Спин-офф
 



Как создать ядерный взрыв за полгода?

16.09.2014 03:51 • 29 комментариев

Ядерный взрыв — явление в кино довольно-таки редкое. Тем интереснее нам было пообщаться с командой, которая работала над новым фильмом Александра Котта «Испытание», действие которого развивается в степи, недалеко от Семипалатинска, где происходило испытание первой водородной бомбы.

Мы пообщались с Борисом Луцюком — руководителем студии AmalgamaVFX, среди работ которой фильм-катастрофа «Метро», сериалы «Гетеры майора Соколова» и «Учитель химии», титры для сериала «Пепел» и многие другие.

Борис рассказал о том, сколько времени уходит на подобную задачу, в чем основные трудности её выполнения и к каким хитростям приходилось прибегать для экономии времени.

Ролик о создании компьютерной графики к фильму «Испытание»



Расскажите, что вы брали за основу при создании ядерного взрыва? Ведь в российском кино подобного еще не делали.

Если говорить про испытание, то за основу был взят документальный фильм 1953 года про испытание водородной бомбы. Его мы и использовали как референс в изготовлении. Сам взрыв в этом документальном фильме показан на протяжении порядка 15 минут — от собственно вспышки до самого конца. И мы просто выбирали оттуда фазы с режиссером, наиболее нам интересные с точки зрения визуального ряда и всей истории. И дальше уже эти фазы повторяли.







На какие фазы вы поделили взрыв?

Самое начало — это, собственно, вспышка, первые несколько секунд. Дальше идет нарастание самого гриба. И третья фаза — это когда уже выходит так называемая юбка гриба. Раскаленные слои атмосферы верхнего уровня на высоте порядка 3-4 километров. Их засасывает в обратную сторону и получается такая как белая юбка, выходящая из-под гриба. Собственно, вот эти три фазы мы разглядывали, изучали. В этом документальном фильме еще показано хорошо, как ломаются различные строения, транспортные средства.

Что самое сложное в работе над такой задачей?

Самое сложное — это максимально повторить саму физику процесса. Понятное дело, что никто не был в эпицентре ядерного взрыва и никто не знает, как это выглядит вблизи. Но нужно сделать это максимально убедительно. Поэтому количество просчетов, тестов, их повторений и настройки динамических параметров с учетом реальных физических процессов заняло большую часть времени.





То есть вы брали за основу физические расчеты?

Да, конечно.

Вы для этого консультировались со специалистами, физиками?

Википедию никто не отменял. Описание всех этих взрывов есть в интернете. Все температурные параметры и данные, скорость перемещения звуковой волны взрывной и ударной волны — это всё есть. Так что самообразовавылись.

Какую программу вы для этого используете?

Мы используем несколько программ. Это комплексно использовалось — Houdini, Real Flow местами. Но в основном Houdini.

Сколько времени у вас ушло на создание взрыва?

Полгода.

А как долго просчитываются симуляции?

Один кадр обсчитывался до двух часов. Мы как-то оптимизировали и разделяли сцены на составные части. То есть, например, волна считалась отдельно, земля отдельно, ножка гриба отдельно, гриб отдельно. Расходящиеся воздушные волны тоже считались отдельно.





А разрушаемые объекты — машины, дома, — вы тоже рисовали?

Машины нарисованы, да. Сначала мы на площадке сняли необходимый ракурс, с которого потом машина должна была в кадре развалиться. Режиссер определил точку и направление взрыва. Мы сняли в качестве референса стоящую на этом месте машину. Потом её убрали. Сняли чистый фон. Потом была сделана трехмерная модель машины, полностью повторяющая все элементы на ней. Ну а дальше развалили её к чертям.

А с землей также работали? Снимали, а потом моделировали?

Да.

Реально ли что-то подобное повторить в домашних условиях?

Нереально. Это труд целой команды. Можно, конечно, задаться целью и повторить, но на это уйдет не полгода, а несколько лет. Это реально труд большой команды, где использовались специалисты в разных областях. Включая художников, специалистов по концепт-арту, и заканчивая специалистами, которые занимались непосредственно динамикой, настройкой визуализации. И потом уже ребята собирали всё это дело из разных частей, можно сказать, «сфотожабили» картинку.





Вы первый раз такой взрыв создавали?

Такой большой — да, первый раз. Взрывали какую-то мелочь, но до ядерных не доходило. На самом деле это достаточно нетривиальная задача. Если делать всё по-честному, этот взрыв мог изготавливаться не полгода, а много больше. Большое количество времени мы потратили на изготовление собственных инструментов. Самописные какие-то вещи внутри программ позволили нам где-то схитрить. Потому что если делать всё «по-честному», это будет неподъемно просто. Был такой случай, когда мы делали восходящую волну на камеру, посчитали её, сделали симуляцию, начали считать. И при приближении поняли, что компьютеры просто не справляются. Не могут они посчитать её. Поэтому ребята начали выдумывать, как это всё разрезать на куски и посчитать уже отдельными запчастями, из которых потом это всё собиралось в единое целое.

А сколько компьютеров это всё обсчитывало?

Порядка тридцати. Работало 15 человек — вся студия пахала.

Это был единственный проект на тот момент?

Нет, параллельно шли еще несколько проектов. Но этот был основной, то есть на него тратилось 90% времени.

То есть теперь у вас этот процесс уже изучен и повторить его будет проще и быстрее? Месяца на три?

Нет, там есть же нюансы. Например, когда мы разваливали дом, его делать надо достаточно подробно. Уходит много времени на изготовление дополнительных объектов и материалов. Просто развалить кубик на запчасти много ума не надо. А вот развалить дом, который бы полностью соответствовал декорации, которую построил художник-постановщик с учетом тех материалов, которые были использованы в строительстве, уже сложнее.
Вы с кем-то консультировались по поводу того, что, куда и как должно лететь? Ведь разные материалы себя и ведут по-разному, наверно.

В документальном фильме, который был взят нами в качестве референса все четко показано. Скорости такие, что там все разлетается практически в одном направлении. Когда приходит ударная волна со скоростью 200 км/час, там хоть из кирпичей, хоть из соплей, хоть скотчем перемотанное. Но в то же время надо находить баланс между правдоподобностью и убедительностью. Это же две большие разницы. То есть можно сделать все честно, но некрасиво. А можно схитрить, но выглядеть это будет убедительно.



Фильм «Испытание» выходит в прокат 18 сентября.
визуальные эффекты, интервью  29 комментариев 
Комментарии (29)

Новый комментарий...

  • 32

    резо оккам 16 сентября 2014, 14:55 пожаловаться

    #

    Всегда умилял гордость и пафос, с которыми наши CG-шники, находящиеся в каменном веке по сравнению с Pacific Rift или Transformers, рассказывают о своих поделках. Что Метро, что эта курсовая работа интерна какой-нибудь крупной VFX студии… *facepalm*

    ответить

  • 4

    Mutare 16 сентября 2014, 16:48 пожаловаться

    #

    домик прикольно снесло

    ответить

  • 5

    Ру Иллюзионист 16 сентября 2014, 21:51 пожаловаться

    #

    Так забавно, когда читаешь как отечественные режиссёры хвалятся тем, что смогли за ПОЛГОДА нарисовать взрыв… Не позорились бы уже. Ненавижу Голивуд, но там америкосы рисовали подобные штуки ещё пару десятков лет назад.
    Печально что мы так долго доходим до того, что уже давно существует…
    Так глядишь, ещё лет через 20 научимся и телефоны делать. Хотя бы кнопочные. Сенсорные вряд ли…

    ответить

  • 1

    lllWMlll 20 сентября 2014, 18:30 пожаловаться

    #

    Ептафон уже существует российский с китайскими запчастями, не знаю как работает но Медведев расхваливал…

    ответить

  • 1

    Ру Иллюзионист 20 сентября 2014, 22:57 пожаловаться

    #

    Если расхвалил — значит как минимум твиттер на Ептафоне работает…

    ответить

  • 21

    IgorAbel 17 сентября 2014, 12:31 пожаловаться

    #

    Ребята, ну не пишите, пожалуйста то, о чём вы не имеете ни малейшего понятия.

    «наши CG-шники в каменном веке». Ок, а теперь давайте посмотрим фильграфию наших CG:

    Сергей Невшупов — vfx супервайзер
    http://www.imdb.com/name/nm1213628/
    Ой, Аватар! Ну надо же, вот так поворот! И супервайзер — даже не рядовой artist.

    Ок, Руслан Огородник — композер
    http://www.imdb.com/name/nm3184984/

    Вдадислав Тушевский
    http://www.imdb.com/…375/?ref_=fn_al_nm_1
    Как Влад из «Августа» попал в «РОбокоп»?
    Вот по этому деморилу.
    http://vimeo.com/39110818

    А этот человек делал «Иронию судьбы 2» и да, «Гравитацию»
    http://www.imdb.com/…714/?ref_=fn_al_nm_1
    Динамика — одна из сложнейших вещей. Да, даже домик поломать — очень сложно. Вот это открытие! Поэтому, как только Влад освоил динамику частиц, его тут же пригласили в США. А сама компания Houdini не почуралась вставить в свой официальный деморил кадры из «Августа» и «Сталинграда». Вот так поворот, да?
    " хвалятся тем, что смогли за ПОЛГОДА нарисовать взрыв» — да, мужик, это, блин, графика. Вот она столько занимает времени. Вот она так делается. А как ты думал? В Голливуде за три дня всё фигачат, да? А не хочешь полгода только на реднер первых 17 минут Гравитации? Как оно? И там работало не 15 человек. Там работала, извините, почти вся студия. И делался этот кадр в итоге те же 8 месяцев. А пока он рендерился, делались другие шоты. Да, графика это долго, сложно и дорого. Даже в Голливуде.

    Только вот разница есть маленькая — в MPC только в одном отделении штат ротоскоперов 50 человек. А отделений у MPC около 5. Итого — 250 человек только тупо режут маски. Всего над графикой работает от 800 до 1500 человек. Только графики. У нас студия — 15 человек всего (кроме CGF: там ого-го-150 штата. Гигант). Работают сразу несколько студий, выходит человек 40. За тоже время. 40 против 1500. Уловили разницу?

    ответить

  • 7

    Дима Грин 17 сентября 2014, 18:58 пожаловаться

    #

    Шикарные подробности, так и надо. Чем больше знаешь, тем больше не знаешь и больше ищешь новую информацию.

    ответить

  • 2

    lllWMlll 20 сентября 2014, 18:41 пожаловаться

    #

    Единственная ремарка — всех кого вы перечислили работают исключительно во благо Народного Кина… Голливуда. Понимаю деньги — переманивают. Это же проще, чем найти единомышленников и энтузиастов и поднять свой — родной кинематограф, хотя бы в визуальной части — такие таланты да зря пропадают — в этом Медведев был прав — «утечка мозгов» идет полным ходом, «Скайлайн» отдыхает)))

    ответить

  • 2

    IgorAbel 20 сентября 2014, 19:31 пожаловаться

    #

    Не совсем. Невшупов года два назад вернулся и работает сейчас в CGF (это наша компания), причём живёт в своём родном Владивостоке.
    Тушевский уехал тоже не на совсем, обещал вернуться. Более того, он ведёт онлайн-курсы в России, где обучает студентов своим умениям. Он и ещё 5 ведущих специалистов.
    Часть народа, что работали над Wanted, вообще никуда не уезжало и работали над фильмом в России. Также, как и графику для американского «Шаг вперёд 4» делали тут же.

    ответить

  • 1

    IgorAbel 20 сентября 2014, 19:38 пожаловаться

    #

    Кстати, большая часть обучения, как и конференция для графиков CG_EVENT, строится исключительно на энтузиазме нащих специалистов. Я учился на тех курсах, о которых пишу, и мой мастер, работая над проектами и ещё нам преподавая, имел в году, по-моему 7 или 8 выходных дней.
    Я не знаю, из чего сделаны эти люди, но когда видишь их работу и энтузиазм, невозможно не оценить их просто титанический труд.

    ответить

  • 2

    lllWMlll 20 сентября 2014, 19:55 пожаловаться

    #

    Радотать «Здесь» и работать «на кого то» разные вещи. Я ничего против не имею. Просто из вашей инфы ссылки я вижу, что у них в фильмографии российский фильм только каждый пятый-седьмой. Как спецы против не имею ребята отличные и не только они работают по 3 выходных в год — у нас вообще специфика ТК РФ такова, что выходных ни где не дают… так что имхо

    ответить

  • 2

    IgorAbel 20 сентября 2014, 20:10 пожаловаться

    #

    Тут так — есть ряд русских студий, около 6 крупных и ещё с десяток совсем малых. Кто к ним с заказом приходит, с тем они и работают. Это может быть русский фильм, как «Экипаж» или «Драконы», или зарубежное кино, или реклама, или сериал. В любом случае, специалисты работают в России, а значит их знания и опыт остаются тут же.

    ответить

  • 6

    Major_Dutch 17 сентября 2014, 13:05 пожаловаться

    #

    А мне вот понравилось.

    Пусть лучше делают и ошибаются, чем не делают вообще.

    ответить

  • 5

    MarkMk2 17 сентября 2014, 15:41 пожаловаться

    #

    Наши студии освоили технологии 10-летней давности, молодцы!

    ответить

  • 2

    City 17 20 сентября 2014, 09:10 пожаловаться

    #

    Занятно, что плагины для взрывов и разрушений можно скачать в интернете. Создание сложных спецэффектов стало доступно любителям, даже наши кинодеятели научились что-то делать. Вот в «Сталинграде» в с начале, где красноармейцев сжигают заживо я думал, что огонь настоящий, а он, в своей массе, был компьютерный. До того реалистично нарисовано! Впрочем фильм это не спасло. Спецэффекты спецэффектами, но режиссура, игра актёров и сценарий в миллион раз важнее.

    ответить

 
Добавить комментарий...