• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Спин-офф
 



Кубрик и его «Убийство»

28.07.2013 05:17 • 10 комментариев

Рассказываем о третьем полнометражном, но первом по-настоящему большом фильме Стэнли Кубрика — «Убийство» 1956 года.



Нуар «Большой куш», получивший в России буквальное название «Убийство», Кубрик считал первой полноценной работой (разминкой же послужил фильм «Поцелуй убийцы» 1955 года, а до того освоить кинематографические навыки он пытался на «Страхе и вожделении»). Здесь режиссер пока еще осторожно, но уже достаточно отчетливо попробовал реконструировать стилистические нормы в рамках одного отдельно взятого жанра, в данном случае — детектива. Этим он впоследствии занимался в каждом своем фильме, разбирая по частям и доводя до абсолюта космическую фантастику, черную комедию, хоррор, социальную антиутопию, историческую повесть, военный репортаж, эротическую драму.

Литературная подложка — обязательный элемент кубриковской фильмографии. Что ни фильм — то экранизация, хотя и порой вывернутая наизнанку. В основе «Убийства» лежит нуар Лайонела Уайта, права на который соратник Кубрика Джеймс Б. Харрис приобрел за десять тысяч долларов, а затем добавил еще 120 тысяч личных сбережений к бюджету, выделенному United Artists. Сюжет традиционнее некуда: банда отчаявшихся людей, ведомая опытным бандитом Джонни Клеем, собирается ограбить ипподром на ошеломительную по тем временам сумму в два миллиона долларов. Далее следует длительная подготовка к, казалось, идеальному преступлению, само ограбление и неприятные последствия.

Кубрик из материала, который в других руках превратился бы в стандартную криминальную историю, формирует эффектное жанровое полотно: изломанное повествование, выразительная операторская работа (все эти протяжные проезды камеры в дальнейшем станут его излюбленным приемом), крепкая актерская игра (в главных ролях задействованы опытные характерные актеры и такие звезды нуара, как Стерлинг Хейден и Элиша Кук-мл.), бесстрастный закадровый голос, помогающий собрать разрозненный сюжет воедино.



Немалый вклад в картину внес Джим Томпсон — беллетрист-мизантроп, писавший самые жуткие детективные романы эпохи, вдобавок алкоголик, регулярно допивавшийся до нервных срывов, в котором Кубрик (сам, как и положено гению, известный социофоб) на какое-то время нашел надежного соавтора, пригласив его поработать и над следующей картиной «Тропы славы». Томпсона можно назвать «Сэмом Пекинпа от американской литературы», что звучит символично, учитывая, что снял «Убийство» оператор Люсьен Баллард, позднее работавший с Пекинпой над его лучшими картинами.

Именно «Убийство» стало отправной точкой для всей последующей карьеры режиссера. Фильм увидел Кирк Дуглас, который вытребовал финансирование на разрабатываемую Кубриком экранизацию книги Хамфри Кобба «Тропы славы», а после заключил с постановщиком длительный контракт на несколько картин, впрочем, действовавший не слишком долго: его итогом стал пеплум «Спартак» — единственная лента Кубрика, где он не имел никакого творческого контроля.

Привередливый Орсон Уэллс в интервью журналу «Кайе дю синема» назвал детектив «неплохой картиной», а в беседе с Хуаном Кобосом заявил: «Среди режиссеров так называемого молодого поколения Кубрик мне кажется гигантом. Он талантливее крупнейших мастеров предшествующего ему поколения, таких как Рэй, Олдрич, не говоря уже о Хьюстоне».

Единственный ощутимый недостаток этого жанрового опыта для Кубрика заключался в кассовом провале. Несмотря на его явную коммерческую направленность, при всех слагаемых, в сумме способных привлечь широкую аудиторию, из всех фильмов Кубрика этот проект был наименее успешным, хотя исторически окупился для него многократно.
классика, Кубрик  10 комментариев 
Комментарии (10)

Новый комментарий...

  • 3

    HyseynMen 28 июля 2013, 09:31 пожаловаться

    #

    Квенти Тарантино явно вдохновляясь этим фильмо снимая Бешеных псов

    ответить

  • В каком месте? Может, «Волна преступности» 54-го года? Там тоже Хайден снимался.

    Вряд ли есть смысл сомневаться в том, что Квентин этот фильм видел, но каких-то явных аллюзий, отсылок в «Бешеных псах«что-то не припомню.

    ответить

  • 2

    Backslider 28 июля 2013, 19:11 пожаловаться

    #

    давно смотрел «Убийство», но одна сцена точно Псов напомнила, ну не буду спойлерить))

    ответить

  • Может, в личку? Права, любопытно, потому что своими силами как-то никак не вспомню.

    ответить

  • H-fun-K 30 июля 2013, 23:34 пожаловаться

    #

    Даже в интервью Тарантино говорил, что вдохновлялся этим фильмом.

    ответить

  • Вдохновляться он мог чем угодно, даже Сталкером. Вопрос был немножко не об этом. Но, в общем уже прояснили))

    ответить

  • 2

    Golden Man 28 июля 2013, 12:54 пожаловаться

    #

    Крепкий фильм, в наше время считающийся уже классикой. Но здесь Кубрик только разминается.

    ответить

  • 1

    Harry Angel 28 июля 2013, 15:10 пожаловаться

    #


    Немалый вклад в картину внес Джим Томпсон — беллетрист-мизантроп, писавший самые жуткие детективные романы эпохи, вдобавок психопат и алкоголик


    На вопрос беллетрист ли Томпсон сложно дать утвердительный ответ. В его прозе отчетливо видно стилистическое мастерство, он тонкий психолог и бытописатель американского дна. Его можно сравнить с Чандлером, которого по мнению Кинга литературный истеблишмент определил бы на край стола как «негра с амбициями».

    писавший самые жуткие детективные романы эпохи

    Пожалуй, хватило бы просто «жуткие», потому что «самые» и «эпохи» — это перебор.

    вдобавок психопат

    В автобиографии «Неудачник» об этом ни сказано ни слова. Напротив, там есть немало занятных эпизодов демонстрирующих выдержку и здравомыслие писателя. Когда в конторе, где работал Томпсон появился новый начальник и вызвав его в кабинет начал говорить гадости про его мать и сестру с целью спровоцировать, а потом уволить, тот ничего ему не ответил и проглотил оскорбления, рассудив про себя, что ему нужны деньги, места же лучше он в этом городе не найдет.

    ответить

  • wall_E_ua 26 июля 2015, 19:15 пожаловаться

    #

    как раз обычный человек отреагирует на провокацию, а психопат — нет. он проглотит, а потом в один прекрасный момент…

    ответить

 
Добавить комментарий...