Спин-офф
 



добавить в:
Выходи, продюсер: Обзор книги Александра Роднянского

18.09.2013 07:25 • 5 комментариев

Увлекательных книг, посвященных кинематографическому ремеслу, не так много. Еще меньше их издается на русском языке. Поэтому релиз книги «Выходит продюсер» Александра Роднянского, одного из наиболее известных российских продюсеров, который успел поработать как в России и на Украине, так и в Голливуде — это событие, мимо которого непросто пройти. Тем более что она номинирована на Книжную премию Рунета. КиноПоиск ознакомился с книгой, пообщался с ее автором и выяснил, о чем же он пишет в своей работе, и кому она будет интересна.



Есть одна весьма занятная история. Нынешний глава телекомпании CBS Лесли Мунвс в бытность агентом как-то принес на канал FOX сценарий новой телевизионной комедии. Условия были простые: ее создатели получают за свой труд $150 тысяч и еще столько же, если вдруг FOX откажется от съемок. FOX не готов был пойти на риск. Тогда Мунвес предложил проект другому крупному каналу, NBC. Не долго думая, его руководство согласилось. С чем кто в итоге остался? FOX сэкономил те самые $150 тысяч. А NBC получил сериал «Друзья», впоследствии ставший главным телевизионным хитом своего времени.

Подобными фактами, историями из жизни киноиндустрии и цитатами великих ее деятелей проиллюстрировано в книге Александра Роднянского каждое значимое событие. Почему голая грудь на экране сильнее влияет на психику подростков, чем натуралистическое изображение насилия? Почему «Трансформеры» — это самая масштабная совместная операция Пентагона и Голливуда? Почему «Гарри Поттер и Орден Феникса» — формально убыточная картина?

Понимание ответов на эти вопросы не просто дает возможность блеснуть знаниями, оно помогает разобраться в том, как устроен мир кино и работа продюсера. И в том, как и почему Роднянский в тех или иных случаях добивался успеха, либо проигрывал.

Девять небольших глав. Каждая описывает отдельный период из профессиональной жизни Роднянского: его первые шаги в кинематографе, успешные проекты 1+1 и СТС, расставание с ними, сверхуспешная «9 рота», провалившийся «Обитаемый остров», начало работы в Голливуде.



Примеров неудач в книге можно найти не меньше, чем примеров успешных проектов. Автор ведет с читателем не беседу профессора с учеником, а весьма откровенный, можно сказать дружеский разговор.

«Я не пытался написать мемуары или учебник, я хотел создать мотивационную книжку, которая вдохновляла бы молодых людей заняться кинематографом и телевидением, — рассказывает КиноПоиску Александр Роднянский. — И я буду рад, если в индустрию придут молодые талантливые люди, которые будут лучше, чем мы. Только здоровая конкуренция может изменить ситуацию к лучшему».

У Роднянского есть собственное видение того, кем же является на самом деле продюсер. По сути, каждый из нас — это продюсер своей жизни. Организовываешь ли ты вечеринку, либо собираешь друзей на поход в кинотеатр — ты выполняешь продюсерскую работу. Но продюсирование кино — дело другое. Этот мир не закрыт для всех, но принимает он только лучших — тех, у кого есть не просто энергия и желание, а серьезное профессиональное понимание контекста.

На плечах продюсера лежит огромная ответственность. Именно он влияет на умы зрителей. Именно он предугадывает их вкусы. Именно он привлекает к работе определенных режиссеров и сценаристов. На последних ответственность лежит не меньшая, но исключительно в творческой плоскости.

Но всегда стоит помнить, что чем более фильм авторский, тем меньше в нем ткани продюсера: «Существует совершенно особая система отношений с талантливыми художниками авторского кино. Когда я работал с Андреем Звягинцевым над «Еленой», я понимал, что навязывать ему какие-либо решения было бы глупо. У него есть определенная аудитория, которая ожидает от фильма именно видения Звягинцева. Если же речь идет о жанровом, коммерческом кино, то здесь влияние продюсера простирается куда дальше».



Александр Роднянский создал телеканал 1+1 и долгое время руководил сначала каналом СТС, а потом и холдингом «СТС Медиа», поэтому неудивительно, что внушительная часть книги посвящена телевидению и сериалам. Каков здесь главный урок? Перед продюсером рано или поздно встает вопрос: какую стратегию выбрать — эффективности или более качественного продукта? Кто-то гонится за прибылью, а для кого-то важнее контент. Оба подхода имеют право на существование. Но при этом важно помнить, что у телеканала, как и у любого другого масштабного проекта, должно быть свое лицо. Не стоит гнаться за всеми слоями аудитории сразу — это огромный риск остаться ни с чем. Нужно работать на своего зрителя — вы одинаково важны друг для друга. Именно поэтому Роднянский в свое время отказался от проекта Comedy Club, который никак не вписывался в формат СТС. В итоге он достался ТНТ.

Как полагает Роднянский, телевидение переживает сейчас свою очередную золотую эпоху. Когда-то работа на нем означала для режиссера фактически конец карьеры, а сейчас для крупных телекомпаний делают проекты выдающиеся режиссеры — Дэвид Финчер, Гас Ван Сент, Мартин Скорсезе. Содержание голливудских фильмов меняется — студии все чаще ориентируются на подростков, а драматические сюжеты в свою очередь находят себе место именно в телесериалах. Кроме того, техническая революция значительно снизила стоимость спецэффектов, и теперь на телеканалах возможны такие масштабные проекты, как «Игра престолов».

Иногда фанатичная преданность делу может обернуться против тебя, и ты теряешь контакт с аудиторией. Так и случилось с Александром Роднянским и Федором Бондарчуком при создании «Обитаемого острова». Роднянский честно расписывается в своих ошибках: не учли изменений, произошедших с киноиндустрией, не уследили за новыми запросами аудитории, сделали целый ряд ошибок практического свойства.

В сознании зрителей действительно произошли перемены: «Сегодня успех фильма зависит еще и от огромного количества мнений, сложившихся задолго до того, как фильм появляется в прокате — рассказывает Роднянский. — Многие зрители принимают решение о том, хорош фильм или плох, еще до того как его увидят. Это значительно усложняет работу продюсера: приходится брендировать проект таким образом, чтобы он не вызывал острого желание критиковать его еще до просмотра. Интернет-аудитория чрезвычайно критична. На вашем же форуме КиноПоиска зачастую натыкаешься на шквал негативных отзывов о различных проектах, находящихся подчас в самых начальных стадиях производства. Но такова сегодняшняя реальность».

Бабочка, раздавленная героем рассказа Рэя Брэдбери «И грянул гром», безвозвратно изменила будущее. Сегодня такая бабочка находится под ботинком у каждого кинозрителя.

Книга «Выходит продюсер» Александра Роднянского — это не учебник. И не мемуары. Это приглашение на беседу. Для тех, кто любит кино, от того, кто им профессионально занимается.
книга, продюсер  5 комментариев 
Комментарии (5)

Новый комментарий...

  • 4

    atwar 18 сентября 2013, 13:28 пожаловаться

    #

    хотел купить эту книгу, но как-то не решался! отпугивала не только цена, но и не особо большой объём. После прочтения обзора стал подумывать о покупке! Спасибо!

    ответить

  • 6

    McUltras 18 сентября 2013, 14:32 пожаловаться

    #

    «Будь мужиком!» Не бойся объемов!))

    А если серьезно — мы остаемся самой читающей нацией.
    Прочитали уже все форумы в интернете. Роднянский не исключение))

    ответить

  • 3

    sozdan 18 сентября 2013, 14:07 пожаловаться

    #

    «На вашем же форуме КиноПоиска зачастую натыкаешься на шквал негативных отзывов о различных проектах, находящихся подчас в самых начальных стадиях производства. Но такова сегодняшняя реальность»
    И хорошо что читает обсуждения КП, заранее знает чего делать точно не стоит наверняка)

    По сути, каждый из нас — это продюсер своей жизни. Оригинальная дефиниция, надо запомнить)

    Книгу прочту, ради понимания подноготной «провала» Острова, вероятно что-то ещё интересное выужу)

    ответить

  • 1

    zlostniy 19 сентября 2013, 13:41 пожаловаться

    #

    Боюсь, что это ошибки продюсеров и даже не продюсерские, а человеческие. Ну не верят в нашей стране, что подчинённый может в какой-то области разбираться лучше начальника. При мне увольнялись специалисты и требовали чтоб их имя не включали в титры (((

    Хотя Роднянский мужик, конечно, очень неглупый, почитать, наверно, стоит

    ответить

  • 4

    razdolbay 18 сентября 2013, 14:21 пожаловаться

    #

    Книгу заказал и прочитал ещё в середине лета. Мотивирующая, действительно. Правда некоторые вещи не просто понять, если не было опыта работы продюсером, а в целом стоит прочтения, тем более займет день-два

    ответить

 
Добавить комментарий...