Спин-офф
 



добавить в:
ММКФ: Католическая миссия

25.06.2010 08:04 • 15 комментариев

Откровенно антиклерикальное кино в наше время — редкость, и уж тем более не ожидаешь такого на ММКФ, поэтому казалось невозможным пропустить колумбийско-костариканскую ленту «Любовь и другие демоны». Это история противостояния разумного, доброго, вечного и миссионеров-католиков, которые хотели получить много качественных прихожан в новых землях, а вместо этого дети досточтимых идальго стали воспитываться неграми и знать их легенды и суеверия лучше, нежели жития святых.

Предметом борьбы оказывается (чтобы было жальче) юная наследница богатых аристократов, в которую, по мнению кликуши-настоятельницы монастыря вселился дьявол. Второй разменной монетой оказался молодой священник, призванный быть при ней экзорцистом.



Именно так в экранизации выглядит повесть Маркеса. От Маркеса в ней — только сюжетная канва, исчезла вся мистика. Знаменитый маркесовский эротизм выглядит так, словно сценарий подвергли строгой цензуре. Дебютантка из Коста-Рики, которой Маркес подарил права на экранизацию одной из своих последних работ, уверена, что ее кино лучше, чем «Любовь во время холеры», так как она снимала в Картахене, и актеры были свои, местные.

Однако местный колорит в костюмной мелодраме малозаметен, от магического реализма не осталось вообще ничего, а философия фильма и причинно-следственные связи, ведущие героев фильма к финалу, похожи на грустную присказку: «у верблюда два горба, потому что жизнь — борьба».



Борьба происходит медленно и печально, кадры — длинные, красивые, постановочные — портрет, пейзаж, натюрморт. Вот — девочка лежит, прикованная к кровати вторую неделю, в одном и том же белоснежном белье, разметав по подушке длинные рыжие локоны.

Вот в ночи тайно приходит её соседка с ахматовским профилем, запертая в соседней келье, — и достает из изящного ридикюля вязание.

Вот — старый епископ сидит в кресле с резной спинкой и страдает о судьбах веры.



Вот — солнечное затмение — долгое и с разных ракурсов, над морем.

События тянутся, разговоры вьются, банальные истины множатся, кончается все плохо, но никого уже не жаль — зритель слишком устал к концу фильма.

Воображаемый поцелуй в диафрагму как завершающий аккорд нисколько не вытаскивает эротическую линию на первый план. Главным демоном остается жажда местного епископа любыми средствами утвердить позиции церкви — и его доводы местами заслуживают внимания.

«Я хочу показать, какой силы вера нам нужна!» — говорит он и сокрушается, что хотя индейцы и ходят в церковь, то только потому, что под алтарем находятся их языческие святыни.

И его можно понять. Потому что то, как выглядит христианство у индейцев сегодня, можно рассмотреть поближе в фильме «Сделановсэшеа»:



«Мадейнуза» — так транскрибируется имя девушки с нежным голосом, которая каждое утро рассыпает крысиный яд по периметру дома, а, найдя дохлую крысу, держит ее за хвост и смотрит на нее долго и пристально — это к счастью!

Жители деревни, в которой живет девушка, верят, что раз со страстного четверга Иисус мёртв, то он ничего и не видит, а значит, все, что случилось в этот промежуток времени — грехом не считается. Поэтому, тот отрезок страстной недели, который всеми остальными христианами считается самым трагичным, сопровождающийся самым строгим постом, покаянием и молитвой, в этой деревне считают праздником — и фестивалят по полной.

Сняв фигуру христа с креста, они начинают праздник непослушания. В это «святое время» можно спать не только с чужими женами, но и с собственной дочерью, бросать семью, красть, напиваться до полусмерти — в общем, делать что угодно.

Волею судьбы некий гринго с какими-то (судя по диктофону и поляроиду) этногеографическими пристрастиями попадает в эту деревню как раз накануне праздника и, разумеется, не может оттуда выбраться.

Именно его присутствие и создает некую почти толстовскую остраненность: некоторые вещи так и остаются непонятными зрителю так же, как и герою фильма — например, зачем мужчины перед тем, как женщины придут делать выбор, с кем они проведут эту ночь, отрезают себе галстуки. Очевидно, что это эхо символических индейских обычаев, которые ассимилировали в навязанном им христианстве, но нам, простым зрителям, эти детали уже неизвестны.



Мы видим, как девушка, выбранная почетной девственницей, отдается незнакомцу со словами «он же нас не видит», как сокрушается от этого ее папа-мэр, потому что именно он для этого он так долго ждал «святого времени»; мы видим, где хранятся подарки Деве Марии, которые, как считают жители деревни, эта самая дева и забрала; мы видим, как работают часы, отсчитывающие святое время — и от всего этого захватывает дух.

Фильм — один из немногих на фестивале, которые цепляет и держит не выморочными разговорами, странной камерой и постановочностью кадра.

Тут, с одной стороны, этнографическая составляющая — и это беспроигрышный вариант. С другой стороны, актеры убедительны, страсти странны, но ярки, интрига есть, конец ожидаем, но неожиданен.

Пока, на мой взгляд, вообще один из лучших фильмов фестиваля.
ММКФ, фестивали, Дмитрий Зимин  15 комментариев 
Комментарии (15)

Новый комментарий...

  • Любопытно, возьму на заметку)) отличный отзыв))
    Наверное, я тот еще неуч, но не объяснит мне кто-нибудь что такое «антиклерикальное кино»?))

    ответить

  • 1

    arhont_kinoman 25 июня 2010, 16:35 пожаловаться

    #

    кино, направленное против духовных лиц католической церкви, высмеивающее их, порицающее

    ответить

  • 1

    Just Noboby 25 июня 2010, 16:37 пожаловаться

    #

    «Клерик» — служитель церкви, «анти» — префикс, означает «против», «противоположное».

    ответить

  • 1

    Buddhah 26 июня 2010, 00:05 пожаловаться

    #

    вы все фильмы смотрите? а то вижу отзывы в основном на прогнозируемо-слабые картины. упомянут лишь символ, да сделановсша.

    ответить

  • 1

    Buddhah 26 июня 2010, 00:12 пожаловаться

    #

    кстати, положительно удивила программа кинопрессы, довольно нетривиальные по замыслу картины, многие хочется увидеть, а увидев — надеюсь — пожелать чтобы память была стерта и заново получить удовольствие от просмотра. однако фигура бессона по-моему говорит все о фестивале, далеко не самая удачная кандидатура — хотя я не знаток — да и не могло быть лучше, ибо в нашем кинематографе лишь михалковы да укупники (второй это кто вообще?).

    увы, видимо, как в прошлом году, побывать на ммкф не удастся — завтра, думаю, билетов не будет уже. кстати, сколько стоят? звонил — однако разумные каро-деньгосборы решили установить автоответчики и не париться. и скоро ли изобретут прибор чтобы заглушать все посторонние звуки в зале без заглушения самого фильма?

    ответить

  • 2

    whoisyodiller 26 июня 2010, 02:21 пожаловаться

    #

    ох, я слишком поздно до вашего коммента добрался. я бы вам билет от редакции подарил на завтра, но в субботу из-за закрытия я, боюсь, что даже если и успею захватить билетик хотя бы на то, что есть — не смогу передать, (((

    ответить

  • 1

    Buddhah 26 июня 2010, 02:34 пожаловаться

    #

    жалко, правда — но что поделаешь. спасибо хоть за благие мысли-намерения. из завтрашнего «жизнь удалась» очень хочется увидеть потом — сценарий интригует, хотя он и не гарантирует зрелища достойного, и еще может быть «ливан» (хотя фильмы на военную тематику сложны — жизненные позиции накладывают определенные рамки восприятия).

    ответить

  • 2

    whoisyodiller 26 июня 2010, 03:57 пожаловаться

    #

    ливан хвалят, но его можно и в камерных домашних условиях смотреть. очень жалею, что не удалось у режиссёра интервью взять, но, с другой стороны, этот фильм точно в ограниченный прокат должны в скором времени выпустить — было бы странно не выпустить…

    ответить

  • 1

    Buddhah 26 июня 2010, 08:12 пожаловаться

    #

    согласен, дома самое оно смотреть — или в кино с 12 августа.

    ответить

  • 1

    Buddhah 26 июня 2010, 08:16 пожаловаться

    #

    а, еще 3 июля можно глянуть — на фестивале израильского кино в 35мм.

    ответить

  • 2

    whoisyodiller 26 июня 2010, 02:18 пожаловаться

    #

    ой, я, чтобы не позориться, лучше промолчу — успел посмотреть далеко не всё, что хотел :(((

    ответить

  • 2

    aftsa 26 июня 2010, 00:18 пожаловаться

    #

    ничего, еще какая-то тыща лет, и индейцы начнут жестко поститься, каяться и молиться эти три дня, а остальное время года заниматься тем же, чем раньше занимались эти три дня)

    ответить

  • whoisyodiller 26 июня 2010, 03:58 пожаловаться

    #

    все там будем:)

    ответить

  • aftsa 26 июня 2010, 23:15 пожаловаться

    #

    ну уж нет — три дня праведной жизни — для меня это слишком))

    ответить

  • Кан Ын-Джа 26 июня 2010, 23:26 пожаловаться

    #

    вы очень сильный человек. мне этого лица на последнем кадре на всю жизнь хватило после фильма про картошку

    ответить

 
Добавить комментарий...