• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Спин-офф
 



Девять причин посмотреть ранние фильмы Хичкока

16.07.2014 10:14 • 14 комментариев

С 1 по 9 августа в Москве пройдет фестиваль «Хичкок: Девять неизвестных», где благодаря усилиям реставраторов Британского института кино зрители смогут увидеть ранние работы великого режиссера.



Вот девять причин, по которым стоит посмотреть немые фильмы Альфреда Хичкока:

1) Блестящий дебют

На протяжении десятилетий первый фильм Хичкока «Сад наслаждений» можно было увидеть лишь в сокращенной версии, поскольку значительная часть первоначальной копии фильма считалась утерянной. В ходе одного из самых трудных этапов реставрационного процесса, когда проводились поиски в архивах по всему миру, недостающие двадцать минут были восстановлены, и теперь зрители, наконец, могут стать свидетелями рождения гения Хичкока.

2) Талант рассказчика

Хичкок обладал настоящим даром рассказчика. В картине «Человек с острова Мэн» особенно ярко проявилось умение режиссера расставлять смысловые акценты с помощью исключительно визуальных средств. В итоге диалоги или кадры с титрами в его немых фильмах часто оказывались ненужными, подтверждая принцип, который режиссер отстаивал на протяжении всего творческого пути: не рассказывать, а показывать. В своих ранних лентах, например, в экранизации пьесы Ноэла Коуарда «Легкое поведение», Хичкок часто обращается к теме ложного обвинения, которая никогда не переставала его интересовать.



3) Искусство саспенса

Как-то раз Хичкок сказал: «Ужас не в звуке выстрела, а в его ожидании». Искусство держать зрителя в напряжении, подвести к краю пропасти и заставить дрожать от волнения и страха лежало в основе его работ, начиная с первых немых лент и заканчивая такими поздними шедеврами, как «Головокружение», «На север через северо-запад», «Психо» и «Птицы». Тот, кто плохо знает немое кино, не поверит, какое сюжетное напряжение умел создавать молодой Хичкок.

4) Становление стиля

Критики, подвергающие сомнению статус Хичкока в авторском кино, часто вспоминают его провальную картину «Мистер и миссис Смит» — эксцентричную романтическую комедию, которая совершенно выбивается из ряда триллеров, прославивших режиссера. Тем не менее, его ранние картины демонстрируют широчайший жанровый спектр, их невозможно втиснуть в рамки одной категории, где Хичкок в дальнейшем сделал себе имя. Лучше взглянуть на них как на оттачивание опыта начинающего мастера, пробующего все жанры, прежде чем выбрать наиболее подходящий для себя. Здесь можно найти что угодно, от легкомысленной комедии «Шампанское» до полного сильных эмоциональных переживаний триллера «Человека с острова Мэн».



5) Динамичные сцены

В наши дни постановочные эпизоды в стиле экшн чаще всего ассоциируются со Стивеном Спилбергом, однако в течение целых пяти десятилетий признанным мастером замысловато поставленных и столь же искусно снятых динамичных сцен был Альфред Хичкок. Примером могут служить эпизоды с самолетом-кукурузником в картине «На север через северо-запад», вступительные кадры погони в «Головокружении» и кульминационная сцена на Статуе свободы в «Диверсанте». Подобные эпизоды появляются уже в ранних фильмах: таковы, например, яркие сцены преследования в «Жильце» и «Шантаже». Стоит вспомнить и блестяще поставленные боксерские поединки в «Ринге».

6) Режиссерский взгляд

В фильмах Хичкока глазами режиссера мы видим совершенно особый мир. Вступительный кадр из «Шампанского» с танцующей женщиной снят сквозь бокал. Долгий кадр в «Шантаже», прослеживающий, как мужчина и женщина поднимаются по лестнице, удалось снять, поместив камеру в специально построенный атриум. Таинственный Жилец в одноименном шедевре 1926 года нервно меряет шагами комнату, находясь над домохозяйкой и ее семейством – одна из сцен, получившая широкое признание у публики, для съемок которой специально положили стеклянный пол.



7) История кино

Хичкок впитывал все новое, что возникало в мировом кинематографе, от техник немецкого экспрессионизма до авангардных приемов советского монтажа, достигая в своих фильмах блестящих результатов. Работа режиссера в немом кино, сочетавшая уникальный визуальный стиль, владение ритмом в динамичных сценах, а также влияние различных кинематографических школ, привела к появлению одного из непревзойденных «немых» эпизодов в раннем звуковом фильме «Человек, который слишком много знал» — захватывающей попытке убийства на концерте в Королевском Альберт-холле. Первые фильмы Хичкока помогают понять, как под влиянием многочисленных течений в кинематографе вырабатывался его неподражаемый стиль.

8) Захватывающая музыка

Для демонстрации восстановленных немых фильмов Хичкока была заказана новая музыка. Соуэто Кинч сочинил джазовое сопровождение для «Ринга». Отголоски мотивов Дюка Эллингтона и Бенни Гудмена помогли ему подчеркнуть игривость сюжета этой боксерской мелодрамы, а также усилить впечатление от самых напряженных сцен. Нитин Сони в своем музыкальном сопровождении к фильму «Жилец» напоминает об успешном сотрудничестве Хичкока с композитором Бернардом Херрманном, местами цитируя его музыку к «Головокружению», «На север через северо-запад» и «Психо», а также свои собственные сочинения. Результат получился эклектичным и очень интересным. Наконец, Джон Суини, знаменитый аккомпаниатор, объездивший весь мир вместе с этими фильмами, предложил стильную музыку к картине «По наклонной плоскости». Кроме того, Британский совет сотрудничает с музыкантами каждой страны, где демонстрируются восстановленные ленты, давая зрителям возможность оценить местных композиторов и исполнителей и убедиться, насколько универсальны темы хичкоковских фильмов.



9) Искусство развлекать

Хичкок – один из великих художников XX века, чьи работы так же важны для истории искусства как творчество Пикассо или Пруста. Однако обращать внимание лишь на художественные достоинства его работы означает умалять другой важный аспект: Хичкок прекрасно умел развлекать зрителей. Он получал удовольствие, очаровывая их и приводя в нервный трепет, и даже сам сыграл в 39 эпизодических ролях в собственных фильмах, таких как «Жилец» и «Шантаж». Его артистический дар не уступает мастерству исследователя темных сторон человеческой души.

Показы пройдут с 1 по 9 августа во дворе института «Стрелка». Вход бесплатный, но необходима предварительная регистрация.
классика, фестиваль  14 комментариев 
Комментарии (14)

Новый комментарий...

  • 5

    Larrix 16 июля 2014, 16:46 пожаловаться

    #

    Приятный ПОДАРОК! :)
    Надо понимать, на показах будет тапёр? Или под фонограмму?

    ответить

  • «Кроме того, Британский совет сотрудничает с музыкантами каждой страны, где демонстрируются восстановленные ленты, давая зрителям возможность оценить местных композиторов и исполнителей и убедиться, насколько универсальны темы хичкоковских фильмов. »

    ответить

  • 6

    Larrix 16 июля 2014, 17:51 пожаловаться

    #

    Само начальство пожаловало;)
    Спасибо, намек понят. Именно на этот фрагмент я и ориентировалась, желая уточнить) Нас стороной не обойдут, теперь понятно.
    Интересно, а кого же тогда пригласят?

    ответить

  • 1 августа на открытии фестиваля выступит ансамбль альт-саксофониста и MC Соуэто Кинча, создавшего уникальный джазовый аккомпанемент к фильму «Ринг» (1927).
    Со 2 по 8 августа на фестивале будет выступать талантливый пианист Джон Суини, который играет для немых фильмов на многих фестивалях (British Silent Cinema Festival, Slapstick, Giornate del Cinema Muto).

    ответить

  • Helga_Lise 28 июля 2014, 15:20 пожаловаться

    #

    Так получилось, что мое знакомство с Хичкоком началось с «Жильца». Просто так, без особых причин.
    И да, написано так прекрасно, что аж захотелось пересмотреть)

    ответить

  • Тюбикина 1 августа 2014, 00:23 пожаловаться

    #

    Замечательное событие! Но к сожалению показы фильмов проходят очень поздно, поэтому не смогу пойти. Интересно, где можно будет потом посмотреть, показанные на фестивале фильмы?

    ответить

 
Добавить комментарий...