Винтик шоубизнеса
 



добавить в:
«Социальная сеть»: Сценарий против книги

02.03.2011 18:58 • 33 комментария

Солнечным апрельским утром Бен Мезрич сидел за столом и сосредоточенно расшифровывал запись разговора с одним из основателей Facebook Эдуардо Саверином. Возле его новенького ноутбука красовалась кружка с логотипом фильма «Двадцать одно». Это была его первая порция кофе – писатель любил налегать на растворимые сорта, считая их менее вредными.

Хотя, нет. Все было не так.

В прокуренной гостиной можно было вешать пару дюжин топоров: Мезрич не утруждал себя очисткой пепельниц и смолил одну сигарету за другой. Иногда он стряхивал пепел на пол, что сильно разражало пробегающих транзитом через его квартиру тараканов. В холодильнике уже давно было пусто, а сигареты и кофе заменили Бену завтрак, обед и ужин. Надо было сдавать рукопись книги о Facebook, а фантазия работала только при стимуляции кофеином и никотином.

Если задаться целью написать книгу о том, как Бен Мезрич работал над «Миллиардерами поневоле», а писатель, в свою очередь, отказался бы с вами разговаривать, то есть шанс, что текст ваш будет смешан не только фактами, но и разбавлен цветистыми абзацами в стиле «Каравана историй».

С другой стороны, как говорила секретарша Верочка, «Если живенько, то можно». У Мезрича как раз живенько. «Марк интуитивно понимал, что незачем во всем винить отвергнувшую его девушку». «Эдуардо весь сомлел, ощутив ухом тепло ее дыхания, вдохнув аромат ее духов». «Шону показалось, что по губам Марка скользнула улыбка». Вдобавок на американской обложке «Миллиардеров поневоле» кокетливо краснеет деталь женского нижнего белья и высится пара бокалов для коктейлей. Что же представляют собой книги Мезрича и почему маститый голливудский сценарист Аарон Соркин взялся за работу по адаптации «Миллиардеров»?



Выпускник Гарварда Бен Мезрич уже имеет за своими плечами экранизацию одной из своих книг. Его “Удар по казино” превратился в фильм “Двадцать одно”, в котором Кевин Спейси учил особенно одаренных студентов Массачусетского университета побеждать в азартных играх, используя математику. История такая действительно имела место, а Мезрич капитально подошел к исследованию вопроса. Помимо разговоров с умниками из MIT, писатель попробовал пронести мимо сотрудников служб безопасности американских аэропортов 250 000 долларов. Купюры Бен закреплял на своем теле, как это делали герои его книги. Работая над книгой «Мерзкие американцы» (Ugly Americans) о финансовых махинациях американских трейдеров, в середине 90-х едва не обрушивших японскую экономику, Мезрич посещал подпольные секс-клубы в Токио и принимал участие в засадах и разборках японской мафии.

Книги Мезрича становились бестселлерами. Неудивительно, ведь писатель старался максимально отходить от сухого повествования и расписывал свои истории живым языком, импонирующему обычному читателю. Но все же отметим, что в магазинах книги Бена стояли в секции «документальная литература», а на обложках непременно красовалось словосочетание «по реальным событиям».

Спокойная жизнь Мезрича закончилась после релиза фильма «Двадцать одно». Журналист Boston Globe Дрейк Беннет не поленился проверить факты, описанные в «Ударе по казино» и пришел к выводу, что основа картины — не что иное, как вымысел с небольшой долей правды. Беннет поговорил с пятью студентами из печально известной команды любителей поверять блэкджек математикой и... так и не смог найти подтверждения фактам, столь красочно описанным в книге Мезрича.



«Вместо того, чтобы описывать действительно имевшие место события, Мезрич предпочитает составлять своего рода коллаж: он берет факты из интервью, придумывает дополнительные и комбинирует на свое усмотрение, — писал Беннет. — В итоге у него в книге описаны выдуманные случаи с выдуманными людьми».

Как выяснилось, студенты не провозили на себе сотни тысяч долларов, не конфликтовали с сотрудниками казино и не глотали игральные фишки под угрозой расстрела.

Мезрич решительно выступил в свою защиту. «Гораздо важнее, чтобы история была правдивой, нежели иметь возможность доказать ее правдивость». Не молчал и редактор книги Доминик Анфьюзо, ответивший журналисту Boston Globe, что изменения в сюжете призваны защитить студентов, послуживших прототипами. Однако редактор отказался рассказать Беннету, где проходит граница между документальной и художественной литературой.

Коллеги Мезрича по писательскому цеху клеймили автора, называя неприемлемыми вольности, допущенные Беном в книге. Себастьян Юнгер, чья книга «Идеальный шторм» легла в основу одноименного фильма Вольфганга Петерсена, выразился так: «Это настоящее вранье. Документалистика описывает мир таким, какой он есть, а когда смешивают героев и меняют хронологию, то это уже называется по-другому».

По иронии судьбы Юнгер является одним из главных кумиров Мезрича.

Казалось бы, такой скандал мог положить конец карьере писателя. Но Америка воистину страна больших возможностей. Издательство Doubleday заказывает Мезричу книгу о создании крупнейшей социальной сети Facebook. Событие прошло бы незаметным, если бы в одной из крупнейших голливудских газет Variety не появилась заметка о покупке прав на экранизацию будущей книги.



Журналист из New York Times поинтересовался, как такое вообще возможно после разоблачения? «Это не репортаж, а просто развлекаловка», — отмахнулся пиарщик Doubleday Тодд Доти и отказался предоставить рукопись. Что, впрочем, не помешало NYT выяснить, какими источниками пользуется Мезрич при написании своего нового «коллажа». Как уже известно всем, кто посмотрел фильм Финчера, у истоков Facebook стояли два друга Марк Цукерберг и Эдуардо Саверин, рассорившиеся на финансовой почве. Бен Мезрич получил доступ только к одному из них.

В день премьеры «Двадцати одного» в Лас-Вегасе Мезрич познакомился с Эдуардо Саверином. Поскольку мир знал историю сотворения Facebook по Цукербергу, Саверину очень хотелось рассказать ее со своей точки зрения: как он вложил собственные деньги в старт-ап, как Марк предал его и как пришел конец их дружбе. В 2005 году Эдуардо был отрезан от компании, которую начинал вместе с Цукербергом, и подал на бывшего друга в суд. Как оказалось, не он один имел зуб на Марка. Близнецы Кэмерон и Тайлер Винклвоссы обвиняли Цукерберга в краже идеи их сайта Harvard Connection.

Фильм по еще неизданной книге Мезрича взялся продюсировать Скотт Рудин, обладатель премии «Оскар» за лучший фильм («Старикам тут не место»). За продюсером закрепилась репутация человека, способного пробивать «сложные» фильмы. Среди его проектов «Нефть», «Часы», «Близость», «Королева», «Дорога перемен» — Рудин умеет находить финансирование картинам, многие из которых заранее получают статус «оскаровского материала».

13-страничное предложение Мезрича, написанное для издательства и Рудина, оказалось на столе у сценариста Аарона Соркина. «Я начал читать, остановился на третьей странице и позвонил своему агенту» — говорит Соркин в интервью журналу W. Внимание сценариста привлекла отнюдь не интернет-составляющая проекта. Соркин, создавший «Западное крыло» — один из главных сериалов на политическую тематику — известен своим презрительным отношением к всемирной паутине. Интересы Соркина в большинстве своем находились в пересечении и конфликтах идеализма и власти, а история о создании Facebook сочетала в себе все его любимые темы: поиски признания, стремление к успеху, работа, которая дает дом и дом, что решает все проблемы.

Разрыв отношений с другом и партнером по бизнесу – вот оборотная сторона истории создания Facebook. Так что Соркин моментально разглядел в предложении Мезрича главное: создание крупнейшей социальной сети не что иное, как ускоренная версия становления любого бизнес-проекта. Всего за пять лет Facebook превратился из проделки в общаге в глобальный бренд, стоимостью в несколько миллиардов долларов. Что теряет человек, который выигрывает – классическая история, которая интересна не только американцам, но и всем зрителям в мире.



Аарон Соркин позвонил агенту и попросил свести его со Скоттом Рудиным. И хотя они никогда не работали вместе, продюсер согласился на предложение Соркина написать сценарий. «Когда я начал исследование для проекта, то ничего не знал про историю Марка», — признается Соркин. Он встречался с Саверином и Винклвоссами параллельно с Мезричем, писавшим книгу. Цукерберг от разговоров с писателем и сценаристом отказался, а вышедших в 2009 году «Миллиардеров поневоле» назвал выдумкой.

Если Мезрич в своем исследовании симпатизирует Саверину, то Соркин в своем сценарии искал причины тех или иных действий своих героев. Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, как, когда и где был создан Facebook, как в случае Мезрича, Соркин задействовал судебные показания Цукерберга, Саверина и Винклвоссов с тем, чтобы показать события с точки зрения каждого из героев.

На чьей стороне правда? «А нет никакой „правды“, — считает Скотт Рудин. — И в этом как раз кроется привлекательность истории: правда всегда субъективна».

В своем исследовании Соркин обнаружил и гневные посты Цукерберга в его уютной жежешечке: когда Марка бросила девушка, он написал о ней гадости, а потом приступил к созданию программы Facemash, позволявшей сравнивать фотографии студенток Гарварда. Цукерберг — типичный нёрд, ботан, но он совсем не похож на милых нёрдов из фильмов 80-х. «Сегодняшние ботаны не понимают, почему красотки встречаются с квортербэками, а не с ними. Почему женщинам невдомек, что это они, нёрды правят вселенной? У них нет ответа на вопрос. В результате их высокомерие трансформируется в настоящую мерзость».

История непонятого гения Цукерберга отдаленно напоминает жизнь самого Соркина. В 1989 году он написал пьесу под названием «Несколько хороших парней». Постановка стала хитом на Бродвее и через пару лет у Соркина купили права на экранизацию. Джек Николсон, игравший главную роль, отметил яркость и точность диалогов, что не ускользнуло от внимания Киноакадемиков: фильм по первому в жизни сценарию Аарона Соркина получил четыре номинации на «Оскар».

В 1993 году сценарист переехал в отель Four Seasons, приступил к написанию сценария «Американского президента» и подсел на наркотики. «Я столько всего вкалывал и вынюхивал, что уже сто раз должен был сдохнуть», — констатирует факт Соркин. Он оказался в реабилитационной клинике и со временем сумел завязать с наркотой. «Самое сложное для меня и по сей день — не принимать кокаин. Невозможно полностью излечиться от него. Все это только ремиссия. Когда я наконец протрезвел, то меня охватил ужас: как же я смогу писать без наркотиков?» Сценарист прошел проверку, полируя диалоги для фильма Майкла Бэя «Скала» . «Впервые в жизни я писал не ночью под кайфом, а днем, при свете солнца и ужасно гордился собой».



Опыт приема наркотиков в отеле в полном одиночестве, роднит Соркина с Цукербергом, маньячно выстукивающего коды на компьютере в комнате общежития. Сценарист понимает, как важна изоляция для любого творца. Например, чтобы придумать первую сцену фильма, Соркин потратил несколько месяцев. «Я часами катался по шоссе, принимал душ по шесть раз на дню, чтобы освежить голову, — говорит сценарист. — Мне нужно было понять, что за сцена привела его к той записи в блог. Девушка отказывает ему, он напивается, пишет в журнал, взламывает гарвардские сервера и создает Facemash. И все за одну ночь».

Ритм, который задает диалог Джесси Айзенберга и Руни Мары в первых минутах, держится на протяжении всего фильма. Он задает тон всей «Социальной сети». Когда Дэвид Финчер прочитал ее, то выпал в осадок и сказал Соркину: «Это же как „Гражданин Кейн“ смешанный с Джоном Хьюзом!» В отличие от многих режиссеров Финчер не пишет сценариев к своим фильмам. «Критерием отбора материала для меня служит не то, насколько интересно это будет снимать, а захочу ли я выстоять очередь, чтобы попасть на этот фильм, — говорит Финчер. — Так что я прочитал сценарий и сказал себе: я хочу увидеть это кино!»



Режиссер не ошибся: кино захотели увидеть многие. На начало марта 2011 года фильм собрал в мировом прокате свыше 220 миллионов долларов. Без спецэффектов (не считая раздвоения актера Хаммера на близнецов Винклвоссов). Без 3D. Одни говорящие головы. Почему? Соркин считает, что секрет прост. «Дело в человеческой натуре. Все мы хотим любви и уважения».

С этим сложно поспорить.



PS За свою работу к «Социальной сети» Аарон Соркин получил премию Американской Киноакадемии в номинации «лучший адаптированный сценарий».
про кино, сценарист, книга  33 комментария 
Комментарии (33)

Новый комментарий...

  • Отличная работа была проделана Соркиным, я считаю. Болела за него и не разочарована.
    А история именно эта мне импонирует. А более правдивая (по версии Цукерберга, например) история с другими мотивами и планами, которые скорее всего имели место быть — была бы она так хороша и киногенична? Вопрос открытый.

    ответить

  • 8

    Аль-Фанат 2 марта 2011, 22:22 пожаловаться

    #

    Что ни говори, Социальная сеть — уникальное кино
    Абсолютно заслуженный Оскар за сценарий
    С ним мог побороться только Начало
    Актерская игра и режиссура — на высоте
    Сценарист из обычной истории сделал очень актуальную в наше время драму

    ответить

  • 6

    Кан Ын-Джа 3 марта 2011, 08:56 пожаловаться

    #

    действительно, самая заурядная история — со всеми такое случается и буквально каждый день

    ответить

  • 8

    J.J.James 2 марта 2011, 22:39 пожаловаться

    #

    Главное, что фильм хорош, а правдивость в художественном фильме — дело не первостепенной важности. Вряд-ли кто-то вздумает изучать биографию Хёрста по тому же «Гражданину Кейну».
    Интересная статья, спасибо.

    ответить

  • Меня, скорее, интересовала разница подходов. У Мезрича — «Караван историй», а у Соркина получилось без сантиментов.

    ответить

  • 7

    J.J.James 2 марта 2011, 23:33 пожаловаться

    #

    Если судить по результату, то Соркин оказался прозорливее Мезрича, когда понял, что эту историю лучше рассказать стремительно и хлестко, чем увлекаться ароматами духов и скользящими улыбками в духе женских романов.

    ответить

  • Соркин вообще жесткий товарищ, учитывая, через что он прошел. Так что да, все так.

    ответить

  • 3

    Nati V 2 марта 2011, 22:51 пожаловаться

    #

    Ужасно обидно за «Социальную сеть» на Оскаре. «Король говорит» конечно отличный фильм, но «Сс» ничем не хуже. Хотя бы за режиссуру дать должны были.
    Хоть за Соркина порадовалась.

    ответить

  • 10

    Tayrus 2 марта 2011, 22:54 пожаловаться

    #

    Какой-то нетипичный для КП пост.
    Спасибо, было интересно

    ответить

  • 3

    Ромик 2 марта 2011, 22:55 пожаловаться

    #

    Интересная статья спасибо.
    Ведь в Сети самое лучшее — это сценарий по любому. Соркин оживил его что ли, а Финчер изобразил на плёнке. В итоге имеем, конечно не самый лучший байопик (если его так можно назвать), а отличное кино!

    ответить

  • Да, сценарий там роскошный, факт.

    ответить

  • 1

    loskri 2 марта 2011, 23:11 пожаловаться

    #

    Тоже считаю Оскар абсолютно заслуженным. Захватывающие диалоги и история, из субъективной максимально переделанная в объективную. Честно говоря, после просмотра фильма даже возникло желание прочитать книгу и сравнить.

    ответить

  • 4

    gredubai 2 марта 2011, 23:14 пожаловаться

    #

    Спасибо за необычный пост. История самого Аарона Соркина показалась мне не менее интересной, чем написаный им сценарий. Раньше для меня это было просто имя, а теперь я увидел живого человека, с недостатками и достоинствами. Искренне рад, что «Оскар» в номинации «лучший адаптированный сценарий» получил именно он.

    ответить

  • Соркин очень интересный человек — про него отдельный фильм снимать можно!

    ответить

  • 1

    alessgalp 3 марта 2011, 13:05 пожаловаться

    #

    Во время прочтения тоже подумал, почему бы про таких чуваков как Рудин, Соркин и Финчер не снять фильм)
    Спасибо за статью, очень крутая! Читал с удовольствием. Надеюсь в будущем будет больше времени на такие статьи)

    ответить

  • 4

    razdolbay 2 марта 2011, 23:14 пожаловаться

    #

    замечательная статья!!! всегда интересно читать о том, как работают сценаристы, с какими трудностями сталкиваются. спасибо!

    ответить

  • Пожалуйста) Сценаристы вообще интересные люди!

    ответить

  • 5

    H-fun-K 2 марта 2011, 23:18 пожаловаться

    #

    С огрмоным интересом прочел, спасибо! Побольше бы таких статей!
    Фильм отличный, заслуженный Оскар за сценарий.

    ответить

  • Побольше бы времени на такие статьи… Да, всегда пожалуйста, мне тоже интересно было.

    ответить

  • 4

    Ромик 3 марта 2011, 01:12 пожаловаться

    #

    Вообще по больше таких статей, ещё раз спасибо хоть за такую ^^)

    ответить

  • 1

    Belaraniel 2 марта 2011, 23:37 пожаловаться

    #

    Большое спасибо за статью, очень интересная. Как раз думала, прочесть ли книгу Мезрича, теперь точно не буду тратить деньги, лучше пересмотрю кино.))

    ответить

  • Пожалуйста) Соркин фактически написал сценарий по мотивам книги Мезрича — там слово «адаптация» как-то дико звучит по-моему.

    ответить

  • 1

    METAL_NYMPHE 3 марта 2011, 00:40 пожаловаться

    #

    Какая занимательная история! Спасибо большое! Было очень интересно читать.
    Мне лично хотелось бы прочитать сам сценарий Соркина, хоть раз посмотреть вообще на сценарий, на то, что ложится в основу фильма.
    И болела я, кстати, за Социальную сеть.
    А ещё меня всегда интересовал вопрос: что сложнее — писать оригинальный сценарий или адаптировать уже написанную книгу под сценарий?

    ответить

  • 2

    Anechka3190 3 марта 2011, 06:52 пожаловаться

    #

    Отличный сценарий создал Соркин — хлесткий, динамичный и циничный. Соркин сумел так рассказать эту историю, что зритель не знает чью сторону из героев принимать. И это, наверное, правильно. В итоге получился один из моих самых любимых фильмов.
    P.S. Жаль, что ни Социальная сеть, ни Джесси Айзенберг не получили Оскара.

    ответить

  • tomkins 3 марта 2011, 07:51 пожаловаться

    #

    Спасибо, Татьяна, было очень интересно почитать. Болела за «Соцсеть», жаль, что ее прокатили с главным Оскаром. Один из тех случаев, когда художественное произведение интереснее оригинальной истории. Фильм отлично цепляет даже в отрыве от «Фейсбука», как просто_история.

    И, черт, почему-то мало кто об этом говорит, но, имхо, у «СС» был один из лучших трейлеров последних лет, не обычное «давайте соберем все лучшие моменты фильма в трейлере». Даже если бы я не ждала этого фильма и не знала бы о нем ничего, то пошла бы хотя бы из-за трейлера.

    ответить

  • 1

    ank 3 марта 2011, 08:21 пожаловаться Реакция Цукерберга

    #

    Спасибо за такую интересную познавательную статью.
    То есть, насколько я понял, Цукербергу фильм по сценарию Соркина понравился больше, чем книга Мезрича?

    ответить

  • 2

    Трор 3 марта 2011, 08:57 пожаловаться

    #

    Очень хороший материал, прочитал большим интересом!;)

    ответить

  • 1

    dinagus 3 марта 2011, 11:35 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью было очень интересно почитать. За Социальную сеть очень обидно фильм то просто замечательный а его Оскарами обделили

    ответить

  • 1

    JasperGrom 3 марта 2011, 15:33 пожаловаться

    #

    Отличнейший пост!)

    ответить

  • книгу не читал и не собираюсь да и оригинальная история не особо интересна, фильм все равно жутко понравился. По мне он ни о каком не бизнесе а о изменениях в отношениях между людьми, новом времени, в котором понятие «живого общения» практически исчезло

    ответить

  • 1

    one of you 3 марта 2011, 20:00 пожаловаться

    #

    Шикарная статья, спасибо)))Не знала, что Соркин такое творил… да, согласна со всеми, кто сказал, что СС смог приковать зрителей к экрану без спецэффектов, актеров-знаменитостей и без 3D… ужасно обидно за Оскар… как лучший фильм, так и режиссура… Работа Финчера видна в каждом кадре, чувствуется в фильме воплощения самого режиссера… хоть Аарону Соркину дали награду)для меня СС-не просто лучший фильм года, но и один из любимейших кинотворениий в целом)))

    ответить

  • 1

    Ms Maybe 3 марта 2011, 21:51 пожаловаться

    #

    Надо же, буквально вчера искала книгу Мезрича чтоб сравнить с фильмом, а сегодня, прочитав эту статью, решила, что не хочу этого делать. Никто не знает, где кроется правда, не исключаю, что Саверин вел себя не лучшим образом (и мне понравилось, что в фильме это также было показано). Действительно, лента не навязывает мнения о том, кто прав, кто виноват. Она лишь дает нам пищу для размышления. И мое мнение, талантливое кино должно быть именно таким. Сценаристы должны оставлять нам шанс дойти до главного самим. Браво, Соркин!

    ответить

  • Excuse my pedantry, конечно, но автора, которому посвящена значительная часть статьи, зовут Бен Мецрих. :) Можете спросить у него самого (в интервью один из часто задаваемых вопросов). Помню ещё по роману «Кожа», который в России вышел задолго до того, как у бодрых студентов возникли планы по привлечению общественности в Facebook. Любимец всё-таки.

    ответить

 
Добавить комментарий...