• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Спин-офф
 



Два дня в Плесе: Бешеные Машки, Сокуров и березки.

12.06.2015 14:12 • 8 комментариев

После Берлина мне казалось, что я съела стаю собак и теперь уж буду вести хроники фестиваля, как следует, каждый день описывая просмотренные картины и свои потрясающие приключения в довесок. Но, как любят выражаться авторы социальных статей, «судьба распорядилась иначе». В Плесе я уже два дня, а до сих пор не написала о фестивале ни слова. А писать, разумеется, есть о чем.

Справка.

Во-первых, краткая справка, чтобы вы не гуглили. Фестиваль «Зеркало» проводится с 2007 года и носит имя Андрея Тарковского. Проходит он в Иваново, Плесе, Юрьевце, Кинешме и Шуе. То есть разные мероприятия проводятся на разных площадках, что не всегда удобно, но зато дает повод поездить по области. Президент фестиваля — Павел Лунгин, программный директор — Андрей Плахов. Хоть фестиваль и рассредоточен по области, но живут все участники и журналисты в Плесе, в этом году — на корабле. Плес — прекрасный маленький русский город, расположенный на берегу реки Волги, который очень любил живописать Левитан. Здесь даже есть музей его имени, так много Плеса нарисовал художник. Что, добавить к Левитану, я даже не знаю.



Самолеты, велосипеды и немного о программе.

Фестиваль для меня начался с радостного открытия: оказывается от Москвы до Иваново можно долететь. Самолет летит меньше часа, то есть от Москвы до Иваново я добралась быстрее, чем от дома до аэропорта, и быстрее, чем от Иваново до прекрасного маленького русского города Плеса. В Плес мы ехали с тренером Андреем: в рамках фестиваля не только показывают полнометражные, короткометражные и документальные картины, но и бегают. Серьезно, организаторы озаботились здоровьем участников: каждый день в восемь утра возле корабля желающие собираются на зарядку. Много ли желающих, я сказать не могу, потому что вот сейчас два часа ночи, а все еще работаю. И единственный шанс попасть на зарядку — досидеть до утра. Еще тут выдают бесплатные велосипеды, которые мне гораздо больше по душе. У велосипедов маленькие колеса, а поэтому крутить педали приходится особенно яростно, но видами это любоваться почти не мешает.

Кроме того, здесь показывают фильмы, что вполне логично для кинофестиваля. В этом году есть международная конкурсная программа, документальная программа «Зеркало Артдокфеста», несколько короткометражных программ, «Свои» с «Левиафаном», «Дураком», «Звездой» и «Классом коррекции». Тут меня не удивишь ничем, так как работа обязывает смотреть практически все российские фильмы, выходящие на экраны. Зато меня можно удивить документальным кино. Честно говоря, до вчерашнего дня, я считала себя фанатом игрового кинематографа и была уверена в его превосходстве надо документальным. Но тут познакомилась с милейшим режиссером Анной Шишовой, которая представляла свой фильм «На краю» и обещала посмотреть ее работу. А раз обещала — надо смотреть.

Бешеная Машка, утопление суки и как променять священника на убийцу.

Анин фильм показывали в комплекте с еще двумя. Первый, «Сладкая жизнь», запомнился благодаря энергичной и харизматичной героине, которая спит с мужчинами за деньги. Простая девушка из Одессы живет в Москве, ездит на дорогой машине и ведет видеоблог, в котором рассказывает о том, что знает лучше всего — как привлечь, развлечь и в итоге удержать мужчину. Это реальный видеоблог, называется «Бешенство Машки» и у него 40 тысяч подписчиков. Видео «Почему мужчины уходят», «Первое свидание», «Расстаться с ним, но не с подарками», «Когда сказать да» собирают до трехсот тысяч просмотров и заставляют меня сомневаться в правильном выборе профессии. Я уже второй день смотрю эти познавательные сюжеты, не отрываясь, и меня можно смело записывать в Машкины фанаты. Порадовала бы вас ссылкой, но боюсь, редактор мне навеки закроет доступ к блогу после этого. Фильм, конечно, не столь удивителен, как Машкин влог. В фильме Машка иногда без макияжа, грустна, рассуждает о жизни, ругается с мамой и ходит в психологу. Нормальная такая, обычная Машка. Несчастная.



Второй фильм, «Грумант. Остров коммунизма» рассказывает о русском поселке Баренцбург на норвежском архипелаге Свабальбард. Здесь полгода полярная ночь, полгода полярный день, большая часть населения добывает уголь, но угля этого хватает ровно на то, чтобы отапливать Баренцбург. После «Сладкой жизни» особенно заметно, как этой картине не хватает эмоций и главного героя. Самый трогательный момент — это обряд посвящения: человек, проживший на острове какое-то время, идет «топить суку», собаку, сделанную из металла или другого материала. Металлическую собаку на цепи тащат по снегу, спускают со ступеней и выкидывают в Северное море. И отчего-то собаку эту становится очень жалко. Даже разговор героев с дочерью, которая осталась на материке и очень скучает по родителям, не вызывает столько эмоций, сколько эта несчастная утопленная сука.



Ну и последним фильмом в сборнике был «На краю», из-за которого я все это и посмотрела. Фильм рассказывает историю пожилого человека, живущего при приходе. Его нашли где-то на улице и приютили. Оказалось, что он много лет провел в тюрьме и теперь оказался на воле, больным и совершенно беспомощным. Аня рассказала, что на самом деле они собирались снимать фильм про священника, который работает с заключенными в колонии. Но приехав на место, обнаружили, что священник чувствует себя кинозвездой, радостно позирует перед камерой, водит постановочные экскурсии и постоянно вещает, а фильм с таким героем будет выглядеть как заказуха РЦП. И тут они узнали про Мирона и сразу поняли, что Мирон — тот самый персонаж. После небольшой битвы за идею, Аня решила, что они отвезут Мирона к родным на Украину — они его «похоронили» лет 20 назад и очень удивились тому, что он жив. В процессе планировалось снимать эдакое роуд-муви, которое закончилось бы радостным воссоединением семьи. Но тут опять, «судьба распорядилась иначе», у Мирона обнаружили опухоль. Долгие походы по таким же «долгим» больничным коридорам не привели ни к какому результату — госпитализировать деда отказались. После показа рядом со мной кто-то ныл, что от картины веет тоской и безысходностью, но по мне так фильм получился светлым, а развязка приносит облегчение как герою, так и зрителю.



Сокуров и безысходность.


Следующей документальной работой стала одна из глав «Интонации» Сокурова. Это серия интервью с интересными людьми, которые благодаря силе личности — как Сокурова, так и интервьюируемых — вылились в нечто большее, чем обычные интервью. Одним из героев фильма должен был стать наш действующий президент, но посмотрев несколько предыдущих отрывков, Владимир Владимирович от участия отказался.

Сокуров картину представил лично, и долго говорил о проблемах современной российской киноиндустрии. Наша киноиндустрия настоящий кот Шредингера: все постоянно жалуются на то, что ее нет, но и с таким же постоянством ее обсуждают. Сокуров сокрушался, что в кино мало профессионалов, что в наши дни в индустрию очень сложно попасть — семейственность и высокая стоимость обучения мешают новому Шукшину добраться до режиссерского кресла, что очень мало дебютов, а значит мало шансов обнаружить действительно талантливых авторов.



Фестивальное кино последних лет, на его взгляд, слишком прилежно фокусируется на социальных проблемах и объясняет ими все и вся, а про внутренний мир человека никто почти не рассказывает. После всего этого Сокуров показал интервью с Юрием Шмидтом, адвокатом Ходорковского. Шмидт оказался завораживающе интересным собеседником, он рассказывал о принципах, которыми руководствуется, защищая преступников, о том, как спит по ночам, об адвокатской морали. Шмидт терпеть не может фильмы про адвокатов, особенно такие в которых адвокат говорит подзащитному: «А теперь расскажите мне всю правду!», потому что в реальности адвокат не хочет и не должен знать, виновен ли его клиент или нет. Адвокат даже иногда просит особенно откровенных клиентов замолчать и не рассказывать лишнего, потому что вся его работа основывается на доказательствах дела. Оказывается, можно провести процесс и так и не узнать, виноват человек или нет.



Читать будущее.

Моим потрясением второго дня в Плесе (третьего дня фестиваля) стал фильм ярославского режиссера «Читай, читай». Фильм вошел в международный конкурс, о котором я хотела рассказать отдельно, но вот уже начала печатать и теперь не могу удержаться. Картина рассказывает о группе молодых актеров, окончивших ярославский театральный институт. Каждый герой со своей драмой, о которой он рассказывает в интервью. Их истории режиссер передал авторам, для того, чтобы они написали им продолжение. И это описание будущего, порой антиутопического, ребята зачитывали на камеру. В результате получились отличные зарисовки, объединенные последней главой, посвященной умершей сокурснице Асе. Один из героев считает, что Асе повезло уйти именно в том момент, когда все хорошо, ей не пришлось столкнуться с реальностью, в которой Михалков и Кончаловский не встречают их в Москве на Ярославском вокзале с пачкой сценариев с готовыми ролями.
Режиссер рассказал, что авторы не встречались с ребятами, все, что у них было в распоряжении -написанные биографии, но при этом несколько писателей очень точно попали в цель. Угадали человека. Тем не менее, такой цели не было, была цель столкнуть молодых людей с самими собой. И то, как они реагировали, их растерянность от осознания того, что они как раз находятся где-то между реальным прошлым и сочиненным будущим, говорит о том, что «шалость удалась».



Надеюсь, рассказ мой получился не слишком поэтическим. Я обычно этим не страдаю, но тут все такое рифмованное — зелень, дома разрушенные, корабль на пристани — сплошной ямб с пиррихием. В фильме Сокурова адвокат Шмидт читает Бродского, вечером в шатре Вера Полозкова и Анна Русс устраивают поэтический батл. Того и гляди, начнешь писать: «Вот приехал как-то в Плес и остался меж берез».


Продолжение следует.
  8 комментариев 
Комментарии (8)

Новый комментарий...

  • 4

    Ayall 12 июня 2015, 17:02 пожаловаться

    #

    предполагаю, что те три человека, которые начали читать этот текст, уже бросили — нет, не бросили))очень ценю подобные статьи-очерки)

    ответить

  • 1

    sottile 12 июня 2015, 22:25 пожаловаться

    #

    Спасибо)

    ответить

  • 2

    David Dhzincharadze 9 сентября 2015, 21:50 пожаловаться

    #

    Досадно лишь то, что подобные предположения в данном случае допустимы.

    ответить

  • Juvelir007 15 июня 2015, 00:05 пожаловаться

    #

    УУ, поэтический батл между девушками-поэтессами… наверное, и правда классно время провели) *_*

    ответить

  • NicKeLas 16 июня 2015, 15:29 пожаловаться

    #

    Кроме того, здесь показывают фильмы,..

    Блин, а я уже настроился дальше читать про отдых в пансионе:)

    Понятия не имею, зачем я читаю здесь блоги, ведь описанные в них фильмы наверняка никогда не посмотрю. Но продолжаю читать. Наверное, потому что интересно написано. Да и одного абзаца про «Читай, читай» было достаточно, чтобы комок к горлу подошёл.
    В общем, спасибо, что благодаря вашей работе удаётся хоть чуточку пережить впечатления от фильмов, которые даже не смотрел.

    ответить

 
Добавить комментарий...