• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Винтик шоубизнеса
 



Как мы смотрели «Туринскую лошадь»

16.02.2011 19:55 • 24 комментария

Берлин, 15 февраля, кинотестр CineMaxX, 7 зал. Почти три часа дня. Дают «Туринскую лошадь» Белы Тарра, которая идет в конкурсной программе. Свободных мест нет: Тарр обещал, что этот фильм — последний в его режиссерской карьере. Честно признаюсь, мне еще предстоит ознакомиться с его фильмографией, поскольку ранее не получилось. Но знаю, что он любит снимать одним планом на протяжении нескольких минут, предпочитает реализм и непрофессиональных актеров. Стал известен в 90-х благодаря семичасовому фильме «Сатанинское танго».

Слева от меня – коллега с сайта РБК daily Марина Латышева. Справа – Немецкий Журналист С Недовольным Лицом, далее НЖСНД.

15:00. Гаснет свет. Голос с экрана сообщает следующее:

«3 января 1886 года в Турине Фридрих Ницше вышел из дома номер 6 по улице Карло Альберта. Неподалеку от него извозчик пытался увещевать упрямую лошадь ехать дальше. Но кобыла встала намертво. Извозчик, потеряв терпение, начал бить ее плетью. Ницше продрался сквозь толпу зевак и положил конец жестокой сцене. Затем он обнял лошадь за шею и заплакал. Домовладелец отвел Ницше в его квартиру, где философ лег на диван, сказал Mutter, ich bin dumm и пролежал два дня молча, не шевелясь, в обществе матери и сестер.

Что случилось с лошадью, нам неизвестно
».

15:01 За кадром звучит монотонная музыка, похожая на результат кровосмешения «Кронос-квартета» с органом. Пожилой бородатый мужчина управляет двуколкой. Лошадь фыркает, но бежит резво. Ветер усиливается. Я намерена поспать пару часиков, но почему-то вид лошади, бегущей по серому пространству экрана, завораживает.

15:08 Двуколка подъезжает к дому в долине. Из дома выходит бедно одетая женщина лет 30. Она помогает извозчику распрячь лошадь, заводит ее в стойло. Как мы видим, бородач парализован на правую сторону тела. Он отталкивает двуколку в сарай и закрывает его. За все это время нет ни единой монтажной склейки.



15:15 Из зала выходит первый журналист. Женщина на экране переодевает своего отца. Видно, что на лице у него только один видящий глаз. Извозчик ложится на кровать. Женщина варит две картофелины. Появляется титр: «Первый день».

15:20 Она ставит на стол две тарелки и соль. Подходит к отцу и говорит: «Готово». Это первые слова за 20 минут фильма.

15:22 Они садятся за стол. Бородач обдирает кожуру с картофелины, бьет по ней здоровой рукой, разминает и начинает отправлять в рот получившееся пюре. Дочь отламывает от картофелины по кусочку, дважды дует, потом ест.

15:25 Достаю блокнот, пытаюсь записывать происходящее. За мной раздается храп британского критика.

15:26 Мужик доел картошку, пошел к окну, сел и смотрит в него.

15:30 Писанина моя требует подсветки, которую обеспечивает предварительно приглушенный экран телефона. НЖСНД справа испускает недовольное «Хрррр». Закрываю экран рукой.

15:33 Герои легли спать. За окном бушует стихия. НЖСНД шипит «Вышли бы из зала что ли». Прекращаю фиксировать время. И как раз в этот момент понимаю, что прошло уже почти 40 минут, а я не сплю. Более того, мне безумно интересно, что будет дальше.



А дальше показаны еще пять дней из жизни жертв заступничества Ницше. Бородач на второй день пытается вывести лошадь и отправиться в город. Но кобыла снова проявляет норов и не движется с сместа. Женщина переодевает отца в домашнее. Он снова садится смотреть в окно.

Потом придет странный лысый мужик, попросит палинки (это такая фруктовая венгерская водка) и толкнет странную речь. Бородач отреагирует словами «Ерунда какая». В зале нервно смеются. Дверь хлопает, не переставая.

На третий день приедут цыгане, но Борода прогонит их, пригрозив топором. На четвертый день окажется, что в колодце больше нет воды, и герои решат покинуть дом.

Лошадь не ест и по всей видимости скоро отбросит копыта.



Как только появляются титры, НЖСНД подскакивает, как ошпаренный, и несется к выходу. Британский критик говорит своему коллеге, что это было brilliant. У меня мелькает мысль: а когда он успел проснуться, если храпел на протяжении двух часов.

Выходим с Мариной из зала в совершенном шоке: кино нам понравилось. Более того, на меня в последний раз такой эффект произвел «Дядюшка Бунми» Апичатпона Вирасетакуна. Какое-то абсолютное волшебство. Если уж и считать кино искусством, то оно как раз вот такое: минималистичное, скупое и страшное. Извозчик с дочерью влачат свое жалкое существование в серой рутине дней. Они даже не могут в итоге покинуть дом и остаются там. Без воды, но с водкой. И с умирающей лошадью.

Без приза это кино не останется. Без негативной критики тоже.

Пример музыки – в тизере:

Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме

Если «Туринская лошадь» получит главный приз, то статьи об этом будут называться «Лошадь взяла Медведя». Или «Серая лошадка». Или как-нибудь еще.

Пока что самое сильное впечатление от Берлинале вкупе с «Пиной» Вендерса. Как-то так.

PS За два с половиной часа зал покинула почти половина журналистов. 7 зал – самый большой в кинотеатре CineMaxX: в нем 603 места.

PPS По дороге в другой зал вспоминаем, что картофель в тренде у Берлинале. В позапрошлом году победило «Молоко скорби», где картошка находилась... Ох, не надо вам этого знать наверное.
Берлин, экспириенс, кинофестиваль  24 комментария 
Комментарии (24)

Новый комментарий...

  • 2

    Tim25 16 февраля 2011, 23:01 пожаловаться

    #

    Спасибо за подробный обзор. А в нашем прокате это будет?

    ответить

  • Честно говоря, я сильно сомневаюсь. Но если будет, то очень круто: такое кино производит нужное впечатление исключительно на большом экране. Дома будет не тот эффект.

    ответить

  • 1

    Tim25 16 февраля 2011, 23:10 пожаловаться

    #

    Жалко. Я очень люблю такое вот кино: … минималистичное, скупое и страшное.
    Я бы посмотрел на большом экране…

    ответить

  • 14

    No1 16 февраля 2011, 23:16 пожаловаться

    #

    За два с половиной часа зал покинула почти половина журналистов ©

    Как-то не профессионально уходить не досмотрев картину. Представление сложится неполное.
    Это, честно говоря, пугает. Люди «повидавшие» и то не выдержали! Чего уж ждать от рядовых зрителей…

    ответить

  • 7

    intello 16 февраля 2011, 23:41 пожаловаться

    #

    НЖСНД

    Что это?

    ответить

  • Почитайте, пожалуйста, пост внимательно)

    ответить

  • 7

    Tim25 16 февраля 2011, 23:47 пожаловаться

    #

    «Немецкий журналист с недовольным лицом». В посте же все сказано)

    ответить

  • 1

    iRuslan 16 февраля 2011, 23:53 пожаловаться

    #

    Татьяна, а где картошка находилась в «Молоке скорби»?

    ответить

  • 1

    Dogs 16 февраля 2011, 23:57 пожаловаться

    #

    тизер шикарный, конечно)))
    Во время просмотра фильмов Верисетакуна и т. п., ощущение как-будто находишься в каком-то трансовом состоянии, состоянии медитации — приятное состояние. Так что буду ждать данный фильм и надо будет ознакомиться с ранними фильмами режиссера. Спасибо за обзор)
    Таня, а «В субботу» и «Ходорковский» вы не смотрели? или будет отдельный обзор?

    ответить

  • «В субботу» смотрела, мне совершенно не понравилось. На «Ходорковского» не пошла, потому что мне, если честно, ничего нового по этой теме уже не расскажут. Как оказалось, там ничего нового и не показали.

    Насчет Вирасетакуна согласна с Вами, он вгоняет именно в такой транс. А если Вы в Москве, то в мае у вас там будет ретроспектива Тарра в кинотеатре «Пионер», если мне не изменяет память!

    ответить

  • Almost Famous 17 февраля 2011, 00:11 пожаловаться

    #

    Pretty cool)
    Очень интересно и позитивно написано, пусть и сам фильм явно не на каждого зрителя.

    ответить

  • Dogs 17 февраля 2011, 00:14 пожаловаться

    #

    Спасибо за ответ. К сожалению, не с Москвы. На большом экране, уверен, было бы здорово. А про Миндадзе — отзывы с Берлина прям противоречивые. Смотрел его «Отрыв» — тоже в какой-то степени вгонял в необычное состояние. А еще и просто хочется поболеть за своих))

    ответить

  • 1

    Братец Валдай 17 февраля 2011, 00:31 пожаловаться

    #

    Ну два с половиной часа, это уже практически стало стандартом в авторском кино вообще, а в старые годы тем более. Главное это чувство, что ты не знаешь какой будет следующий кадр и тебе хочется его увидеть. Бывает что в полутора часовом фильме ты будто смотришь фильм с опережением и тут уже ничего не поделать. Поэтому «Ностальгия» Тарковского смотрится куда интереснее чем «Ты живущий» Андерссона.

    ответить

  • USA Intelligent 17 февраля 2011, 05:51 пожаловаться

    #

    Шикарная музыка.

    ответить

  • 3

    JacobSSoN 17 февраля 2011, 05:55 пожаловаться

    #

    Фух, слава богу, я уж и не надеялся на счастливый конец. :)
    А Сатантанго — великий фильм, посмотрите обязательно.

    ответить

  • Обязательно посмотрю, ага.

    ответить

  • 1

    ilykotov 17 февраля 2011, 11:02 пожаловаться The end

    #

    Концовка статьи блистательна.
    Вчитываться особо в сюжет не стал, чтобы сохранить какие-то вопросы к происходящему на экране, если фильм до него в России все же доберется. Хотелось бы.

    ответить

  • 1

    Frida_Zabini 17 февраля 2011, 14:52 пожаловаться

    #

    Татьяна, а Вы Кориолан Рэйфа Файнса смотрели?Очень интересны Ваши впечатления.

    ответить

  • Очень понравился, я потом отпишусь отдельно про впечатления!

    ответить

  • 1

    Доктор Лайтман 17 февраля 2011, 20:23 пожаловаться

    #

    Заинтересовали))люблю смотреть подобные фильмы в кинотеатре, дома порой начинаешь отвлекаться и в итоге пропускаешь все самое интересно и тупо не въезжаешь в происходящее))

    ответить

  • 2

    Jator 17 февраля 2011, 22:14 пожаловаться

    #

    Классный обзор! Как мне показалось, интереснее самого фильма, в процессе просмотра которого куда занятнее наблюдать за реакциями окружающих людей, чем за самим фильмом. Однозначно не буду тратить на такое свое время, но заметка понравилась — спасибо :)

    ответить

  • Дима Морозов 19 февраля 2011, 12:04 пожаловаться

    #

    Браво за стойкость. Я до конца этой мути наврят ли дожил.

    ответить

  • Это же авторское кино. Ему присуще продолжительность и минимализм.

    ответить

  • Специфический фильм ориентированный на специфического зрителя.

    ответить

 
Добавить комментарий...