Спин-офф
 



добавить в:
«Путь Халимы» к сердцам зрителей и жюри

23.09.2014 10:11 • Добавить комментарий

Главный приз Казанского международного фестиваля мусульманского кино достался картине «Путь Халимы» хорватского режиссера Арсена Антона Остойича. «Да других вариантов и не было», — прокомментировала решение жюри моя коллега во время церемонии вручения. На самом деле, варианты были – и «Испытание» Александра Котта, и «Последняя остановка» Марсио Кури. Но председатель жюри рассказал нам, что в игре «кто соберет больше плюсов» фильму Остойича не было равных, — все проголосовали «за». Также он добавил, что режиссеру очень повезло: он снял такой фильм, который понравился и зрителям, и критикам.



Конечно, «Путь Халимы» я посмотрела в первую очередь. Это история женщины, которая ищет останки своего мужа и сына, погибших во время войны, чтобы похоронить их. Кости мужа находят, а вот для идентификации мальчика нужно сдать кровь. Халима бы и рада это сделать, да только она не биологическая мать. Племянницу, которая оставила ей ребенка, она не видела уже много лет – с тех пор, как та сбежала с христианином, порвав все связи со своей мусульманской семьей. Вокруг истории поисков девушки, как клубок, накручивается семейная драма, да такая, что похороны оказываются хэппи-эндом. «Я прочитал черновик сценария и тут же в него влюбился, несмотря на то, что в нем было только 60 страниц. Я увидел в нем сильные эмоции, интересные возможности для меня, как режиссера, но самое важное – я увидел личную историю, которая может многое рассказать о войне на Балканах и войне в целом», - говорит Арсен Остойич.

Последствиям той войны посвящена предыдущая картина режиссера «Ничей сын». Но он утверждает, что у него не было осознанного желания продолжать эту тему, он не занимался поиском сценария, и эта история нашла его сама. «Хочу прояснять кое-что: это не фильм о войне. Самой войне посвящено лишь несколько минут экранного времени, основная часть действия происходит за 15 лет до конфликта или через несколько лет после него». У фильма довольно сложная структура, зрителя постоянно переносят во времени, постепенно добавляя новые детали и подробности истории. Но именно за счет этого возникает довольно редкое и приятное ощущение — что тебя берут за руку в самом начале повествования и проводят через всю картину, шаг за шагом. Ты чувствуешь, что создатели фильма делали его для тебя, для зрителя, они хотели показать и рассказать, а не заработать денег/самовыразиться/добиться маминого одобрения. Не знаю, как вы, а я это ощущение очень люблю.



Еще я люблю, когда режиссеры-мужчины снимают фильм о женщинах. Халима – удивительный персонаж. Женщина, у которой не может быть детей, которая терпит упреки со стороны родственников мужа, ведь она не выполняют свою основную функцию, наконец обретает дитя. А потом в один момент теряет все – всю свою жизнь, всю свою вселенную, и смыслом ее существования становится поиск останков любимых людей. Это же совершенно невероятно – какой чувствительностью и силой эмпатии нужно обладать, чтобы создать этот образ. «Говорят, что только талантливый и чувствительный мужчина-режиссер может снять фильм о женщине, такие картины почти всегда сложнее и многограннее. У Бергмана это отлично получалось, — отвечает Арсен на вопрос, есть ли у него какой-то секрет, — Я смею только надеяться, что у меня получилось – если да, то это повод для гордости. Так что я не могу поделиться секретом, я просто старался, как мог и мне в этом помогали наши актеры, особенно женщины, конечно».



Но как мне кажется, секрет все-таки есть. И он заключается в том, что режиссер не пытается проецировать свой опыт и видение на персонажей, а, наоборот, подстраивается под них. «Я не пытаюсь навязать истории свое видение, наоборот, я пытаюсь подстроиться под историю. Я стараюсь следовать сценарию и максимально приблизиться к реальности. Герои должны выглядеть так, как будто они живые, из плоти и крови, они должны естественно смотреться в той среде, в которой они живут, и тогда зрители поверят им. Я здесь лишь для того, чтобы раскрыть их потенциал и перенести их на большой экран». И ему это удалось, потому что зрители во время показа фильма плакали. Я думаю, что это хороший знак.

«Путь Халимы» — конечно, не развлекательное кино. Его не посмотришь субботним вечером с друзьями. Но оно о самых важных вещах – о семье, о любви, о возможности диалога между представителями разных культур и религий. «Сегодня множество людей убивают только из-за их религии, посмотрите на то, что происходит в Сирии и Ираке, — говорит Арсен Остойич, — Некоторые из моих героев предвзято относятся к представителям другой религии, они черпают свой опыт из столетней истории своего региона. Я не могу их осуждать, потому что таковы их реалии. Но мне нравится в них то, что в решающий момент они способны преодолеть религиозные границы и стать понимающими, толерантными и прощающими. Это действительно прекрасно».
  Добавить комментарий 
Комментарии

Новый комментарий...

Заголовок:
Текст:
подписаться на новые комментарии