всё о любом фильме:
Спин-офф
 



«Возмездие»: История создания

11.05.2014 10:21 • 2 комментария

В российском прокате продолжает свое движение психологическая драма «Возмездие». КиноПоиск рассказывает о том, как создавался фильм, главные роли в котором исполнили Колин Фёрт и Николь Кидман.



1980-й год. Мужчина средних лет (Колин Фёрт) лежит на ковре и, давясь словами, вышептывает какой-то стих. Позже мы видим его в поезде, составляющим компанию миловидной женщине (Николь Кидман), намерившейся проехаться по шотландским глубинкам.

Эти двое, Эрик и Патти, так понравятся друг другу, что скоро станут четой Ломакс. Их идеальную семейную жизнь омрачают лишь периодические припадки супруга — следствие затянувшейся психологической травмы, полученной в японских концлагерях и до сих пор терзающей героя сильнее, чем многочисленные шрамы, оставленные на его коже во время дознания.

Нужные слова подсказывает бывший соузник по лагерю и теперешний компаньон по ветеранскому клубу Финлей (Стеллан Скарсгард). Выясняется, что главный мучитель Эрика, переводчик Такаси Нагасе, слишком пристрастно допрашивавший Ломакса во время заточения, избежал суда и сейчас работает гидом, судя по всему, нисколько не пострадав за совершенные злодеяния. Финлей дарит старому другу газету со статьей о японском изверге, старый нож и вместе с ними мысль о предстоящем возмездии.



Такая история могла бы уютно осесть на плечах какого-нибудь психологического триллера, но судьба Эрика Ломакса абсолютно реальна и описана им в книге «Железнодорожник» (The Railway Man), опубликованной в 1995 году и быстро попавшей в списки бестселлеров. Чувствуя мощную моральную поддержку, исходящую от супруги, он первым публично проломил грунт молчания, томившего тысячи его однополчан, переживших в плену подобные унижения, однако всегда боявшихся рассказать о них столь подробно.

Шотландец был среди тех, кто возводил печально известную Тайско-Бирманскую железную дорогу (она же «дорога смерти») — своеобразного индустриального молоха, поглотившего жизни десяти тысяч пленных (столь безжалостно эксплуатировали их ведающие стройкой японские военные). Одной из составных частей пути является мост через реку Квай, популяризированный фильмом Дэвида Лина, основанным на романе Пьера Буля. Злая ирония, заключавшаяся в произошедшем с Эриком, состояла в том, что его с детства завораживали поезда, но судьба преподнесла слишком кровожадную проверку его увлечения на прочность.



Помимо упомянутой британской классики, кинематографисты не раз обращались к событиям тех лент (в последний раз — в фильме «Последняя война» 2001 года), в том числе и к произошедшему с Ломаксом, которого в документальной драме «Пленники во времени» (Prisoners in Time) сыграл Джон Хёрт.

Идея о полноценной киноадаптации «Железнодорожника» пришла к Фрэнку Коттрелу Бойсу (постоянному соавтору Майкла Уинтерботтома и сценаристу церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне) еще в конце 1990-х. Вместе с продюсером Энди Патерсоном он только закончил работу над драмой Ананда Такера «Хилари и Джеки», но оставшись под впечатлением от документального романа Ломакса, Коттрел Бойс рьяно взялся за погружение в этот всамделишный сюжет. Верный своему пристрастию, Эрик торжественно подписал контракт, дававший тандему права на съемки фильма, в гостинице для железнодорожников, расположенной в Йорке.



Сценарист и продюсер объездили основные территории, связанные с жизнью героя будущего байопика. В Эдинбурге они проведали дом, где он вырос (жившая в нем молодая пара незадолго до того обнаружила под половицей игрушечный поезд), школу и первую работу, а также мост, с которого Эрик любил наблюдать за железнодорожными составами (кроме того, Фрэнк и Энди отправились в Токио, где взяли интервью у бывшего мучителя Такаси Нагасе). Каждый раз, когда Ломакс приезжал в Лондон, он обязательно посещал офис производственной компании Патерсона в Сохо.

Проходили годы, вдумчивая разработка будущей кинобиографии нещадно растягивалась, грозя перейти в категорию бесконечности и единственное, что заставляло его основателей не оступаться, так это желание снять кино до того, как уже достаточно пожилой Эрик отойдет в мир иной (премьеры он действительно не увидел, скончавшись за несколько недель до финального монтажа).



Проект встряхнул с себя последние остатки сна, когда Патерсон уговорил заняться картиной опытного постановщика Джонатана Теплицки, снявшего ленту «Горящий человек». Гораздо труднее было найти нужного актера, ведь таких типажей, который являл собой Ломакс (здесь, по словам Коттрела Бойса, лучше бы подошли актеры старой школы Майкл Редгрейв, Роберт Донат и Роджер Ливси), в современном кино уже почти не осталось.

Единственным уместным кандидатом показался Колин Фёрт, всегда воплощающий собой некоторую старомодную солидность, столь необходимую для подобной роли. Фёрт согласился сыграть Ломакса и съездил вместе со сценаристом домой к своему герою. Примечательно, что актер лично знал человека, побывавшего на «дороге смерти»: «Похожее произошло с нашим местным кандидатом в парламент от лейбористской партии. Говорили, что пережитое его тяготит, но при этом у него был похожий опыт примирения. Все взаимосвязано».

На роль Патти Ломакс Теплицки утвердил Рейчел Вайс, однако неожиданно возникший конфликт расписаний вынудил актрису сделать выбор в пользу досъемок двух более крупных проектов. Замена нашлась в лице Николь Кидман, немедленно отреагировавшей на полученный сценарий: «До того мне так и не выпадал шанс сыграть женщину, горой стоящую за своего партнера, любовника и мужа сквозь тяжелые времена, что-то было в этом, что сильно соприкасалось и с моей жизнью. Я верю, что есть способ, которым любовь может излечить, делая это нежно, аккуратно, поощряя на борьбу — это то, что я хотела показать на экране».



Образ соратника главного героя Финлея достался шведу Стеллану Скарсгарду: «Как только имя Стеллана всплыло в обсуждении, мы все просто влюбились в эту идею. — поясняет режиссер Джонатан Теплицки. — Такая завораживающая роль требовала актера, способного добавить в нее убедительность, точность и правдоподобие. Его герой тянет за собой фильм, временами он становится рассказчиком, привнося мощное тепло, помогающее Патти понять, почему муж закрывается от нее».

Родственники Ломакса, по состоянию здоровья уже не осмелившегося на длительные путешествия (производство картины проходило в Шотландии, Квинсленде и Таиланде), регулярно дежурили на съемках. В один из дней группа расположилась недалеко от дома Эрика, к которому на обед зашли Колин Фёрт и Николь Кидман. Появление неожиданных гостей так воодушевило ветерана, что он, превозмогая трудности, решил появиться на площадке. Когда кинематографисты переместились на вершину холма, откуда открывался впечатляющий вид на бухту, Ломакс натянул шапку с помпоном и обмотавшись шерстяным кашне отправился в путь на своем инвалидном кресле. При помощи работников съемочной группы героя войны перенесли к мониторам, где он смог наблюдать за создававшимся фильмом. «Это был лучший день в моей жизни», — так он коротко отрезюмирует впечатления того пасмурного дня.



Сложная задача досталась востребованному актеру Хироюки Санада, получившему роль перевоспитавшегося изверга Нагасе, после падения японской армии проникшегося ужасом тех лет и взявшего ответственность за сохранность музея, посвященного Тайско-Бирманскому пути: «Я слышал о „дороге смерти“ раньше, но не знал каких-либо деталей. Японская образовательная система не обсуждает это. Когда я начал исследовать тему, то был шокирован и удивлен, почувствовал эту роль как своего рода миссию для японского актера — рассказать о произошедшем миру и молодому поколению, повторно рассмотреть историю». Сыгравший того же персонажа в молодости Танрох Исида присоединяется к словам коллеги: «Мое поколение будет очень удивлено, ведь они ничего не знают об этой трагедии».

Кинематографисты просто не могли не посетить место, раскурочившее судьбы тысяч людей. На сегодняшний день «дорога смерти» — заметный туристический пункт, через который постоянно ходят поезда. Молодые актеры, воплощавшие героев во время их лагерного заточения, вместе с военным консультантом Родом Биттлом отправились в те места, где британские заключенные претерпели все каторжные мучения, выпавшие на их долю во время строительства. В условиях сорокаградусной жары и 98-процентной влажности актеры смогли промахать киркой лишь час, тогда как каждый день пленные солдаты трудились в 16 раз дольше, постоянно таская с собой все инструменты.



Премьера «Возмездия» состоялась на международном фестивале в Торонто 6 сентября 2013 года. С 1 мая 2014-го фильм можно найти в российском прокате.
создание  2 комментария 
Комментарии (2)

Новый комментарий...

  • 7

    QUieT8iT 11 мая 2014, 15:40 пожаловаться

    #

    лежит на ковре и, давясь словами, вышептывает какой-то стих.

    Один я о Лебовски вспомнил?

    Хироюки Санада

    Как и Ватанабе — главная гордость, представительность, популярность Японии во всем сегодняшнем западном мире. Сильнейший актер, харизмой которого восхищаешься, а созданным им персонажам — попросту веришь.

    ответить

  • 7

    North Carolina 15 11 мая 2014, 16:16 пожаловаться

    #

    Спасибо за такую прекрасную статью! Как же хорошо, что подобные фильмы ещё снимают! Как грустно, что они проходят немного незамеченными. И чудо, что создатели, так бережно работают с таким материалом, вкладывают столько душевных сил, зная при этом, что не возглавят бокс-офис и их не обсыпят наградами. Но такие фильмы нужны не ради статуэток, а для души. Одна из лучших драм о войне и мире, о примирении и о прощении, но не о возмездии!

    P.S. В Эдинбурге они проведали дом, где он вырос (жившая молодая пара незадолго до того обнаружила в половице игрушечный поезд).

    Уже из одного этого предложения можно снять фильм.

    Как же хорошо, что у Кидман и Фёрта скоро выйдут ещё несколько совместных проектов!

    ответить

 
Добавить комментарий...