Спин-офф
 



добавить в:
«Москва слезам не верит»: Сказка со счастливым концом

20.01.2015 16:22 • 8 комментариев

Журнал The Hollywood Reporter поделился с КиноПоиском публикацией, посвященной фильму «Москва слезам не верит».



Ксения Рождественская, в сотый раз пересмотревшая фильм по случаю его юбилея, пыталась понять другое: почему обычная мелодрама о провинциалках, приехавших на поиски счастья в столицу, была удостоена и «Оскара», и всенародной любви.



В 1985 году, готовясь к первой встрече с Михаилом Горбачевым, президент США Рональд Рейган восемь раз посмотрел картину Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — все пытался постичь тайну русской души. Кинокритик Ксения Рождественская, в сотый раз пересмотревшая фильм по случаю его юбилея, пыталась понять другое: почему обычная мелодрама о провинциалках, приехавших на поиски счастья в столицу, была удостоена и «Оскара», и всенародной любви.

Как и многие лучшие советские мелодрамы, фильм Владимира Меньшова — это сказка о Москве, недаром город вынесен в название картины. Столица — вот настоящая героиня фильма, а вовсе не Катерина, героиня Веры Алентовой, как может показаться на первый взгляд. Это Москва кому-то отвечает взаимностью, кого-то спаивает, кого-то недолюбливает, на кого-то не обращает внимания.

За первые пять минут картины Владимира Меньшова зритель видит чуть ли не всю Москву конца 1950-х, все ее надежды и символы, все краски «оттепели», всю тягу к западной культуре: Андрей Вознесенский читает у памятника Маяковскому «Параболическую балладу» об «огненно-рыжем художнике Гогене» и о том, что судьба несется по параболе, а не по прямой. Людмила (Ирина Муравьева) уткнулась в метро в Ремарка (»Вся Москва читает!»), проезжая станцию «Охотный ряд». Смешно, что сейчас это название воспринимается абсолютно естественно, а в год выхода фильма сразу было понятно: перед нами история, произошедшая в те давние времена, когда станция метро «Проспект Маркса» еще носила другое название.

По сценарию, девушки, Катерина и Людмила, шли гулять к аргентинскому посольству, слушали там рокочущий бас: «Машину боливийского посла к подъезду!», смотрели на заграничную жизнь. «Вот это настоящее», — говорила Людмила. Но режиссер с ней спорит и демонстрирует другое «настоящее»: эпизод с «начинающим актером» Смоктуновским, ставший впоследствии классикой. Пусть Иннокентий Михайлович тут староват и выглядит совсем не так, как в конце пятидесятых, но именно в этой сцене была произнесена ключевая фраза фильма: «Поздновато начинаете!»



Нет, начинать никогда не поздно. В 37 лет Владимир Меньшов сделал свой первый полнометражный фильм — отличную, изобретательно смонтированную школьную драму «Розыгрыш». «Москву» он снимал, когда ему было уже под 40. Не рано начал и сценарист Валентин Черных, написавший «Москву слезам не верит» всего за 19 дней. Его первый сценарий «Человек на своем месте» экранизировали, когда ему стукнуло те же 37. К выходу «Москвы» ему исполнилось 44.

Изначально Черных работал над пьесой о судьбе девушки-провинциалки, но, узнав, что объявлен конкурс фильмов о Москве, переделал ее в сценарий. Характеры трех героинь были списаны с его теток — сестер матери. Меньшов внес в историю кучу поправок, но основа осталась неизменной: покорить Москву и далее по списку никогда не поздно. Для сценариста, приехавшего в столицу из Пскова, учившегося когда-то в школе фабрично-заводского ученичества и работавшего сборщиком на судоремонтном заводе, только это и было важно.

С выбором Катерины у режиссера неожиданно возникли сложности — актрисам сценарий не нравился, они считали, что получится «дешевая мелодрама». Ирина Купченко от роли отказалась, Маргарита Терехова предпочла съемки в «Трех мушкетерах», Наталья Сайко пробы прошла, но с Алексеем Баталовым смотрелась неубедительно. Решено было пробовать Веру Алентову, жену Меньшова. Оказалось, что лучшую пару для Гоши-Баталова трудно представить.

На роль Гоши — слесаря без недостатков — пробовались и Виталий Соломин, и Олег Ефремов, и даже сам Владимир Меньшов. И только Баталов подошел на роль идеально: его врожденная интеллигентность смягчала несколько хамоватый текст. И если актер уже был к тому моменту ярчайшей звездой советского кино и не один десяток лет, то Алентовой муж сделал поистине царский подарок. Причем ей к тому моменту тоже было 37… Да, «Москва слезам не верит» не была ее первой картиной, но именно она сделала ее одним из самых узнаваемых лиц отечественного экрана. А ведь кто-то сказал бы, что поздновато…



В первый год проката «Москву» посмотрели 85 миллионов человек. Читатели «Советского экрана» назвали «Москву слезам не верит» лучшей кинокартиной года. В 1981 году это было круче, чем признание Американской киноакадемии. Но фильм Меньшова и его получил.

В оскаровской гонке в тот год участвовали величайшие режиссеры мира. В шорт-лист вошли «Последнее метро» Франсуа Трюффо, «Доверие» Иштвана Сабо, «Тень воина» Акиры Куросавы и «Гнездо» Хайме де Арминьяна. А победила советская мелодрама, сделанная по сказочным, а потому всем понятным законам. Награду вышел получать, разумеется, не Меньшов, которого незадолго до церемонии внезапно объявили невыездным, а представитель советского посольства. Лишь через несколько лет, на церемонии награждения премией «Ника», режиссеру все-таки дали «подержать» статуэтку, которая хранилась все это время в Госкино. Он подержал и вернуть отказался — забрал наконец домой.

Меньшов-режиссер снял не так уж много фильмов. Где-то он исследовал территорию фарса (»Ширли-мырли»), где-то уходил в мелодраму (»Зависть богов»). В «Москве» сошлось все: комедия, трагедия, социальная драма, городской романс, тихий женский хоррор, борьба полов, положений, отношений к жизни. «Времена всегда одинаковые! — выговаривает Катерине мать Рудика (блистательная Евгения Ханаева, умеющая вызывать и любовь, и жалость, и ненависть). — Прежде чем что-то получить, надо это заработать».

Вот об этом фильм — о том, что ничего не дается даром. О том, что судьба несется по параболе. О том, что женщинам, даже самым сильным, все равно нужна любовь. О том, что «поздно начинаете», и о том, что начинать никогда не поздно.

Текст: Ксения Рождественская

Этот и другие материалы читайте в февральском номере российского издания The Hollywood Reporter, который поступит в продажу 22 января 2015 года.
  8 комментариев 
Комментарии (8)

Новый комментарий...

  • 6

    staplesnout 20 января 2015, 17:01 пожаловаться

    #

    Бгг, увидев заголовок, я подумал, что это анонс ремейка :)

    ответить

  • 15

    ronny10 20 января 2015, 18:07 пожаловаться

    #

    Спасибо Меньшову за «Москву», за Оскар, и за «Любовь с голубями тоже».

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 20 января 2015, 20:46 пожаловаться

    #

    не знаю… на меня персонажи произвели крайне отталкивающее впечатление. хотя сам фильм понравился.

    ответить

  • 6

    Скорбный Эдд 20 января 2015, 22:41 пожаловаться

    #

    Размашестая клюква

    ответить

  • 2

    Serhius88 21 января 2015, 11:06 пожаловаться

    #

    Спасибо большое за материал.
    Это мой любимый советский фильм.
    А успех фильма заключается в его искренности, душевности и открытости зрителю.
    И еще я бы сказал, некоторой буржуазности. Недаром он полюбился и зрителям в США и в Европе. Там любят истории подобные этой, когда сильный человек (в данном случае, женщина), несмотря на тяжелое положение, добивается в итоге успеха как в карьере, так и в любви, причем добивается его в основном в одиночку (хотя и не без помощи подруг).
    Ну аж уж интеллигент Гоша, он же Гога, он же Юрий, он же Гора, он же Жора так вообще не признает авторитетов.
    И они нашли друг друга.

    ответить

  • 2

    Serhius88 21 января 2015, 11:18 пожаловаться

    #

    В оскаровской гонке в тот год участвовали величайшие режиссеры мира. В шорт-лист вошли «Последнее метро» Франсуа Трюффо, «Доверие» Иштвана Сабо, «Тень воина» Акиры Куросавы и «Гнездо» Хайме де Арминьяна. А победила советская мелодрама, сделанная по сказочным, а потому всем понятным законам.
    --
    Причем, как рассказывал сам Владимир Меньшов, церемонию перенесли тогда в связи с покушением на президента США. И она проходила в тот момент, когда в Москве было 1 апреля. Ну вот, значит, Меньшову рассказывают про то, что он выиграл…) среди таких режиссеров… первая реакция была, конечно же, что это первоапрельская шутка))

    ответить

 
Добавить комментарий...