о бездуховности зрителя нет толики правды? как же, вспомните камеди клаб «фильмы» и их кассу! это что — показатель духовности, культурности, изысканности и тд и тп?

    ответить

  • Devil in the details, как говорится. То есть, главное — детали. Вопрос, не что сказано, а как сказано. Одно дело вздохнуть и сказать, что увы, есть такая проблема, люди предпочитают коммерческое и хорошо разрекламированное (что немаловажно!) кино, а другое — сидеть и всех под одну гребенку крыть.

    Ну смотрите, что сейчас происходит в кинотеатрах? Пираты-Панда, Пираты-Панда. Мне кстати «Панда» очень понравилась, милейшее кино, но ведь альтернативы практчисеки нет! Вот народ и ходит на «Мотыгу судьбы». Я не видела фильм, но смотрела фрагменты на Кинорынке и могу предположить, что это каино как раз из раздела того, что так не любят наши классики. Даже в многозальниках альтернатива небольшая. Ну и кто в этом виноват?

    ответить

  • 1

    Paranoik-kinofan 1 июня 2011, 13:31 пожаловаться

    #

    М-да. По ходу дело не только в зрителе, но и в самих наших киношниках. Вот только до них это не особо доходит. А пост хороший, как впрочем и всегда. Спасибо Вам, Татьяна)

    ответить

  • 1

    eillecho 1 июня 2011, 15:20 пожаловаться

    #

    я заранее приношу свои глубочайшие извинения, но позвольте указать вам на ошибку:
    «Они не стояли огромных денег, но получили признание большинства зрителей — не признак ли это мэйнстрима?»
    не стоили
    я с первого раза и не поняла, что имелось в виду.

    Но это так, маленькая ложечка дегтя в бочке меда всех остальных комментариев, к которым я присоединяюсь. Да, да, всё так, и я с вами тоже согласна на все 100%

    ответить

  • Это опечатка, конечно, но спасибо все равно!)

    ответить

  • 2

    VasekVVV 1 июня 2011, 19:06 пожаловаться Наши режиссёры такие демагоги…

    #

    Герман: «Может, на это люди не будут ломиться, потому что вкус достаточно испорчен»

    Это тот, который лет 15 уже ничего не снимал?
    Мэтр считает, что ходить в кино чаще, чем раз в 15 лет — признак дурного вкуса?

    Наши режиссёры такие демагоги, вы когда-нибудь слышали, чтобы Скорсезе, Сбилберх или Бэй говорили о плохих вкусах? Вот они кассу и гребут, уважая зрителей, а советские старпёры любят говорить… работать надо!

    ответить

  • 1

    gurur 1 июня 2011, 21:37 пожаловаться

    #

    Сейчас напишу абсолютно непопулярную вещь: мне не нравятся фильмы Тарковского! Я их абсолютно не понимаю! Смотрел с разным настроением — эффект один и тот же. Хотя он, казалось бы, один из самых признанных отечественных режиссеров, на которого в той или иной степени равняются очень многие режиссеры нынешние. Поэтому если передо мной встанет выбор: «Сталкер» или «Трансформеры», я выберу последних! Это я к вопросу о том, чтобы российский кинопром в самом деле не зацикливался на излишней духовности, а мог бы просто предложить «красивую конфетку», но без чрезмерно заумного наполнителя.

    ответить

  • splash emotion 2 июня 2011, 01:06 пожаловаться

    #

    увы, ни на «сделать вкусную конфетку», ни на «снять в духе Тарковского» они не способны.
    для начала нужна свежая кровь, которая лучше них знает что такое «трансформеры» и готова делать деньги, снимая в «духе трансформеров»
    у нас очень много режиссеров снимают на одну и ту же тему (с новым годом хуже и хуже, уже тошнит), а свежих идей и оригинальности ноль. верю, скоро это придет)) и будут у нас свои фильм, визуальные как у Бэя, а по художеству похожие на фильмы Тарковского)

    ответить

  • Sekundomer 4 июня 2011, 16:53 пожаловаться

    #

    Фильмы Тарковского мало кому нравятся, все почему? Потому что он первоначально снимал кино ради кино. а вообще ни как относился к зрителю, для Тарковского зрителя не было в природе.

    А вот мне нравятся фильмы Тарковского. Не знаю кто как, но для меня в его фильмах важно напряжение, которое достигает периодические немыслимых пределов, и конечно же визуальный ряд, красивые и яркие кадры. Ну и фильмы то им снятые касаются важнейших проблем и заставляющие остановится и порой не приятные и жестокие «Андрей Рублев» тот же.

    По «Тарковскому» увы нынче модно учится, хватая поверхности и теорию. Точно так же учатся и по Эйзенштейну познавая секреты монтажа. Возвеличивание имен (конечно не без оснований) наложило отпечаток для принятия их фильмов.

    И «Трансформеры» я люблю очень. Уже не могу дождаться выхода третьей части)))

    ответить

  • Sekundomer 4 июня 2011, 17:00 пожаловаться

    #

    Про «Секретные материалы» большое спасибо)))

    ну а пока русские режиссеры и продюсеры спорят и мутят воду мы будем ходить на американский мейнстрим и качать американский арт-хаус (который не прошел у нас в прокате). Обидно за русское кино в целом. Ведь когда смотришь хороший русский фильм получаешь массу удовольствий. Первое это ощущение русской души в кино. Жаль, что русский блокбастер еще в разделе мечты, и если уж получается то в пределах редкости. У меня просто напрашивается вывод русскому кино не дают подняться, просто откачивая через него деньги и все. Большинству ничего не нужно и не хочется, а молодой крови не дают влиться, боясь разбавления рядов. Скажете мания заговора? А да, действительно заговора, слишком явные ходы в рядах критиков, рекламах, ток-шоу, шокирующих обвинений и яркое проталкивание уже состоявшихся имен и восхваления их прокисших продуктов.

    ответить

  • Трор 6 июня 2011, 09:04 пожаловаться

    #

    Браво, мои аплодисменты, Таня!

    ответить

 
Добавить комментарий...